Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 4. Виды, способы фальсификации и методы ее обнаружения




1. Понятие фальсификации

2. Объекты и виды фальсификации

3. Исторический аспект фальсификации товаров

1. Понятие фальсификации

Фальсификация (от лат. Шзюо — подделываю) — действия, направленные на обман получателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

В широком смысле фальсификация может рассматриваться как действия, направлен­ные на ухудшение потребительских свойств товара или уменьшение его количества при со­хранении наиболее характерных, но несущественных для его использования по назначению свойств. Фальсификация пищевых продуктов чаще всего производится путем придания им отдельных наиболее типичных признаков, например внешнего вида при общем ухудшении или утрате остальных наиболее значимых свойств пищевой ценности, в том числе и безопас­ности.

Понятие "фальсифицированные товары" иногда путают с понятиями "товары-заменители" (суррогаты, имитаторы) и "дефектные товары". Это не случайно, так как заме­нители и дефектные товары широко используются для целей фальсификации, при этом по­лучателю и/или потребителю умышленно не предоставляется необходимая информация.

Заменители и дефектные товары не относятся к фальсифицированным, если на мар­кировке или в товарно-сопроводительных документах указано их подлинное наименование, а цена соответствует их качеству и происхождению (например, кофейные напитки с таким на­именованием не являются фальсификатами).

Следует отметить, что взгляды на товары-заменители, особенно если происходит час­тичная замена одного товара другим, в разные периоды меняются. Так, в конце позапрошло­го века при производстве пива даже частичная замена солода на несоложеные материалы не допускалась и считалась фальсификацией, что особо оговаривалось в германском законода­тельстве. В практике современного пивоварения из-за нехватки солода применение несоло­женых материалов допускается соответствующей технической документацией.

Разные требования отмечаются по отношению к маргарину как заменителю сливочно­го масла. В законодательстве конца XIX века подкрашивание маргарина под цвет сливочного масла не разрешалось, а сейчас является непременным условием его производства. При этом следует учесть, что маргарин, выпускаемый в настоящее время, неидентичен маргарину кон­ца XIX века. Последний получали из свиного сала, вследствие чего его можно идентифици­ровать по вкусу и запаху, а при отсутствии подкраски — по цвету, сегодня по органолепти-ческим показателям отличить сливочный маргарин от сливочного масла значительно труд­нее.

2. Объекты и виды фальсификации

Объекты фальсификациями идентификации одни и те же, так как фальсификация — один из двух возможных результатов идентификации.

При фальсификации обычно подвергается подделке одна или несколько характери­стик товара, что позволяет выделить несколько видов фальсификации:

ассортиментная (видовая);


Добавки — это вещества или сырье, добавляемые к пищевым продуктам для улучшения их потребительских свойств.

Пищевые добавки широко используются в пищевой промышленности и предусмотре­ны рецептурой изготовляемых продуктов питания. На маркировке многих отечественных и импортных товаров, особенно европейских, указываются разрешенные пищевые добавки, которые согласно "Кодекс алиментариус" маркируются знаком "Е" с порядковым номером пищевой добавки (например, Е 300 — лимонная кислота). Использование таких пищевых цобавок нельзя относить к фальсификации. Качественной фальсификацией считается приме­нение разрешенных и неразрешенных добавок, непредусмотренных рецептурой, с целью введения в заблуждение потребителя относительно истинных потребительских свойств това­ра.

К качественной фальсификации относится подкрашивание или ароматизация пище­вых продуктов, не предусмотренные рецептурой и технологией производства и предназна­ченные для придания продукту свойств, позволяющих имитировать их повышенную пище­вую ценность. Конечная цель фальсификаторов - - создание потребительских предпочтений на товары пониженного качества путем придания видимости повышенных потребительских свойств.

Примером такой качественной фальсификации могут служить безалкогольные напит­ки с частичной или полной заменой сахара подсластителями, с использованием синтетиче­ских красителей и ароматизаторов, которые не предусмотрены рецептурой, особенно если эти пищевые добавки не разрешены или прямо запрещены "Медико-биологическими требо­ваниями и санитарными нормами качества продовольственного сырья и пищевых продук­тов".

Применение даже разрешенных пищевых добавок, несвойственных продукту опреде­ленного наименования и непредусмотренных рецептурой его приготовления, при отсутствии информации об изменении состава и рецептуры должно считаться фальсификацией с целью эбмана потребителей. Информированный потребитель вправе сам сделать выбор товара, ис-кодя из личного отношения к пищевым добавкам. Применение неразрешенных в России до-эавок совершенно недопустимо, так как товар может оказаться опасным для потребления Кроме того, на него не будет выдан гигиенический сертификат и сертификат соответствия

Подкрашивание и другие способы подделки с целью обмана потребителя широко применялись в дореволюционной России. Например, толченым кирпичом подкрашивалось в оранжевый цвет пшено пониженного качества, что придавало ему сходство с высококаче­ственным оренбургским пшеном, пользовавшимся у потребителей повышенным спросом.


ч.г ирганолептические показатели

Органолептические показатели — характеристики основополагающих потребитель­ских свойств, определяемые с помощью органов чувств человека. К общим органолептиче-ским показателям относятся: внешний вид, вкус и запах, консистенция. Внешний вид — комплексный показатель, включающий ряд единичных: форму, окраску, состояние поверх­ности Для некоторых пищевых продуктов окраску (цвет) выделяют как самостоятельный единичный показатель Остальные общие органолептические показатели являются единич­ными.

Внешний вид — не только самый доступный и распространенный, но и один из наибо­лее значимых критериев идентификации. Именно с этого показателя начинается идентифи­кация изготовителями, продавцами и потребителями, а при обнаружении несоответствия оп­ределение других критериев нецелесообразно. Однако внешний вид как критерий идентифи­кации не обладает достаточной степенью надежности, так как фальсификация товаров чаще всего осуществляется путем подделки внешних признаков. Например, только по внешнему виду невозможно идентифицировать кофе, чай, алкогольные напитки, сливочное масло, так как используемые заменители чаще всего имеют внешний вид, трудноотличимый от нату­рального продукта.

Вкус и запах — наиболее характерные показатели пищевых продуктов, но и они не являются надежными критериями, так как тоже могут быть фальсифицированы. Так, при не­которых способах фальсификации вин ("сахарное" или "изюмное" вино) обычному потреби­телю трудно выявить подделку по вкусу и запаху.

Консистенция — один из возможных критериев идентификации, но так же, как и пре­дыдущие, не является надежным. При фальсификации некоторых товаров консистенция не изменяется, например, при разбавлении алкогольных, безалкогольных напитков, молока, масла животного. В ряде случаев фальсификаторы стремятся сделать консистенцию замени­теля аналогичной натуральному продукту.

Кроме общих органолептических показателей, многим пищевым продуктам свойст­венны и специфичные: внутреннее строение, прозрачность, соотношение твердой и жидкой фракций. Эти показатели также могут быть использованы для целей идентификации

Внутреннее строение имеет множество синонимов: состояние мякиша (у хлебобулоч­ных изделий), вид фарша на разрезе (у колбасных изделий), рисунок (у сыров), вид на изломе (мармелад). Этот показатель может быть комплексным или единичным. Например, состоя­ние мякиша хлеба — комплексный показатель, который характеризуется цветом мякиша, его пористостью, эластичностью, отсутствием непромеса и закала. В то же время рисунок сыра. вид фарша на разрезе колбас и другие относятся к единичным показателям.

Показатель внутреннего строения — один из наиболее значимых, но недостаточно достоверный. Остальные специфичные показатели также имеют этот недостаток.

Таким образом, органолептические показатели — наиболее доступные, простые, но недостаточно достоверные. Поэтому они не могут быть единственными критериями иденти­фикации и должны быть дополнены физико-химическими показателями, которые отличают­ся большей степенью достоверности и объективности. В отличие от органолептических фи­зико-химические показатели должны применяться для идентификации выборочно

4.3 Физико-химические показатели

Это характеристики физических и химических свойств пищевых продуктов, опреде­ляемые физическими и химическими измерительными методами испытаний.

Эти показатели специфичны и характерны только для определенных групп однород­ных пищевых продуктов, а иногда даже и для отдельных видов. Перечень общих физико-химических показателей весьма ограничен (например, массовая доля воды или сухих ве­ществ), и они не всегда пригодны для целей идентификации. Многие физико-химические по­казатели не могут служить критериями идентификации. Например, в качестве критериев идентификации бесполезно использовать содержание спирта, сахара, титруемую кислот-


качественная; количественная; стоимостная; информационная.

Для каждого вида фальсификации характерны свои способы подделки товара. Взаи-;вязь характеристик товара с видами фальсификации представлена на схеме 3.

Наряду с рассмотренной классификацией видов и способов фальсификации можно швить еще две группы способов фальсификации в зависимости от места ее осуществления

технологическая;

предреализационная.

Технологическая фальсификация — подделка товаров в процессе технологического [кла производства.

Примером может служить использование технического спирта при приготовлении во->к, вин, ликероналивочных изделий.


Предреализационная фальсификация----- подделка товаров при подготовке их к про­
даже или при отпуске потребителю.

Это, например, реализация маргарина, выдаваемого за сливочное масло, замена этике­ток на низкоценных консервах этикетками с наименованием высокоценных, отпуск мяса низших категорий и сортов по цене и с указанием более высоких градаций.

В этом случае применяются уже указанные ранее способы фальсификации (использо­вание заменителей, добавок, дефектной продукции, недовес и т.п.).

Методы обнаружения фальсификации применяются те же, что и при идентификации, поскольку фальсификация является лишь альтернативным результатом идентификации.

3. Исторический аспект фальсификации товаров

Фальсификация товаров с правовой стороны представляет разновидность торгового обмана, мошенничества. Исходя из очевидного вреда фальсифицированных продуктов для здоровья потребителей, при создании законодательных актов о фальсификации следует ис­ходить из того, что как производитель, так и посредник должен не только остерегаться вве­дения в заблуждение потребителя с помощью одного из тех обманных способов, которые квалифицируются как мошенничество, но обязан сделать все необходимое для того, чтобы покупатель имел ясное представление об истинном достоинстве своей покупки. Именно этой точки зрения придерживалось законодательство Германии (1879 г.), поставившее под право­вую охрану пищевые продукты, игрушки, обои, краски, а также посуду для питания, приго­товления пищи и т.д. Этот закон наиболее сурово наказывал за попытку фальсификации и противодействие контролю за торговлей товарами. Так, денежный штраф до 150 марок и арест грозил тем, кто нарушал полицейские предписания о правилах торговли, тюрьма до 6 месяцев или штраф до 1500 марок — за подделку пищевых продуктов, их хранение и прода­жу.

Законы о фальсификации пищевых продуктов были приняты в XIX веке во многих развитых европейских странах — во Франции (1851 г.), Италии (1890 г.), Бельгии (1891 г.), а затем в Англии, Австрии, Швейцарии. В законах этих стран предусматривались меры нака­зания за фальсификацию товаров — достаточно строгие штрафы, размер которых зависел от степени вреда, наносимого здоровью потребителей фальсифицированных товаров, а также меры пресечения — лишение гражданских прав, почетных званий, арест и тюремное заклю­чение.

Следует отметить, что понятие фальсификации товаров трактовалось в различных ев­ропейских странах по-разному, в соответствии с этим и различным было наказание за под­делку пищевых товаров. С этой точки зрения наиболее легкими были наказания в Англии и Австрии, поскольку законодательство этих стран ограничивало понятие фальсификации, ис­ключая из своих положений случаи неумышленной продажи по незнанию фальсифициро­ванной продукции. В то же время в Германии неумение продавца выявить подделку не осво­бождало его от наказания.

Российские архивные документы свидетельствуют о том, что вопрос о фальсифика­ции и у нас в стране не относится к числу новых. Так, в правление Петра I был принят ряд указов о торговле пищевыми товарами на рынках столицы. Сенатский указ от 18 сентября 1713 г. предписывал: "В мясных рядах скотину бить и продавать по-прежнему здоровую, а ежели у кого явится больная, то такой не бить и не продавать и смотреть крепко, чтобы тай­но того мясники не делали".

В указе 1718 г. запрещалась продажа "нездорового съестного харча и мертвечины" и устанавливались жесткие меры наказания: "за первую вину будет бит кнутом, за вторую — сослан на каторгу, за третью — учинена будет смертная казнь".

В указе 1722 г. предписывалось "несвежее мясо бросать собакам или велеть закапы­вать в землю в особливых местах, а ежели у кого для продажи явится какая мертвечина и за то таковых бить кнутом и, вырезав ноздри, ссылать на каторгу на урочные годы". Надзор за качеством продукции был возложен на полицию. Указами Сената (1756 г.) определялись


права полиции, которая должна была следить также за ценами на пищевые продукты на рын­ках. "Пристав должен посещать рынки своей части, и буде усмотрит жалобу или дороговиз­ну, то о том, чего сам исправить не может, предлагать управе".

Однако, несмотря на тяжесть наказаний, учреждение в помощь полиции специальных служб, осуществляющих надзор за доброкачественностью продукции, проблема оставалась острой и в середине XVIII века, и в начале XIX века. Свидетельством этому служит принятие указов, датированных 1837, 1841, 1861, 1866 гг. Так, согласно Уставу о наказаниях, налагае­мых мировыми судьями (1855 г.), устанавливался штраф до 100 рублей на виновных за "при­готовленные к продаже или продажу съестных припасов или напитков, вредных для здоро­вья или испортившихся, а равно подделку посуды из вредных для здоровья материалов" (ст. 115) или предусматривался арест сроком до одного месяца.

В Законе от 12 мая 1890 г. к приготовлению для продажи и к самой продаже было приравнено хранение фальсифицированных товаров в торговых и промышленных помеще­ниях. Были увеличены наказания: штраф — до 300 рублей и арест — до 3 месяцев.

Среди пищевых продуктов, которые упоминались в законодательстве, были хлеб, мя­со (1845 г.), коровье масло, маргарин и искусственное масло, жиры (1891 г.). В дальнейшем список пополнили пчелиный мед, кофе, молоко, мука, пиво, сахарин, чай, суррогаты женско­го молока и др.

В начале XX века в России вновь поднимается вопрос о фальсификации продуктов. Проф. В.Е. Таиров, располагая информацией о фальсификациях виноградного вина, обратил­ся к ведущим ученым страны с предложением высказать свое мнение о подделках, с которы­ми они встречаются по роду своей деятельности. На основе присланных материалов В.Е. Таиров разработал проект закона "О фальсификации пищевых продуктов", однако этот закон по каким-то соображениям не, был принят.

До революции в России помимо законодательных мер защиты от фальсификации бы­ли приняты меры, которые с позиции сегодняшнего дня можно назвать социальными. Так, придавались гласности фамилии и имена изготовителей подделок, публиковались книги, в которых описывались способы определения фальсифицированных товаров.

Изучение исторического аспекта проблемы фальсификации позволяет взглянуть на события сегодняшнего дня более квалифицированно. Выясняется, что имеется определенный опыт борьбы с фальсификацией товаров и противодействия ее последствиям. Поэтому имеет смысл вспомнить все то, что эффективно, полезно, и применить это в нашей действительно­сти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...