Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семантика миниатюрных фигур




Фигурки в миниатюре, копирующие окружающий мир, несут в себе концентрированное метафорическое значение. Это зашифрован­ный способ выражения идеи. Такое значение идеограмм прошло исторический путь, прежде чем оформиться в миф или историю. Ис­точником по большей части является античная культура, и символи­ческое мироощущение, сложившееся в средние века.

Православный и языческий мир также пронесли сквозь века куль­товые, обрядовые ритуалы, воздействующие на человека и по сегод­няшний день. Обряды и поверья экзотических религий волнуют со­временный мир, как природное давно отвергнутое толкование мироустройства. Эротический символизм предложил нам Зигмунд Фрейд. На современном этапе приняты во внимание результаты раз­личных современных психологических исследований, большая часть которых ориентирована на здорового человека, на развитие лично­сти, на космос и духовные практики. Объединив эти знания, мы мо­жем получать дополнительную информацию.

Однако, несмотря на исторически зафиксированные значения фигурок, более всего мы должны ориентироваться на ту расшифров­ку, которую нам предложит клиент. То, что для него в его мире явля­ется главным, то и будет для него самым значимым. А так как мир для нас един, то всеобщее мировое значение также будет дополни­тельной ценной информацией в работе с клиентом. Выбор инфор­мации будет зависеть от той задачи, которую поставил клиент. Пе­сочное поле чаще всего переполнено смыслами. Задача терапевта — ориентироваться не на свои эмоции и знания, а на то, что в данный момент важнее всего для человека, пришедшего решить свои задачи. Большая часть семантики миниатюрных фигурок — амбивалентна. Эти значения могут быть зловещими и благодетельными, позитив­ными и негативными, оптимистическими и пессимистическими. Именно поэтому все рассматривается в контексте общей компози­ции, а что именно значит каждая фигурка — рассказывает сам автор песочного произведения.



Часть вторая


СВЯЩЕННЫЕ ПЕРВОСТИХИИ КОСМОСА: ВОДА, ЗЕМЛЯ, ОГОНЬ, ВОЗДУХ

Создавая композицию на песочном поле, человек волей-неволей становится участником взаимоотношений четырех стихий, понятие о которых зафиксировано во всех человеческих культурах. Человек и сам — воплощение этих стихий, и таким образом является самодо­статочной планетой, или микрокосмосом, или космической систе­мой в системе мировоплощения. Организуя себя, человек приводит мировой хаос в состояние ритма. Стихийные проявления эмоций че­редуются с осознанным покоем. В песочном поле закодированы все четыре стихии: это песок — земля, небо — воздух, голубое дно под слоем песка — вода, огонь — душа, которая соприкоснется с тремя другими стихиями.

Земля — познавший дух земли имеет твердую опору под ногами, материальное покровительство и благополучие. Глубинная сущность земли — рождение и хранение того, что на ней родилось. Танец Земли, ее вращение в космосе, наполняет исцеляющей силой и силой духа.

Огонь — в духе огня страсть и порыв к новому, всепоглощающая энергия освобождения, мужество, сила и здоровье, творческое вдох­новение и радость общения. Танец огня изменчив и непредсказуем. В духе огня — мощь и неистовое движение, воплощение перемен и сила жизни.

Вода — дух воды текуч и изменчив. Владеющий духом воды обла­дает интуицией, пророческой речью, гибкостью ума и подвижностью мысли. Танец воды пластичен и чувственен. Танцующий входит в состояние медитации и дает очищение всем, кто созерцает танец воды. Зеркальная поверхность воды отражает мысли и чувства и передает их божественным силам. Покровительство воды способствует люб­ви, удовольствию и семейному великодушию.

Воздух —дыханиежизни, еелогика и разум. Вдох — вдохновение, выдох — выход мудрости, деятельности, творчества и музыки. Бес­препятственное передвижение, инициатива, перемены и работоспо­собность дает этот дух. Танец воздуха легок и стремителен. Трепетная дрожь и сильный порыв вовлекает в движение все вокруг.

На песочное поле человек часто ставит символы стихий. Обратив внимание на то, какие символы присутствуют в поле, можно понять, что движет человеком, какая стихия ему покровительствует, какую стратегию он применяет в своей жизни.


Семантика миниатюрных фигур 29

Например, при влиянии водной стихии очищение может проис­ходит через купание, мытье посуды, стирки, посещение бани, под­водное плавание и т. п.

При покровительстве стихии огня можно жечь костер, или поста­вить в храме свечу, зажечь лампаду, то есть сжечь накопленный нега­тив.

Земля возьмет в себя все накопленные негативные эмоции, пере­варит их и взрастит новый урожай. Люди, находящиеся под влияни­ем стихии земли, заводят дачные участки, выращивают цветы, пло­ды и ягоды, консервируют овощи и фрукты, любят поесть и хорошо приготовить пищу.

Под воздействием стихии воздуха люди любят свежий ветер. По­стоять под сильным ветром или использовать его силу (планеры, яхты, дельтапланы, воздушный змей и т. п.) — этими действиями можно снять напряжение. Можно также, закрыв глаза, слушать шорох ветра в листве, камыше или шум волн.

ПРЕДМЕТЫ

Акула — эмоциональная агрессия.

Ангел — желание защиты Высшей власти.

Бабочка — эстетическое восприятие мира, недолговечность, на­пряжение перед утратой красоты, краткость земного существования, эротизм. Знак богини неба. Баба — языческая небесная богиня. Ба­бочка, буквально, — производное от слова «баба».

Башни, трубы, конусы, пирамиды, бутылки, груши — устремлен­ные верх фаллосы (могут означать сексуальное самоутверждение, сек­суальные проблемы, или могут быть выставлены просто по количе­ству сексуальных связей), акцент на секс.

Боги — потеря собственных ориентиров, надежды, переложение ответственности за свою жизнь на волю богов.

Божья коровка — так же, как бабочка, знак богини неба (коро­ва — первая богиня неба), из небесной свиты, сопровождающей бо­гиню неба.

Бородатый персонаж — скрытность или непонимание ситуации.

Венец, корона, нимб — ожидание похвалы от окружения, обще­ства. Возможно, головные боли.



Часть вторая


Вода — все, что принадлежит морю, воде, обозначает любовь.

Военная техника — что-то нужно захватить, завоевать; желание защиты, разрушение живого природного начала, механическое от­ношение к жизни, деформация личности.

Воин — желание служить во всем исправно.

Волк — раздражение, угождение плоти.

Волк, заяц, медведь, лисица, кабан, сова, лось — тотемные жи­вотные.

Волшебники, феи — вера в то, что кто-то за тебя все решит вол­шебным образом; разочарование в себе.

Ворон — мудрость или ожидание сверхъестественной помощи.

Ворота — оплодотворение. Желание куда-то проникнуть.

Всадник — сексуальная потребность. Сексуальная незащищен­ность. Страх перед сексом. Желание обуздать собственные чувства.

Гном — символ земли, хранитель ценностей.

Голубь — образ бога, мира. Может оказаться закамуфлированной агрессией, инфантильностью, маской.

Гора — начало создания мира, приближение к богам, небу, сим­вол богослужения и жертвоприношения, соединение бога земли и неба. Потребность самореализации. Стремление к достижениям. Высокие требования к себе.

Гусеница — перерождение.

Дверь — что-то скрыть, закрыться или куда-то проникнуть, от­крыться. Дозирование эмоций. Нерешительность.

Дворцы — амбициозность.

Дельфин — здоровое сексуальное влечение, любовь, дружба.

Деньги, монеты — искушение, недостигнутые цели, сниженная самооценка, акцент на материальные ценности, стереотипы, соци­альный статус.

Дерево — праматерия, из которой создано все. Древо мира. Со­единяет три мира: крона уходит в верхний мир, корни — в нижний, ствол — стержень мироздания. Этапы человеческой жизни: из дере­ва изготовлены люлька, стол, кровать, гроб. Родословное дерево. Упо­рядочение хаоса. В современной интерпретации — социум. Взаимо­отношения с людьми, работой, школой и т. п. Занимаемое место в обществе или желание его занять. Адаптация в социальной среде.

Динозавры — древние утраченные знания.

Дом — сакральное пространство.

Домашние животные — доверчивость, беззащитность, желание заботы и защиты.


Семантика миниатюрных фигур 31

Дорога — путь, возможно, желаемый.

Драгоценности — стремление быть значимым в социуме. Само­утверждение. Космические символы планет, звезд и солнца. Стрем­ление украсить свою жизнь.

Дракон — творец мира. Податель дождя (также оплодотворение). Мудрость. Хранитель подземных сокровищ. Обладание целительной силой.

Еда — источник жизни, сытости, благоденствия. Желание значимости.

Елка — желание, чтобы жизнь изменилась сама по себе, обман, фальшь.

Животное — жертвоприношение, жертвенность. Маска. Желание скрыть истинные чувства. Неуправляемые эмоции. Чувство вины. Сдерживаемые инстинкты.

Жираф — амбиции, желание быть заметным и значимым, экзо­тичность, экстравагантность.

Забор, границы — преграды, барьеры, желание что-то скрыть, ог­раничение общения, стремление к самостоятельности, стыдливость, страх угрозы или чужого вмешательства, ожидание наказания.

Замок — стереотипы, регламентирующее ограничение, сверхкон­троль, уход в себя.

Звезды, Солнце, планеты — связь с космосом, желание избавить­ся от суеты и земных проблем, покровительство.

Зебра — истеричность, буквально полосатая жизнь, неумение де­лать выбор, желание положиться на судьбу.

Земля — женщина. (По другим источникам — мужчина.)

Зеркало — изначально было изобретено как волшебный прибор, принимающий изображение бога и передающий образ человека богу.

Зеркало, дверь, пещера, ворота — выходы в иные пространства.

Зерна, злаки, орешки — мифическое значение зерен относится к древним обрядовым представлениям о бесконечности перерождений. Чтобы зерно возродилось, его надо похоронить. То же относится и к человеческим похоронам. Смерть есть возрождение. То же самое мож­но сказать о духовном или возрастном перерождении.

Змея — мудрость. Страх. Препятствия. Змий — охрана, хранитель мирового древа. Воплощение оплодотворяющих сил. Мистический страх. Неистощимая жизненность. Бессмертие. Исцеление. Повы­шенные эротические наклонности.

Кабан — сила, напор, влиятельность или стремление к этому.

Камни — обратить особое внимание, так как они могут обозна­чить болезнь, препятствие, душевную боль (камень на сердце). Вдрев-



Часть вторая


них мифах о происхождении человека говорится о том, что птица превратилась в женщину, а камень — в мужчину. Камни — кости зем­ли, в норвежских мифах камень — обиталище души умершего. Дра­гоценные кристаллы, камни и металлы символизируют связь с бога­ми земли, дающими силу и твердую опору. Камень — мольба о деторождении. Наказание (побивание камнями), прикосновение к потустороннему (могильные камни), священному (ритуальные кам­ни). Камень связан и с богом земли и с богом неба (метеорит, мол­ния). Камень может быть амулетом.

Кит — сексуальность.

Клетка — зажатость, страх самостоятельности, зависимость от чу­жой воли.

Клоун — кривлянье смерти. Нарывистость. Заигрывание с опас­ностью. Пофигизм.

Козел, коза — принесение себя в жертву обстоятельствам, семье, любимому человеку и т. п. Эротизм.

Колокольчик — внутренний мир. Желание быть услышанным.

Конь — символ сексуальности. Быстрота мысли. Желание свобо­ды.

Кораблекрушение — душекрушение, катастрофа.

Корабль — храм. Когда мысль носится и туда и сюда — собирай ее воедино.

Корова — древняя богиня неба; Млечный Путь — пролитое мо­локо небесной коровы. Благополучие, благо для человека.

Костер —душевное, эмоциональное тепло или нехватка его. Энер­гетический расход вхолостую.

Кот, кошка — самостоятельность, семейное тепло. Кот часто при­надлежит волшебнику, олицетворяет связь с потусторонними мира­ми.

Крест — солярный знак. Несение креста, отрешение от собствен­ного Я.

Кровать, колыбель — усталость, неудовлетворенность.

Круг — небо (купола в храмах, культовые сооружения и т. п.), жен­ский знак. Замкнутость. Ограничения. Ограждения себя от внешних воздействий. Желание общаться. Инфантильность. Стремление к справедливости любой ценой. Круг — гармония, совершенство или стремление к нему

Кувшин — сосуд знаний. Женское начало, творчество. Стремле­ние к проявлению женственности.

Куры гриль — утраченная свобода, ограничения.


Ггмантика миниатюрных фигур 33

Лампа, свеча, солнце, крест — желание быть увиденным, недоста­точно высокая оценка окружающими.

Лебеди — верность, стремление к гармонии в семье, красота вза­имоотношений.

Лестница — путь в никуда, средство к падению, бегство.

Лисица — притворство, неискренность, кокетство.

Лодка, ладья — может означать, кроме реального путешествия, память об иных мирах, вояж в подсознание.

Лягушка — амбивалентность, умение жить в разных стихиях, то же, что и птицы, просьба или моление богам. Мудрое существо, об­ладающее даром пророчества. Хранительница жилища. Плодородие, плотская любовь, сексуальность.

Медали, ордена, значки, награды — внешняя референция, зани­женная самооценка, стремление к признанию в обществе или в се­мье.

Медведь — древняя ипостась бога земли; лучше не привлекать его внимание, чтобы избежать беды. Сила.

Мельница, карусель, качели, юла — всегда одинаково движутся. Суетность, видимость движения и развития, заданная программа.

Меч — война, распри, вражда.

Море — любовь.

Мост — соединение разъединенного.

Мудрец — то, чего не хватает, или то, чем обладаешь.

Музыкальные инструменты — прикованность к чему-то опреде­ленному, ограничение, отсутствие гибкости.

Мультяшные герои — инфантильность. Остановка в развитии. Непонимание ситуации.

Мышь, крыса — неизбежность.

Насекомые — страхи. Низкая самооценка. Полагание на боже­ственную защиту. Инстинкты.

Небо — мужской знак (по другим источникам — женский знак).

Непричесанные волосы — неуправляемая энергетика.

Ноги — порицание, недовольство собой или другими.

Нэцке — различные значения символов нэцке прилагаются к каж­дой фигурке при ее покупке.

Обезьяна, осел, попугай, маска, арлекин — утраченная целост­ность, кривлянье, угодничество, эмоциональное притворство.

Обувь — желание растоптать. Часто спотыкаются и получают раны и боль. Недовольство собой. Желание подчинить партнера.

Овца — кротость.

3-1581



Часть вторая


Озеро — выход в подсознание, желание любви.

Олень, конь, бык, лось, дельфин — хтонические животные, свя­занные с подземным миром. Каждый день такое животное выносит на своих рогах или спине Солнце из преисподней.

Орлы, грифы — представители небесных богов. Гордыня. Символ воздушных стихий. Обращение к богам, мольба.

Орнамент — приобщение к космосу, древним ритуалам, обрядам, желание украсить все вокруг. Стремление к духовному. Может озна­чать замкнутость, закрытость (законченность, закрашенность) для других людей и чувств. В древности орнаменту придавали не укра­шательское значение, а сакрально-практическое: защита от злых ду­хов, покровительство богов, пожелание удачи и благополучия, уве­личение силы, благосклонность божественных воплощений.

Оружие: пистолеты, пушки, танки — фаллические символы.

Осел — потерянные почести.

Остров — изолированность, уединение.

Очки — ослепление, неведение, нежелание видеть проблему или человека.

Пауки, тараканы, жуки, черви — страхи, фобии, застревание вдетстве.

Паутина — путаница, силки собственного страха, боязнь продви­жения, внутренний тормоз.

Пеликан — самопожертвование.

Перья — желание легкости, соответственно, ее отсутствие. Цере­мониальный атрибут, символизируют прописные истины, полеты к иным мирам, желание царствовать. Символ воздуха.

Песок — вечность.

Петух — труженик; жизнь по режиму, расписанию.

Пещера — место, откуда появляется все человечество и куда оно возвращается. Сексуальность, тайна, страх и любопытство, вход в преисподнюю. Фактически, утроба. Может обозначать гинекологи­ческие заболевания. Вынашивание негативных мыслей. Подвержен­ность чужому воздействию. Страх быть увиденным. Чувство вины.

Пирамида, конус — символ горы, огня, фалла, плодородия.

Пища — чревоугодие — обман для глаз, оно подстрекает нас про­глотить все сразу.

Пиявка — ложь.

Плоды — социальная реализация, достижения, собираемое в юно­сти питает и утешает изнемогших к старости.

Попугай — многоговорящий, болтун, человек, провозглашающий стереотипы, принятые в обществе.


Сенихнтика миниатюрных фигур 3 5

Птицы — свобода, связь с небом, богами, полет, стремление, лег­кость, способность жить в разных стихиях. Посредники между Не­бом и Землей, через них можно обращаться к богам с просьбами.

Пчела — одно из воплощений богини неба. Трудолюбие. Подвер­женность правилам.

Рак — движение задом наперед.

Раковина — букв, вагина. Символ сексуальности, женственности, зарождение физического и духовного.

Расческа — желание привести все в порядок. Ограничения.

Река — путь, память, подсознание, жизнь, сила, очищение, (спираль, змея). Обрядовое действо очищения сохраняется тысячелетиями: кре­щение (обеспечение покровительства божества), омовение покойника (предстать перед богом чистым, без ipexa) и новорожденного (приобре­сти благосклонность богов). Омовение есть акт приобщения к божеству. Соприкосновение с водой является духовным священнодейством.

Ромб, квадрат — символ земли, поля, мужской знак (по другим источникам земля — женский знак).

Руки — поощрение, созидание, поддержка, похвала.

Русалка — символ воды. Безответная любовь. Страх перед сексу­альными притязаниями.

Рыба —любовь. Образец молчания. Боязнь проболтаться. Испол­нение желаний. Свободные инстинкты.

Саламандра — символ огня.

Свадебная пара — одиночество. Желание быть вместе. Препят­ствия личностного плана. Подверженность стереотипам. Ограниче­ния. Обряд, предшествующий новой жизни. Также обряд заверше­ния предыдущих поисков.

Свет — желание быть увиденным, пониженная самооценка, же­лание переродиться (свет в конце тоннеля).

Свеча — страх смерти, эмоциональная непроявленность; отноше­ние к себе, как к избранному человеку.

Свеча, рыбы, крест, ягненок, голубь — Христос. Следование ав­торитетам. Стремление к идеализации, совершенству.

Свинья — солнечное животное, символ плодородия.

Семена — рост, развитие, энергия жизни, процесс формирования личности, проявление подземного божества (Царь Горох), плодоро­дие, осыпание новобрачных различными семенами и орехами, как пожелание деторождения и благополучия.

Сердце — потребность любви, недостаточность ощущения любви или ее проявления.

з*



Часть вторая


Сеть — магическая защита от злых духов, желание удачи, ловуш­ка, нежелание попасть в сети или невозможность выпутаться из них.

Сильф, Сильфида — символ воздуха.

Сказочные герои — персонификация. Обратить внимание на то, что данная сказка может быть жизненной программой.

Слон — сексуальность, трудолюбие, покорность, сила, значи­мость, собственное мнение.

Собака — одиночество, зависимость от другого человека.

Сова — мудрость или ее нехватка.

Спираль — (змея, вода) многозначный культовый и философский символ. Возвращение, приход и уход, рождение и смерть, восход и заход, возникновение и умирание. Спираль не имеет ни начала, ни конца. Она — образ рождения, образ воды и волны, движение верха и низа, неба и ада, Ян и Инь. Движение солнца и бесконечность Все­ленной.

Старик — знания прошлого, природы, жизни. Мудрость и опыт. Целостное восприятие жизни. Понимание причинно-следственных отношений. Хозяин своей судьбы.

Страх (страшилища, страшные и агрессивные персонажи) — пред­варительно обдумываемая опасность, детская немощь, лишение на­дежды и опоры.

Страшилища, баба-яга, леший и т. п. — внедрение чужеродной программы, утраченное «Я». Разрушение изнутри, изнуренность, борьба с невидимыми врагами, детские страхи.

Стул, трость — подпорка, костыль, усталость.

Сундук, ларец — аналогичен пещере, желание что-то скрыть.

Транспорт —те же подпорки, костыли, только механизированные; желание ускорить процессы, как внешние, так и внутренние. Неес­тественность, возможно, ведущая к саморазрушению. Психосомати­ческие нарушения. Желание изменить ситуацию, не прилагая уси­лий. Желание избавиться от чего-то. Желание быть более сильным и влиятельным.

Треугольник — умение поставить цель и достичь ее, целеустрем­ленность.

Украшения (браслеты, кольца, бусы) — атрибуты космоса, планет. Приобщение к космическим силам.

Флаг — провозглашение своей жизненной программы или при­соединение к чужой.

Фонтан — сексуальность, эротические желания, воспоминания, фантазии.


Семан тика миниатюрных фигур ______________________________________ 37

фрукты — принадлежность райскому саду, жизненная активность, наслаждение жизнью.

Хищные животные (львы, пантеры, медведи и т. п.) — утвержде­ние собственной силы, территории, агрессия.

Храм — желание божественной защиты. Желание встроиться в готовую программу и жить в соответствии с общепринятыми прави­лами, то есть ощущать себя правильным.

Цветные люди — восприятие себя непохожим на других людей, особенным, избранным.

Часы, время — желание структурировать свою жизнь, нехватка времени, контроль извне.

Чаши, кувшины, бокалы — утроба, матка, символ женского нача­ла, любовь, удовольствие, чувствительность, брак.

Человек — соответствие с автором композиции песочного поля.

Череп, черепаха, раковина, кости — символы смерти и бессмер­тия, связь с потусторонними силами, ритуальные вещи, вечность жизни и возможность воскрешения.

Шприц — внедрение инородной информации, отречение от себя, боль.

Экран, компьютер, телевизор — утраченные духовные ценности, подверженность социальным стереотипам, давление со стороны об­щества.

Яблоко — любовь, соблазн, искушение, умиротворение, наслаж­дение жизнью.

Яйцо — неизвестно, что из этого родится. Спрятанный страх. Страх, порождающий страх.

Несмотря на то что знание символического и мифологического значения персонажей помогает работе психолога, мы настаиваем на том, чтобы человек, построивший свой мир на песочном поле, про­говаривал свою интерпретацию фигурок, которые также покажут со­бытия и эмоции, зашифрованные в песочной композиции. Пробле­ма сама по себе имеет не одну причину, а многие, так что нет единого правила для дальнейшего пути, но человек сам знает, как ему выйти из создавшейся ситуации. Первый способ выхода — найти причину самих страданий. А кто, как не тот, кто скрыл от себя самого причину происходящего, может ее отыскать? Поэтому психологу следует сми­рять свою гордыню и помнить, что он всего лишь обучен технологи­ям. Работают технологии, апсихолог — лишь проводник, изучивший путь психологических практик. Поэтому психологу следует запастись


.58


Часть вторая


терпением и мудростью, не спешить наставлять людей на путь ис­тинный, потому что путей много, но для каждого человека — свой. Здесь подходит принцип глубины молчания, отложение рассуждения при богатстве рассуждения. «Когда душа, изменив сама себе, утратит блаженную и вожделенную горячность, тогда пусть исследует при­лежно, по какой причине лишилась ее, и против этой причины воо­ружится всем своим желанием и усердием, потому что горячность возвратить можно не иными вратами, а теми же, которыми она уда­лилась» («Лествица» Прп. Иоанн Лествичник. М., 2000).


ЧАСТЬ 3,

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...