Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды хозяйства. Торговля и ростовщичество. Меновая ценность




Виды хозяйства

Экономические воззрения Аристотеля окрашены тем же самым чувством, что и у Платона, — непримиримой враждой к капитализму и вообще широкому развитию менового хозяйства. Хотя он приходит к иным практическим выводам, нежели Платон, но все его экономические теории ведут к осуждению капитализма, к признанию его противоестественным, ненормальным, недолжным. Аристотель различает два вида хозяйства по их цели. В одном случае хозяйство имеет целью удовлетворение потребностей и им ограничивается, богатство находит при этом свой естественный предел в ограниченности потребностей, для стяжания здесь нет места. Напротив, есть другое, неправильное, неестественное развитие хозяйства, когда производят не для удовлетворения потребностей, но для обмена, в целях извлечения барыша. Это хозяйство он называет хрематистическим; при таком хозяйстве для стяжания, по–видимому, нет никакого предела: «Ведь каждый предмет нашего владения имеет двоякое употребление. Хотя и в том и другом случае предмет употребляется как таковой, но не одинаково. В одном случае бывает собственное потребление предмета, а в другом не собственное. Таково, например употребление обуви, как самое ношение обуви и как торговля обувью, хотя в обоих случаях употребляется та же самая обувь Человек, меняющий обувь тому, кто нуждается в ней, на деньги или хлеб, употребляет, конечно, обувь как обувь, но не пользуется собственным ее употреблением, потому что обувь существует не для мены. То же самое можно сказать и о других предметах нашего владения: все они могут быть предметами мены. Что касается до самой мены, то она происходит, конечно, естественно, потому что некоторых предметов бывает у людей обыкновенно больше, а некоторых меньше, чем сколько нужно для удовлетворения потребностей. Отсюда очевидно, что торговля в малом объеме естественно имеет мало общего с тем занятием, которое состоит собственно в приобретении денег, потому что торговля, по необходимости производимая, ведется лишь в размерах, насколько это потребно для торгующих»[104].

Торговля и ростовщичество

Если же торговля становится специальным занятием, то в таком случае она приводит к стяжанию и отличается от своего естественного состояния. «Когда вследствие необходимых условий меновой торговли изобретена была монета, тогда появился новый вид приобретения имущества — торговля с барышом, при этом явилась забота о производстве богатства для торговли, для приобретения этого барыша. Естественно, что границ этому производству нет, как нет границ жадности мифического царя Мидаса, который, к чему только ни прикасался, все превращал в золото. Такого рода приобретение богатства называется барышничеством. А барыш получается здесь не иначе, как посредством мены ценностей»[105]… «Ростовщичество, — заключает Аристотель, — по всей справедливости заслуживает презрения, так как прибыль получается здесь от самых денег; следовательно, деньги употребляются здесь не на то, для чего они изобретены. Они изобретены для удобства мены. А рост умножает их самих, откуда и самое имя ростовщичество. Рожденное обыкновенно бывает только подобно родившему его, а посредством роста из денег рождаются деньги же. Таким образом, из всех родов приобретения ценности ростовщичество всего более неестественно»[106]…

Таким образом, Аристотель осуждает всякое денежное хозяйство, в особенности хозяйство капиталистическое, основанное на стремлении к прибыли. И что особенно любопытно, он объявляет неестественным тот хозяйственный строй, который кругом него господствовал. Это есть, конечно, лишь особая форма осуждения, ибо не мог же Аристотель со своим реалистическим умом действительно видеть в капитализме явление только случайное.

Меновая ценность

Аристотель останавливается на различии, существующем между ценностью потребительной и меновою, и в этом смысле является отцом теории меновой ценности. По прихоти изложения этот анализ меновой ценности вплетен не в его «Политику», но в «Этику». В трактате по этике он устанавливает, что для того, чтобы продукты, имеющие различную потребительную форму, следовательно, различные качества, могли меняться между собой, нужно, чтобы они как–нибудь приравнивались количественно между собой, так, чтобы каждый предмет, имеющий полезность, получал количественное выражение в общем эквиваленте всех товаров. Таким образом, товары различного качества становятся друг к другу в определенные количественные пропорции. На чем основан этот обмен? «Все предметы должны, — отмечает Аристотель — так сказать, равно измеряться чем–либо одним. Этим в действительности служит нужда, которая все соединяет, ибо, если бы люди ни в чем не нуждались или не нуждались бы в одном и том же, не было бы их взаимного обмена. Монета же явилась как бы представителем нужды по всеобщему соглашению»[107]. Итак, деньги Аристотель рассматривает как меру ценности [108] [109].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...