Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базовая цена на основе валовой прибыли (БЦ)




БЦ=УПЗ+УПЗ • ПН=166,7+166,7 • 0,29=166,7+48,3=215,0 тыс.руб.

Метод определения цены на основе сокращенной себестоимости. Под сокращенной себестоимостью понимается сумма прямых переменных затрат. Метод получил достаточно широкое распространение в условиях рыночных отношений. Сущность метода состоит в определении начального уровня оптовой цены на основе прямых переменных затрат. Главный критерий отнесения затрат к категории переменных – это зависимость их от объемов производимой продукции. При этом методе не распределяются косвенные (постоянные) затраты на каждый вид продукции, а учитываются в целом на бухгалтерских счетах предприятия.

Принятие решений о ценообразовании во многом определяет продолжительность действия принимаемого решения – так называемый временный горизонт решения. С принятием краткосрочного решения о цене связано понятие «краткосрочный нижний предел цены», соответственно, с принятием долгосрочного решения о цене – «долгосрочный нижний предел цены».

Краткосрочный нижний предел цены означает цену, которая покрывает только переменную часть затрат. Продажа товаров по переменным затратам может возникнуть у предприятия, когда у него появляется возможность установить отдельные цены на разовый заказ. Снижать цену на такие заказы можно до уровня переменных затрат. Учитывая краткосрочный характер принимаемого решения, долгосрочные последствия, как правило, становятся несущественными.

Пример 6. Предприятие изготавливает электроплиты и продает их оптом по цене 12000 руб. за единицу. Информация о затратах предприятия в расчете на единицу продукции приведена в таблице.

 

 

Таблица 2

Показатели затрат на одно изделие

№ п/п   Статьи затрат   Сумма (рублей)
  Прямые материальные затраты  
  Прямые затраты на рабочую силу  
  Переменные косвенные затраты  
  Итого переменных затрат  
  Постоянные затраты  

 

Производственная мощность предприятия – 150 ед. электроплит в месяц. Фактический объем производства за месяц составляет 100 ед., т.е. мощности загружены не полностью. Предприятие получает предложение подписать контракт на производство дополнительной партии электроплит (20 ед.) по цене 8500 руб. Стоит ли руководству предприятия принимать поступившее предложение?

Поскольку порог рентабельности перейден, т.е. все постоянные косвенные затраты уже покрыты выручкой от реализации первых 100 ед., и выполнение заказа не увеличит постоянные затраты, то предложение может быть принято. Каждая электроплита, реализованная по данному контракту, принесет предприятию прибыль в размере 2000 руб. (8500 – 6500).

Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть совокупные затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Этот предел цены соответствует полной себестоимости продукции.

Однако в долгосрочном плане уровень деловой активности может существенно измениться. Поэтому некоторые из затрат, которые в краткосрочном периоде относились к категории постоянных, при переходе к более длительному временному периоду начинают меняться и переходят в разряд переменных.

Пример 7. Основной вид деятельности автотранспортного предприятия (АТП) – перевозка жителей города микроавтобусами. Стоимость одного такого автобуса – 300 тыс. руб., и рассчитан он на пробег 200 тыс. км. Расход топлива в среднем равен 20 л на 100 км пробега, стоимость топлива составляет 10 руб. за литр.

Через каждые 50 тыс. км пробега необходима замена колес (6 колес по 2000 руб.), а через 100 тыс. км пробега - замена двигателя (его стоимость – 30 тыс. руб.). Допустим, что никаких других расходов АТП не несет.

Вместимость автобуса – 15 пассажиров, каждый пассажир в среднем проезжает 10 км. Руководству АТП необходимо рассчитать долгосрочный нижний предел цены одного билета, если пробег автобусов не превысит:

 

1) 50 тыс.км;

2) 100 тыс.км;

3) 200 тыс.км.

Вариант 1. Допустим, пробег автобуса не превысит 50 тыс.км.

До тех пор пока пробег автобуса не составит 50 тыс.км, ни замены колес, ни замены двигателя автобуса не планируется. Поэтому переменные затраты – затраты на топливо. На каждые 100 км расходуется 20 л топлива по цене 10 руб. за литр, т.е. на сумму 200 руб.

За 100 км пробега автобус перевезет 150 чел. Таким образом, удельные переменные затраты составят: 200 / 150=1,33 руб.

Постоянные затраты – это стоимость автобуса 300 тыс.руб. Ожидаемый пробег – 50 тыс.км. Пройдя это расстояние, автобус перевезет 50000 км / 10 км • 15 чел.=75000 чел.

Удельные постоянные затраты составят 300000 / 75000=4 руб.

Минимальная цена одного билета составит 1,33+4=5,33 руб.

Вариант 2. Допустим, пробег автобуса не превысит 100 тыс.км. В этом случае (наряду с затратами на закупку топлива) появляются дополнительные расходы по замене колес, которые становятся переменными затратами.

Пройдя 100 тыс.км, автобус перевезет

100000 / 10 • 15=150000 чел.

Поэтому удельные переменные затраты составят

1,33+12000 / 150000=2,13 руб.

Удельные постоянные затраты равны 300000 / 150000=2 руб.

Минимальная цена одного билета составит 2,13 + 2=4,13 руб.

Вариант 3. Допустим, пробег автобуса не превысит 200 тыс. км. В этом случае наряду с затратами на приобретение топлива и замену колес появляются дополнительные расходы по замене двигателя. Данные расходы относят к числу переменных затрат.

Пройдя 200 тыс. км, автобус перевезет

200000 / 10 • 15=300000 чел.

Удельные переменные затраты равны

2,13+30000 / 300000 = 2,23 руб.

Удельные постоянные затраты равны 300000 / 300000=1 руб. Минимальная цена одного билета составит 2,23+1=3,23 руб.

Таким образом, экономия на удельных постоянных затратах позволит снизить цену одной услуги.

Как правило, для затратного ценообразования используется показатель рентабельности продукции, рассчитываемый как отношение прибыли к себестоимости. Расчет цены таким методом можно представить следующей формулой

где РОЦ– расчетная оптовая цена;

ПС – полная себестоимость единицы продукции;

НР– норма рентабельности продукции (к полной себестоимости), в процентах.

Пример 9. Предприятие производит медицинские товары, в том числе витамины «Ундевит». Полная нормативная себестоимость одной упаковки составляет 120 рублей, средняя норма рентабельности медицинских товаров – 20%. Определить расчётную оптовую цену упаковки витаминов «Ундевит».

Решение. По условию задачи ПС = 120 руб., НР = 20%.

Определим расчётную оптовую цену (РОЦ) по формуле

рубля.

Ответ: расчётная оптовая цена упаковки витаминов «Ундевит» составит 144 рубля.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое цена предприятия?

2. В чем состоит экономическое содержание базовых цен экономики?

3. Что такое ценовая стратегия и тактика предприятия?

4. В чем состоит содержание государственной политики регулирования цен?

5. Что такое базовая цена предприятия?

6. Охарактеризуйте основные методы управления ценами на предприятии.

7. Дайте определение цены балльным методом.

8. В чём состоит сущность метода ценообразования на основе переменных затрат?

9. Каков алгоритм ценообразования методом валовой прибыли?

10. Что означают понятия «краткосрочный нижний предел цены» и «долгосрочный нижний предел цены»?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...