Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какому подготовительному навыку учить?




«Мне стало совершенно ясно, что пока Дэнни не на­учится концентрировать на мне свое внимание, на­учить его пить из чашки будет очень трудно, если не невозможно. Поэтому теперь я ставлю себе цель на­учить Дэнни смотреть на меня, когда я говорю: «Дэн­ни, посмотри на меня!»

Оборудование сцены. «Я решила заниматься с Дэнни каждый день в течение 5 минут, когда осталь­ные дети в школе и у меня есть немного свободного времени, которое я могу полностью ему посвятить. Я убрала с кухонного стола сахарницу, салфетки и ут­ренние газеты, чтобы ничто не отвлекало нас. Сту­лья я поставила так, чтобы мы могли сидеть близко и лицом друг к другу. Я хотела, чтобы он привык к этой обстановке, чтобы приход сюда стал для него обыч­ным и предсказуемым делом. Это и будут наши ежед­невные пятиминутные занятия на кухне».

Поощрение. «Составляя для Дэнни учебный план, я постаралась включить в качестве поощрения какое-нибудь любимое им угощение. Я знала, что он любит засахаренные сухие зерна и изюм. Поэтому я решила всегда держать наготове чашку с этим уго­щением. Я могла предположить, что процесс обу­чения сам по себе не захватит Дэнни настолько, что­бы он сконцентрировал на нем внимание, однако от послеполуденного угощения он не откажется ни за что

Во вторник я приступила к программе. Все было готово: стол был чист, стулья стояли друг против дру­га, а в чашке - засахаренные зерна и изюм. Я привела Дэнни и усадила на стул. Как только он сел, я дала ему засахаренное зернышко и похвалила: «Хороший мальчик, Дэнни, вот ты и сел!»

Сначала, когда я сказала: «Дэнни, посмотри на меня!» — он ничего не сделал. С таким же успехом я могла разговаривать сама с собой - Дэнни продол­жал смотреть в окно. Я сделала еще одну попытку, но тут он встал, чтобы походить и исследовать кухню. Я поняла, что слишком много от него хотела и что в сле­дующий раз нужно еще больше смягчить свое требо­вание. Но сначала я должна придумать, как вернуть его на стул».

Формирование умения. «Когда в своих блуж­даниях по кухне он повернул в сторону стула, я вста­ла и привела его обратно. «Дэнни, сядь!» - сказала я, помогая ему сесть на стул. Тут же я дала ему изю­минку и сказала: «Хороший мальчик! Вот ты и сел».

Словесные указания, физическое руководство и поощрение. «Когда Дэнни снова сел на стул, я уже знала, что второй раз я не допущу такой же ошибки, я не стану просить его сделать то, что он пока не в состоянии. Сидели мы по-прежнему друг против дру­га, только теперь я придвинула свой стул поближе. Затем я наклонилась так, чтобы моя голова оказалась на уровне его глаз. Взяв зернышко и поднеся к свое­му лицу, я сказала: «Дэнни, посмотри на меня!» — и мягко направила его голову так, чтобы он увидел свое лакомство. Ни на что больше он смотреть не мог, толь­ко на зерно, и на мгновение он, несомненно, сосредо­точил на нем свое внимание. Вознаградила я его не­медленно, положив лакомство ему в рот. «Молодец, Дэнни!»

Заканчивайте урок маленькой победой. «Это был подходящий момент для того, чтобы закончить урок, хотя длился он всего несколько минут. Тот факт, что он окончился маленькой победой, было важнее его продолжительности. Дэнни посмотрел на лакомство, и пока это было все, о чем я просила».

Непрерывность обучения и постепенный отказ от физической помощи. «Мы продолжали зани­маться каждый день. Каждое занятие длилось 4-5 ми­нут. Я давала команду: «Дэнни, посмотри на меня!»— и несколько раз поощряла его усилия. По прошествии нескольких дней я начала направлять его голову не так твердо, как раньше, и потом все меньше и меньше помогала ему физически. Прошло много дней, и, на­конец, я смогла привлечь его внимание, совсем не направляя голову. Когда мне удалось научить его уста­навливать со мной зрительный контакт, я начала учить его с каждым разом удерживать внимание чуть дольше. Чтобы добиться этого, я на несколько секунд оттягивала вручение награды и только потом отда­вала ее. Теперь, когда я говорю: «Дэнни, посмотри на меня!» — он на меня действительно смотрит!»

Занятия пошли успешнее. Когда Дэнни научился реаги­ровать на указание «Дэнни, посмотри на меня!», маме стало гораздо легче привлекать к себе его внимание, а это совершен­но необходимо для обучения всем навыкам. Конечно, это тре­бует времени, терпения и постоянных, ежедневных усилий, но нетрудно догадаться, что бы ответила вам мама Дэнни, если бы теперь вы спросили ее, стоило ли все это делать. Она стала учить Дэнни пить из чашки, есть ложкой и играть в простую игру - класть бельевые прищепки в открытую коробку.

Как научить ребенка концентрировать внимание?

Почти все виды навыков требуют, чтобы при обучении ребе­нок сосредотачивал внимание: на вас, на игрушках, предметах, на других детях или правилах игры. Поэтому, прежде чем на­чинать рассказывать о работе над другими навыками, рассмот­рим семь способов повышения способности ребенка концент­рировать внимание.

Стойте рядом

Когда вы разговариваете с ребенком, помните, что он должен видеть и слышать вас. Поначалу он может испытывать трудно­сти, даже если, разговаривая с ним, вы находитесь в другом кон­це комнаты.

Позаботьтесь о том, чтобы ваше лицо было на уровне его глаз

Старайтесь расположиться так, чтобы ребенок видел ваше лицо. Ведь это именно то, на чем он должен сосредоточиться. Если малыш сидит на полу, присядьте на корточки, чтобы он мог вас видеть. Если он сидит за столом, сядьте напротив. Сде­лайте так, чтобы ребенку было как можно легче наблюдать за вашим лицом.

Зовите ребенка по имени

Есть слово, которое ребенок поймет скорее всего. Это его имя. Прежде чем попросить о чем-нибудь, привлеките его внимание, окликнув по имени. Тогда он поймет, что вы разговари­ваете с ним. Не продолжайте, пока он не повернется и не посмотрит на вас. Если он не поворачивается, позови­те его по имени снова. По возможно­сти, старайтесь называть именно имя. Понять личные местоимения (я, ты, мне) труднее. Если ребенок все же не откликается на свое имя, поверните его лицо к себе, нежно взяв за подбо­родок.

«Дженни, возьми мяч!»

«Дай папе мяч!»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...