Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отставки при Владимире Путине




В 2000 г. после прихода к власти преемника Б.Ельцина — Владимира Путина — кадровая ситуация начала постепен­но меняться. Определенную роль в этом играло то, что но­вый президент совершил «большой скачок» и оказался ото­рванным от своего окружения. Это было причиной «кадро­вого голода», который испытывала администрация В.Пу­тина все первые годы его правления. Это обусловило более бережное отношение к элитным кадрам и, следовательно, к серьезному сокращению темпов экскорпорации. Этому же способствовал и присущий новому президенту стиль руководства, отличавшийся постепенностью в принятии решений, отсутствием резких перемен и новшеств. Путин не только восстановил стабильность в рядах элиты, кото­рая после лет «сидения на вулкане», начала понимать, что ее интересы опять стали учитываться, и благодарно на это откликнулась. После Горбачева и Ельцина, крушивших эли­

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

ту, действия молодого президента вызвали сначала насто­роженное внимание, а потом — поголовное одобрение и поддержку политического класса.

В то же время Путин пытался восстановить утраченный контроль государства над каналами элитной мобильности. Перед аппаратом президента и правительства была постав­лена задача начать работу над восстановлением кадрового резерва. Укреплялась государственная служба, а госслужа­щие получили серьезное повышение зарплаты и новые привилегии. Впервые со времени падения номенклатуры государственные чиновники ощутили стабильность и уве­ренность в завтрашнем дне. Все отчетливее политический класс понимал, что новому руководству страны нужны лояльные чиновники, и лояльность режиму опять стано­вится гарантией стабильности статуса. Начала меняться сама атмосфера в коридорах власти.

Ельцинские скорые увольнения по любому поводу сме­нились относительным штилем. А отсутствие «кавалерий­ских наскоков» на кадры прекратило поступление в экс-элитные зоны толп «обиженных». Чиновники если и уволь­нялись, то плавно и вежливо, с предоставлением новых рабочих мест. К отставникам опять стали проявлять доста­точно уважения. Вновь возникают почетные синекуры — советники президента, руководители всевозможных ассо­циаций, представители президента в различных структурах.

Новый закон, принятый в 2003 г. «О системе государ­ственной службы Российской Федерации» возвращает дей­ствующую в XVIII—XIX вв. «табель о рангах» и предусмат­ривает соответствие между чинами гражданской, военной и правоохранительной службы47. Закон предусматривает сохранение многих льгот для отставников. Так, классный чин становится пожизненным, и при увольнении с госу­дарственной должности сохраняется за человеком. На граж­данской государственной службе теперь появляется «выс­луга лет», которая остается также пожизненной привиле­гией. Для повышения социальной защищенности официа­лов вводится контрактная система приема на работу, ко­торая предусматривает как бессрочный договор, так и до­говор на определенный срок. Основания прекращения го­сударственной службы теперь регулируются специальны­

Глава 3. Выход из элиты (экскорпорация)

ми федеральными законами о видах государственной служ­бы48. Кроме того, размер оплаты труда официалов суще­ственно повышается. Все это не могло не вызвать благодар­ный отклик политического класса на действия президен­та, который получил мощную поддержку в лице всего рос­сийского чиновничества, пережившего ужасы Ельцинской «кадровой мясорубки». Административная реформа, нача­тая Путиным в 2004 г., призванная сократить численность чиновничества, на самом деле лишь переструктурировала ведомства. Средняя зарплата госслужащих возросла с 200— 300 долларов в месяц до 1000—5000 в зависимости от ранга.

Эти изменения были одной из причин ослабления оп­позиции, которая при Ельцине в значительной степени состояла из «обиженных» и несправедливо уволенных. Те­перь идеологические разногласия потеряли былую остроту, а борьба за власть перешла из фазы стычек кланов в фазу постоянного дележа портфелей и привилегий. Элита стала «окукливаться», с энтузиазмом занялась своим внутренним обустройством и вовсе забыла о проблемах общества.

За три года президентства Путина начали происходить изменения в направлении восстановления некоторых эле­ментов советской номенклатурной системы. Хотя отставки по-прежнему происходят преимущественно до достижения пенсионного возраста, среднее число лет пребывания в должности медленно растет. Маятниковая мобильность Ель­цинских лет почти отсутствует. Все перемещения официа­лов становятся более осмысленными и планомерными. Из-за общего снижения темпов элитного трафика проблема размещения отставников теряет свою остроту.

При Путине возрастает не вертикальная, а горизонталь­ная мобильность в элите. Бывшие губернаторы в массовом порядке становятся членами нового Совета Федерации, бывшие министры — депутатами, бывшие чиновники пре­зидентской администрации находят синекуры в государ­ственном бизнесе, который растет как тесто на дрожжах. Путинская администрация охотно использует в кадровой работе изобретение Ельцина — резервации, — вполне со­знательно перемещая туда «бывших». Более того, если при Ельцине в качестве резервации использовалась только ниж­няя палата российского парламента, то после 2000 года

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

такое же значение приобретает и Совет Федерации, кото­рый к моменту завершения своего формирования по но­вым принципам к февралю 2002 г. становится настоящим складом, заполненным отставными официалами ельцинс­кого времени. Так, среди сенаторов 2004 г. имеются 25 быв­ших вице-губернаторов, 17 бывших глав законодательной власти субъектов Федерации, 14 бывших заместителей ми­нистров, 10 бывших членов правительства РФ, 8 бывших губернаторов* 7 бывших мэров, 3 бывших министра субъек­тов Федерации; каждый третий член СФ РФ раньше рабо­тал в аппарате КПСС, а 11 % — в аппарате ВЛКСМ. Но в отличие от экс-элитных зон советского типа, которые были «политическими кладбищами», в верхней палате Федераль­ного Собрания РФ теперь работают на постоянной основе те политики, которые вполне могут претендовать на ста­тус кадрового резерва.

По большинству показателей характер назначений и от­ставок при В.Путине претерпел незначительные измене­ния: возраст входа и выхода, среднее число лет пребыва­ния в должности, удельный вес лиц пенсионного возраста среди отставников — эти показатели пока те же, что и при Б.Ельцине. Но изменилась атмосфера: эйфория от принад­лежности к «команде Путина», растущая уверенность в себе политической элиты — вот настроения, которые царят се­годня в коридорах власти.

Итак, российская элита проделала путь от застоя через революционную турбулентность к новому витку кадровой политики, основанной на предсказуемости и защищенно­сти. За этот период темпы элитного трафика резко меня­лись от черепашьих темпов позднесоветского времени до невероятных вихреобразных перетрясок 90-х годов. Изме­няющаяся политическая система общества требовала все новых и новых политиков, а лавина ненужных отставников переполнила экс-элитные зоны и вышла из берегов. На­чался стихийный процесс выбрасывания чиновников из элиты, который сопровождался протестом бюрократии, стихийным или планомерным созданием в срочном порядке новых «запасников» — тихих гаваней недалеко от элиты для того, чтобы можно было переждать шторм и, возмож­но, опять вернуться на высокие посты. Чиновники вынужде­

Глава 3. Выход из элиты (экскорпорация)

ны были сами заботиться о своем будущем, активно зани­маясь созданием фондов или коммерческих структур для своего перехода туда после отставки.

Государство потеряло контроль над элитной мобильно­стью. Это вызывало озабоченность структур исполнитель­ной власти и в то же время было проявлением демократии. Наличие в стране демократических выборов стало реаль­ностью, которая мешала деятельности бюрократии, пред­принимающей неустанные попытки вернуться к сис­теме «санкционированного доступа» к власти. И тогда, когда это удавалось, выборы становились декоративными. Меха­низм такого управления выборами был назван в России «административным ресурсом». Возврат контроля над ро­тационными потоками элиты означал бы не что иное, как реставрацию монополии государства на кадровую полити­ку, и лишал бы население страны возможности оказывать на этот процесс хоть какое-то влияние.

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 3

1. Посчитано по: Политбюро (Президиум) ЦК партии в 1917— 1989 гг.: Персоналии. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1990.

2. Посчитано по: Государственная власть СССР. Высшие орга­ны власти и управления и их руководители. 1923—1991 гг. Истори-ко-биографический справочник / Сост. В.И.Ивкин. М.: РОССПЭН, 1999. стр. 23-187.

3. Посчитано по: Известия ЦК КПСС. 1989. № 2. стр. 43—114; № 5. стр. 47-53; № 6. стр. 21-70.

4. Данные социологических исследований сектора изучения элиты Института социологии РАН «Новая советская элита» (1990— 1992), «Политическая элита в СССР» (1991—1993), «Трансформа­ция российской элиты» (1994—1999), «Путинская элита» (2000 — 2003).

5. 123 члена и кандидата в члены ЦК КПСС из числа избран­ных на XXVII съезде КПСС в 1986 г., отправленных в отставку к 1989 году. Источник: Известия ЦК КПСС. 1989. № 2. стр. 43-114; № 5. стр. 47-53; № 6. стр. 21-70.

6. Посчитано по: Политический альманах России 1997 / Под ред. М.Макфола и Н.Петрова. Т. 1: Выборы и политическое разви­тие. М.: Моск. Центр Карнеги, 1998. стр. 606—610.

7. Там же. стр. 29.

8. Данные исследования сектор изучения элиты Института соци­ологии РАН «Трансформация российской элиты» (1993—1995 гг.).

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

9. Посчитано по: А.С.Барсенков, В.А. Корец кий, А.И Остапен­ко. Политическая Россия сегодня. М.: Московский рабочий, 1993; Современная политическая история России (1985—1998 годы). Том 2. Лица России. М.: РАУ-Корпорация, 1999.

10. К руководителям регионов на апрель 1993 г. мы относили 68 глав администраций краев, областей и автономных округов, а так­же глав исполнительной власти 21 республики в составе РФ (10 президентов и 11 председателей правительств).

11. Выборы глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 1995—1997. Электоральная статистика. М.: ЦИК РФ, 1997. стр. 17.

12. Remington Т. Politics in Russia. New York: Longman. 2002. P. 109.

13. Государственная служба. Сборник нормативных документов. М.: Дело, 1999. стр. 26.

14. Современная политическая история (1985—1999 годы). Том 2: Лица России. М.: РАУ-Корпорация, 1999. стр. 143.

15. Там же. стр. 114.

16. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и уп­равления и их руководители. 1923—1991 гг. Историко-биографичес-кий справочник // Сост. В.И.Ивкин. М.: РОССПЭН, 1999. стр. 428.

17. Там же. стр. 416.

18. Там же. стр. 459.

19. Там же. стр. 467.

20. Там же. стр. 602—603.

21. Там же. стр. 604.

22. Газукин П., Прибыловский В. Правительство Российской Феде­рации. Биографический справочник. М.: Панорама, 1995. стр. 52.

23. Современная политическая история (1985—1999 годы). Том 2: Лица России. М.: РАУ-Корпорация, 1999. стр. 404.

24. Современная политическая история (1985—1999 годы). Том 2: Лица России. М.: РАУ-Корпорация, 2000. стр. 703—704.

25. Там же. стр. 649.

26. Современная политическая история. 1999. стр. 163.

27. Данные исследования «Лидеры российского бизнеса», про­веденного сектором изучения элиты Института социологии РАН в 1993-1995 гг.

28. Данные исследования «Лидеры российского бизнеса», про­веденного сектором изучения элиты Института социологии РАН в 1993-1995 гт.

29. Данные исследования «Лидеры российского бизнеса», про­веденного сектором изучения элиты Института социологии РАН в 1993-1995 гт.

30. Современная политическая история (1985—1999 годы). Том 2: Лица России. М.: РАУ-Корпорация, 2000.

31. Государственная служба. Сборник нормативных документов. М.: Дело, 1999. стр. 29—51.

Глава 3. Выход из элиты (экскорпорация)

32. Источники: Газукин П., Прибыловский В. Правительство Рос­сийской Федерации. Биографический справочник. М.: «Панорама», 1995; Современная политическая история (1985—1999 годы). Том 2: Лица России. М.: РАУ-Корпорация, 2000; Известия ЦК КПСС. 1989. № 2. стр. 43—114; № 5. стр. 47—53; № 6. стр. 21—70; Барсенков А. С. и др. Политическая Россия сегодня: (Исполнительная власть, Конституционный суд, лидеры партий и движений). Справочник. М.: Московский рабочий, 1993; Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923—1991 гг. Историко-биографический справочник / Сост. В.И. Ивкин. М.: РОССПЭН, 1999; Данные социологического исследования секто­ра изучения элиты Института Социологии РАН «Путинская эли­та» (2000—2002 гг.).

33. К элите 1986 г. мы относим 95 членов ЦК КПСС, избран­ных XXVII съездом КПСС в 1986 г. и отправленных в отставку к 1989 году.

34. К элите 1989 г. мы относим 68 членов правительства Н.И.Рыж­кова.

35. К элите 1992 г. мы относим 36 членов правительства Е.Т.Гай­дара.

36. К элите 1995 года мы относим 34 члена правительства В.С.Чер­номырдина.

37. К элите 1999 г. мы относим 51 члена правительства Е.М.При­макова.

38. Россия: партии, выборы, власть. М.: Обозреватель. 1996. стр. 508-525.

39. Там же. стр. 527.

40. Россия: партии, выборы, власть. М.: Обозреватель. 1996. стр. 143—152; Современная политическая история (1985—1999 годы). Том 2: Лица России. М.: РАУ-Корпорация, 2000.

41. Современная политическая история (1985—1999 годы). Том 2: Лица России. М.: РАУ-Корпорация, 2000. стр. 948.

42. Там же. стр. 783.

43. Там же. стр. 926—927.

44. Там же. стр. 523.

45. Источники: Газукин П., Прибыловский В. Правительство Рос­сийской Федерации. Биографический справочник. М.: «Панорама», 1995; Современная политическая история (1985—1999 годы). Том 2: Лица России. М.: РАУ-Корпорация, 2000; Известия ЦК КПСС. 1989. № 2. стр. 43—114; № 5. стр. 47—53; № 6. стр. 21—70; Барсенков А. С. и др. Политическая Россия сегодня: (Исполнительная власть, Конституционный суд, лидеры партий и движений). Справочник. М.: Московский рабочий, 1993; Государственная власть СССР. Выс­шие органы власти и управления и их руководители. 1923—1991 гг. Историко-биографический справочник / Сост. В.И. Ивкин. М.: РОС­СПЭН, 1999; Данные социологического исследования сектора изу­чения элиты Института социологии РАН «Путинская элита» (2000— 2002 гг.).

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

46. Лысенко В.Н Политический процесс и выборы в России // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1996. № 1(8). стр. 5-18.

47. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №22. Ст. 2063.

48. Там же. Ст. 12 закона «О системе государственной службы РФ».

49. Источники: Газукин 77., Прибыловский В. Правительство Рос­сийской Федерации. Биографический справочник. М.: «Панорама», 1995; Современная политическая история (1985—1999 годы). Том 2: Лица России. М.: РАУ-Корпорация, 2000; Известия ЦК КПСС. 1989. № 2. стр. 43—114; № 5. стр. 47—53; № 6. стр. 21—70; Барсенков А. С. и др. Политическая Россия сегодня: (Исполнительная власть, Конституционный суд, лидеры партий и движений). Справочник. М.: Московский рабочий, 1993; Государственная власть СССР. Выс­шие органы власти и управления и их руководители. 1923—1991 гг. Историко-биографический справочник / Сост. В.И.Ивкин. М.: РОС-СПЭН, 1999; Данные социологического исследования сектора изу­чения элиты Института социологии РАН «Путинская элита» (2000— 2002 гг.).

50. К этой группе мы относим 95 членов ЦК КПСС, избран­ных XXVII съездом КПСС в 1986 г. и отправленных в отставку к 1989 году.

51. К элите 1989 г. мы относим 68 членов правительства Н.И.Рыж­кова.

52. К элите 1992 г. мы относим 36 членов правительства Е.Т.Гай­дара.

53. К элите 1995 года мы относим 34 члена правительства В.С.Черномырдина.

54. К элите 1999 г. мы относим 51 члена правительства Е.М.При­макова.

55. К этой группе мы относим 21 члена правительства М.М.Ка­сьянова 2000 года, отправленных в отставку к марту 2003 г.

ГЛАВА 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...