Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I. Еврейские пророки и апокалиптики




Глава I. Еврейские пророки и апокалиптики

Литература: Библия. Ветхий Завет, соответственные книги. Адлер. Исторический очерк социально–реформаторского движения в древности: 2. Социальные преобразования у древних евреев. (В сборнике статей из Handworterbuch der Staatswissenschaften: Очерки из экономической и социальной истории древнего мира и средних веков, пер. под ред. В. Э. Дена. СПб., 1899). Wellhausen. Israelitische und judische Geschichte. 6–te Aufl. 1907. W. Nowack. Die socialen Problemen in Israel und deren Bedeutung fur die religiose Entwickelung des Volkes. Strassburg, 1892. Fr. E. Kubel. Die sociale und volkswirtschaftliche Gesetzgebung des Alten Testaments. Stuttgart, 1891. O. Schilling. Reichtum und Eigentum in der altkirchlichen Litteratur. 1908. P. Kleinert. Die Profeten Israels in socialer Beziehung. Leipzig, 1905. C. H. Comill. Der israelitische Profetismus. 6–te Aufl., 1906. Robertson Smith. The prophets of Israel ed. by T. Cheyne. С. Булгаков. Два града, т. I (Апокалиптика и социализм). Москва, 1911. «Путь».

Я позволяю себе остановить ваше внимание на экономической мысли иудейского народа и посвятить ей особую главу на том основании, что в социальной деятельности и мышлении пророков, а не меньше и в апокалиптике, мы имеем перед собою совершенно единственную, в своем роде ни с чем не сравнимую страницу в истории социальной мысли.

Теократия

Дли того чтобы нам понять характер и значение иудейских пророков как социальных деятелей, нужно отдать себе отчет о той социальной и экономической обстановке жизни иудейского народа, при которой они выступали и действовали. Но еще важнее здесь духовная атмосфера ее. Отличительной чертой всего мировоззрения и общего уклада жизни иудейского народа, в частности, и экономической, является господство идеала теократии. Ему присуще убеждение, что все экономические и правовые отношения регулируются непосредственно Ягве–Иеговой, т. е. самим Богом. Поэтому то, что в настоящее время излагается в законодательных кодексах и представляет собою содержание светского законодательства, у Израиля составляет предмет законодательства религиозного и излагается в различных местах так называемого Пятикнижия Моисеева, этого своеобразного законодательства Израиля.

В основе социального законодательства здесь лежит та идея, что социальной единицей является весь еврейский народ. Его права вместе с его обязанностями устанавливаются Синайским союзом с Иеговой. На этом основании вся земля обетованная, которая была завоевана у Ханаана[41], принадлежит всему народу, а не отдельным лицам, которые только пользуются отдельными ее частями. Таково воззрение: насколько полно оно осуществлялось в жизни — это вопрос другой, но принципиальная точка зрения была такова.

Социальный строй Израиля

В первое время после перехода израильского народа к оседлому состоянию не представлялось никаких причин для социальных конфликтов. «Хотя в нашем распоряжении вовсе не имеется первоисточников, на основании которых можно было бы судить о первоначальном разделении земли между отдельными родами и семьями, но едва ли может подлежать сомнению, что в пределах каждого колена завоеванная им земля была разделена по числу способных к оружию мужчин, — так как в те отдаленные времена у евреев не было еще ни собственно жреческого, ни военного привилегированного сословия» (В. Новак)[42]. Скотоводство естественно уступило место земледелию, и вскоре хлебопашество и садоводство стали считаться занятиями, составляющими истинное призвание человека. Конечно, земля сама по себе давала очень мало, но «пот лица» творил чудеса. Террасообразные склоны гор были покрыты виноградниками и масличными садами; равнины и долины приносили в изобилии пшеницу и ячмень. Возделывание земли стояло несомненно на очень высокой ступени развития. Наоборот, ремесла и вообще обрабатывающая промышленность служили лишь для удовлетворения элементарных потребностей домашнего быта; важнейшими видами их были: ткачество, гончарное, столярное и кузнечное производства (сравн. у Велльгаузена)[43]. Так обстояло дело приблизительно около 800 г. до P. X. Но это продолжалось недолго, и позднее обстоятельства переменились. Торговля, находившаяся первоначально в руках ханаанских городов, вскоре стала также занятием и израильтян. С этого момента начинается процесс, который в известных нам существенных чертах является типичным для всей социальной эволюции культурных народов древности. С развитием торговли независимое крестьянское хозяйство все более и более падает; возникает класс богачей, по отношению к которому крестьянство находится в состоянии сильной задолженности: богачи пользуются этим, чтобы, объединяя в своих руках мелкие крестьянские хозяйства, образовать обширные латифундии и низвести крестьян на степень крепостных или обязанных нести барщину арендаторов[44] (Адлер, цит. соч., 43–44).

Резкий контраст с бедственным положением неимущих классов, которые, несмотря на все труды и старания, ничего не могли для себя добиться, составляют блеск и роскошь богатых классов, а также вопиющие злоупотребления в области правосудия[45].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...