Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Роль и место инфраструктуры в создании условий эффективного функционирования рынка




В качестве основных функций инфраструктуры рынка выделяются:

а) организационное оформление рыночных отношений;

б) повышение оперативности сделок, обеспечение эффективности обмена, минимизация трансакционных расходов;

в) последовательное соблюдение экономических интересов участников товарно-денежных отношений;

г) обеспечение устойчивости процессов обмена, сохранение рыночного равновесия спроса и предложения;

д) исключение деструктивных деформаций рыночных отношений;

е) гарантия контрактов, юридический и экономический контроль за процессами обмена экономическими благами.

1. Разрешения противоречия между объективным ростом затрат на производство и ограниченными средствами производителей.

2. Смягчение воздействия колебаний экономической конъюнктуры на результаты хозяйственной деятельности.

3. Снижение экономического риска в рыночном хозяйстве.

4. Содействие развитию всех форм предпринимательства, всех видов предприятий.

5. Углубление ориентации производства на удовлетворение реальных общественных потребностей.

6. Осуществление распределения ресурсов общества по отраслям и предприятиям в соответствии с общественными потребностями и общественной эффективностью.

7. Содействие углублению общественного разделения труда, его специализации с целью повышения результативности труда общества.

8. Содействие ускорению движения общественного капитала.

9. Повышение устойчивости, живучести рыночной экономики в целом.

Активное развитие и совершенствование инфраструктуры малого и среднего бизнеса - одна из важнейших проблем, решение которой призвано вывести белорусскую экономику на современный уровень рыночных отношений. В ее успешном решении – залог стабилизации отечественной экономики, практического преодоления спада и перехода к устойчивому росту, повышения эффективности деятельности производственных и коммерческих структур в системе внутренних и внешних экономических связей хозяйствующих субъектов Беларуси.

При прогнозировании темпов роста количества объектов малого и среднего бизнеса следует принимать во внимание влияние мирового финансового кризиса, который существенно воздействует на покупательную и инвестиционную активность участников рынка. Кризис также оказывает негативное влияние на уровень рентабельности и объем выручки объектов.

В теории существуют две основные концепции развития малого и среднего бизнеса в масштабах страны: концепция «естественного отбора» и концепция «двигателя прогресса».

Концепция «естественного отбора» предполагает следующие характеристики объектов: более низкая эффективность, чем у крупных организаций, отсутствие эффекта масштаба производства; появление новых объектов приводит к росту конкуренции, снижению прибыли и постепенному вытеснению объектов малого и среднего бизнеса, лишь незначительной части малых фирм удается увеличить масштабы производства, соответственно они переходят в разряд крупных.

Концепция «двигателя прогресса» основывается на возможности объектов малого и среднего бизнеса значительно быстрее реагировать на изменения баланса спроса и предложения, т.е. при определенных условиях данные объекты становятся источниками инноваций в экономике. Динамическая роль малого и среднего бизнеса значительно превышает его относительно низкую производственную эффективность по сравнению с крупным бизнесом.

В настоящий момент на рынке малых и средних организаций Республики Беларусь присутствуют характерные черты обеих концепций, вместе с тем концепция «естественного отбора», несомненно, является доминирующей в кризисные периоды.

За 2010-2012 годы наблюдается положительная динамика удельного веса малого и среднего предпринимательства в основных экономических показателях развития Республики Беларусь: в валовом внутреннем продукте, в объеме инвестиций в основной капитал, в объеме экспорта товаров и др. В указанном периоде стимулированию развития инфраструктуры малого и среднего бизнеса способствовало принятие законов, направленных на:

• либерализацию условий осуществления экономической деятельности;

• снижение налоговой нагрузки;

• совершенствование отношений собственности и арендных отношений;

• снижение контрольной нагрузки на бизнес;

• упрощение административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

• упрощение сертификации и стандартизации товаров, работ, услуг и другое.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь малое предпринимательство представлено в двух формах: субъекты малого предпринимательства - юридические лица (микроорганизации, малые организации) и предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

Микроорганизации – это зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек; малые организации - со средней численностью работников за год от 16 до 100 человек; субъекты среднего предпринимательства - от 101 до 250 человек включительно [2, с.3].

Деятельность субъектов инфраструктуры регламентируется Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательстве», указами Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О поддержке малого и среднего предпринимательства»[4].

В 2012 г. доля малого и среднего предпринимательства в ВВП Беларуси составляла около 23,6 % (рисунок 1). Большая часть объектов работает в сфере торговли, общественного питания, производства, строительства, транспорта и связи, бытового обслуживания, консалтинговых услуг, туризма, рекламы, издательской деятельности, недвижимости. В сфере малого и среднего бизнеса работают около 1,5 млн. человек, или треть экономически активного населения страны [3, с. 3-4].

Рисунок 1 – Удельный вес микроорганизаций, малых и средних организаций в валовом внутреннем продукте за 2012 г. [5, с.320]

 

К 2015 году этот показатель в ВВП Беларуси должен вырасти как минимум до 30%, численность занятых в этой сфере должна составить не менее 1,8 млн. человек[1].

В 2012 году сохраняется положительная динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно данным Министерства по налогам и сборам по состоянию на 1 января 2013 г. на учете состояло 403 294 субъекта хозяйствования, из которых 334 326 относятся к сектору малого и среднего предпринимательства (индивидуальных предпринимателей – 232 851, микроорганизаций – 88 607, малых организаций – 10 531, субъектов среднего предпринимательства – 2337). По сравнению с 2011 годом количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 20 933 единицы или 6,7 % [4].

При этом практически не изменилась отраслевая структура малого и среднего бизнеса. Большая часть объектов работает в сфере торговли (40 %). Доля организаций обрабатывающей промышленности и строительства незначительно уменьшилась.

С начала 2012 года стабилизировалась ситуация и в среде индивидуальных предпринимателей. Наблюдавшаяся с мая 2011 года тенденция уменьшения их количества, обусловленная наличием проблем на валютном рынке, сменилась поступательным ростом и за 4 месяца текущего года численность индивидуальных предпринимателей увеличилась почти на 3 процента.

Уменьшение количества индивидуальных предпринимателей, имевшее место в 2011 году, негативно отразилось на общей численности субъектов малого и среднего предпринимательства. За период с мая 2011 года по январь 2012 года количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось более чем на 16 тысяч человек.

 

Рисунок 2 – Распределение количества микроорганизаций, малых и средних организаций по видам экономической деятельности в 2012 г. [5, с.324]

 

В связи с началом функционирования с 1 января 2012 г. Единого экономического пространства в Республике Беларусь ведется работа по совершенствованию инфраструктуры развития малого и среднего бизнеса. К основным элементам инфраструктуры можно отнести центры и инкубаторы развития предпринимательской деятельности.

На 1 января 2013 г. в республике действовали 83 центра поддержки предпринимательства и 15 инкубаторов малого предпринимательства. Доля субъектов инфраструктуры (31 центр и 1 инкубатор), действующих в малых, средних городских поселениях и сельской местности, возросла по сравнению с 2011 годом (26 центров и 1 инкубатор или 29,6%) и составила 32,6% от общего количества центров. Из действующих в республике субъектов инфраструктуры 78,6 % от общего их количества (98 субъектов инфраструктуры) являются организациями частной формы собственности, 15 % – коммунальной, 6 % - республиканской. Осуществляют деятельность свыше 10 лет – 19 субъектов инфраструктуры или 19,3% от численности действующих субъектов инфраструктуры, свыше 5 лет – 19 субъектов инфраструктуры (19,3%), 3-5 лет – 12 субъектов инфраструктуры (12,2 %), 1-3 лет – 38 субъектов инфраструктуры (38,7%), до 1 года – 10 субъектов инфраструктуры (10,5%) [5].

Центры оказывают информационные и консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов и др. В 2012 году в центры республики по различным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности обратились 102645 человек (в 2011 году – 82974 человек). По актуальной для предпринимателей тематике проведены 4985 курсов, семинаров (в 2011 году – 2696).

Наиболее актуальными вопросами для субъектов предпринимательства в 2012 году были организация предпринимательской деятельности в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях.

В рамках развития производственной кооперации (субконтрактации) РУП «Центр научно-технической и деловой информации» (г. Гомель) проведена Международная научно-практическая конференция «Кооперационное и субконтрактационное взаимодействие как механизм развития инновационного предпринимательства», участие в которой приняли 64 представителя государственных органов управления, общественных объединений предпринимателей, научных, образовательных и других организаций из Республики Беларусь, Российской Федерации и Великобритании.

В Могилевской области РУП «ЦНТИ» проведена межрегиональная конференция «Субконтрактация и импортозамещение» (81 участник), по результатам которой было достигнуто около 15 договоренностей о сотрудничестве, а также заключены между крупными предприятиями и субъектами малого предпринимательства (в том числе индивидуальными предпринимателями) соответствующие договоры на внедрение способа очистки сточных вод предприятий молочной, мясной, лесной, нефтехимической отрасли, внедрение инновационных композитных решений для дорожного, гражданского и промышленного строительства и т.д. [5].

В сотрудничестве с ООО «Стартап технологии» (г. Минск) Гродненским областным учреждением финансовой поддержки предпринимателей проведены два конкурса инвестиционных бизнес-проектов «Гродненский ИнвестУикенд», УКП «Могилевский городской центр развития малого предпринимательства» - областной конкурс бизнес-проектов «Второй Могилевский Invest Weekend».

Деятельность инкубаторов направлена на создание условий для роста и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационного. Субъектам малого предпринимательства предоставляются в аренду помещения, офисное оборудование, оказываются консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрению в производство современных технологий и др. Всего по состоянию на 1 января 2013 г. в республике действовало 16 инкубаторов (Витебской, Гомельской, Гродненской областях по 1 инкубатору, Могилевской – 2, Минской – 3, г. Минске – 7).

В 2012 году субъектам инфраструктуры была оказана государственная финансовая поддержка на сумму 5473,5 млн. рублей (в 2011 году – 2133,2 млн.рублей). Следует отметить, что финансовая поддержка, предоставленная субъектам инфраструктуры, возвращается в бюджет страны в форме налоговых отчислений от деятельности центров, инкубаторов, а также субъектов малого предпринимательства.

В 2012 году центрами уплачено налогов в бюджет на сумму 10,311 млрд. рублей (в 2011 году – 4,7 млрд. рублей), инкубаторами – 4,8 млрд. рублей (1,98 млрд. рублей), субъектами малого предпринимательства (арендаторами инкубаторов) – 40 млрд. рублей (27,8 млрд. рублей).

Несмотря на положительные тенденции в развитии малого и среднего бизнеса существует ряд негативных факторов, препятствующих дальнейшему развитию объектов:

· Отсутствуют существенные изменения в отраслевой структуре малого и среднего бизнеса: доминируют фирмы в сфере торговли (40,3 % в общем числе организаций), низкими темпами растет количество объектов, занимающихся инновационной деятельностью.

· Сектор малых и средних предприятий статичен – прирост числа новых малых фирм незначителен (около 6,7% по сравнению с 2011 г.).

· Малые и средние предприятия ориентированы преимущественно на локальные рынки, на удовлетворение спроса местного населения, при этом лишь незначительная часть их продукции (услуг) идет на экспорт.

· Уровень инвестиционной активности малых объектов по сравнению со средними и крупными фирмами низок.

· Сохраняются достаточно высокие объемы «теневого» оборота. «Теневые» фирмы вытесняют с рынка аналогичные по масштабам легальные фирмы, так как могут обеспечить ценовое превосходство своей продукции. Теневой оборот более существенен в данном сегменте, т.к. с ростом масштабов бизнеса существенно усиливается риск обнаружения нарушений со стороны органов контроля.

· Высокая удельная административная нагрузка на малый бизнес определяется не столько числом проверок и контрольных органов, сколько затратами по ведению бухгалтерского и налогового учета. Административное регулирование препятствует не столько созданию малой фирмы, сколько ее развитию.

· Финансирование малых предприятий в основном осуществляется из собственных источников, выбор внешних источников ограничен партнерскими и банковскими кредитами. Характерным отличием белорусских малых и средних организаций является наличие проблем с обеспечением банковского кредита.

· Существующая система поддержки малого и среднего предпринимательства не создает значимых мотиваций к эволюционному развитию организации.

· Отсутствуют действенные программы стимулирования экспорта применительно к малым и средним объектам.

· Среди основных проблем объектов малого бизнеса на микроуровне также можно выделить: недостаточную обеспеченность собственными оборотными средствами, не проработанная ценовая политика, недостаточное внедрение современных информационных технологий. Большинство из данных проблем является результатом недостатков в финансово-хозяйственной деятельности конкретных организаций и должны устраняться силами самих организаций.

Негативные тенденции формирования инфраструктуры малого и среднего бизнеса на макроуровне являются проблемами переходного периода. Они, в отличие от проблем микроуровня, не могут быть ликвидированы силами самих организаций. Главная задача состоит в формировании наиболее эффективного комплекса поддержки для каждой конкретной организации определенного региона. Понимание особенностей развития объектов малого и среднего бизнеса, осознание отличия видов деятельности в этой сфере необходимо при проведении исследований, разработке и внедрении различных мер регулирующего характера.

 

 

Раздел 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...