Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СМИ и их роль в современном о-ве.




СМИ – система учреждений, созданных в о-ве для открытой публичной передачи информации с помощью специальных технических средств.

Особенности:

· СМИ появляются лишь на определенной ступени технического прогресса (печатный станок, развитие электронных СМИ (радио, телевидение, интернет)).

· У них существует выход в массовые аудитории. О них говорят, как о средствах публичного распространения информации, у них всегда массовые аудитории (читатели 1 газеты (постоянные), варьируемые (передача по телевидению, смотреть могут случайно)).

· Регулярный характер распространения информации. Периодичность выхода к слушателю, зрителю.

· Изначально СМИ – способы однонаправленного распространения информации, газету пеатали, распространяли. Коммуникатор и реципиент не входил в непосредственный контакт. Не было обратной связи. Сейчас же вводятся элементы интерактивности (отклики читателей, обсуждения в интернете, звонки на телевидении, толк шоу и голосование). Самая большая интерактивности – интернет, остальные – лишь некоторые элементы.

· СМИ это всегда коллективы людей, которые готовят информацию. Журналисты, редакторы, операторы. В итоге сильна позиция редакции, журналистов. Бывает и факты давления, навязывания позиции как со стороны СМИ, так и на СМИ.

Есть дискуссия – соц. Сети это СМИ или нет. Пока немного не дотягивают, но весьма схожи. Сейчас там высок уровень профессионализма уже, специалисты взялись за дело, но еще не полностью адаптировались.

Какова роль СМИ в современном о-ве. В начале 20 века – казалось, что это необычайно большое воздействие на полит. взгляды и самих людей. Был даже курьёзный случай в США в 1938 году в октябре Орсон Уэлс появился в студии Колумбия, начал читать пьесу Война миров. Он надеялся развлечь слушателей невероятным рассказом, но к огромному удивлению в инсценировку о нашествии с Марса поверили практически все. В стране поднялась волна ужасов. Ведь некоторые слушали не с начала и т.д.. Радио завалили звонки слушателей и т.д. Тогда было слишком большое доверие к информации с радио. Этот факт лег в основу теории, которая доминировала в объяснении феномена СМИ в современном мире. Это теория золотой пули.

Эффект СМИ рассматривается в сравнение с пулей, которая пробивает восприятие людей и влияющее на их отношение к окружающему миру. С появлением телевидения, показалось, что теория находит реальное подтверждение. Ведь оно создает эффект присутствия, лучше воспринимается. Ощущение сопричастности событиям. Видя воодушевление в поддержку кандидата – предавалось. Плюс телевидение это проще. Ведь газету нужно и читать и декодировать основательно. По телевидению можно следить не только что он говорит, а то политик демонстрирует. Уверен ли он, пробивной, может ли найти ответ на каверзный вопрос.

К началу второй мировой у всех было впечатление, что СМИ – тот способ полит. Воздействия, когда можно оказать влияние на серьёзные и значительные слои населения. Электронные СМИ – еще больше. Но теория пули продержалась в науке не долго, после второй мировой переисследовали феномен, и оказалось, что не все так просто. Первое из исследований – исследование Лазерса Фельда. Он установил, что основные мнения и суждения формируются в процессе межличностного общения. Смотрят телек, а мнение и суждение вырабатывают в ходе дискуссий и общения.

Другое важное исследование – исследование Макмусса и Шоу. Они проводили опрос жителей в 1 из американских городов: Какие проблемы заботят вас больше всего в настоящее время, вне зависимости от политики. Мол, что волнует людей, чем занимается правительство. Одновременно они изучали, какие передачи смотрят по телевидению и слушают по радио, а также какие газеты читают. Они увидели очень большую зависимость одного от другого. Значимость проблемы формирует СМИ. Если часто говорят о каком-то событии – человеку кажется, что это событие очень важное, и он забивает на все остальное. Если кто-то говорит о безработице в СМИ, то даже работяги начинают паниковать и говорить, что нужно бороться с безработицей.

Эта теория получила название теории повестки дня. Для рядовых граждан важной и значимой становится та проблема, что обсуждается в СМИ. Именно этой проблеме граждане уделяют особое значение, НО это совсем не значит, что у всех граждан сформируется одинаковое отношение к этой проблеме. Воздействие СМИ даже таким образом – очень значительно. Произошел отход от подхода, что можно внести любые представления. Но эта теория подтолкнула политиков к тому, что влияние СМИ значительно, и нужно направлять приоритеты в нужное русло. Главное не преувеличивать то влияние.

Людям свойственно думать, что они сами формируют свои полит. Суждения, но влияние существовало и оказывалось.

Проблемы СМИ:

· Проблема объективности журналистов. Все передачи готовятся конкретными людьми: журналистами и их редакторами. Тут возникают различные искушения:

o Когда выходит конкретная группа, которая предоставляет материал, мол дай его в выпуск, получишь ништяки.

o Телефонное право – когда звонит глава редакции региона, и просит кого-то поддержать.

o Ценностные ориентации (журналист-либерал), а их посылают освещать съезд КПРФ – тут объективность будет наполнена такими словами, ирониями и пренебрежениями. В итоге объективно поданная информация будет восприниматься критически. Формально не придерёшься.

o Угрозы (не говорила)

· Проблема медиакратии – власти СМИ в современном о-ве. Пока говорить об этой проблеме преждевремнно и не вполне направленной. Медиакратия – власть журналистов. Но они в такой сложно сети полит. Взаимодействий, что ни о чем говорить тут нельзя.

· Проблема независимости СМИ. Независимость СМИ – базовый принцип демократии. Должен быть равный доступ политическим силам, журналисты должны быть объективны в изложении информации политического характера.

o СМИ всегда кому-то принадлежит. Это коллективы людей, которым платят, а те хотят получать по максимуму. СМИ сами по себе убыточны, а они существуют лишь за рекламу. Исключение – кабельное телевидение, где оплачивается контент. Когда СМИ существуют за счет рекламы – они зависят от рекламодателя. Идет борьба за прайм тайм и главный канал. Эта ситуация вынуждает редакторов сми ориентироваться на потребности читателя и зрителя. Важно удержать людей и аудиторию.

o Сами редакции не всегда заинтересованы в качестве информации и её распространении. Не важны им эксперты, рассуждении для собственных выводов и т.д.. Человеку всегда интересен скандал.

o Цензура со стороны гос-ва.

Независимые СМИ – имеют свой бюджет, когда нет ни дотаций от гос-ва, ни «кошелька». Тогда возникает зависимость от рекламодателя. Сейчас таким практически нет. В целом и полностью ох нельзя оградить.

Цензура – если есть официально, то есть спец. Ведомство, которое осуществляет контроль над всеми материалами, которые выходят в массу. Сейчас в официальном виде её не существует. Есть еще 2 фактора: скрытая цензура (когда губернатор звонит редактору местной газеты, а редакция газеты зависит от бюджета региона, в его основе телефонное право, решение проблема – получение независимых от этого цензора источников бюджета) и самоцензура (есть во всех странах, смысл в том, что журналист сам (чаще редактор) оценивает материал на предмет «не будет ли у меня неприятностей» Второй вид самоцензуры – то, что пишется не соотв. моим ценностям).

Независимые СМИ = независимые от государства, а не независимые ни от кого. Если взять все СМИ – то государству принадлежит очень маленький процент. Как и в печати (всего 2 газеты), на телеканалах – больший процент. Это в силу того, что сильна самоцензура и неофицальная. Сейчас стараются не звонить, т.к. иначе об этом (звонке) напишут в блоге, а это уже не остановить.

Если распадется СМК (интернет), а останутся СМИ – ничего в корне не изменится, а если исчезнут СМИ и останется интернет – все колоссально перевернётся. Правда, власть уже хорошо умеет работать в интернете. Она сумеет успешно переквалифицироваться.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...