Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие слухового восприятия во внеклассное время




Эффективность работы по развитию слухового восприятия по­высится, если материал будет отработан не только на индивиду­альных и фронтальных занятиях, на общеобразовательных уро­ках, но и во внеклассное время.

Задачами внеклассной работы по развитию слухового воспри­ятия являются закрепление умений воспринимать речевой мате­риал, отработанный в школе на занятиях и уроках; расширение представлений детей об окружающих звуках; выработка ориен­тировки в окружающей среде.

В связи с этим учителя класса, учителя, ведущие индивиду­альные занятия, и воспитатели должны работать в тесном кон­такте. Он выражается в совместном планировании и проведении ряда мероприятий, например: подготовка и проведение утрен­ников, экскурсий в музей, посещение театра и др. При этом конк­ретно определяется роль и место учителя класса, учителя, веду­щего индивидуальные занятия, воспитателя. Так, при подготов­ке утренника учитель и сурдопедагог разучивают с учащимися стихи, воспитатель готовит танцевальные номера или подвижные игры. Вся подготовка осуществляется с использованием звуко­усиливающей аппаратуры. При выполнении домашних заданий учитель, сурдопедагог записывают в тетрадь для домашних за­даний тот речевой материал (фразы, названия предметов и т. д.), которые воспитатель должен закрепить с использованием аппаратуры в ходе выполнения домашних заданий, режима дня, например: названия блюд (после обеда, ужина), названия по­стельных принадлежностей, выполнение поручений с ними и т. д.

Приведем пример совместной работы над инсценировкой сказки «Репка». Эта сказка может быть прочитана на уроке чте­ния. Учитель выяснит понимание смысла прочитанного, усвоение содержания сказки. На фронтальных занятиях отрабатывается ритмико-интонационная структура основных реплик героев сказ­ки. На индивидуальных занятиях сурдопедагог работает над произношением и выразительностью речи с учащимися в соот­ветствии с их ролями. А воспитатель во внеклассное время репе­тирует всю инсценировку в целом. Выступление учащихся мо­жет быть проведено на новогоднем вечере, на вечере сказок И т. д. При работе над произношением и ритмико-интонациониой структурой можно использовать методику работы над стихотво­рением, описанную А. И. Чумановым¹.

К внеклассному занятию, направленному на развитие слухо­вого восприятия, предъявляется ряд требований.

1. Занятие оснащают звукоусиливающей аппаратурой кол­лективного или индивидуального пользования, руководствуясь при этом темой и целью занятия. Так, подвижные игры нужно проводить с индивидуальной аппаратурой, а при прослушивании грампластинок можно использовать аппаратуру коллективного пользования.

2. Внеклассное занятие проводится со всей группой 30—40 минут во второй половине дня один раз в неделю. Время для за­нятий определяет воспитатель, исходя из режима дня школы-ин­терната.

3. Воспитатель должен хорошо знать состояние слуха уча­щихся, для этого познакомиться с аудиомётрическими данными и исследованием слуха речью. Это важно для организации диф­ференцированного подхода при проведении занятий по развитию слухового восприятия.

Для внеклассных занятий можно рекомендовать такие виды работы, как проведение подвижных игр, прослушивание грам­пластинок, телепередач, посещение музеев, театров, организацию кружков речитативного пения, танцевального и др.

В школах слабослышащих накоплен большой опыт внеклас­сной работы по развитию слухового восприятия, но, к сожале­нию, в литературе он не получил еще достаточно полного освещения. Тот материал, который опубликован в журнале «Де­фектология», предназначен для школы глухих, однако с соответ­ствующей интерпретацией он вполне применим и в школе слабо­слышащих. Это значит, что для каждого занятия подбирается более сложный материал, большего объема, усвоение этого материала

1 См.: Чуманов А. И. Работа над ритмом стихотворений с использова­нием остаточного слуха глухих учащихся.— Дефектология, 1977, № 1.

 

осуществляется в более короткие сроки. Вместе с тем необходима большая опора на слуховое восприятие слабослы­шащих учащихся.

Воспитателям школ слабослышащих можно использовать иг­ры, которые рекомендует Э. Н. Хотеева

При организации игр используются звукоусиливающая ап­паратура и такие музыкальные средства, как музыкальные иг­рушки, инструменты, пластинки, а также звуки, воспроизводимые самими учащимися (стук в дверь, звонок, свисток и т. д.) (по­следние можно использовать без помощи звукоусиливающей аппаратуры).

Перед началом игры воспитатель объясняет ее содержание, ставит задачу перед ведущим и играющими, проводит пробный показ. После этого дети приступают к игре.

Например, учащимся младших классов можно предложить игру «Кто первый?». Игра направлена на закрепление диффе­ренциации на слух (без звукоусиливающей аппаратуры) звуча­ний барабана, звонка, свистка, соотнесению этих звучаний со словами резкий, низкий, высокий, выработку быстроты реакции на звуки.

Перед началом игры дети под руководством воспитателя вспоминают название звучащих предметов («Что это?» — «Это барабан, свисток,-звонок»). Воспитатель предлагает прослушать звучание названных предметов и определить характер звучания («Какой звук у барабана?» — «У барабана низкий звук»).

На середину круга выходят двое детей и становятся спиной к ведущему, у стула, на котором лежит один из предметов (сви­сток). Играющие по звуковому сигналу ведущего должны быст­ро взять игрушку со стула. Выигрывает тот, кто первым услы­шит и быстрее возьмет игрушку.

Игру можно усложнить. Перед детьми на стул кладут не­сколько звучащих игрушек. По сигналу ведущего дети должны взять соответствующую игрушку: при звуке звонка — звонок, при звуке свистка — свисток и т. д. Выигрывает тот, кто правильно определит источник звучания и первым возьмет игрушку.

Со звукоусиливающей аппаратурой можно проводить рече­вые игры, игры по различению голосов животных, игры, связан­ные с математическим счетом, и т. д.

В результате таких игр закрепляются ранее приобретенные навыки восприятия, формируются новые слуховые представле­ния, уточняются значения слов, расширяются знания о предме­тах, явлениях, событиях.

Наблюдения за слабослышащими детьми показывают, что особенно большой интерес они проявляют к прослушиванию на занятиях детских песен, стихов, сказок, музыки. Учащиеся очень любят занятия по различению музыкальных ритмов марша, вальса,

1 См.: Хотеева Э. Н. Игры на развитие слухового восприятия глухих детей во внеклассное время —Дефектология, 1976, №6.

 

польки и т. д., охотно двигаются под музыку, стараясь по­пасть в такт. Опираясь на эти интересы учащихся, можно орга­низовать кружки художественного слова, драматический, танце­вальный и пр. Примером организации и методики проведения таких занятий в кружке может служить опыт работы И. Г. Баг­ровой '. Автором была проведена большая целенаправленная работа по организации музыкально-ритмической работы с глу­хими учащимися. Методика организации музыкально-ритмиче­ской работы с глухими учащимися вполне пригодна и приемле­ма в кружковой работе со слабослышащими детьми.

Организацию кружковой работы целесообразно проводить в трех направлениях, как это описано автором.

Первое направление — знакомство с музыкальными произве­дениями песенного характера. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями советских и зарубежных композиторов. Попутно они получают краткие сведе­ния о творчестве этих композиторов. Дети учатся узнавать голо­са популярных исполнителей песен, определять настроение, кото­рое передает музыка и исполнитель.

В ходе такой работы у них воспитывается чувство ритма, улучшается слуховое восприятие, повышается общеобразова­тельный уровень.

Вторым направлением работы является обучение речитатив­ному пению. Сначала выбирается песня, состоящая не более чем из трех куплетов. Учащиеся прослушивают грампластинку с за­писью песни и одновременно следят за текстом, который заранее написан на доске, дирижируют, графически изображают ритм песни совместно с учителем, а затем самостоятельно. С каждым учеником отрабатываются трудные звукосочетания. Затем уча­щиеся все вместе исполняют песню без музыкального сопровож­дения, опираясь на графическое изображение ритма песни и собственное дирижирование. После того как произношение уча­щихся становится удовлетворительным, можно перейти к речи­тативному пению в сопровождении аккомпанемента.

В дальнейшем при достижении хорошего исполнения (пра­вильного произношения и соблюдения ритма) песню можно дра­матизировать, дополнить соответствующими ритмическими дви­жениями, которые по возможности раскрывают содержание песни. Эти движения, в свою очередь, помогают учащимся со­блюдать ритм.

Такое занятие может быть проведено по следующему плану:

1. Беседа учителя с учащимися о месте песни в творчестве композитора.

2. Чтение текста песни и краткий его анализ.

3. Прослушивание грампластинки с записью песни.

1 См.: Багрова И. Г. Роль остаточного слуха в музыкально-ритмиче­ской работе с глухими школьниками.—Дефектология, 1973, № 1.

117.

4. Работа с текстом (расстановка в тексте орфоэпических знаков: словесного ударения, логического ударения, пауз и т. д.).

5. Графическое изображение ритма и дирижирование.

На последующих занятиях осуществляется отработка инди­видуального произношения по куплетам, хоровое речитативное пение с дирижированием, индивидуальное исполнение песни уча­щимися по куплетам и целиком, хоровое исполнение песни с ин­тонированием.

В процессе работы над речитативным пением у учащихся улучшаются произношение, ритм и темп речи, расширяется их представление о песне, музыке, творчестве композитора, воспи­тывается эстетический вкус. Методику обучения речитативному пению можно использовать в кружке художественного чтения.

Третьим направлением работы является обучение танцам, к которому учащиеся подходят уже в достаточной мере подготов­ленными. У них уже сформированы элементарные представления о песне и пении, о ритме, о простейших движениях, которыми можно упрощенно раскрыть содержание песни.

Перед началом работы по разучиванию танцев учащиеся учатся на слух отличать марш, вальс, польку. Обучение танцам, как показал опыт, лучше начинать с маршировки на месте, ходь­бы по кругу с добавлением ритмических движений рук. Каждая фигура разучивается под музыку. Занятия можно проводить по следующему плану:

1. Прослушивание музыки, просмотр фигур танца.

2. Краткая беседа о характере танца.

3. Повторное прослушивание музыки, определение ритма танца.

4. Прослушивание музыки с выполнением простейших дви­жений.

5. Разучивание фигур танца под счет.

6. Исполнение танца под аккомпанемент.

7. Исполнение танца под звучание пластинки.

Вся работа осуществляется с использованием звукоусилива­ющей аппаратуры индивидуального пользования.

Наряду с названными видами работы можно рекомендовать такие внеклассные мероприятия, как тематические экскурсии и игры. Например, можно провести заочную экскурсию в города-побратимы. Учащиеся под руководством учителя по открыткам изучают города, пишут небольшие сочинения об отдельных ча­стях городов, делают зарисовки. Затем на заключительном заня­тии воспитатель с экраном читает рассказ о городах-побратимах, учащиеся подбирают соответствующие рисунки. Результатом мо­жет быть подготовка альбома о городах-побратимах с использо­ванием открыток, рисунков и сочинений учащихся. Аналогичную работу можно провести по теме «Наши экскурсии по городу» (пригородам родного города и т. д.).

При проведении игры «Почта» каждый учащийся пишет своему товарищу в классе письмо. Воспитатель с экраном, опустив имя ученика, читает письмо, а учащиеся определяют, кому это письмо написано. Эту работу можно начать в классе, а продол­жить на внеклассном занятии.

Сочетание различных форм работы по развитию слуха и фор­мированию устной речи может дать положительный эффект, поможет учащимся наиболее полно использовать слух в дальней­шем, в жизненных ситуациях и производственной деятельности, будет способствовать совершенствованию социальной адаптации детей с нарушенной слуховой функцией.

Вопросы и задания

1. Какова роль звукоусиливающей аппаратуры на общеобразовательном уроке?

2. Расскажите о методике работы с экраном на общеобразовательном уроке.

3. Назовите объем и характер речевого материала, который можно вос­принимать с, экраном на общеобразовательных уроках.

4. Перечислите виды работы, используемые на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия.

5. Какие виды работы, использованные на индивидуальных занятиях, можно успешно применять на фронтальных занятиях?

6. Подумайте и расскажите, как методику работы над текстом, используе­мую на индивидуальных занятиях, можно применить на фронтальных занятиях.

7. Назовите разделы работы по развитию слухового восприятия при помо­щи неречевых звуков на фронтальных занятиях.

8. Назовите виды работы по развитию слуха речью, используемые на фронтальных занятиях.

9. Какие упражнения, применяемые для фронтальных занятий, можно использовать на индивидуальных занятиях?

10. Выделите те упражнения по развитию слухового восприятия во вне­классное время, которые вызывают у учащихся наибольший интерес.

11. Какова роль внеклассной работы по развитию слухового восприятия в процессе всей работы по развитию слуха?

12. В чем состоит значение упражнений по развитию слухового воспри­ятия?

Литература

Багрова И. Г. Использование остаточного слуха в музыкально-ритми­ческой работе с глухими школьниками.— Дефектология, 1973, № 1.

Бельтюков В. И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухонемых произношению. М., 1960.

Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М, 1963.

Кузьмичева Е. П. Содержание и организация работы по восприятию на слух устной речи глухими школьниками.— Дефектология, 1975, № 4.

Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. М., 1961.

Нейман Л. В. Основы методики слуховой работы в школах глухих и сла­бослышащих. М., 1974.

Р а у Ф. Ф., Н е й м а н Л. В., Б е л ь т ю к о в В. И. Использование и раз­витие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. М., 196L

Хотеева Э. Н. Игры на развитие слухового внимания глухих детей во внеклассное время.— Дефектология, 1976, № 6.

Шошин П. Б. Слуховая работа со слабослышащими школьниками: Ос­новные принципы и их практическая реализация,—Дефектология, 1976, №5, 6.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...