Развитие слухового восприятия во внеклассное время
⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Эффективность работы по развитию слухового восприятия повысится, если материал будет отработан не только на индивидуальных и фронтальных занятиях, на общеобразовательных уроках, но и во внеклассное время. Задачами внеклассной работы по развитию слухового восприятия являются закрепление умений воспринимать речевой материал, отработанный в школе на занятиях и уроках; расширение представлений детей об окружающих звуках; выработка ориентировки в окружающей среде. В связи с этим учителя класса, учителя, ведущие индивидуальные занятия, и воспитатели должны работать в тесном контакте. Он выражается в совместном планировании и проведении ряда мероприятий, например: подготовка и проведение утренников, экскурсий в музей, посещение театра и др. При этом конкретно определяется роль и место учителя класса, учителя, ведущего индивидуальные занятия, воспитателя. Так, при подготовке утренника учитель и сурдопедагог разучивают с учащимися стихи, воспитатель готовит танцевальные номера или подвижные игры. Вся подготовка осуществляется с использованием звукоусиливающей аппаратуры. При выполнении домашних заданий учитель, сурдопедагог записывают в тетрадь для домашних заданий тот речевой материал (фразы, названия предметов и т. д.), которые воспитатель должен закрепить с использованием аппаратуры в ходе выполнения домашних заданий, режима дня, например: названия блюд (после обеда, ужина), названия постельных принадлежностей, выполнение поручений с ними и т. д. Приведем пример совместной работы над инсценировкой сказки «Репка». Эта сказка может быть прочитана на уроке чтения. Учитель выяснит понимание смысла прочитанного, усвоение содержания сказки. На фронтальных занятиях отрабатывается ритмико-интонационная структура основных реплик героев сказки. На индивидуальных занятиях сурдопедагог работает над произношением и выразительностью речи с учащимися в соответствии с их ролями. А воспитатель во внеклассное время репетирует всю инсценировку в целом. Выступление учащихся может быть проведено на новогоднем вечере, на вечере сказок И т. д. При работе над произношением и ритмико-интонациониой структурой можно использовать методику работы над стихотворением, описанную А. И. Чумановым¹.
К внеклассному занятию, направленному на развитие слухового восприятия, предъявляется ряд требований. 1. Занятие оснащают звукоусиливающей аппаратурой коллективного или индивидуального пользования, руководствуясь при этом темой и целью занятия. Так, подвижные игры нужно проводить с индивидуальной аппаратурой, а при прослушивании грампластинок можно использовать аппаратуру коллективного пользования. 2. Внеклассное занятие проводится со всей группой 30—40 минут во второй половине дня один раз в неделю. Время для занятий определяет воспитатель, исходя из режима дня школы-интерната. 3. Воспитатель должен хорошо знать состояние слуха учащихся, для этого познакомиться с аудиомётрическими данными и исследованием слуха речью. Это важно для организации дифференцированного подхода при проведении занятий по развитию слухового восприятия. Для внеклассных занятий можно рекомендовать такие виды работы, как проведение подвижных игр, прослушивание грампластинок, телепередач, посещение музеев, театров, организацию кружков речитативного пения, танцевального и др. В школах слабослышащих накоплен большой опыт внеклассной работы по развитию слухового восприятия, но, к сожалению, в литературе он не получил еще достаточно полного освещения. Тот материал, который опубликован в журнале «Дефектология», предназначен для школы глухих, однако с соответствующей интерпретацией он вполне применим и в школе слабослышащих. Это значит, что для каждого занятия подбирается более сложный материал, большего объема, усвоение этого материала
1 См.: Чуманов А. И. Работа над ритмом стихотворений с использованием остаточного слуха глухих учащихся.— Дефектология, 1977, № 1.
осуществляется в более короткие сроки. Вместе с тем необходима большая опора на слуховое восприятие слабослышащих учащихся. Воспитателям школ слабослышащих можно использовать игры, которые рекомендует Э. Н. Хотеева При организации игр используются звукоусиливающая аппаратура и такие музыкальные средства, как музыкальные игрушки, инструменты, пластинки, а также звуки, воспроизводимые самими учащимися (стук в дверь, звонок, свисток и т. д.) (последние можно использовать без помощи звукоусиливающей аппаратуры). Перед началом игры воспитатель объясняет ее содержание, ставит задачу перед ведущим и играющими, проводит пробный показ. После этого дети приступают к игре. Например, учащимся младших классов можно предложить игру «Кто первый?». Игра направлена на закрепление дифференциации на слух (без звукоусиливающей аппаратуры) звучаний барабана, звонка, свистка, соотнесению этих звучаний со словами резкий, низкий, высокий, выработку быстроты реакции на звуки. Перед началом игры дети под руководством воспитателя вспоминают название звучащих предметов («Что это?» — «Это барабан, свисток,-звонок»). Воспитатель предлагает прослушать звучание названных предметов и определить характер звучания («Какой звук у барабана?» — «У барабана низкий звук»). На середину круга выходят двое детей и становятся спиной к ведущему, у стула, на котором лежит один из предметов (свисток). Играющие по звуковому сигналу ведущего должны быстро взять игрушку со стула. Выигрывает тот, кто первым услышит и быстрее возьмет игрушку. Игру можно усложнить. Перед детьми на стул кладут несколько звучащих игрушек. По сигналу ведущего дети должны взять соответствующую игрушку: при звуке звонка — звонок, при звуке свистка — свисток и т. д. Выигрывает тот, кто правильно определит источник звучания и первым возьмет игрушку.
Со звукоусиливающей аппаратурой можно проводить речевые игры, игры по различению голосов животных, игры, связанные с математическим счетом, и т. д. В результате таких игр закрепляются ранее приобретенные навыки восприятия, формируются новые слуховые представления, уточняются значения слов, расширяются знания о предметах, явлениях, событиях. Наблюдения за слабослышащими детьми показывают, что особенно большой интерес они проявляют к прослушиванию на занятиях детских песен, стихов, сказок, музыки. Учащиеся очень любят занятия по различению музыкальных ритмов марша, вальса, 1 См.: Хотеева Э. Н. Игры на развитие слухового восприятия глухих детей во внеклассное время —Дефектология, 1976, №6.
польки и т. д., охотно двигаются под музыку, стараясь попасть в такт. Опираясь на эти интересы учащихся, можно организовать кружки художественного слова, драматический, танцевальный и пр. Примером организации и методики проведения таких занятий в кружке может служить опыт работы И. Г. Багровой '. Автором была проведена большая целенаправленная работа по организации музыкально-ритмической работы с глухими учащимися. Методика организации музыкально-ритмической работы с глухими учащимися вполне пригодна и приемлема в кружковой работе со слабослышащими детьми. Организацию кружковой работы целесообразно проводить в трех направлениях, как это описано автором. Первое направление — знакомство с музыкальными произведениями песенного характера. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями советских и зарубежных композиторов. Попутно они получают краткие сведения о творчестве этих композиторов. Дети учатся узнавать голоса популярных исполнителей песен, определять настроение, которое передает музыка и исполнитель. В ходе такой работы у них воспитывается чувство ритма, улучшается слуховое восприятие, повышается общеобразовательный уровень.
Вторым направлением работы является обучение речитативному пению. Сначала выбирается песня, состоящая не более чем из трех куплетов. Учащиеся прослушивают грампластинку с записью песни и одновременно следят за текстом, который заранее написан на доске, дирижируют, графически изображают ритм песни совместно с учителем, а затем самостоятельно. С каждым учеником отрабатываются трудные звукосочетания. Затем учащиеся все вместе исполняют песню без музыкального сопровождения, опираясь на графическое изображение ритма песни и собственное дирижирование. После того как произношение учащихся становится удовлетворительным, можно перейти к речитативному пению в сопровождении аккомпанемента. В дальнейшем при достижении хорошего исполнения (правильного произношения и соблюдения ритма) песню можно драматизировать, дополнить соответствующими ритмическими движениями, которые по возможности раскрывают содержание песни. Эти движения, в свою очередь, помогают учащимся соблюдать ритм. Такое занятие может быть проведено по следующему плану: 1. Беседа учителя с учащимися о месте песни в творчестве композитора. 2. Чтение текста песни и краткий его анализ. 3. Прослушивание грампластинки с записью песни. 1 См.: Багрова И. Г. Роль остаточного слуха в музыкально-ритмической работе с глухими школьниками.—Дефектология, 1973, № 1. 117. 4. Работа с текстом (расстановка в тексте орфоэпических знаков: словесного ударения, логического ударения, пауз и т. д.). 5. Графическое изображение ритма и дирижирование. На последующих занятиях осуществляется отработка индивидуального произношения по куплетам, хоровое речитативное пение с дирижированием, индивидуальное исполнение песни учащимися по куплетам и целиком, хоровое исполнение песни с интонированием. В процессе работы над речитативным пением у учащихся улучшаются произношение, ритм и темп речи, расширяется их представление о песне, музыке, творчестве композитора, воспитывается эстетический вкус. Методику обучения речитативному пению можно использовать в кружке художественного чтения. Третьим направлением работы является обучение танцам, к которому учащиеся подходят уже в достаточной мере подготовленными. У них уже сформированы элементарные представления о песне и пении, о ритме, о простейших движениях, которыми можно упрощенно раскрыть содержание песни. Перед началом работы по разучиванию танцев учащиеся учатся на слух отличать марш, вальс, польку. Обучение танцам, как показал опыт, лучше начинать с маршировки на месте, ходьбы по кругу с добавлением ритмических движений рук. Каждая фигура разучивается под музыку. Занятия можно проводить по следующему плану:
1. Прослушивание музыки, просмотр фигур танца. 2. Краткая беседа о характере танца. 3. Повторное прослушивание музыки, определение ритма танца. 4. Прослушивание музыки с выполнением простейших движений. 5. Разучивание фигур танца под счет. 6. Исполнение танца под аккомпанемент. 7. Исполнение танца под звучание пластинки. Вся работа осуществляется с использованием звукоусиливающей аппаратуры индивидуального пользования. Наряду с названными видами работы можно рекомендовать такие внеклассные мероприятия, как тематические экскурсии и игры. Например, можно провести заочную экскурсию в города-побратимы. Учащиеся под руководством учителя по открыткам изучают города, пишут небольшие сочинения об отдельных частях городов, делают зарисовки. Затем на заключительном занятии воспитатель с экраном читает рассказ о городах-побратимах, учащиеся подбирают соответствующие рисунки. Результатом может быть подготовка альбома о городах-побратимах с использованием открыток, рисунков и сочинений учащихся. Аналогичную работу можно провести по теме «Наши экскурсии по городу» (пригородам родного города и т. д.). При проведении игры «Почта» каждый учащийся пишет своему товарищу в классе письмо. Воспитатель с экраном, опустив имя ученика, читает письмо, а учащиеся определяют, кому это письмо написано. Эту работу можно начать в классе, а продолжить на внеклассном занятии. Сочетание различных форм работы по развитию слуха и формированию устной речи может дать положительный эффект, поможет учащимся наиболее полно использовать слух в дальнейшем, в жизненных ситуациях и производственной деятельности, будет способствовать совершенствованию социальной адаптации детей с нарушенной слуховой функцией. Вопросы и задания 1. Какова роль звукоусиливающей аппаратуры на общеобразовательном уроке? 2. Расскажите о методике работы с экраном на общеобразовательном уроке. 3. Назовите объем и характер речевого материала, который можно воспринимать с, экраном на общеобразовательных уроках. 4. Перечислите виды работы, используемые на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия. 5. Какие виды работы, использованные на индивидуальных занятиях, можно успешно применять на фронтальных занятиях? 6. Подумайте и расскажите, как методику работы над текстом, используемую на индивидуальных занятиях, можно применить на фронтальных занятиях. 7. Назовите разделы работы по развитию слухового восприятия при помощи неречевых звуков на фронтальных занятиях. 8. Назовите виды работы по развитию слуха речью, используемые на фронтальных занятиях. 9. Какие упражнения, применяемые для фронтальных занятий, можно использовать на индивидуальных занятиях? 10. Выделите те упражнения по развитию слухового восприятия во внеклассное время, которые вызывают у учащихся наибольший интерес. 11. Какова роль внеклассной работы по развитию слухового восприятия в процессе всей работы по развитию слуха? 12. В чем состоит значение упражнений по развитию слухового восприятия? Литература Багрова И. Г. Использование остаточного слуха в музыкально-ритмической работе с глухими школьниками.— Дефектология, 1973, № 1. Бельтюков В. И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухонемых произношению. М., 1960. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М, 1963. Кузьмичева Е. П. Содержание и организация работы по восприятию на слух устной речи глухими школьниками.— Дефектология, 1975, № 4. Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. М., 1961. Нейман Л. В. Основы методики слуховой работы в школах глухих и слабослышащих. М., 1974. Р а у Ф. Ф., Н е й м а н Л. В., Б е л ь т ю к о в В. И. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. М., 196L Хотеева Э. Н. Игры на развитие слухового внимания глухих детей во внеклассное время.— Дефектология, 1976, № 6. Шошин П. Б. Слуховая работа со слабослышащими школьниками: Основные принципы и их практическая реализация,—Дефектология, 1976, №5, 6.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|