Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




№ 9.1. Установите, являются ли статистически достоверными следующие показатели корреляции переменных:

А) коэффициент Пирсона rxy=0,445 для данных двух тестирований в группе, состоящей из 20 испытуемых;

Б) коэффициент Пирсона rxy=-0,810 при числе степеней свободы, равном 4;

В) коэффициент Спирмена rs=0,415 для группы из 26 человек

№ 9.2. У 12 школьников шестого класса с помощью Шкалы интеллекта Стенфорда-Бине определен IQ. Успеваемость по химии оценивалась с помощью теста состоящего из 35 вопросов. Определить связаны ли успеваемость по химии и коэффициент интеллекта (IQ). Построить диаграмму рассеивания.

 

№ учащегося Оценка IQ Необработанная оценка успеваемости по химии
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

№ 9.3. В таблице представлены результаты арифметического теста и теста чтения. Достоверна ли связь между этими двумя переменными?

 

Ученик Арифметика (Х) Чтение (Y)
Билл    
Карол    
Джефри    
Энн    
Боб    
Джейн    
Эллен    
Рут    
Дик    
Мари    


№ 9.4. Достоверна ли связь между переменными «Х» и «Y»?

 

Х Y
   
   
   
   
   
   
   
   

№ 9.5. В исследовании, посвященном проблемам ценностных ориентаций, выявлялись иерархии терминальных ценностей по методике М.Рокича. Ранги терминальных ценностей, полученные при обследовании, представлены в таблице. Определить различаются ли ценностные ориентации студента А и студента В.

 

Ранги терминальных ценностей по списку М.Рокича в индивидуальных иерархиях студента А и студента В

Терминальные ценности Ранг ценностей в иерархии студент А Ранг ценностей в иерархии студент В
  Активная деятельная жизнь    
  Жизненная мудрость    
  Здоровье    
  Интересная работа    
  Красота природы и искусство    
  Любовь    
  Материально обеспеченная жизнь    
  Наличие хороших и верных друзей    
  Общественное признание    
  Познание    
  Продуктивная жизнь    
  Развитие    
  Развлечение    
  Свобода    
  Счастливая семейная жизнь    
  Счастье других    
  Творчество    
  Уверенность в себе    

 

№ 9.6. Изучались ценностные ориентации студентов первокурсников. В исследовании приняло участие 60 студентов факультета психологии, из них 5 юношей и 55 девушек. Для изучения ценностных ориентаций использовали методику Ш.Шварца. Насколько индивидуальный профиль студента коррелирует с усредненным профилем.

Значения для типов ценностных ориентаций

Типы ценностей Усредненные оценки Индивидуальное значение студентки А Индивидуальное значение студентки В Индивидуальное значение для студента С
Конформность 2,96 0,7 3,2 2,2
Традиции 2,49 1,2   0,8
Щедрость 3,87 2,6 4,4 3,2
Универсализм 3,01 2,4 3,7 2,3
Самостоятель 3,81 5,7 5,4 1,6
Стимуляция 4,16 5,3 2,7  
Гедонизм 4,14 2,3 2,3  
Достижения 4,31 5,5   3,2
Власть 2,95 2,5   2,7
Безопасность 3,71 2,6 4,8  

№ 9.7. Определить величину коэффициента корреляции r для следующих данных (Гласс, Стенли). Достоверна ли связь между переменными? Построить диаграмму рассеивания. Является ли связь между Х и Y – если она существует – линейной или криволинейной?

 

Объект Х Y
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

№ 9.8. Определить, существует ли связь между временем реакции испытуемых и эффективностью их действий (см. задачу №6.3.) для а) контрольной и б) экспериментальной группы.

№ 9.9. Наблюдения за 12 студентами второго курса колледжа по переменным «семейное положение» и «исключение из колледжа» приведены в таблице (Гласс, Стенли). Достоверна ли связь между семейным положением и успешностью обучения?

 

№ студента Семейное положение (Х) женат –1; холост -0 Успешность (Y) Исключен –1 Оставшийся-0
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

№ 9.10. На случайной выборке студентов заочного отделения факультета психологии были получены данные представленные в таблице. Достоверна ли связь между цветом волос и цветом глаз?

 

№ студента Цвет глаз (Х) темные –1; светлые -0 Цвет волос Y Темные –1 Светлые -0
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

№ 9.11. Используя данные задачи №7.6 о подготовленности учеников к вступительным экзаменам в Вуз, проверить соотношение:

№ 9.12. Связь возраста «Х» с результатами вспомогательного теста «цифра-знак» шкалы интеллекта взрослых Векслера. Вычислить корреляционное отношение, построить диаграмму рассеивания.

 

  Возраст с точностью до ближайшего года
               
Результаты теста                
               
               
               
               
Среднее                

 

№ 9.13.

Ученик X Y Исследователь изучал связь двух типов умственных способностей учеников неполной средней школы. Разработаны два теста: для измерения склонности к абстрактному мышлению (Х) и к вербальному мышлению (Y). Оба теста были предложены 40 школьникам. В каждом тесте было 50 вопросов, а результатом служило число правильных ответов. Существует ли связь между способностями к абстрактному и вербальному мышлению? Построить диаграмму рассеивания.    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

№ 9.14. Pезультаты тестирования группы из 10 учеников проранжированны в соответствии с их способностями к математике и музыке. Определить, достоверна ли связь между математическими и музыкальными способностями.

 

Ученики А Б В Г Д Е Ж З И К
математика                    
музыка                    

№ 9.15. В таблице приводятся исходные оценки 12 учащихся школы по тесту абстрактного и вербального мышления. Достоверна ли связь между абстрактным и конкретным мышлением?

 

№ учащегося Абстрактное мышление Конкретное мышление
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

№ 9.16. Исследователь решил установить, связан ли рост человека с его полом. Проверьте гипотезу исследователя по данным, приведенным в таблице

 

представитель Y, пол 1-мужчина 0- женщина Х, рост (в см.)  
     

№ 9.17. Исследователь решил установить, существуют ли гендерные различия в показателях интеллекта. Проверьте гипотезу исследователя по данным приведенным в таблице.

 

Представитель Y, пол 1-мужчина 0- женщина X, показатель интеллекта
     

 

№ 9.18. Приведенные данные – характеристики людей и методы их измерения – таковы (Гласс, Стенли).

 

Характеристика Измерение
А. Пол Дихотомические: мужчина – 1; женщина - 0
Б. Возраст Измеренный в месяцах с точностью до ближайшего месяца
В. Рост Измеренный до ближайшего см.
Г. Политическая принадлежность Дихотомические: демократ – 1; республиканец - 0
Д. Тревожность Оцениваемая по мнению клинических психологов в рангах от 1 до n для группы из n человек
Е. Интеллект Измеренный путем преобразования оценок IQ в ранги

 

В каждом из следующих примеров определите один или более коэффициентов корреляции, пригодных для описания связи между двумя переменными:

А) Пол и рост;

Б) Тревожность и интеллект;

В) Пол и тревожность;

Г) Пол и интеллект;

Д) Пол и политическая принадлежность;

Е) Политическая принадлежность и интеллект.

 

№ 9.19. Сделайте выводы о статистической достоверности и степени выраженности корреляционных отношений при числе степеней свободы, равном 25, если известно, что Sd2 составляет а) 1200; б) 1555; в) 2300.

№ 9.20. Для выявления особенностей взаимосвязи между компонентами мотивационно-личностной и операциональной составляющей коммуникативной компетентности было проведено корреляционное исследование. Для вычисления коэффициента корреляции был использован критерий Спирмена. В исследовании участвовали студенты четвертого курса педвуза, объем выборки - 21 студент. В исследовании был выявлен ряд статистически значимых корреляционных связей. Статистически значимые коэффициенты корреляции представлены в таблице. Представить результаты корреляционного исследования наглядно в виде корреляционного графа и в виде корреляционных плеяд. Приняты следующие обозначения:

АП- рефлексивно-перцептивные умения;

КИ- когнитивно-информационные умения;

ОД- организационно-деятельностные умения;

АР- аффективно-регулитивные умения;

Сотр - сотрудничество

Изб - избегание

Присп- приспособление

НТ - невербальное творчество

Пр - прогнозирование

Эго - эгоцентризм

 

  АП КИ ОД АР Сотр Изб Присп НТ Пр Эго
АП   0,83 0,62 0,73            
КИ     0,58 0,79            
ОД       0,44            
АР                    
Сотр             -0,67 -0,46 -0,48  
Изб                 0,52  
Присп                    
НТ                 0,72 -0,47
Пр                   -0,58

10. РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ

 

Регрессионный анализ – область статистического анализа, изучающая зависимость измерений значений переменных от одной или нескольких зависимых переменных (факторов).

Задачами регрессионного анализа являются установление формы зависимости между переменными, оценка функции регрессии, оценка неизвестных значений (прогноз значений) зависимой переменной.

Регрессионный анализприменим только по отношению к количественно выраженным переменным, измеряемым в метрических шкалах.

Точная зависимость Y от X называется уравнением регрессии Y=f(X).

Одномерное линейное уравнение регрессии: Y = b1X + b0

Уравнение позволяет предсказывать для любого значения Х соответствующее значение переменной Y.

Для каждой пары данных (xi, yi), полученных в ходе эмпирического исследования, вычисленное по уравнению регрессии значение ỹ и значение yi чаще всего не совпадает.

Yi=b1Xi + b0 + ei, - для точки с координатами (Xi, Yi)

где ei – ошибка оценивания Y для i –го объекта

Значения ei=yi-ỹ называются ошибками оценки или остатками.

Нахождение коэффициентов регрессии сводится к интегральной минимизации этих остатков таким образом, чтобы их сумма квадратов была минимальной из всех возможных: .

Параметры линейной регрессии (МНК):

Коэффициент регрессии: b1 = .

 

Свободный член регрессии может быть вычислен:

Где - средние значения переменных X и Y соответственно;

 

Коэффициент регрессии находится в тесной связи с коэффициентом корреляции. Коэффициент корреляции представляет собою среднее геометрическое из коэффициентов регрессии признаков:

r=

Коэффициент линейной регрессии и коэффициент корреляции Пирсона связаны следующим соотношением:

Где σy, σx – стандартные отклонения этих переменных.

 

Проверка, насколько данная модель уравнения регрессии действительно удовлетворяет экспериментальным данным, осуществляется при помощи F-отношения, по формуле:

,

где N – объем выборки (число наблюдений);

r2xy- коэффициент множественной детерминации.

Здесь альтернативная гипотеза утверждает, что модель уравнения регрессии действительно удовлетворяет экспериментальным данным, а нулевая гипотеза, что между переменными X и Y отсутствует значимая связь.

Если принимается альтернативная гипотеза о регрессионном уравнении в целом, то необходимо проверить частные гипотезы в отношении регрессионных коэффициентов.

Стандартная ошибка выборочного коэффициента регрессии может быть рассчитана при помощи следующего уравнения:

Sbxy=

Достоверность выборочного коэффициента регрессии проверяется с помощью критерия Стьюдента с числом степеней свободы n=n-2 и принятым уровнем статистической значимости. Нулевая гипотеза сводится к предположению, что в генеральной совокупности коэффициент регрессии равен нулю.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...