Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль методов и функций управления в процессах формирования организационного потенциала предприятия.




Метод управления - это совокупность (система) управленческих приемов, способствующих обеспечению высокой эффективности деятельности организации. С помощью правильного выбора метода управления обеспечивается четкая организация процесса управления и всей производственно-экономической деятельности.

В практике управления успешно применяются следующие методы управления:

административные;

экономические;

коммерческие;

• социально-психологические;
правовые;

• исследовательские (рис. 3.4).

Совокупность применения методов управления призвана обеспечить:

целеустремленность коллектива; • организованность;


, четкость и слаженность работы;. оперативность и своевременность решений;. распорядительность, гибкость, дисциплинированность и инициативность.

1. Методы получения информации: интервью, анкеты, метод выборочных наблюдений

2. Методы анализа: системный анализ, создание сценария, метод сетевого плана, система показателей, метод контрольного списка, стоимостный анализ

3. Творческие методы: мозговой штурм, синектика, морфологический метод

4. Методы прогнозирования: Дельфи, статистической экстраполяции, аналогии, поперечный анализ, экономические модели, анализ вход/выход, моделирование

5. Методы оценки: анализ статуса продукта, модели с подсчетом
пунктов, шаблон, анализ издержки (полезность), расчет доходности,
анализ равных интервалов, анализ рисков, калькуляция рисков и
шансов.

6. Методы принятия решений: математические модели, правила
принятия решений при неопределенности, таблица решений, «дерево
решений».

7. Методы представления: функциональные диаграммы, частичное описание, текущие таблицы.

8. Методы аргументации: презентации, переговоров.

Рис. 3.4. - Классификация исследовательских методов управления

В процессе решения управленческих проблем мы должны четко представлять, что концепция управления одновременно является


 


68


69


процессом взаимосвязанных функций. В научной литературе, как иностранной, так и отечественной существуют различные точки зрения на классификацию функций управления, хотя, в сущности, они отличаются лишь по отдельным параметрам. Например, Е.П.Голубков выделяет такие функции, как:

• определение целей и задач деятельности организации;

• планирование;

• организация;

• мотивация;

• координация и регулирование;

• учет, анализ и контроль.

В свою очередь М.Мескон другие относят к функциям управления следующие виды деятельности:

•S стратегическое планирование;

S планирование реализации стратегии;

•S организация взаимодействия и полномочий;

•S построение организаций;

S мотивация.

В практике управления различают два вида функций управления: основные и конкретные.

Таким образом, к основным функциям управления можно с полным основанием отнести весь комплекс обязательных работ, который подлежит неукоснительному выполнению в процессе реализации конкретной функции управления в определенной последовательности: прогнозирование, организация, планирование, мотивация, контроль, учет анализ, подготовка и принятие управленческих решений.

Конкретные функции управления как более обособленные, самостоятельные области профессиональной деятельности применительно к новым условиям хозяйствования занимают ключевые позиции. Именно на основе анализа конкретных фунцкций формируют структуру управления, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают системы информации, организации делопроизводства.

Конкретные функции управления позволят четко определить, что, кому и когда делать. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления организацией (предприятием). Отсюда можно сделать основной вывод, что выполнение конкретных функций зависит от компетентности,


гибкости, оперативности, предприимчивости менеджеров и, как следствие, успешное выполнение производственных заданий, качество работы и продукции, конкурентоспособность выпускаемого продукта. Функции управления способствуют налаживанию и успешному функционированию всех подразделений действующей структуры управления по вертикальным и горизонтальным связям. Исходя из такой посылки А.Я. Кибанов подразделяет все функции управления на внешние, внутренние, главные, основные, вспомогательные, полезные, вредные, неестественные, дублирующие. Функции вытекают из тех задач, которые решает, допустим, отдел производства, - это установление тесных контактов с отделом исследований и разработок; подготовка новой продукции к запуску в производство; планирование приобретения оборудования и подготовка к работе; стимулирование развития инициативы работников к рационализации; анализ стоимости работ, использования ЭВМ и бюджета отдела.

Функция отдела производства разделяется на подфункции, к числу которых можно отнести: •S рациональное использование производственных мощностей,

инструментов и приспособлений;

•/ определение норм времени на изготовление продукции; S обеспечение качества работ; S подготовка производственной документации; S определение сумм капитальных вложений; S разработка схем движения материальных потоков; •S разработка технологий по изготовлению деталей без снятия или со

снятием стружки;

S разработка методов монтажа оборудования; S разработка форм обслуживания потребителей продукции; S разработка форм повышения квалификации и переподготовки

кадров.

Эффективность системы управления зависит не только от четкого выбора методов, принципов и функций управления, но и факторов, способствующих повышению интенсивности процесса управления. На рисунке 3. 5 приведены основные факторы интенсификации процесса управления организационным потенциалом.


 


70


71



Рис. 3.5. - Факторы интенсификации процесса управления организационными возможностями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...