Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура политического класса




Итак, в политическом пространстве действуют акторы, которые владеют политическим капиталом и находятся внутри государственной корпорации, являясь ее инсайде­рами. Эти акторы и составляют политический класс. В него входят люди, занимающиеся политикой профессионально. Политический класс является правящим, так как он зани­мается управлением и распоряжается ресурсами власти. В англоязычной литературе применяются три термина для

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

обозначения этого класса: ruling class (правящий), power class (властвующий), governing class (управляющий). В русском языке термины «правящий» и «управляющий» не тождествен­ны друг другу и имеют различную смысловую нагрузку. Ког­да говорят о правящем классе, подразумевается, что членам этого класса принадлежит власть. Называя этот классуправ-ляющим, подчеркивают, что люди, занимающиеся управле­нием, не обязательно имеют власть, которая может при­надлежать и кому-то другому. Соотношение между понятия­ми «правящий» и «управляющий» класс подобно соотно­шению терминов «собственник» и «менеджер»: первые яв­ляются реальными властителями, которые могут, однако, оставаться и за кулисами процесса. Управляющие не явля­ются собственниками и, осуществляя функции управления и контроля, действуют по доверенности собственников.

В экономических обществах политический класс может быть лишь «управляющим», который действует согласно указаниям настоящего правящего класса — собственников. Но в политических обществах, где собственники, незави­симые от государства, отсутствуют, политический класс и является правящим.

Политический класс неоднороден: внутри себя он име­ет группы, различающиеся функциями, характером дея­тельности, объемом властных полномочий, способами рек-рутации и проч. Его структура зависит от политической системы, действующей в настоящее время, и меняется каж­дый раз, когда она реформируется. Но в любом государ­стве политический класс институционализирован, так как связан с должностными статусами, составляющими мат-рицу государственной корпорации. Индивид, становясь чле­ном политического класса, занимает государственную дол­жность. Такое занятие должности и означает для него вступ­ление в класс. Это накладывает определенный отпечаток на его деятельность. Социальный порядок в государстве понимается самим политическим классом как бесперебой­ное функционирование системы, где каждый инсайдер за­нимает свое место и выполняет надлежащую работу. Турен утверждал, что «господствующий класс всегда стремится противопоставить порядок, с которым он себя отождеств­ляет, и отклонение от нормы, в каковом он обвиняет всех

Глава 1. Основы теории элиты

тех, кто ему противостоит...»73. Такое отождествление пред­полагает, что действующий инсайдер сливается со своей должностью, она становится его alter ego, и порядок уже немыслим без нее. Должность — это элементарная части­ца, ячейка функционирующей матрицы государства. По­литический класс институционализирован в системе госу­дарственных должностей, которая представляет собой зда­ние, населенное официалами (от латинского officialis). Я использую этот термин для обозначения индивидов, зани­мающих должности в государственных властных институ­тах любого типа и уровня. Я буду так называть любое долж­ностное лицо в системе государственной власти, то есть любого члена политического класса, любого инсайдера.

Официалы состоят из двух основных групп, выделен­ных по типу их инкорпорации. Первая группа включает лиц, назначаемых на должность (их называют бюрократией). Вто­рую группу составляют те, кто приходит во власть с помо­щью выборов. Эта группа неоднородна и состоит из двух подгрупп: первую я буду называть электократией, так как она объединяет тех, кто, победив на выборах, становится во главе иерархической организации, то есть после выбо­ров становится чиновником. Вторую подгруппу составляют те, кто наполняет легислатуры различных уровней, и по­этому я называю их легислократией (от латинского legisla-tura— выборный орган). Иначе говоря, политический класс состоит из бюрократии — назначаемых чиновников, элек-тократии — избираемых чиновников, и легислократии — депутатов.

Бюрократия, элсктократия, лсгислократия

Понятие бюрократии исследовано значительно лучше других, связанных с политическим классом, главным об­разом благодаря работам М.Вебера74. Разрабатывая теорию «идеальной» бюрократии, М.Вебер считал ее основными признаками следующие. 1. Иерархический характер, при ко­тором задачи в организации распределяются как служеб­ные обязанности. Бюрократия предстает в виде пирамиды, где положение, означающее высшую власть, соответству­ет вершине. Каждый более высокий слой руководит и кон-

Анатомия российской элиты

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

тролирует слой, на ступень ниже его в иерархии. 2. Уста­новленные правила определяют поведение должностных лиц на всех уровнях организации. 3. Должностные лица заняты полный рабочий день и получают должностной оклад. При­чем от индивида ожидается, что он будет делать карьеру в организации. 4. Существует разделение между обязанно­стями должностного лица внутри организации и его жиз­нью вне ее. 5. Никто из членов организации не владеет ресурсами, которыми распоряжается75. Вебер пишет, что чиновник, являясь носителем власти, «никогда не осуще­ствляет ее от своего лица, а всегда от имени безликого «учреждения»76.

Важнейшим понятием для анализа бюрократии являет­ся компетенция, которая представляет собой ограничен­ную область власти конкретного чиновника77. Власть в иерар­хической организации диверсифицируется, так как вер­ховный правитель не может осуществлять всю власть еди­нолично. Власть делегируется нижестоящим чиновникам, каждый из которых несет ответственность за свою зону. Эта область применения властных функций и есть компетен­ция. Зоны компетенции разных чиновников должны быть согласованы друг с другом и иногда образуют сети, кото­рые называют «инстанциями». Для решения определенной проблемы задействуются, как правило, несколько бюро­кратических этажей и подразделений, что и привело к об­разованию идиомы «пройти по инстанциям». Пересечение компетенции различных ведомств и чиновников рождает конфликты, поэтому для политического класса одним из важнейших условий эффективной деятельности является разграничение полномочий.

Есть и другой подход к бюрократии. Так, Д.Кэлхаун по­лагал, что основной функцией бюрократии является соби­рание дани со всех других социальных групп, перераспре­деление денег в форме сбора налогов и их дальнейшего использования. Он писал: «При всей своей малочисленно­сти государственные служащие и правительственные чи­новники образуют ту часть общества, которая является ис­ключительным получателем собираемых налогов. Все со­бранные налоговые суммы, за вычетом потерь, достаются им в форме расходов или выплат»78. Для политического

Глава 1. Основы теории элиты

класса налоги являются благом, в то время как для всех остальных — бременем. В этом заключено одно из главных классовых противоречий. Налоги, таким образом, являют­ся одним из важнейших властных ресурсов государства, которым распоряжается политический класс. Именно бла­годаря тому, что государство имеет этот финансовый ре­сурс, оно может осуществлять вмешательство в дела своих граждан и, собственно, осуществлять власть в подавляю­щем большинстве случаев.

Электократия представляет собой часть политического класса, инкорпорация которой происходит при помощи механизма выборов. Победив на выборах, политик зани­мает государственный пост и, следовательно, становится должностным лицом, отвечающим по крайней мере, че­тырем из пяти вышеперечисленных признаков М.Вебера: он встраивается в иерархическую государственную орга­низацию, работает по установленным правилам, получает должностной оклад и не владеет ресурсами, которыми рас­поряжается. Таким образом, электократа также можно считать чиновником, но чиновником избранным.

Организации, возглавляемые электократами, состоят из бюрократов, и избранный политик, занявший должность в иерархии, сразу же воспринимается аппаратом как на­чальник, которому надо служить. То есть избранник, заняв после победы на выборах свой пост, превращается в бю­рократа для своих подчиненных, оставаясь электократом для прочих властных организаций. Его положение проти­воречиво: он возглавляет иерархию и подчиняется ее зако­нам, но в то же время не подотчетен ей. Контроль за его деятельностью осуществляют другие организации и, отча­сти, его избиратели. Если деятельность электократа неэф­фективна или выходит за рамки закона, его невозможно уволить, как это было бы с чиновником. Экскорпорация в данном случае связана с процессом импичмента, который обычно имеет столько осложняющих факторов, что реаль­но маловыполним. Поэтому в крайних случаях государство прибегает к уголовному преследованию, истинной целью которого является не столько наказание за проступок, сколько лишение статуса. Электократы, возглавляющие иерархии, практически несменяемы, и к тому же часто

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

пользуются юридической неприкосновенностью, что де­лает их почти неуязвимыми в течение срока полномочий.

Другой тип избранных официалов, которых я называю легислократами, представляют те, кто инкорпорирован в систему власти не для того, чтобы занять пост в иерархи­ческой организации, а для того, чтобы войти, в легислату­ры (см. рисунок 1).

Государственные организации ОФИЦИАЛЫ

Иерархии

ЧИНОВНИКИ

Назначения

Бюрократы

Легислатуры

ДЕПУТАТЫ

Выборы

Электократы

Выборы

Легислократы

Рисунок 1. Структура политического класса

Легислатуры являются организациями, не имеющими сквозной иерархии: теоретически все депутаты равны и базовый политический капитал каждого из них составляет один голос. На практике же парламенты, как и любая боль­шая организация, имеют тенденцию к бюрократизации своей деятельности. Изначально равные депутаты объеди­няются во фракции, комитеты и комиссии, которые, в свою очередь, дробятся на руководителей, их заместите­лей и подчиненных. Фракционная дисциплина требует кон­солидированных действий, что подразумевает ограничение свободы выбора для членов групп. Процесс бюрократиза­ции легислатур во многом схож с процессом бюрократи­зации политических партий, описанным Р.Михельсом.

Между этими частями политического класса — бюро­кратией, электократией и легислократией — есть существен­ные различия. Первое различие касается продолжительно­сти пребывания в должности. Бюрократы — это «оседлое» население государства, а электократы и легислократы —

Глава 1. Основы теории элиты

пришельцы, населяющие государственные институты вре­менно. Политики избираются на срок 4—5 лет, а чиновни­ки могут занимать свои посты сколь угодно долго. В некото­рых странах существует пожизненный наем на государствен­ную службу. В Советском Союзе времен застоя многие ми­нистры занимали свои посты 20—30 лет. После каждого избирательного цикла возникает конфликт между старым бюрократическим аппаратом и вновь избранными электо-кратами. Бюрократы воспринимают государство как свой дом, куда внедряются «варяги» — новые люди, которые поступают в организацию после выборов. Бюрократы бо­лезненно воспринимают необходимость удовлетворять по­требности избранных новичков — предоставлять им поме­щения, оборудование, а главное — информацию и паути­ну связей, которая является важнейшим властным ресур­сом в инсайдерской среде.

Второе различие связано с легитимацией статуса. Леги­тимация есть признание законности права на полномочия, то есть узаконение власти. Признание полномочий назна­ченного чиновника осуществляет его начальник, в то вре­мя как полномочия электократа подтверждается тысячами голосов его избирателей. Легитимность избранников явля­ется легитимностью высшего порядка по сравнению с ле­гитимностью бюрократов. Это дает основание первым смот­реть на вторых как на подсобных рабочих государства, ощу­щая свое превосходство. Считая себя «народными избран­никами», они уверены, что аппарат должен их обслужи­вать и не вмешиваться в высокую политику. Электократ подотчетен своим избирателям, а бюрократ — патрону. Поэтому организация больше опирается на бюрократов, судьба которых в ее руках: одного могут повысить, а друго­го — снять с работы. С электократом этого сделать нельзя, для прекращения его полномочий нужны веские основа­ния, которые необходимо предъявить обществу.

Третье различие заключается в том, что деятельность бюрократа закрыта от общественного контроля и обезли­чена, в то время как электократы являются публичными политиками. Бюрократы прилагают усилия, чтобы депер-сонифицировать политический процесс, в то время как электократы, напротив, всячески стараются его авторизо­

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

вать. Бюрократы служат организации, а электократы могут не служить никому. Поэтому для бюрократа самое важное в развитии карьеры — быть нужным своему патрону, в то время как для электократа — создать свой привлекатель­ный имидж. Электократы воспринимают бюрократов как безликих интриганов и мастеров политического закулисья. А бюрократы обвиняют электократов в нескромности, же­лании работать на себя и постоянной саморекламе. П.Бур-дье верно заметил, что существует «неслучайная структур­ная общность между аппаратом и определенной категори­ей людей... Аппарат обычно возносит на пьедестал людей надежных»79, иначе говоря — коллективистов. Человек яр­кой индивидуальности, склонный к самовыражению, не может существовать в аппаратной атмосфере без риска за­дохнуться или потерять свое «я». Напротив, победа на вы­борах достается ярким личностям, отличным ораторам, об­ладающим силой убеждения и внешним обаянием. Публич­ный политик должен обладать качествами, прямо проти­воположными тем, что востребованы на бюрократическом поприще: политик должен быть ярким, чиновник — неброс­ким; политик должен уметь зажигательно говорить, чинов­ник — тонко манипулировать; политик работает на соб­ственный имидж, чиновник — на авторитет своего учреж­дения; политик харизматичен, чиновнику харизматичес­кие качества не только не свойственны, но и противопо­казаны; политик — индивидуалист, в то время как чинов­ник обязан быть коллективистом. Поэтому противоречия между бюрократами и легислократами носят еще и психо­логический характер, что, впрочем, не мешает им сосу­ществовать в едином политическом пространстве.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...