Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с графическими (нетекстовыми) объектами




Министерство образования Российской Федерации

Омский государственный технический университет

ТИПОГРАФИКА

Лабораторный практикум

Омск 2003


УДК 655.24:004 (075) ББК 37.8 + 32.973.26-018.2 я73 С 95

Сысуев И. А.

С 95 Типографика: Лабораторный практикум. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. - 100 с.

Издание включает в себя задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных работ, контрольные задания и вопросы, задания для самостоятель­ной работы, способствующие усвоению, закреплению изучаемого материала и про­верке знаний.

Предназначено для студентов очной и очно-заочной форм обучения специальнос­тей 350700 «Реклама промышленной продукции и технологий», 052400 «Дизайн» и может быть использовано студентами очной и заочной форм обучения по направле­нию 656900 «Технология полиграфического и упаковочного производства» специ­альности 281400 «Технология полиграфического производства» при изучении первой части курса «Технология обработки текстовой информации».

 

Редактор Н. Н. Папула Дизайн, компьютерные набор, верстка и графика И. А. Сысуев

ИД 06039 ot12.10.01

Подписано в печать 10.11.02. Формат 60X84/16.

Бумага офсетная. Отпечатано на дуплнкаторе.

Усл.печ.л. 6,25. Уч.-изд.л. 6,25. Тираж 150. Заказ 604.

Издательство ОмГТУ. 644050, Омск, пр. Мира, 11. Типография ОмГТУ.

© И. А. Сысуев, 2003

© Омский государственный технический университет, 2003


Введение

Целями выполнения лабораторного практикума являются: изучение характе­ристик и параметров шрифтов с использованием современных компьютерных технологий, получение навыков практической работы со шрифтами в компью­тере, практическое освоение и использование правил и приемов типографики.

Структура изложения содержания лабораторных работ состоит из следу­ющих разделов:

  1. Цель работы.
  2. Подготовка к работе.
  3. Порядок выполнения работы.
  4. Содержание отчета.
  5. Задания для самостоятельной работы.
  6. Контрольные вопросы.

Для выполнения лабораторной работы предварительно необходимо ознако­миться с ее содержанием, уделив особое внимание разд. 1 -3, и осуществить подго­товку к работе, включая выполнение заданий, содержащихся в разд. 2, если это предусмотрено.

На занятии студенты выполняют лабораторную работу и оформляют содер­жательно значимую часть отчета под руководством преподавателя в соответ­ствие с указаниями, содержащимися в разд. 3,4. После окончания работы студен­ты вне лаборатории индивидуально заканчивают оформление отчета и выполняют задания для самостоятельной работы, содержащиеся в разд. 5, если это предус­мотрено. Контрольные вопросы предназначены для самоконтроля и подготовки к аттестации (контрольным опросам, зачету и экзамену).

Отчеты о выполнении лабораторных работ оформить на стандартных листах белой бумаги формата А4, которые впоследствие разместить совместно с необхо­димыми раздаточными иллюстративными материалами и выполненными распечат­ками на лазерном принтере в пластиковом скоросшивателе с прозрачной первой страницей обложки в соответствии с тем порядком, который установлен содержа­нием отчета.

После выполнения всего цикла работ и составления отчетов следует офор­мить титульный лист согласно действующему стандарту вуза.

Перед тем как приступить к выполнению настоящего лабораторного практику­ма, необходимо получить у преподавателя раздаточные материалы, содержащие иллюстративный материал по типографике, который будет использован в качестве наглядных материалов при проведении лекционных занятий, а также будет по­лезным для проработки и лучшего усвоения лекционного курса.

Для выполнения самостоятельных заданий по практической типографике пре­подавателем будут выданы образцы текстов, представляющие собой копии стра­ниц конкретных печатных изданий и содержащие типографические ошибки, а также выбрать из домашней библиотеки книгу, изданную после 1991 г., которая будет использована для поиска оформительских и типографических ошибок. Свой выбор следует согласовать с преподавателем.

Для выполнения лаб. раб. № 12 предлагается собрать коллекцию рекламных модулей из печатных средств массовой информации как центральных, так и реги­ональных (местных). Причем собирать коллекцию следует начинать заранее, с са­мого начала лабораторного практикума, а не непосредственно перед выполнени­ем работы, тем более, что если этим заниматься хотя бы один раз в неделю (анали­зируя еженедельные издания), то потраченное время не будет значительным.

Заведите для коллекции специальную папку, в которую можно складывать не только вырезки из печатных изданий, но и отдельные страницы (полосы), ре­кламные листовки, буклеты, проспекты и т. д. Отбирайте те материалы, которые по вашему мнению оформлены интересно, привлекательно и эффективно. Это относится не только к рекламным модулям, но и к оформлению страниц, их со­ставных элементов и изданию в целом. Всякий раз, встретив образец удачного дизайна, откладывайте его себе в папку. Такая коллекция пригодится вам и в буду­щей практической деятельности. Каждый опытный дизайнер имеет такую папку с понравившимися образцами работ, и цель коллекционирования состоит не в последующем копировании чужих работ, а в их комбинировании и поиске своих идей. И ваша папка будет представлять собой своего рода генератор идей, к кото­рому вы всегда сможете обратиться, приступая к работе над новым проектом.

Что касается коллекции рекламных модулей, то она должна состоять из двух частей.

Первую часть коллекции должны составлять рекламные модули, оформление которых понравилось или, наоборот, не понравилось вам само по себе, без учета размещения модуля на странице документа среди прочих тексто-иллюстрацион-пых элементов полосы.

Во вторую часть коллекции необходимо включить рекламные модули, кото­рые по вашему мнению имеют эффективный или, наоборот, неэффективный дизайн на странице документа или в какой-либо ее части, т.е. будучи помещенны­ми в совершенно конкретную типографическую среду.

В первом случае вырежьте из страницы только сам рекламный модуль, во втором — часть полосы с окружающими модуль соседними элементами или це­ликом полосу.

Преимущественную часть коллекции должны составлять черно-белые (одно­цветные, однокрасочные) рекламные модули. Цветные модули следует включать в коллекцию только в том случае, когда они имеют очень удачное, на ваш взгляд, оформление.


Вводное занятие

Программа

для набора и верстки

текста Page Maker

Цель занятия

Изучить содержание и возможности основных

инструментов и управляющей палитры,

озна­комиться с основными приемами набора

и вер­стки текста в программе PageMaker.

Порядок выполнения работы

Под руководством преподавателя ознакомьтесь с программой для набора и верстки текста, в частности изучите следующие вопросы.

1. Создание нового документа: установка формата бумажного листа (полосы документа), полей (формата полосы набора), количества полос (страниц) доку­мента (рис. 1).


 
 

Рис. 1

 

 

2. Окно отображения полосы. Содержание меню, шкалы измерительных ли­неек, полоса документа, разворот, границы полосы набора, управляющая палитра (рис. 3), панель инструментов (рис. 2а), палитра для работы с цветом (рис. 26).

a) b)

 

Рис. 2


 

3. Работа с текстовыми объектами. Текстовой режим и режим верстки

3.1. Операции, выполняемые в текстовом режиме:

· набор текста,

· установка параметров шрифта с использованием управляющей палитры: гарнитуры, кегля, начертания — нормального жирного, курсивного, с подчеркиванием, с перечеркиванием, инверсного (для выворотки), пропорций символов (рис. За);

· установка вида символов: капитель (малая капитель), прописные сим­волы (большая капитель), индексы;

· установка цвета символов шрифта;

· установка параметров набора: интерлиньяжа, плотности набора (трекинг), кернинга пар символов, вертикального смещения символов отно­сительно линии шрифта;

· установка параметров абзаца: выравнивание (выключка), абзацный
отступ, отступы справа и слева, отбивки от предыдущего и последующего абзацев (рис. 36);


а)

 

б)

в)

 

Рис. 3


  • вырезание, копирование и вставка фрагментов текста.

3.2. Операции, выполняемые в режиме верстки:

  • выделение текстовых блоков, выбор базовой точки для преобразова­ний (рис. Зв);
  • определение линейных размеров текстовых блоков;
  • перемещение текстовых блоков и их точное позиционирование;
  • изменение длины строки и высоты текстового блока, их точная уста­новка;
  • поворот текста, трансформация, зеркальная трансформация текста;
  • установка заданного количества колонок на полосе и средника;
  • заполнение текстом колонок и полос набора: автоматическое и вручную.

Работа с графическими (нетекстовыми) объектами

4.1. Векторная графика:

  • рисование линий и правильных геометрических фигур;
  • установка вида, толщины и цвета линий;
  • заливка: цвет и оттенок.

4.2. Растровая графика:

  • импорт объекта растровой графики;
  • кадрирование и масштабирование объекта;
  • оборка (обтекание текстом).

5. Общие операции в режиме верстки

  • вырезание, копирование, вставка и множественная вставка текстовых и нетекстовых блоков и объектов;
  • группировка текстовых и нетекстовых блоков и объектов.

Контрольные задания

    1. Наберите произвольный текст полужирного начертания на синем фоне 50 % оттенка с символами желтого цвета, имеющими наклон 15 °.
    2. Создайте пустографку: расчертите лист (в пределах формата полосы) горизонтальными линейками, отстоящими друг от друга на расстоянии 10 мм по вертикали.
    3. Оформите колонтитул таким же образом, как и в данном издании.
    4. Оформите текст таким же образом, как это выполнено ниже:

FRODO Elijah Wood

GANDAXF Ian McKellen

ARWEN Liv Tyler

ARAGORN Viggo Mortensen

SAM Sean Astin

SARUMAN Cristofer Lee


Лабораторная работа № 1

Основные понятия

Типографики

Цель занятия

Изучить основные характеристики и

пара­метры текстового набора, освоить

базовую терминологию.

 

Порядок выполнения работы

Изучите под руководством преподавателя основные понятия типографики:

  1. Полоса (страница) документа, полоса набора и поля; колонки и средник.
  2. Шрифт и гарнитура шрифта.
  3. Кегль шрифта.
  4. Шрифтовое поле символа, линия шрифта (базовая линия).
  5. Апроши и полуапроши. Верхнее и нижнее поля (заплечики).
  6. Рисунок символа: основные и соединительные элементы, засечки, вынос­ные и свисающие элементы, диакритические знаки, контрастность шрифта.
  7. Прописные и строчные символы, капитель. Большая и малая капитель.
  8. Начертание: прямое, наклонное, курсивное; насыщенность и пропорци­ональность шрифта.
  9. Выворотка, цвет шрифта и фона.

 

  1. Межсимвольные пробелы, кернинг и трекинг, разрядка.
  2. Шпации: круглая, полукруглая, тонкая.
  3. Выстраивание символов вдоль линии.
  4. Абзацный отступ,
  5. Межсловные пробелы, выключка (выравнивание текста по горизонтали).
  6. Отступы справа и слева, втяжки.
  7. Межстрочные пробелы и интерлиньяж.
  8. Отбивки и спуски.
  9. Выравнивание текста по вертикали.
  10. Висячие строки («вдовы» и «сироты»), вгонка и выгонка.
  11. Колонтитулы и колонцифры, норма и сигнатура.
  12. Верстка.
  13. Рубрики и их композиция с основным текстом на полосе.
  14. Виды дополнительного текста, размещаемого совместно с основным: таблицы и выводы, формулы, примечания (пояснения, внутритекстовые, сноски), цитаты, эпиграфы.
  15. Нетекстовые элементы и их верстка. Верстка вразрез, оборка, обтекание текстом.

 

Содержание отчета

  1. Титульный лист с названием работы.
  2. Цель работы.
  3. Основные понятия типографики (с необходимыми пояснительными рисунками).

 

Контрольные вопросы

  1. Как определить кегль и интерлиньяж отпечатанного текста?
  2. Как соотносятся друг с другом поля страницы документа?
  3. Совпадает ли положение базовой линии у различных шрифтов?
  4. Объясните, в чем состоит отличие между наклонным и курсивным начертанием шрифта.
  5. Каков на самом деле размер капительных символов?
  6. В чем заключается отличие между трекингом и набором вразрядку?
  7. Каким образом выбрать оптимальную для данного текста величину отбивок?
  8. В чем заключается отличие между трекингом и набором вразрядку?

 

 

Лабораторная работа № 2

 

Классификация

Символов шрифта

 

Цель работы

Изучить состав символов, входящих в

тексто­вой шрифт, а также различного рода

свойства символов, существенные в процессе

формиро­вания текста как знаково-графической

компо­зиции.

 

Порядок выполнения работы

 

1. Получите один из вариантов шрифта для выполнения лабораторной работы
у преподавателя.

Этот вариант шрифта следует использовать для выполнения последующих работ (лаб. раб. №№ 4, 5, 7, 8, 9, 10).

2. В программе PageMaker наберите на полосе (формат бумаги А4) книжной ориентации (поля со всех сторон 15 мм) в строки последовательно друг за другом через пробел все символы (знаки), содержащиеся на клавиатуре компьютера, заданным вариантом шрифта в русском варианте клавиатуры: последовательно слева — направо, сверху — вниз, сначала в нижнем регистре, затем — в верхнем; а затем в том же порядке — в латинском варианте клавиатуры.

Размер шрифта должен быть 24 пт —для свободного восприятия геометрии рисунка шрифта. Величина интерлиньяжа (межстрочного расстояния) должна быть не меньше кегля.

Желательно, чтобы знаки, набранные в одну строку, соответствовали строке клавиатуры. Таким образом, в полученном наборе будет 16 строк (8 — для рус­ского варианта клавиатуры: 4 строки — для знаков нижнего регистра, 4 строки — для знаков верхнего регистра, 8 — для латинского).

Выше полученного образца в правом углу полосы наберите название шрифта.

Полученный набор следует обозначить «Образец 1» (рис. 4), сохранить в от­дельном файле и вывести на бумагу на лазерном принтере.

 

Рис.4


3. Используя «Образец 1», разделите все символы шрифта:

3.1. На группы по принадлежности к алфавитам (следует иметь в виду широкое понятие «алфавита»). Результаты занесите в табл. 1.

 

 

Таблица 1

Классификация символов шрифта по принадлежности к алфавитам

 

Признак классификации Группа классификации Состав группы
Алфавит    

3.2. На три группы по геометрии рисунка: прямоугольные, округлые, тре­угольные (признак — форма рисунка). Предложите иные признаки и груп­пы классификации символов по геометрии рисунка. Результаты занесите в табл. 2.

 

Таблица 2

 

Классификация символов шрифта по геометрии рисунка

Признак классификации Группа классификации Состав группы
Форма рисунка Прямоугольные Округлые Треугольные  
     

 

 


3.3. Разделите символы шрифта на группы по иным признакам; предло­жите признаки для распределения знаков по группам, которые являются существенными с точки зрения обработки текстовой информации и обоснуйте необходимость такого распределения. Результаты занесите в табл. 3.

 

Таблица 3

 


 


Классификация символов шрифта по иным признакам




 

Признак клас сификации Группа классификации Состав группы
     

 

Содержание отчета

  1. Титульный лист с названием работы.
  2. Цель работы.
  3. Гарнитура (вариант) шрифта.
  4. Схема клавиатуры.
  5. Классификация символов шрифта в виде таблиц 1-3.
  6. Распечатка набора символов шрифта «Образец 1», выполненная на лазерном принтере.

 

Контрольные вопросы

  1. Объясните, на какие параметры текстового набора влияет форма рисунка
    символов.
  2. Когда при проектировании шрифта учитывают динамику и характер заполнения шрифтового поля штрихами, образующими рисунок символа?
  3. Графемы каких символов имеют симметричный рисунок? Рисунок каких символов в вашем варианте шрифта является симметричным? Объясните, почему не все символы с симметричной графемой имеют симметричный рисунок?
  4. Графема каких символов имеет не слитный рисунок?
  5. В каком алфавите, русском или латинском, больше символов с выносными
    элементами? Со свисающими элементами?
  6. В каком алфавите, русском или латинском, ширина символов больше? На
    какой параметр текстового набора влияет средняя ширина символов алфавита?
  7. Какие символы в изучаемой гарнитуре шрифта имеют одинаковый рису­нок у прописных и у строчных? Всегда ли указанные символы имеют одинаковый рисунок у прописных и строчных? Если нет, укажите возможные варианты ри­сунка прописных и строчных символов. Какие символы, кроме указанных вами, могут иметь различный рисунок у прописных и строчных?

  1. В каких случаях является существенным признак «прописная буква — строчная буква»?
  2. Является ли существенным признак классификации символов «буква — не буква» с точки зрения обработки текстовой информации?
  3. Какие признаки классификации символов необходимо учитывать в алго­ритме расстановки переносов в словах?

 

 

Лабораторная работа № 3

 

Оптические компенсации

В шрифте

 

Цель работы

Изучить необходимость и сущность приемов

и пропорций, предназначенных для устранения

связанных с особенностями зрения человека

оптических иллюзий, возникающих при вос­приятии

различных геометрических форм и их взаимных

отношений, а именно тех приемов и пропорций,

в соответствии с которыми по­строены символы шрифта.

 

Порядок выполнения работы

 

1. В программе PageMaker создайте документ, содержащий четыре страницы (формат бумаги А4) книжной ориентации с полями 10 мм со всех сторон.

Предварительно закройте все возможные средства измерения в рабочей области. Используя соответствующие инструменты, в масштабе просмотра 200 °А в верхней части первой полосы нарисуйте:

  • окружность размером примерно 20 мм и, сделав копию, преобразуйте последнюю в круг, поместив круг отдельно от окружности, например ниже;
  • рядом с кругом — квадрат и равносторонний треугольник таким образом чтобы все фигуры выглядели одинаковыми по высоте;
  • два одинаковых по длине вертикальных параллельных отрезка прямых линий толщиной 4 пт и длиной примерно 40 мм; поделите один из них (левый) перпендикулярной линией пополам.

Откройте средства измерения и измерьте пропорции нарисованных фигур В случае несоответствия визуальных пропорций — геометрическим, нарисуйте рядом геометрически правильные фигуры и объясните причину такого несоответствия.

2. Изучите связанные с особенностями зрения оптические компенсации геометрических пропорций символов шрифта в целом и элементов, из которых они построены.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...