Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

М.Вебер и его роль в становлении социологии




Выдающуюся роль в развитии социологии в конце прошлого и начале нынешнего века сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер. (1864-1920) С точки зрения Вебера социология должна изучать, прежде всего, поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Но не любое их поведение является предметом изучения социологии, а только такие которые осмыслены им с точки зрения цели и средств их достижения и также ориентированы на других субъектов, т.е. учитывают влияние на них своих дей­ствий и их ответную реакцию на это. Социальные действия составляют по Веберу, сис­тему их сознательного и осмысленного взаимодействия и образуют предмет изучения для так называемой понимающей социологии.

Вебер создал и развил концепцию понимающей социологии, задачи которой заклю­чаются в том, чтобы понять и объяснить посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления.

Вначале Вебер разрабатывал социологию как политическую социологию экономического поведения людей. Он полагал, что изучение поведения индивида или группы является предметом социологии, однако она должна изучать и намерения, убеждения и смысл, которые выступают основанием для действий. Вебер вводит категорию «понимание», которую он рассматривает как процедуру, метод, предваряющий любое социологическое исследование. Поэтому в качестве субъектов действия социология должна исследовать не коллективы, а индивида.

Объектом соц. анализа выступали политические и правовые отношения прошлого и

настоящего (социология политики и права). Исследуя гуманитарные науки, Вебер видит их

уязвимость в том, что знание получают при помощи интуиции, путём вживания, вчуствования в мир чужой души, а стало быть, такое знание не обладает общезначимостью естественных наук. Каким же образом возможно логическое, общезначимое познание индивидуального, где критерий?

Критерием выступает "отнесение к ценности ". Ценности могут быть теоретическими –

истина; политическими – справедливость; нравственными – добро; эстетическими - красота и т. д.

Они надсубъективны, имеют абсолютное значение в рамках определённой исторической эпохи. То есть науки гуманистические, должны быть свободны от оценочных (субъективных) суждений. Таким средством для Вебера выступает понятие "идеальный тип", который не просто извлекается из социальной реальности, а конструируется как теоретическая схема, а только потом соотносится с эмпирической реальностью. Так, экономический обмен, капитализм, христианство, ремесло и т. д.,- суть идеально-типические конструкции, употребляемые в качестве средств для изображения исторических образований. Они несут в себе характер некоторой утопии, полученной путём мыслительного усилия, выделения определённых элементов действительности.

Задача социологии - устанавливать общее правило событий безотносительно к

пространственно-временному определению этих событий.

Политическими отношениями или политикой в широком смысле он называет отношения,

связанные с самостоятельным руководством в той или иной отрасли общественной жизни

(финансовая политика, политика образовательная и т. д.). В узком смысле - руководство или влияние на руководство политических организацией и, прежде всего, влияние государства.

Политика означает - стремление к прямому участию в осуществлении власти или хотя бы стремление влиять на её распределение внутри или между государствами. Тот, кто занимается

политикой - стремится к власти, ради достижения либо идеальных, либо эгоистических целей.

Власть реализуется в определённых системах отношений "господства-подчинения". Для

человека как общественного существа характерно стремление отыскать целесообразность в

подобных отношениях, то есть властные отношения должны быть оправданы. Государственная

власть как система отношений господства и подчинения опирается на такие средства как

принуждение и насилие, но для их применения необходимы определённые правовые формы и нормы.

Он выделяет три основные сферы общественной жизни:

− сфера власти;

− сфера экономики;

− сфера ценностей.

В сфере политической власти М. Вебер считал неизбежной тенденцию к авторитаризму,

основанному на беспрекословном повиновении власти. Прямая демократия неосуществима, так как она представляет собой договор о власти на короткий срок, смысл которого в принуждению к

послушанию.

Господство - такое отношение между управляющим и управляемым, при котором управляющий может навязывать управляемым свою волю путём обязывающих приказов и т. д.

Отношения власти - взаимосвязь управляющих и управляемых. Обладающие властью не только опираются на физическое принуждение, но и убеждают подчинённых в необходимости повиновения, оправданности своих действий. Однако одного насилия недостаточно длительного

господства, поэтому необходимо наличие определённых ценностей, убеждений.

Легитимность, т. е. законность, означает признание господствующей власти, доказательство

властными группами правомерности, справедливости притязаний. Признание массами политической власти, придаёт ей авторитет.

Идеальные или "чистые" типы легитимного господства:

− традиционное;

− харизматическое;

− легальное, бюрократическое.

Традиционное господство базируется на вере и обычаях. Уважение к власти сильно до тех

пор, пока она традиционна, их нарушение таит угрозу отлучения от власти. Традиционное общество сильно верой людей в нерушимость обычаев власти властителей. Это господство, при котором властные функции осуществляются людьми знатного происхождения, при них власть приобретает черты сакральные.

Харизматическое – основано на обаянии и силе отдельной личности (харизме), сумевшей

сплотить вокруг себя людей. Такая власть жива, покуда жива харизматическая личность, которая

подбирает себе окружение исходя из принципа личной преданности

Легальное господство в форме бюрократии предоставляет возможности для большинства

членов общества, поскольку главным критерием здесь является равенство всех перед законом.

Однако бюрократия имеет и свои минусы, возводя сам бюрократический процесс в незыблемую процедуру. Однако всё же это самая предпочтительная и передовая форма, так как люди здесь обладают равными (относительно) возможностями, что и демонстрирует любое современное демократическое государство.

Вебер определяет социальный класс как совокупность индивидов, выделяемую на основании

как экономических, так и неэкономических критериев. Экономические описывают отношение

индивида к собственности и его "жизненные возможности", проистекающие из этого отношения.

Вторая группа критериев (неэкономических) позволяет ещё более увеличить число классов в

обществе, находя основание для их выделения в "групповом статусе" - общности образа жизни и

социальном престиже.

Важнейшей составляющей социологии Вебера является концепция идеальных типов. Вебер трактовал идеальный тип, как «интерес эпохи выраженный в виде теоретической конструкции». Это некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной ему эпохи. В этом отношении в ка­честве идеальных типов могут выступать моральные, политические, религиозные и другие ценности и вытекающие из них установки поведения.

Вебер выделял следующие типы социального действия: целерациональный, ценно­стно-рациональный, аффективный и традиционный. Целерациональное действие - это когда человек ясно представляет себе цель действия и средства ее достижения. Ценно-стнорациональное действие совершается через сознательную веру в этическую, эсте­тическую, религиозную ценность определенного поведения. Аффективное действие происходит через бессознательные психологические импульсы и чувства. Традицион­ные действия осуществляются через привычку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...