Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура фронтального занятия




Развитие слухового восприятия на групповом

Занятии

Групповое занятие — это форма организации слуховой дея­тельности в процессе РСВ в б—12-х классах школ глухих и сла­бослышащих. Однако проведение групповых занятий явля­ется рекомендацией, а не обязательной формой организации работы по РСВ. Можно по-прежнему проводить индивидуаль­ные занятия, если этого требуют индивидуальные особенности ученика, уровень овладения материалом и др. В то же время в этих классах целесообразно изменить форму организации учеб­ной деятельности по разным причинам: повысить интерес к РСВ, интенсивнее включать такие виды речевой деятельности, как диалог, монолог; развивать речевое общение между учите­лем и учащимися и друг с другом и т. п.

Задачей групповых занятий является усиление слухового компонента в комплексном слухо-зрительном восприятии речи с индивидуальной ЗУА в учебном и воспитательном процессах с целью организации общения с окружающими людьми как ус­ловия адаптации неслышащих и слабослышащих людей в сре­де слышащих.

Количество часов, отведенных по классам в названных школах, регулируется программами. Это количество часов может быть из­менено в соответствии с региональным и школьным компонента­ми специального (коррекционного) стандарта образования.

Группы комплектуются в зависимости от следующих условий:

— по возрастным признакам. Так, в б—8-х классах, как пра­вило, группы состоят из 2—3 человек, а в 9 — 12-х классах — из 3—4 человек;

— по уровню остаточного или сохраненного слуха. В группы подбираются учащиеся с приблизительно одинаковым состоя­нием слуха: 2—3 группы, 3—4 группы — в школах глухих по классификации Л. В. Неймана (1961), с 1 —2-й степенью, 2—3-й степенью снижения слуха — в школе слабослышащих, соглас­но классификации того же автора;


 




по уровню произношения;

— по уровню развития речи: оптимальный, сниженный, ог­раниченный, резко ограниченный и их наиболее близкие со­четания;

— по уровню обучаемости и обученности;

— по общему развитию учащихся.

Занятия проводятся, как правило, не реже двух раз в неделю продолжительностью 30 минут, т. к. в занятии участвуют не­сколько учащихся одновременно. При этом в группах со слабы­ми учащимися количество занятий можно увеличить до 3—4 раз в неделю. Все учащиеся должны выполнить программу.

Содержание работы определяется программой. В процессе работы используются тексты, адаптированные и неадаптирован­ные статьи из газет, журналов, книг. В ходе занятий использу­ются различные речевые единицы: предложение, словосочета­ние, слово, слог, звук.

Особенностью групповых занятий является то, что необхо­димо обеспечить активное участие всех учащихся группы в ра­боте по РСВ. Для этого организуется диалог в таких формах общения, как учитель -> учащиеся, учащиеся -> учитель, уче­ник -^ ученик. Поэтому используются текст, прочитанный в классе, материал с общеобразовательного урока. Можно пред­ложить задавать вопросы учителю, затем ученикам задать по одному-два вопроса друг другу.

Другой особенностью является отбор речевого материала для группы исходя из их индивидуальных и типологических особен­ностей. Для более сильной группы подбирается речевой матери­ал (текст, статья) большего объема и с более сложными речевы­ми конструкциями, для другой группы — несколько облегчен­ный материал как по объему, так и по речевым конструкциям; поэтому одну и ту же статью или текст из книги нужно адапти­ровать в зависимости от групповых особенностей детей.

Следующей особенностью является использование приема "вытягивание расстояния", особенно в школе для слабослыша­щих детей. Сначала материал различается с рабочего расстоя­ния, а затем с резервного, т. е. отодвигаясь от микрофона на оптимальное расстояние (для каждого ученика индивидуаль­ное). При этом можно рекомендовать самим учащимся опреде­лять оптимальное расстояние до собеседника с целью усиления собственного голоса в общении с детьми, учителем.

На групповом занятии, как и на индивидуальном, использует­ся догадка, ситуация, контекст, которыми следует учить пользо­ваться учащихся. Для этого нужно заранее продумать, какие


ситуации создать на занятии, какие вопросы задать, чтобы уче­ники, опираясь на контекст, могли догадаться и правильно от­ветить на вопрос.

В процессе групповых занятий нужно учить детей восприни­мать речь не только учителя и учеников, но и других людей (вос­питателя, повара, нянечки и т. д.). С этой целью можно успеш­но использовать магнитофонные записи и другие виды записи речи знакомых, родных и близких детям людей.

Как для глухих, так и для слабослышащих учащихся целе­сообразно использовать в групповых занятиях различение не только таких речевых единиц, как фраза, но и более мелких (слогов, звуков). Для этого можно подбирать слова, близкие по звучанию, отличающиеся слогом, звуком, например рама — мама, сорсон и др., а для слабослышащих I отделения — сло­ва с меньшей противопоставленностью типа: точка, бочка, коч­ка, мочка, дочка, ночка, леньлинь и др.

Основным видом восприятия речи в школах глухих и слабо­слышащих может быть слуховое. Зрительное восприятие ис­пользуется в зависимости от индивидуальных особенностей де­тей, от особенностей речевого материала, в виде помощи и в дру­гих случаях.

Проведение группового занятия не исключает проведение индивидуального занятия, особенно с теми детьми, у которых сохраняются дефекты произношения. Поэтому нужно предус­мотреть с ними проведение индивидуальных занятий по фор­мированию и коррекции произношения.

Как и индивидуальное, групповое занятие оснащается дидак­тическими материалами, схемами, таблицами, техническими средствами и другими пособиями.

Рассмотрим структуру группового занятия.

1. Организация начала занятия.

Устанавливается режим усиления, организуются приветствие и перекличка учащихся. Сообщаются тема, задачи занятия.

2. Организация диалога.

Диалог организуется на материале разговорно-обиходного характера или по теме с общеобразовательного урока, усвоен­ного прочно, чтобы содержание не вызывало сложностей осмыс­ления. Осмысление в данном случае не должно маскировать слуховое восприятие речи.

3. Различение текста или другого материала по теме занятия.
Здесь могут быть использованы различные речевые единицы,

различные виды работы (с таблицей, схемой, карточками, ма­кетами, конструктивными картинками и т. д.).


 




Это основная часть занятия, когда учитель может раскрыть все возможности детей: речевое развитие, мыслительные спо­собности, включить активно в процесс обучения слуховое вос­приятие у детей.

4. Различение материала на ухо без ЗУА.

Как и в индивидуальном занятии, следует продолжать рабо­ту по восприятию речи и элементов речи без усиленного слухо­вого контроля. Для этого можно предложить различать отдель­ные наиболее легкие фразы, слова, словосочетания, слоги и зву­ки. При использовании речевого материала разной сложности для РСВ нужно исходить из индивидуальных, речевых и слу­ховых возможностей детей.

5. Организация окончания занятия.

Учитель выясняет у учащихся, что они узнали нового, чем занимались на протяжении занятия; оценивает их участие в работе, мотивирует оценку их деятельности.

Таким образом, групповое занятие является одной из форм организации учебной деятельности детей, имеет определенные задачи и структуру. Однако структура занятия может менять­ся. Зависит это от содержания материала, индивидуальных осо­бенностей детей и мастерства учителя.

5.3. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НА ФРОНТАЛЬНОМ

ЗАНЯТИИ

Это специальное занятие, которое проводится в слуховом ка­бинете с учащимися 1—3-х классов школы глухих и слабослы­шащих по одному часу в неделю. Современным учебным пла­ном на фронтальные занятия отводится 10 часов в неделю. Там, где нет параллельных классов, фронтальные занятия проводятся с учащимися более старшего возраста. Продолжительность заня­тий — 45 минут.

Занятия проводятся по специальной программе. Каждое за­нятие реализует образовательные, воспитательные и коррек-ционные задачи. К образовательным относятся такие, как ов­ладение умением различать на слух направление источника звука, воспринимать звуко-ритмическую структуру слова и др. К воспитательным — формирование умения пользоваться сво­им слухом в различных жизненных ситуациях, воспитание правильного, адекватного отношения к своему дефекту слуха. К коррекционным — пользоваться слухом в работе по форми­рованию произношения, автоматизации и коррекции произно­шения, при работе по развитию речи и т. д.


На фронтальном занятии почти в равной доле (особенно в щколе глухих) используется слухо-зрительное и слуховое вос­приятие. Слухо-зрительное восприятие предшествует слухово­му восприятию, особенно при усвоении нового материала. На­пример, при знакомстве со звучанием инструментов, ранее не воспринимавшимся на слух, учителю следует назвать инстру­мент, дать соответствующую табличку и продемонстрировать звучание самого инструмента. При воспроизведении фразы вы­ясняется, понимают ли учащиеся содержание фразы, табличка с фразой вывешивается на наборное полотно, затем прослуши­вается звучание фразы. После такого слухо-зрительного воспри­ятия неречевого звука и речи материал предлагается на слух. Эти приемы работы применяются в школе глухих. В школе сла­бослышащих прием слухо-зрительного восприятия речи и не­речевых звуков может быть исключен. Восприятие сразу осу­ществляется на слух. Слухо-зрительное восприятие использу­ется в виде помощи, т. е. в том случае, если ученик не различает речевой или иной материал на слух.

Содержанием материала уроков в слуховом кабинете явля­ются неречевые звуки, слова, словосочетания и фразы.

Правильное чередование материала различного характера (неречевые звуки и речь), видов восприятия этого материала слухо-зрительно, на слух способствует развитию слухового вос­приятия у детей с нарушением слуховой функции.

Занятие проводит специалист, имеющий образование дефек-толога, т. е. окончивший специальное отделение факультета коррекционной педагогики по работе с глухими, слабослыша­щими детьми (отделение сурдопедагогики). В школе глухих эту работу проводит учитель-дефектолог, как это предусматрива­ется в штатном расписании. В школе слабослышащих — инст­руктор слуховой работы.

Фронтальное занятие проводится в слуховом кабинете по школьному расписанию.

Для слухового кабинета выделяется специальное помещение, которое находится вдали от источников шума: звуков окружа­ющей среды, физкультурного зала, рекреационных помещений, где проводятся перемены, и т. д. Для изоляции помещения от посторонних шумов стены и потолок обиваются специальными звукоизолирующими материалами, которые поглощают звуки.

Пол устилают ковром для заглушения вибрации. Двери и окна завешивают тяжелыми, поглощающими звуки занавеска­ми. Кроме того, двери обивают материалами, исключающими поступление шума из коридора школы.


 




Кабинет оборудуется мебелью: десятью-двенадцатью одноме­стными ученическими столами, поставленными полукругом, чтобы учащиеся видели друг друга и учителя; стол для учите­ля, классная доска, шкафы и стеллажи для наглядных пособий и другого подсобного материала.

Кабинет оснащается ЗУА коллективного назначения с пуль­тами управления на столе учителя, соединенным с каждым зву­коусиливающим прибором, расположенном на парте ученика, а также оснащается другой аппаратурой визуального и диагно­стического характера. На столе учителя располагается прямой микрофон на длинном гибком шнуре или без него, позволяю­щем учителю перемещаться по кабинету. Пульт управления дает возможность сочетать фронтальную и индивидуальную работу с учащимися, т. е. отключать телефон кого-либо из уча­щихся, уменьшать интенсивность звуков индивидуально для каждого ученика, отключать или, наоборот, включатьв работу весь класс, когда необходима фронтальная учебная деятель­ность всего класса и т. д.

На каждой парте находятся индивидуальные биноауральные телефоны, обратные индивидуальные микрофоны, регуляторы громкости.

Слуховой кабинет для фронтальных занятий оснащен мето­дической литературой.

Назначение слухового кабинета не только в проведении фрон­тальных занятий, но и в организации слухо-речевой работы школы, т. е. организационной, методической, консультацион­ной и управленческой. Названные функции выполняет учитель-дефектолог слуховой работы в школе глухих или инструктор слуховой работы в школе слабослышащих, нагрузка которого состоит из 20 часов в неделю, из них 10 часов — для организа­ции и управления методической и консультационной работой по РСВ и формированию произношения. В задачу заведующего слуховым кабинетом (по штатному расписанию — учитель-де-фектолог и инструктор слуховой работы) входит периодичес­кое исследование слуха учащихся при переходе с одной ступе­ни обучения (начальная, основная, средняя) на другую или при переходе из другой школы, при поступлении детей в школу; ис­следование произносительной стороны речи; организация слу­хо-речевой работы школы, посещение коррекционных занятий, общеобразовательных уроков с целью выяснения уровня рабо­ты по РСВ и произношению; организация консультационной я методической работы с учителями, воспитателями и родителя­ми учащихся школы.


Структура фронтального занятия

1. Установка режима усиления.

Как правило, установка не занимает более 1—2 минут. Учи­тель, прогрев заранее ЗУА, предлагает детям надеть телефоны, поставить регулятор громкости на соответствующее усиление. Затем проверяет, соответствует ли режим усиления тем данным, которые записаны у него. После этого произносит в микрофон несколько слов и небольшую фразу, чтобы выяснить, адаптиро­вался ли слух учащихся после перемены к новым условиям ра­боты в слуховом кабинете. Убедившись, что все учащиеся хоро­шо воспринимают речь, переходит к следующему этапу работы.

2. Перекличка учащихся.

Это один из способов "собрать" внимание учащихся, настро­ить их на работу. Перекличка может проводиться слухо-зри-тельно, на слух, с голоса учителя, воспитателя, учащихся. Вме­сто имен можно включать фамилии или имена с фамилиями. Таким образом, можно разнообразить переклички и трениро­вать слух учащихся воспринимать речь не только учителя, уча­щихся, но и других людей.

3. Организация деятельности учащихся.

Учитель сообщает тему и задачи занятия, организует способ восприятия его речи и речи учащихся, выясняет интересы уча­щихся, настраивает на реализацию поставленных задач.

4. Различение неречевых звуков.

Неречевые звуки доступнее для слуха учащихся по их мощ­ности и частотной характеристике. Поэтому РСВ лучше начать с них. Перед различением звуков учитель предлагает рассмот­реть предмет, издающий звук {барабан), выясняет, знают ли учащ иеся его н азвание (что это?), вывешивает на доску таб­личку [барабан и предлагает послушать его звучание. Одновре­менно соотносит звучание с названием, показывая на таблич­ку, при этом опирается на слухо-зрительное восприятие звука барабана и его названия с голоса учителя (учитель читает таб­личку с доски). Затем предлагает учащимся прослушать зву­чание барабана только на слух, без опоры на зрительный ана­лизатор. Аналогичная работа осуществляется с другими источ­никами звука (дудкой). После такой предварительной работы сравнивается звучание этих инструментов, сначала с опорой на слухо-зрительное восприятие, а затем только на слух. При этом учитель требует от учащихся отличать на слух, какой предмет (инструмент) звучал, и оформить ответ речью: Я слы­шал звук барабана.


 




5. Физкультминутка.

Как правило, она проводится в середине занятия. Учащимся предлагается встать и проделать несколько физических упраж­нений. Упражнения могут сопровождаться речью и движения­ми (элементы драматизации) с тренировкой зрительного, слу­хового восприятия. Например, учитель показывает красный шарик — дети стоят, зеленый — прыгают, желтый — марши­руют на месте; или под быструю музыку прыгают, под медлен­ную — шагают^или стоят.

6. Различение речевого материала.

Речевой материал для восприятия на слух более сложный по сравнению с неречевыми звуками. Для различения предлага­ются слова, словосочетания, фразы, в зависимости от темы, обо­значенной в программе, и уровня усвоения предыдущего мате­риала учащимися. Сначала выясняется, знают ли учащиеся это слово (словосочетание, фразу), для чего подбирается картинка, раскрывающая его сущность. Картинка вместе с табличкой при­крепляется к доске, например картинка и табличка со словом собака. Показ сочетается с произнесением (чтением таблички) и сокращенным, отраженным произношением учащимися. Так осуществляется слухо-зрительное восприятие слова (словосоче­тания, фразы). Затем учащиеся это словосочетание восприни­мают только на слух. Аналогичная работа проводится с другим словом, например мяч, а после этого предлагается различение этих слов между собой на слухо-зрительной и слуховой основе. Учащиеся определяют на слух, какое слово (словосочетание, фразу) произнес учитель, и оформляют ответ речью: Это дом, Это собака или: Я слышал слово "дом" ("собака").

7. Закрепление материала.

Эта часть занятия может проводиться в виде игры в лото, в домино, кроссворды и т. д. или в виде слуховых диктантов, где каждое слово обозначается квадратиками, отрезками прямых линий и др. Закрепление свидетельствует о том, как учащиеся усвоили материал занятия.

8. Организация окончания занятия.

Учитель выясняет у учащихся, чем они занимались на уро­ке, что узнали нового, подводится итог урока, т. е. отмечается активность учащихся, их успехи в восприятии звуков и речи, выставляются оценки. Причем каждая оценка должна быть мотивирована. Это составляет основу самооценки учащихся.

Предложенная структура может меняться в зависимости от темы, задач занятия, уровня сохранности слуха и развития речи, меры усвоения предыдущего материала, мастерства учи-


теля и т. д. Так, в школе слабослышащих, особенно в I отделе­нии, нет необходимости сначала материал различать на слухо-зрительной основе, а потом на слух. Это напрасная трата драго­ценного времени занятия. Работу по различению материала на слухо-зрительной основе можно опустить, а увеличить объем материала, различаемого на слух.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...