Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 16. Политическое сознание и культура




 

1. Политическое поведение.

2. Политическая социализация.

3. Политическое сознание.

4. Политические идеологии.

5. Политическая культура.

 

Политическое поведение

Взаимодействие социальных субъектов (индивидов, социальных групп) и политической системы происходит в рамках политического поведения. К основным формам политического поведения относят политическое участие и политическое неучастие (абсентеизм). Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, но его рост свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы.

Политическое участие - это воздействие индивидов и социальных групп на политическую систему, ее элементы, процесс принятия политических решений. М. Вебер выделил три возможных уровня участия в политике:

- профессиональное занятие политикой;

- участие в политике «по совместительству»;

- участие в политике «по случаю».

Профессиональное занятие политикой демонстрируют политические лидеры, партийные функционеры, государственные чиновники, политтехнологи, журналисты.

Второй уровень участия в политической жизни представлен активистами партий и общественных движений, которые, хотя и занимаются политикой, участвуя в митингах, выступая в роли агитаторов, наблюдателей на выборах, все же имеют сферу профессиональных интересов, лежащую вне политики.

Третий уровень объединяет большую часть граждан, чья политическая активность проявляется в участии в выборах, митингах и т.п.

Существует две популярных типологии политического участия. Первая выделяет активное участие, включающее участие в выборах, референдумах, митингах, демонстрациях, участие в деятельности политических организаций и государственных институтов, и пассивное участие, предполагающее отказ от активных действий в политической сфере.

Вторая выделяет конвенциональное и неконвенциональное политическое участие. Конвенциональное участие - поведение, использующее законные либо отвечающие общепринятым нормам формы выражения интересов и влияния на власть. Основной формой конвенционального поведения является участие в выборах. Неконвенциональное участие - незаконное либо противоречащее общепринятым политическим нормам поведение. Оно проявляется в формах протеста, в неповиновении государственной власти.

Политическая социализация

Политическая социализация – процесс усвоения индивидами и группами норм, правил и моделей поведения, позволяющих реализовывать свои интересы и исполнять политические роли в рамках политической системы, обеспечивать воспроизводство политической жизни. Это сложный, непрерывный процесс, осуществляющийся на протяжении всей жизни человека.

Выделяют первичную (связанную с непосредственным приобретением политических знаний и установок) и вторичную (связанную с самостоятельной выработкой политических ценностей и ориентаций, расширением политического опыта) социализацию. Радикальное изменение сформировавшихся ценностей и установок (отказ от прежних и восприятие новых) называется ресоциализацией.

Первичная социализация начинается с самого раннего детства. На этом этапе индивид приобретает первые знания о мире политики. Основными агентами социализации выступают родители, учителя, сверстники, СМИ.

Вторичная (продолженная) социализация характеризуется формированием собственного отношения к политической системе. Человек непосредственно включен в политическую жизнь, непосредственно взаимодействует с политическими и властными структурами (партиями, органами власти).

Важнейшими агентами вторичной социализации выступают СМИ: газеты, журналы, телевидение, радио, интернет. Именно из них взрослый человек получает большую часть информации о политических событиях.

Политическое сознание

Политическое сознание – система политических знаний, ценностей и убеждений, на основе которых вырабатываются устойчивые ориентации и установки людей по отношению к политической системе, формируются определенные модели политического поведения. Оно формируется в процессе политической социализации. На уровне рационального осмысления политическое сознание выступает как идеология, а на уровне эмоций, переживаний и чувств – как политическая психология.

В структуре политического сознания можно выделить следующие элементы:

- политические знания о политической системе, институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие людей в политическом процессе;

- политические ценности, т.е. определенные суждения о политической жизни;

- политические убеждения, которые формируются на основе имеющихся знаний и принятых ценностей как совокупность представлений, характеризующих определенный политический идеал (например, демократия);

- политические ориентации, т.е. установки на определенную политическую систему и соответствующую модель поведения в политических отношениях.

Политические идеологии

Идеология – система идей и взглядов на власть, государственное устройство, ориентированная на практическую реализацию. Цель идеологии – формирование общественного сознания и манипулирование им. Основными политическими идеологиями являются либерализм, консерватизм, национализм, коммунизм.

Либерализм (от лат. – свободный) – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Главными, системообразующими принципами либерализма являются следующие:

1) естественное равенство людей;

2) неотчуждаемость таких прав человека, как право на жизнь, свободу, собственность, их приоритет над интересами общества и государства;

3) правовое государство с ограниченными возможностями вмешательства в сферы жизни гражданского общества;

4) договорный характер отношений государства и граждан, предусматривающий их взаимную ответственность;

5) демократический политический режим;

6) наличие развитого гражданского общества и гарантий невмешательства в частную жизнь.

Исторически первой политической идеологией была идеология либерализма, родоначальники которой – Д. Локк, А. Смит. Глубокий кризис западного общества первой трети XX в. обнаружил ограниченность возможностей либерализма сдерживать процессы нарастания социального неравенства. Возникший на базе классического либерализма неолиберализм трансформировал ряд его идей, в частности расширил социальные функции государства и границы его вмешательства в экономическую и социальную сферы. Либерализм стал идеологической основой западных демократий.

Консерватизм (от лат. – сохранять) возник как реакция на Великую Французскую революцию 1789 г. Основоположники – де Местр, Э. Бёрк. Исходные ценности консерватизма – порядок, стабильность, традиционализм, религия. Консерваторы выступают не за сохранение старого, как это принято считать, а за сохранение сложившихся порядков, за настоящее. Общество и государство, по мнению консерваторов, являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как в либерализме. Принимая принципы частной собственности, рынка, свободного предпринимательства, консерваторы выступают за сильное государство, четкую политическую стратификацию, согласно которой власть принадлежит элите, а свободы трактуются как подчинение власти и лояльность ей.

Классический консерватизм трансформировался в неоконсерватизм, который очень далеко ушел от первоначальной идеи. Произошла заметная эволюция консерватизма в сторону признания приоритета прав и свобод отдельной личности, существенного ограничения экономических и социальных функций государства. Неоконсерватизм превратился в идеологию широких слоев «среднего класса» западного общества.

Национализм – идеология, основополагающим принципом которой является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства. В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоев общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

В силу того, что многие современные радикальные движения подчеркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью (или любой иной неприязнью к этническим «другим»). Такая нетерпимость осуждается сторонниками умеренных течений в национализме.

Российские СМИ «национализмом» часто называют этнонационализм, в особенности его крайние формы (шовинизм, ксенофобия и др.), которые делают акцент на превосходстве одной национальности над остальными. Многие проявления крайнего этнонационализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся к международным правонарушениям.

Коммунизм (от лат. – общий) – политическая идеология, провозглашающая создание бесклассового и безгосударственного общества на основе ликвидации частной собственности, обобществления средств производства, реализации принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости. При коммунизме нет эксплуатации человека человеком и народа – народом. К теоретикам коммунистической идеологии относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина и др.

Политический идеал коммунизма – общественное самоуправление, предполагающее поголовное участие населения в процессе принятия управленческих решений.

Социализм (от лат. – общественный) – эта политическая идеология, тесно связанная с коммунизмом своими общими ориентирами (достижение социальной справедливости, равенства, защита трудящихся и нуждающихся, национализация средств производства), в конце XX века переросла в социал-демократическую доктрину, отказывающуюся от многих постулатов коммунизма, в частности, от идей диктатуры пролетариата, классовой борьбы и, особенно, социалистической революции. Политическая реализация основных тезисов социализма возможна путем длительной эволюции, через реформы, а не социальные катаклизмы, путем постепенного расширения прав и возможностей населения в политическом управлении.

Анархизм (от греч. – безвластие) радикальная политическая идеология, заключающая в себе представление о государстве как основном источнике зла в обществе (неравенства, угнетения, войн). Отсюда главной целью анархизма является уничтожение государства и власти путем стихийного бунта народных масс и создание самоуправляющихся ассоциаций производителей, основанных на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого участника. Популярная в кризисные моменты истории данная идеология в принципе неспособна к завоеванию широких масс вследствие отрицания организованных политических средств борьбы, партий и правительственных организаций.

 

Политическая культура

Политическая культура – совокупность типичных для конкретной страны образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о целях развития мира политического, называют политической культурой.

В структуре политической культуры можно выделить нормативный элемент (накопленный политический опыт в виде традиций, идеологий, мифов и т.д.), ценностный элемент (политическое сознание) и поведенческий элемент (модели политического поведения).

Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества. Важнейшими из них являются:

- познавательная – формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности;

- интегративная – характеризует процесс объединения людей через систему ценностей. Политическая культура, таким образом, формирует стабилизирующую основу политической жизни и способствует повышению эффективности управления;

- коммуникативная – установление связи между участниками политического процесса по горизонтали и по вертикали в соответствии с иерархией политической системы, а также трансляция элементов политической культуры от поколения к поколению и накапливание политического опыта;

- функция обеспечения социального прогресса – создание условий для эффективного развития политической системы и общества в целом;

- нормативно-регулятивная – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов, норм поведения. Они воплощаются в нормативных политических решениях государства и позволяют эффективнее регулировать отношения в рамках политической системы со стороны государственных институтов и со стороны гражданского общества;

- воспитательная (функция политической социализации) – формирование личности, гражданина.

Г. Алмонд и С. Верба выделили три типа политической культуры.

Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей. Патриархальная политическая культура характерна для традиционных обществ, тоталитарных политических режимов.

Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается ее диктата. Данная политическая культура характерна для авторитарных политических режимов.

Активистская культура (гражданская, культура участия) отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую власть, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния – выборов, демонстраций и т. д. Активистская культура характерна для демократических режимов.

В чистом виде на практике ни один из этих типов не встречается.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое политическая социализация, и в каком возрасте она проходит?

2. Каковы отличия каждой из идеологий?

3. Каким политическим режимам соответствуют известные типы политической культуры и почему?

 

 

Дополнительная литература

1. Евгеньева, Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. – СПб.: Питер, 2007. – 112 с.

2. Кара-Мурза, С.Г. Идеология и мать ее наука / С.Г. Кара-Мурза [Электронный ресурс]. – М.: Эксмо, 2002. – 256 с. – Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/Books.htm.

3. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза [Электронный ресурс]. – М.: Эксмо, 2007. – 864 с. – Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/Books.htm.

4. Кравченко, И.И. Политика и сознание / И.И. Кравченко. – М.: ИФ РАН, 2004. – 216 с.

5. Малахов, В.С. Понаехали тут… Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме / В.С. Малахов. – М.: НЛО, 2007. – 200 с.

6. Мусихин, Г.И. Очерки теории идеологий / Г.И. Мусихин. – М.: Высшая школа экономики, 2013. – 287 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...