Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие слухового восприятия на внеклассном занятии




Развитие слухового восприятия осуществляется не только на общеобразовательном уроке, но и во внеклассной работе.

Задачей внеклассного занятия является закрепление и раз­витие приобретенных умений и навыков в ходе учебных заня­тий, т. е. включение материала РСВ и произношения в свобод­ную речевую и слуховую деятельность; расширение представ­лений о мире окружающих звуков, выработка ориентировки в звуковой среде.

С теоретической и практической точек зрения РСВ во вне­классное время разрабатывается крайне недостаточно. В специ­альной литературе изредка появляются отдельные статьи из опыта работы, посвященные этой проблеме, но этого явно недо­статочно для научного обоснования данного вопроса.

Наблюдения из практики работы школ-интернатов для детей с нарушением слуха показали, что развитие слухового воспри­ятия во внеклассное время может осуществляться в двух направ­лениях, а именно: в ходе выполнения режимных моментов, лю­бых внеклассных мероприятий; в ходе специально организован­ных мероприятий по РСВ.

Большое значение придается реализации первого направле­ния, т. к. оно занимает всю вторую половину дня школьника. Значимость РСВ во вторую половину дня повышается в связи с тем, что разнообразные виды деятельности учащихся соответ­ствуют условиям бытовой обстановки дома, вне школы, содей­ствуют переносу полученных умений и навыков в школе в усло­вия обихода, способствуют расширению общения. Поэтому во внеклассное время тоже нужно использовать ЗУА. Однако воз­можности использования ЗУА коллективного назначения огра­ниченны ввиду того, что она непортативна. Хотя в ряде случаев


во внеклассное время есть возможности использования ЗУА коллективного пользования, например во время проведения бесед, выполнения домашнего задания, настольных игр, про­смотра телепередач и т. п. Реализация этого направления ра­боты РСВ может осуществляться по типу общеобразователь­ных уроков: используется ЗУА коллективного пользования, основным видом восприятия речи является слухо-зрительное, рекомендуется восприятие речи на слух с ЗУА, с применени­ем экрана.

Наряду с первым направлением работы по РСВ в школах-ин­тернатах для детей с нарушением слуха практикуется второе направление, т. е. специально организованные мероприятия с целью развития слухового восприятия во внеклассное время. Так же как и первое направление, оно может проводиться в виде игр, например игры "Кто звонит?". Учащиеся определяют на слух источник звучания, который закрепляется за определен­ным героем сказки: у Лисы — колокольчик, у Зайца — бара­бан, у Волка — труба. Игры могут проводиться в любом возрас­те, однако их характер будет меняться. Например, в группах, где находятся дети из 4 — 5-х классов, можно провести игру "Почта". Воспитанники пишут своим друзьям по группе пись­ма (можно описать портрет друга), затем воспитатель читает их за экраном, а дети определяют, кому (о ком) это письмо. В стар­ших классах можно провести игру "Поле чудес", когда дети на слух различают буквы из слова, а затем угадывают слово цели­ком. При этом на общем трафарете слова каждая угаданная бук­ва в слове может обозначаться знаком "плюс", неугаданная — знаком "минус", а затем учитель произносит слово целиком за экраном. Внимательные и смышленые воспитанники помеча­ют в индивидуальных трафаретах те буквы, звуки, которые они восприняли через ЗУА, им легче будет отгадать слово.

Почти любую игру можно интерпретировать так, чтобы она служила РСВ.

Развитие слухового восприятия по второму направлению мо­жет осуществляться при проведении бесед, по результатам экс­курсии, просмотра кинофильма, телепередач, театральной по­становки, логопедических конференций и т. д.

В любом возрасте вызывает интерес у воспитанников работа в кружках, студиях речитативного пения, знакомства с музы­кальными инструментами и музыкальными произведениями, танцевальными ритмами и т. д.

Такое музыкальное занятие может быть проведено по следу­ющему плану.


 



5*



1. Беседа воспитателя с детьми о творчестве композитора.

2. Знакомство с содержанием песни, ее краткий анализ.

3. Работа с текстом песни, йотирование.

4. Прослушивание записи песни.

5. Воспроизведение ритма песни на элементарных музыкаль­ных инструментах (бубен, маракасы, металлофон и др.).

6. Организация окончания занятия.

На последующих занятиях осуществляются отработка про­износительной стороны песни, хоровое речитативное пение с ди­рижированием, выступление с песней перед учащимися.

По результатам проведенных занятий можно организовать следующие виды работы: "Концерт по заявкам"; заявки зара­нее собираются в письменном виде, а затем подбираются маг­нитофонные записи, воспитанники прослушивают и угадыва­ют их названия. При этом можно продумать виды помощи в виде трафаретов с названием этих музыкальных произведений и по­степенным открыванием шторок какой-либо части трафарета.

Вызывает интерес у детей такой вид заключительной работы по теме, как "Люби и знай свой город" или "Экскурсия в город-по­братим" и т. д. Предварительно проводятся экскурсии, изучают­ся главные улицы, архитектурные ансамбли и памятники, пишут­ся небольшие сочинения, подбираются открытки. Затем воспи­татель на одном из занятий читает за экраном эти сочинения, а учащиеся подбирают к ним открытки, угадывая, о чем идет речь.

Приведем примерный план такого занятия.

1. Организация начала занятия с называнием темы и задач.

2. Работа с планом города и определение мест архитектур­ных памятников, ансамблей (часть материала воспринимает­ся на слух).

3. Восприятие на слух сочинений воспитанников и подбор соответствующих открыток.

4. Просмотр телефильма о городе или чтение отрывков из про­изведений писателей и поэтов о памятниках и архитектурных ансамблях города (часть материала воспринимается на слух).

5. Заключительная беседа по теме.

6. Организация окончания занятия.

Такие виды работ выполняют сразу несколько функций: РСВ, формирование произношения, познавательную, развлекатель­ную и др.

Предлагаем примерный развернутый план внеклассного за­нятия по РСВ для учащихся 4, 5, 6-х классов школы глухих, проведенного Н. Н. Красиковой, Л. Г. Цветковой в школе глу­хих № 31 г. Санкт-Петербурга.


План занятия Тема. Люби свой город. Задачи:

— закрепление знаний по истории Санкт-Петербурга;

— воспитание любви к родному городу;

— развитие слухового внимания и памяти.

1. Организация занятия.

Ведущий. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о нашем городе, о людях, которые живут в нем, о нас с вами. Разделимся на две команды. За правильные ответы будете получать по пять очков. Посмотрим, кто выиграет.

2. Работа с табличками.

Ведущий. Нужно ответить на вопрос, выбрав из трех отве­тов на табличке правильный.

— [Как называется сейчас город?] 1

IМосква, Санкт-Петербург, Петрозаводск. _________

— [Как раньше назывался наш город?] Выберите эти назва­ния из предложенных.

— Петроград; Петрозаводск; Ленинград; Екатеринбург; Санкт-Петербург.

— В каком году был основан [Санкт-Петербург?]

11703, 1854, 1995.I

— При каком царе был построен [Санкт-Петербург?]

Царь Алексей Федорович

Царь Петр I

___________________ Царь Николай II

— В нашем городе много красивых зданий. [Назовите их.]

Эрмитаж. Зимний дворец, Кремль, Петропавловская кре­пость, Мавзолей, Адмиралтейство, Казанский собор.

— Эти здания построили архитекторы: Захаров, Трезини,
Растрелли, Воронихин.

Кто построил Зимний дворец? [Кто построил] Казанский со­бор? [Кто построил] Адмиралтейство? (Фамилии архитекторов записаны на таблице.)

Ведущий. Первая команда выиграла 15 очков, вторая — 15 очков.

1 Здесь и далее в квадратных скобках материал, предлагаемый для восприятия на слух.


 




3. Прослушивание музыки.

Ведущий. Послушайте музыку и определите, о каком она городе.

(Прослушивают музыку "Гимн городу", муз. Рейнгольда, Глиера и "Москва майская", муз. Дм. Покрасса).

Ведущий. Выиграла вторая команда, у нее 20 очков. У пер­вой команды — 15 очков.

4. Работа с открытками.

Ведущий. Вы ходили на экскурсию на Невский проспект. Каждая команда получает открытки. Выберите те, где изобра­жены здания, которые есть на Невском проспекте.

(Открытки с изображением Казанского собора, Русского му­зея, Гостиного двора, Инженерного замка, Московского вокза­ла, Петропавловской крепости. Каждой команде выдается кон­верт с набором этих открыток.)

Ведущий. Первая команда задание выполнила быстро и правильно, получает еще пять очков. У нее теперь 20 очков. Во второй команде были ошибки, ей три очка, всего 23 очка.

5. Конкурс капитанов.

Ведущий. Капитаны, пройдите к столу. Я буду за экраном читать строки из стихотворений. Вы должны угадать, какие сти­хи — о Петербурге. Они написаны на табличках ("Вечерняя пес­ня", ел. А. Чуркина, "С чего начинается Родина", ел. М. Мату-совского, "В музее В. И. Ленина", ел. С. Михалкова, "Цветет над тихой речкой яблоня", ел. В. Бокова).

Город над вольной Невой, Город нашей славы трудовой, Слушай, Ленинград, Я тебе спою Задушевную песню свою.

С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре. С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

Мы видим город Петроград В семнадцатом году: Бежит матрос, бежит солдат, Стреляют на ходу.


Цветет над тихой речкой яблоня, Сады, задумавшись стоят, Какая Родина нарядная, Она сама, как дивный сад.

Ведущий. Капитаны справились с задачей. Они получают по пять очков. Впереди первая команда. У нее 25 очков. У вто­рой команды 28 очков.

6. Игра "Телеграф".

Ведущий. Послушайте, капитаны, ритм строки из первого стихотворения и передайте по цепочке другим. Последний в цепочке возвращает мне ритм. Угадайте, какой это ритм.

(На таблице под строчками стихотворения записан ритм.)

Слушай, капитан [первой (второй) команды].

Город над вольной Невой,

Город нашей славы трудовой,

Слушай, Ленинград,

Я тебе спою задушевную песню свою.

Ведущий. Первая команда выполнила задание без ошибок. Она получает пять очков. Вторая команда сделала три ошибки. Она получает два очка. Итак, у первой команды [30 очков], у вто­рой команды тоже [30 очков]. Выиграла дружба! Всем победите­лям — конфеты. Угощайтесь, пожалуйста. Занятие окончено.

К внеклассным занятиям по РСВ предъявляется ряд требо­ваний, которые способствуют его эффективности.

1. Занятия оснащаются ЗУА коллективного или индивиду­ального пользования в зависимости от избранного направления работы, темы и задачи.

2. Специальные занятия по РСВ проводятся со всей группой в течение 30—40 минут во второй половине дня один-два раза в месяц.

3. Воспитатель должен хорошо знать уровень развития вос­питанников, степень сохранности слуха, вид ЗУА, который ис­пользуется воспитанниками.


 




4. Воспитатель должен слышать недостатки развития речи и произношения, владеть приемами коррекции.

5. Речь воспитателя должна быть четкой, выразительной, эмоционально окрашенной.

Как и на общеобразовательном уроке, воспитателю можно ре­комендовать включать для восприятия на слух 10—15 фраз, исходя из названных ранее принципов подбора речевого мате­риала для уроков.

В результате использования таких видов работы во внекласс­ное время закрепляются ранее приобретенные умения по вос­приятию речи, неречевых звуков, формируются новые слухо­вые представления, осуществляется перенос усвоенных ранее ЗУН в учебном процессе во внеклассные условия их примене­ния, расширяются познавательные интересы детей.

Таким образом, внеклассная работа по РСВ является неотъем­лемой частью всего учебного процесса школ для детей с нару­шением слуха.

Так как РСВ осуществляется в ходе всего учебного и вос­питательного процесса, мы предлагаем схему анализа обще­образовательного урока, внеклассного занятия с целью вы­яснения роли и места РСВ в названных формах организации учебной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...