Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава XLIX. Карл Маркс. Жизнь и учение. Общая характеристика




Карл Маркс родился 5–го мая 1818 г. в семье адвоката, а позднее юстиции советника в Трире. Его отец в 1824 г. со всей семьей перешел из еврейства в протестантизм. По окончании трирской гимназии, с 1835 г. Маркс учился сначала в Боннском университете, а затем в Берлинском. В Боннском университете он провел около года и, судя по письмам отца, без больших результатов для своих занятий, по крайней мере, отец его упрекает в рассеянной жизни; а с 1836 по 1841 гг. был студентом в Берлине. Из 12 курсов, которые он там прослушал, больше половины относятся к юриспруденции, один курс — к философии, два — к богословию, истории церкви, один — к литературе и ни одного к истории. В 1841 году Маркс получил степень доктора философии за философскую диссертацию об Эпикуре и Демокрите. Переселившись в Бонн, он стал готовиться к приват–доцентуре по философии. В это время его друг Бруно Бауэр, известный своими исследованиями в области библейской критики, был не утвержден на кафедре, и, по замечанию Энгельса, это сделало понятным и для Маркса, что и ему не место в университете. В это время вместе с Бауэром он становится сотрудником, а позднее и редактором газеты радикального направления, издававшейся в Кельне под заглавием «Рейнская газета» («Rheinische Zeitung») с 1–го января 1852 г. Газета эта была прекращена уже через год и после этого Маркс решает отправиться в Париж, чтобы издавать там с осени 1843 г. вместе с Руге «DeutschFranzosische Jahrbucher» (появилась только первая тетрадь). Перед поездкой он женится на Женни фон Вестфален, женихом которой он состоял со студенческих годов. С этого времени начинаются эмиграционные странствования Маркса, закончившиеся поселением его в Лондоне.

Под впечатлением парижской жизни и знакомства с Прудоном и другими социалистами Маркс быстро, уже в 1844 г. совершает переход к социализму, сначала он знакомится с социализмом, а потом и сам становится социалистом. В сентябре 1844 г. в Париж прибывает Энгельс, с которым он был и раньше знаком, и с этого времени завязывается между ними дружба, продолжавшаяся до самой смерти. Памятником первого их сближения является совместная полемическая вещь против Бруно Бауэра, того самого Бруно Бауэра, из–за которого якобы Маркс отказался от кафедры и который в это время уже вызывал в нем резкую антипатию. Этот полемический памфлет носит название «Святое семейство» («Die Heilige Familie») и представляет собой уже для настоящего времени потерявшую интерес полемику с Бруно Бауэром. За участие в газете «Vorwarts» министерство Гизо вскоре выслало Маркса из Франции, и с 1845 г. он переселился в Брюссель, где издал сочинение под заглавием «Нищета философии». Маркс здесь критиковал Прудона, с которым он в Париже вступил было в дружеские отношения, но которого, подобно Бруно Бауэру, он подвергает теперь беспощадной критике. Это произведение вышло в 1848 г. В это время Маркс вступил в тайное общество, называвшее себя «Bund der Kommunisten» («Союз коммунистов»). Под влиянием этого общества в 1848 г. Маркс составляет с Энгельсом известный «Коммунистический манифест», в своем роде классическое произведение, переведенное почти на все языки. Этот «Коммунистический манифест» представляет собой, мне кажется (такую же оценку делает и Зомбарт), самое яркое, самое гениальное, самое характерное из всего, что написано Марксом (хотя, впрочем, ввиду того, что он написан вместе с Энгельсом, установить в точности степень его участия трудно). Во время февральской революции Маркс был арестован и выслан из Брюсселя в Париж. В апреле Маркс переехал в Кельн, и здесь под его редакторством стала выходить «Новая кельнская газета». После запрещения газеты, через год, Маркс снова возвратился в Париж, откуда ему было предложено выехать. Тогда он переселился в Лондон, где и прожил до самой смерти. Там он издавал «Neue Rheinische Revue» — ежемесячный журнал, где описывал события 1848–1849 гг., сюда же относится и исторический этюд «18–е брюмера» 1852 г. Маркс сотрудничает в это время в американской газете «New York Tribune». Постепенно Маркс отходит от публицистики и посвящает себя научной работе, пользуясь книжными богатствами, собранными в Британском музее. В 1859 г. вышел его трактат «Zur Kritik der politischen Oekomonie» («К критике политической экономии»). В следующем году Маркс выпускает еще одно чисто полемическое сочинение под заглавием «Негг Vogt», представляющее собой сплошь личную полемику с известным естествоиспытателем Фогтом; в 1867 г. вышел первый том «Капитала». В 1864 г. был основан так называемый Интернационал, союз рабочих всех стран, во главе которого стоял Генеральный совет, имевший местопребывание в Лондоне. В Генеральном совете боролись разные течения, между прочим, течение Мадзини с его девизом «Dio е popolo» (т. е. «Бог и народ»), которое одно время становится подавляющим и определяющим, но оно столкнулось с течением анархистов с Бакуниным во главе, и в конце концов борьба Маркса с Бакуниным сыграла решающую роль в истории Интернационала. После февральской коммуны существование Интернационала стало невозможно, и он постепенно прекратил свое существование. После этого непосредственное влияние Маркса на рабочее движение прекращается и выражается только в переписке и в личных советах его вождям, сам он уже не выступает на общественной арене. 14 марта 1884 года Маркс умер, и в прошлом году, следовательно, исполнилось 25 лет со дня его смерти.

Для характеристики личности Маркса[551] мы располагаем лишь весьма недостаточным материалом, да и тот материал, который имеется, большею частью пристрастен в ту или другую сторону, принадлежит или его преданным друзьям и почитателям, каков, напр[имер], Энгельс, или же противникам. Общее впечатление, которое складывается как из этих воспоминаний, так и от всей его литературной манеры, от всей его духовной личности и жизни, сводится к тому, что это была натура в высшей степени сильная, властная, диктаторская. Анненков в известных воспоминаниях своих, описывая между прочим встречу с Марксом, характеризует впечатление, полученное от него как от демократического диктатора[552]. В этом же роде личные впечатления, вынесенные Треховым и цитированные Георгом Адлером в его книге. Правда, эти впечатления несколько пристрастны, но они сходятся на характеристике Маркса как диктаторской властной натуры[553]. Известна также личная антипатия, которую внушал Маркс Герцену, как известно, человеку с тонким психологическим чутьем. (См. «Былое и думы»[554]).

Маркс обладал исключительной властной натурой, способностью подчинять себе. В этом отношении даже Лассаль, который тоже был властной натурой, пасует перед Марксом, по крайней мере, в переписке. В его научных, а еще более полемических сочинениях характер его полемики, беспощадный и резкий, производит неприятное впечатление. К ней нужно привыкнуть, чтобы с ней примириться. Вообще характеру Маркса в высокой степени свойственны рассудочность и сухость. Это прежде всего логический мыслитель–рационалист, у которого логике подчинены все остальные струны души. В отношении к проблеме личности, в особенности чужой личности, Маркс усвоил гегелевский универсализм со всей его односторонностью, с его поглощением индивидуального. Он явился как бы живым воплощением этого универсализма как в его психологическом выражении, в непосредственном отношении к людям, так и в социологическом применении. В характеристике учения Маркса мы остановимся сначала на его общефилософском мировоззрении, на философии истории и затем на его экономической системе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...