Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стихийная циркуляция элиты




В одном из интервью высокопоставленный кремлевский чиновник так объяснил мне ситуацию с отставками: «Рань­ше государство хоть как-то заботилось об ответственных работниках: им давали персональную пенсию, сохраняли многие льготы. А теперь — если сам о себе не позаботишь­ся — никто ничего тебе не предложит. Поэтому и прихо­дится создавать структуру «под себя», чтобы, когда тебя выгонят, было куда пойти. Теперь так все делают».

С широким внедрением альтернативных выборов пра­вящая элита больше не имела полного контроля над экс­корпорацией. Теперь выдавить из элиты нежелательных лич­ностей стало почти невозможно. Чиновники, теряющие свои посты в органах исполнительной власти, имели возмож­ность избраться и остаться в элите благодаря выборам или уйти в крупный бизнес и влиять на политическую ситуа­цию с помощью экономических ресурсов. Однако возмож­ности таких стихийных перемещений все же были ограни­ченны и не всегда успешны. Поэтому официалы сами на­чали строить «запасные аэродромы». Основными формами такой стихийной мобильности были:

1. Создание собственного бизнеса.

2. Участие в политическом процессе без поддержки сверху, а иногда и при прямом противодействии центра: депутатство, избрание главами регионов, создание поли­тических партий и общественных организаций.

3. Возврат в основную профессию.

В отличие от перехода в бизнес-синекуру, обеспечен­ную как материальной, так и организационной поддерж­кой государства, создание коммерческих структур на свой страх и риск было реальной экскорпорацией. Это был выход из элиты в открытое море, практически без защиты и без привилегий. Единственное, что сохранял такой отставник, —

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

это были его личные связи в политических и экономичес­ких кругах. Уход в бизнес выводил человека за пределы элиты, хотя, в случае удачного стечения обстоятельств, и не исключал его возврата. Здесь все решал случай и пред­принимательские способности человека. Большинство чи­новников, которые рискнули сделать такой шаг, раство­рились в социальном пространстве. Но были и такие, кото­рые стали весьма успешными бизнесменами (например, бывший министр правительства Гайдара Петр Авен, со­здавший компанию «ФинПА», а затем ставший одним из руководителей Альфа-банка). Элита готова была сотрудни­чать только с теми экс-чиновниками, бизнес которых ста­новился успешным.

В начале 90-х многие чиновники, покидающие свои по­сты с обидой на Кремль, выбирали другой путь — остаться в большой политике, используя демократические возмож­ности. Они баллотировались на федеральных или региональ­ных выборах не только без поддержки центра, но часто и вопреки его воле. Их позиция была, как правило, оппози­ционной властям, что зачастую и приводило к победе. Со­став Государственной Думы 1993 и 1995 гг. во многом опре­делялся тем, что в регионах депутатские мандаты получали «бывшие», оппозиционно настроенные к режиму Б.Ель­цина.

«Нежелательные элементы» пытались создавать собствен­ные политические и общественные организации. В период думской избирательной кампании 1995 г. было зарегистри­ровано 43 избирательных объединения и блока, пытавших­ся преодолеть 5-процентный рубеж38. Среди избранных де­путатов работники исполнительных органов власти и уп­равления составили 52 чел. (12%)39. К 1995 г. переход после отставки в публичную политику стал массовым. Партии или общественные организации создают многие официалы, причем часть из них действует при поддержке исполни­тельной власти, а часть — на свой страх и риск. Так, быв­ший спикер Совета Федерации В.Шумейко становится председателем общероссийского общественного движения «Реформы — новый курс»; бывший вице-премьер и ми­нистр финансов Борис Федоров возглавил движение «Впе­

Глава 3. Выход из элиты (экскорпорация)

ред, Россия!»; бывший первый заместитель председателя правительства Е.Гайдар стал лидером партии «Демократи­ческий выбор России»; бывший министр социальной за­щиты населения Э.Памфилова вначале создала обществен­ное движение «За здоровую Россию», а затем возглавила избирательный блок «Памфилова — Гуров — Лысенко»; бывший вице-президент РФ А.Руцкой создал социал-пат­риотическое движение «Держава»; бывший министр внеш­неэкономических связей С.Глазьев стал одним из лидеров Конгресса русских общин (КРО), принимал участие в со­здании движения «Народный альянс», общественно-поли­тического движения «Согласие во имя России», блока «Тре­тья сила»; бывший глава президентской администрации Ю.Петров инициировал создание «Союза реалистов» и воз­главил его; бывший вице-премьер правительства Ю.Скоков создал федерацию товаропроизводителей, составившую позднее основу КРО; бывший вице-премьер правительства РСФСР Г.Явлинский стал лидером партии «Яблоко» и т.п.40

Несмотря на высокие посты и обширные связи «быв­ших», многие из них терпят фиаско в качестве независи­мых публичных политиков. Среди всех перечисленных по­литиков удалось провести свои партии в парламент только Е.Гайдару (1993, 1999 в составе блока СПС) и Г.Явлинс-кому (1993, 1995, 1999). Попытки же остальных оказыва­лись по большей части неудачными, хотя сами лидеры партий и блоков становились депутатами, избираясь по одномандатным округам.

Этот процесс сопротивления экскорпорации с помо­щью перехода из структур исполнительной власти на вы­борные должности проходил достаточно стихийно и ка­сался не только парламентских выборов. Бывшие чиновни­ки пытались занять и губернаторские кресла. Начало было положено в 1993 г. Н.Федоровым, который после отставки с поста министра юстиции побеждает на выборах и стано­вится президентом Республики Чувашия41. В1996 г. губер­натором Курской области, несмотря на противодействие федерального центра, становится бывший вице-президент России А.Руцкой42. В 1997 г., после отставки с поста мини­стра по делам сотрудничества с государствами — членами

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

СНГ, АТулеев становится губернатором Кемеровской об­ласти43, а в следующем году на пост губернатора Красно­ярского края избирается отставной секретарь Совета Безо­пасности РФ АЛебедь44.

Выборные должности отчасти заполняются ставленни­ками исполнительной власти, а отчасти — нежелательны­ми элементами, доступ которым в элиту перекрыть не уда­валось. Эти зоны неконтролируемой мобильности в 90-е годы становились все более заметной опасностью. Раздра­жение Кремля вызывало то, что теперь неугодные и «нака­занные» отставкой политики не исчезали с политического горизонта, как это было прежде. Они находили возмож­ность остаться в элите, используя инструменты демокра­тических выборов, против чего у исполнительной власти на первых порах не было оружия. Но тем не менее у власти оставались немалые способы выдавливания из элиты, глав­ным из которых оставался уход на пенсию. Если же отстав­ник был трудоспособного возраста, подчас ему не остава­лось ничего другого, как вернуться в свою профессию и вновь заняться наукой, адвокатской практикой или препо­даванием.

В период президентства Ельцина произошли серьезные изменения в характере и принципах экскорпорации. Вся элита пришла в движении, резко возрос темп как верти­кальной, так и горизонтальной мобильности, возникли новые каналы поступления в элиту и выхода из нее. Все это имело серьезные последствия для внутриэлитной цир­куляции. В первые годы ельцинского правления около 20% отставников подвергались полной экскорпорации, около половины перемещались в экс-элитные зоны и около 30% оставались в элите45. К 1999 г. ситуация заметно измени­лась. Теперь все отставники тем или иным способом оста­вались в элитной или экс-элитной зонах. Полностью вы­давить из элиты нежелательных политиков стало весьма непросто.

Итак, вниз идущая вертикальная мобильность в Ель­цинский период стала более разнообразной и менее пред­сказуемой. Типология отставок официалов 90-х гг. может быть представлена так:

Глава 3. Выход из элиты (экскорпорация)

Полная экскорпорация — выход из элиты:

— пенсия,

— возврат в профессию;

Частичная экскорпорация — переход в экс-элитную зону:

— переход в «государственный бизнес»,

— переход в частный бизнес,

— переход в резервации («запасники») — фонды и об­щественные организации,

— переход на почетные должности советников и кон­сультантов при органах власти;

Циркуляция в элите после отставки:

— удержание элитного статуса вопреки действиям ис­полнительных органов власти с помощью использования механизма выборов и получение после победы депутатско­го мандата или кресла губернатора,

— удержание элитного статуса с переводом на менее статусную государственную должность.

Возвраты

Основным же новшеством этих лет стали возвраты на высокие должности после отставки, что отчасти снимало остроту кадровой проблемы и являлось определенным при­знаком демократичности. Ведь большая часть отставников 90-х не достигла пенсионного возраста (см. таблицу 8). А масштабы перестановок были таковы, что власть испыты­вала непрестанный кадровый голод.

Таблица 8. Динамика возрастных показателей правительственных отставок для шести когорт российской элиты 49

  Элита
  1986 г.50 1989 г.51 1992 г.52 1995 г.53 1999 г.54 2000 г.55
Средний год рождения            
Средний возраст группы (лет)            
Средний возраст назначения (лет) 48,0 53,9 45,9 49,2 49,9 49,8

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

Продолжение таблицы 8

  Элита
  1986 г.50 1989 г.51 1992 г.52 1995 г.53 1999 г.54 2000 г.55
Средний возраст отставки (лет) 66,3 57,8 47,8 53,6 53,0 52,8
Среднее число лет пребывания в должности 18,3 4,4 3,3 4,1 2,4 3,0
Доля отставни­ков допенсион-ного возрасти (%) 18,9 57,7 93,7 87,5 79,5 80,0
Доля возвратов (%)   5,7 12,1 5,9 8,0  

Теперь отставка из правительства могла означать лишь кратковременное помещение чиновника в «запасник», и вскоре он получал назначение в администрацию прези­дента. Это был первый тип «отставки с возвратом»: «пра­вительство или администрация президента — запасник — правительство или администрация президента». Наиболее активная циркуляция происходила между Кремлем и Бе­лым домом. Такого рода перемещения проделали, напри­мер, С.Шахрай, АЛубайс, В.Геращенко и др.

Второй тип «отставки с возвратом» был связан с избра­нием бывшего чиновника депутатом Федерального Собра­ния РФ. Переход из правительства в парламент и обратно в правительство совершили в свое время А.Шохин, В.Хлыс­тун, Б.Федоров. По мнению В.Лысенко, при Ельцине «рос­сийский парламент становится важнейшим поставщиком кадров в высшие исполнительные и судебные структуры власти»46 и главным «запасником» элитных кадров.

Третий тип отставок, предполагающих возврат полити­ка в структуры исполнительной власти, был связан с пе­реходом в бизнес (например, О.Сосковец, МЛесин).

Таким образом, анализируя характер экс корпорации периода президентства Б.Ельцина, можно сделать следую­щие выводы:

Глава 3. Выход из элиты (экскорпорация)

1. Исполнительная власть частично утратила контроль над каналами элитной мобильности.

2. Произошло существенное омоложение отставок: если в 1985 г. средний возраст отставников равнялся 66 годам, то в 1993 г. он приблизился к 50 годам.

3. Произошло нарушение возрастной субординации эли­ты, связанное с тем, что покогортное поступление новых кадров больше не происходило.

4. Произошло частичное расформирование и перевер­бовка элитных обойм, нарушился принцип патронажа и лич­ной преданности.

5. Появились репрессивные и идеологические отставки.

6. Выросло количество недовольных и обиженных от­ставников, переходящих в оппозицию к власти не по иде­ологическим, а по личностным соображениям.

7. Из-за циркуляции между властью и бизнесом послед­ствием кадровой ротации такого рода стал рост влияния на политику корпоративных интересов.

8. Появилась практика возврата во власть. Теперь отставка больше не означала политической смерти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...