Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Роль государственных финансов в повышении темпов технического обновления экономики с целью достижения экономического роста




государственный экономика налоговый финансы

Центральной задачей экономической политики в настоящее время и на среднесрочную перспективу остается обеспечение условий для высоких темпов экономического роста при одновременной структурной трансформации экономики страны. Предстоящие 3-5 лет следует рассматривать как особый восстановительный этап развития отечественной экономики. Его особенности определяются как содержанием целевых установок, так и составом факторов роста.

Непосредственной целью восстановительного этапа является достижение реальной социально - экономической стабилизации на основе восстановление производственного процесса, нормальных (естественных) масштабе производства, потребления и накопления. На этом этапе объективно не могут быть обеспечены принципиальные приращения качественных характеристик воспроизводственных процессов. То, что в этот период можно сделать конструктивного, должно быть сделано с опорой на имеющийся в стране ресурсный и производственный потенциал, производственный аппарат занятых, имеющих сложившийся, относительно низкий (по сравнению с развитыми странами) уровень эффективности (производительности). Однако только так и именно на этом восстановительном этапе могут быть созданы реальные ресурсные и финансовые предпосылки перевода экономики в режим устойчивого позитивного экономического развития, способный обеспечить более отдаленной перспективе эффективную реализацию стратегических целей.

Источники (факторы) роста на этапе восстановительного развития существенно отличаются от факторов, лежащих в основе нормального стационарного экономического развития, поскольку в той или иной степени они порождены кризисом и имеют негативную природу. К их числу, прежде всего следует отнести резервы, связанные с возможностями вовлечения хозяйственный оборот незагруженных мощностей, сокращения огромных масштабов нелегального вывоза капитала, развития внутреннего производства в режиме импортозамещения вследствие аномально высоких долей импортной продукции на внутреннем рынке, восстановления ценовых и финансово-стоимостных пропорций, приемлемых для отраслей обрабатывающей промышленности, и т.д.

Для обеспечения динамичного восстановительного экономического роста в среднесрочной перспективе необходимо выполнение как минимум следующих трёх предпосылок:

· в стране в максимально возможной степени используется уже имеющийся производственный потенциал;

· финансовые ресурсы, порождаемые российской экономикой, остаются внутри России и являются главным источником спроса на отечественную продукцию. Утечка капитала в 15-20 млрд. долл. ежегодно эквивалентна 400-500 млрд. руб. конечного спроса или 6-8% потенциального прироста производства каждый год. Именно то, что эти финансовые ресурсы из года в год уходят за пределы страны, и является фактически одной из главных причин многолетнего производственного спада;

· в экономике России создаются условия для нормальной инвестиционной деятельности, и осуществляется процесс расширенного производства.

Как показывают исследования в рамках сложившегося механизма производства переход к устойчивому экономическому росту при минимально необходимых с точки зрения межстрановой конкуренции темпах (4-5% в год) невозможен. Инерционный вариант, в котором сохранены основные составляющие нынешней экономической политики, может обеспечить в лучшем случае не более чем 2-х процентный экономический рост, стагнацию уровня жизни в течение десятилетия, и повлечёт за собой дальнейшее снижение роли России в мировой экономике и политике

При принятии другого варианта (вариант развития) возможна принципиально другая картина, прежде всего - значительный экономический рост.

Возможности роста. Значительный экономический рост в России в среднесрочной перспективе (на уровне 5-7% в год по общим объемам производства в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности) не только необходим, но и возможен. В ближайшие годы он может опереться на некоторые позитивные факторы, в том числе, возникшие в результате спад производства.

Первым фактором являются незагруженные производственные мощности. Это «натуральный» капитал, т.е. здания, сооружения, станки, механизмы тепловые и электрические коммуникации, которые в условиях глубокого экономического кризиса использованы в производстве продукции не в полно мере или выведены в резерв. В случае если динамика платежеспособного спрос определит более полную загрузку этих мощностей, они могут стать важным ресурсом экономического роста, причем, в определенном смысле, ресурсом «бесплатным» (по сравнению с ситуацией наращивания производства за счет ввода новых мощностей, которые требуют значительных инвестиций).

Второй важный фактор - ослабление ресурсных ограничений в развитии экономики. В настоящее время экономика России не имеет жестких ограничений по энергии, металлу и другим сырьевым ресурсам, по пропускным способностям транспортной системы. Кроме того, нет серьезных ограничений по рабочей силе и ее квалификации. Любая страна, которая не имеет такого рода ограничений, обеспечивает экономический рост. Все предшествующие усилия обычно связаны с формированием таких заделов.

Ключевым фактором, способным обеспечить стартовый импульс позитивного развития и экономическое пространство для роста внутреннего производства, несмотря на негативную тенденцию к сокращению конечного спроса (прежде всего реальных доходов населения), является импортозамещение. Естественный доход в меру роста внутреннего производства в режиме импортозамещения на начальном этапе реализации конструктивной экономической политики снижает нагрузку, которая ложится на финансовую систему в связи с реализацией специальных мер по увеличению конечного спроса. Именно население, занятое в реальном секторе экономики, как правило, имеет душевые доходы, не превышающие среднего уровня по стране, и объективно в существенно большей степени, чем высокодоходные его группы, ориентируются в потреблении на продукцию отечественного производства. Тем самым создается самоподдерживающийся контур воспроизводства, обеспечивающий рост внутреннего спроса на продукцию отечественного производства, расширение емкости внутреннего рынка для отечественных производителей.

Наконец, после 17 августа 1997 г. сформированы многие важные предпосылки развития, которые было трудно создать прежде в силу политического сопротивления, непопулярности, внешнеэкономического и внешнеполитического давления, но ставшие простым следствием практически безальтернативных решений, принимаемых в рамках антикризисного регулирования.

Ситуация 1999 г., когда при практически неизменных инвестиция отечественные производители активно воспользовались снижением конкурентоспособности импортной продукции на внутреннем рынке в результате девальвации рубля и существенно увеличили объемы промышленного производства (темпом 6-7% в среднегодовом исчислении), является ярким подтверждением возможностей экономического роста на основе использования незадействованных производственных мощностей, которые образовались вследствие неэффективного реформирования российской экономики, т.е. стали подтверждением практически реализуемости рассматриваемого сценария развития.


Заключение

 

Подводя итог проделанной работы можно сделать следующие выводы:

. Государственное регулирование участвует во всех экономических процессах национального хозяйства, в сферах экономики, отраслях и регионах, в отдельных субъектах хозяйствования и во внешнеэкономической деятельности. Большую роль в управлении экономикой играют налоги как федеральные, так и региональные и местные. В арсенале налогово-бюджетной политики большой инструментарий средств и методов, которые направлены на обеспечение устойчивого социально-экономического развития, формирование рыночных отношений в интересах общества и обеспечивающих постоянный уровень экономического роста.

Под экономическим ростом понимается такое развитие национального хозяйства, при котором увеличивается реальный объём производства. В настоящее время экономический рост выступает основой стабилизационного развития экономики любого государства. Его необходимость объясняется тем, что растущая экономика обладает большей способностью удовлетворять новые потребности и решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне.

. Проводя межстрановые сопоставления по темпам экономического роста, мы выяснили, что обозначился процесс экономического роста, уровень безработицы снизился с 9,1% до 7.8%, однако упал торговый баланс и уровень инвестиций по сравнению с 2000 г. Так в 2008 г. торговый баланс составил 65 120 млн. евро а в 2009 г составил 49 123 млн. евро, а темпы роста инвестиций в основной капитал упали с 17.7% до 2.6%.

. Экономический рост в России начался в 1999 г. После дефолта появились экстремальные факторы, стимулирующие возобновление роста производства. Это:

- резкое падение эффективности импорта и открытие значительной ниши для отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке на основе импортозамещения;

- повышение цен на энергоносители на мировом рынке;

Для обеспечения экономического роста в России необходимы следующие предпосылки:

- максимальное использование имеющегося производственного потенциала;

предотвращение вывоза капитала;

создание условий для нормальной инвестиционной деятельности;

Центральной задачей экономической политики в настоящее время и на среднесрочную перспективу остаётся обеспечение условий для высоких темпов экономического роста при одновременной техническом перевооружении основных отраслей экономики страны.

Ключевая проблема государственной экономической политики состоит в расширении возможностей управления конечным спросом. Сейчас эти возможности крайне не велики и практически ограничены государственным спросом. Применительно к спросу домашних хозяйств этот механизм связан с законодательным установлением и регулированием минимальной оплаты труда. Государство должно сформулировать долгосрочные приоритеты технологической перестройки отечественной экономики, на этой основе целесообразно использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты бюджетной, налоговой, амортизационной, кредитной политики для стимулирования инвестиций в модернизацию самого инвестиционного комплекса.

Таким образом, для обеспечения эффективности государственного регулирования и экономического роста необходимы энергичные и целенаправленные усилия государства, которые дадут возможность преодолеть существующие разрывы и объединить все выше упомянутые методы и меры, а также использовать ряд либерально - рыночных и правовых инструментов, которые поддержат баланс соотношения между рынком и государством и будут направлены на преобразование экономики страны.

 


Список литературы

 

1. Абалкин Л.Н. Динамика и противоречия экономического роста. // Экономист. - 2008. - №12.

2. Айгумов А.Д., Абакаров М.И. Социально-экономические проблемы регионального развития. - Махачкала, 2006.

3. Адрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. - М.: Экономика, 2007.

4. Бачурин А. Условия экономического роста. // Экономист. - 2008.

5. Белоусов А. Эффективный экономический рост в 2001-2010 г.: условия ограничения. // Проблемы прогнозирования. - 2007. - №1.

6. Булатов А.С. Мировая экономика. Учебник. - М., 2005.

7. Брюна Э. Насколько устойчивым является рост российской экономики. // Обзор экономики России. − №Ш. - 2008.

8. Бюллетень социально-экономического развития РД. // Росстат. - 2007-09.

9. Волков В. Российская экономика в 1999г. // Экономист. - 1999. - №12.

10.Глазунов В. К вопросу о стимулировании экономического развития. // Финансы. - 2007. - №2.

11. Глазьев С. Стабилизация и экономический рост. // Вопросы экономики - 2008. − №1.

. Григорьев В. В поисках пути к экономическому росту. // Вопросы экономики. - 2007. - №6.

13. Himtington S.P. The Third Way. − Norman and London: University of Oklahoma Press, 1991. − P. 65.

14. Гильфасон Е. Природа, энергия и экономический рост. // Экономический журнал Высшей школы экономики. - 2008. - Т. 5. - а 4.

15. Денисон Э. Исследование различий в темпах экономического роста. - М., 1967.

16. Динкевич А. Закономерности экономического развития. // Экономист. - 2006. − №11.

17. Easterly W. The Elusive Quest for Growth. − Cambridge, Mass, and London: The MIT Press, 2006.

18. Инвантер В.В. Экономический рост. // Проблемы прогнозирования. - 2007. - №1.

. Илларионов А. Реальный валютный курс и экономический рост. // Вопросы экономики. - 2006. - №2.

.Камаев В.Д. Экономическая теория. / Учеб. пособие. - М., 2007.

. Клепач А., Смирнов С., Пухов С. Экономический рост России: амбиции и реальные перспективы. // Вопросы экономики. − 2006. − №8.

. Кушлин В. Волгин А. Государственное регулирование рыночной экономики. - М., 2007.

23.Кушлин В. Задачи экономического роста. // Экономист. - 2007. - №1.

.Львов Д. Будущее российской экономики. // Экономист. - 2006. − №12.

. Макконелл К., Брю С. Экономикс. / Учебник для вузов. - М., 1992.

. May В. Экономический рост и постиндустриальные вызовы. // Проблемы теории и практики управления. - 2003. − №1.

. Meadows D. The limits to growth. − N.Y., 1972.

. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики. - Барнаул, 2008.

. Муртузалиева Т.В. Роль государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений. // Вопросы экономики. - 2006. − №4.

. Нещадин А. Экономический рост и кадровый потенциал России. // Вопросы экономики. - 2007. - №7.

. Перспективы развития дагестанской экономики в 21 веке. / Под ред. В.Г. Алиева - Махачкала: Юпитер, 2007.

. Петраков Н. Актуальные проблемы стратегического развития российской экономики. // Проблемы теории и практики управления. − №2. − 2008.

. Подкаминер Л. Страны с переходной экономикой: итоги развития и перспективы. // Проблемы теории и практики управления. - 2008. − №4.

. Семёнов А. Основы экономического роста. // Экономист. - 2008. - №8.

. Трофимов С. О режимах долговременного экономического роста. // Вопросы экономики. - 2007. - №11.

. Узяков М. Характер экономического роста в РФ в среднесрочной перспективе. // Проблемы прогнозирования. - 2007. - №1.

. Чистяков Е.Г., Шульга В.А. Вопросы государственного регулирования

экономики в условиях устойчивого роста. - М.: МГУ, 2007.

. Шишков М. Экономическая роль государства в современном мире. // Экономист. - 2007. − №1.

. Шлезингер A.M. Циклы американской истории. − М. Прогресс-Академия, 2002.

. Яременко Ю. Экономический рост и структурная политика. // Проблемы прогнозирования. - 2007. - №1.

41. Чернецов С.А. Финансы, денежное обращение и кредит. − М.: Магистр, 2008.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...