Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Молчание – золото. Чем больше молчит терапевт, тем выше его мастерство.




Лекция 6

Принцип терапии – «молчание – золото». Ни одно слово не должно быть произнесено неосознанно, т.к. в противном случае психотерапевт перестает быть эффективным.

Клиенты ценят не терапевта, школы и т.п., а результат.

Сознательность речи терапевта – главное условие, фундамент эффективности его работы. Обучение терапевта в плане речи сводится к главному вопросу: Как стать сознательным к своему речевому потоку.

ð Изучать свою собственную речь и речевое общение.

Причины, поводы, ситуации, мешающие сознательности речи.

 

(Когда человек говорит, он реализует свои ложные представления о себе)

Платон: «Невидимое не может быть изменено».

(Если хочешь стать психотерапевтом, нужно провести объективное и прогрессивное самонаблюдение).

Тенденция лжи себе, самопотакания, самопрощения.

Стать сознательным => стать мудрым.

 

Главный признак сознательного существа – необыкновенная точность и сила слова.

 

 

Язык тела:

Любое послание характеризуется единством и целостностью. Целостность: все языки всегда присутствуют вместе. Это никак не зависит от сознательности послания. Единство (=чистота): когда все языки выражают единое послание; зависит от сознательности.

 

Язык тела – язык наших чувств и эмоций. Главное в нашей жизни совершается без слов.

Злоупотребление языком тела противоположно злоупотреблению речью, которую мы переоцениваем: этот язык мы глубоко недооцениваем, не замечаем. Это связано с общей недооценкой тела.

Выразительность телесного языка намного превосходит выразительность скучной речи. Телесный язык никогда не бывает неинтересным.

Эксперимент: смотреть фильм без звука.

Балет, пантомима, скульптура, живопись целиком основаны на языке тела (+мистерии, таинства).

Тело – удивительный дар, его способность говорить – продолжение этого дара.

Спиваковская: тело – вместилище души.

Телесный язык дает возможность человеку проявить себя в 3 мирах (духовном, интерсубъективном, телесном) одновременно. В каждом проявлении тела присутствуют сообщения не только о функциональном состоянии тела, но и о эмоциях и т.п.

Состояние тела – очень важный момент для общения с определенным миром и собой. Больное и здоровое тело - разные варианты Бытия.

Становление человеком, развитие ВПФ происходит на фундаменте телесного языка (до 2 лет мы не говорим, а трогаем, ощупываем). Чрезвычайная точность телесного языка детей: тело ребенка, как радар, воспринимает эмоции других людей.

 

Жанры телесного языка:

  1. движения, позы, жесты, мимика (движения тела и его частей; скелет и мускулы – средства общения).

Очень важно расположение человека в пространстве, поза. Жесты + движения ногами. Чаще всего женщины реагируют ногами. Кивание головой… Культурно-обусловленный + индивидуальный язык.

  1. окраска кожного покрова (лицо, шея, руки). «Побелел от гнева», «позеленел от злости».

«Бросай курить – будешь загадочной»

  1. дыхание (учащение, …)
  2. запах: тело человека источает определенные запахи. Запахи болезни, негативных эмоций; запах ребенка/женщины/мужчины.
  3. язык тела специальным образом окрашивает речь. Работа мускулов речевого аппарата: прошептать/прошипеть/прокричать/сказать нараспев.

Тембр, темп, громкость, кинетика (скорость), интонация.

  1. контакт: поглаживание, удар…

 

Лекция 7

Психотерапевт должен анализировать «нечистоту» послания. Т.о., можно увидеть, каким себя человек считает, ощущает и каким он является на самом деле. Телесный язык как способ увидеть реального клиента.

Если картины расходятся, терапевт уже уловил кое-что из бессознательного клиента.

Обычные люди очень искренни (в силу бессознательности) в своем телесном языке. Язык тела – язык чувств, эмоций.

Чтобы человек осознал расхождение между двумя своими языками, нужно создать зеркало.

Терапевт должен поддерживать свои послания в чистоте, на доступном ему уровне сознательности. Т.к. бессознательное проявляется через расхождение слов и телесного языка, терапевт должен много и упорно заниматься своим языком тела.

 

Задачи терапевта:

  1. Прочитывать послание клиента на телесном языке (физиогномика, кинетика, проксемический анализ). Выявлять жанры телесного языка. Проксемический – предполагающий, предвосхищающий. Получать опыт наблюдения за телесным языком других людей.
  2. Обогащать опыт собственного телесного языка. Вырабатывать стойкость к чувствам, которые провоцируют другие люди. Изучать свой телесный язык. Каждое послание вызывает ответ, и этот ответ терапевт должен осознавать. Если замечаешь свой «женский театр» в ответ на поведение клиента-мужчины, посылаешь чистое послание («бросьте кокетство, Вы уже заплатили, я уже выиграла»).

Меняться человек не хочет. Человеку приходится идти против самого себя, поэтому люди все время саботируют терапию. Деньги – хороший рычаг, чтобы заставить людей трудиться над собой. Если человек не заплатил, ничего не будет.

Отражая послание клиента, терапевт не должен его смешивать со своим посланием.

  1. А) Расширить диапазон телесного опыта. Иметь опыт занятия спортом, физкультурой.

Б) Нужно в специальных упражнениях (релаксация, аутогенная тренировка, медитация) изучать свои состояния. Аутогенная тренировка каждый день. Устанавливать контакт с отдельными органами и системами. Например, сердце, грудная область (дыхание) очень сильно реагируют на эмоции, выражают их. Живот (ЖКЗона) – мощное диагностическое устройство. Генитальная область. Эмоциональное состояние человека воспринимается не через то, что человек говорит, а через то, как отреагирует на присутствие другого твое собственное тело.

  1. Научиться называть телесный опыт словами.

 

Существует ряд специальных психотехник, фиксирующихся на телесном опыте:

ð ТОП (телесно-ориентированная психотерапия). Осознание чувств и их обогащение через тело. Способ лечения алекситимии, синестопатий.

ð Танцевальная психотерапия. Использование танца как древнего языка для осознания и увеличения репертуара, образования навыков вступления в контакт. Хорошо моделируется ситуация выбора:

танцы,

танцевальная арт-терапия,

создание спонтанного танца под оптимальный для данного человека в данный момент ритм,

спонтанный танец Омона (автор психогенетического подхода): люди сами выбирают мелодию и движения, проективный тест в танце;

психобалет (создала Алисия Аменсо): коллектив клиентов создает свое собственное зрелище.

ð Психологическая скульптура (В. Сатир): человек или группа людей ставится в выразительные позы по отношению друг к другу. Изменение чувств через изменение поз.

ð Ароматерапия.

ð Все методы релаксации, аутогенной тренировки, медитации.

ð В биатотерапии центрируется постоянное самонаблюдение за движениями, телесным языком. Ретроспекция детского опыта с последующим осознанием его влияния.

ð Игровая терапия: драматизация. Дети выражают свои эмоции через тело. Убрать социальные двигательные автоматизмы. Все должно быть очень не структурировано, чтобы ребенок выразил свои чувства.

 

Развитие осознания своего телесного опыта – задача на всю жизнь. Психотерапия – ремесло, техника, оттачивающаяся всю жизнь. Инструмент терапии – терапевт. Важнее кто делает, а не что и как.

 

Язык образов (символический язык, язык бессознательного):

Мышление, речь: в понятиях и их сочетаниях (сознание). Бессознательное говорит на языке образов.

Бытие подсказывает нам определенными образами. Бытие вне нас можно прочитывать, если восприятие не замусорено матрицами, шаблонами.

«Для человека, достигшего высший уровень сознания, каждый лист на дереве становится страницей Священного писания».

Платон, Аристотель…

Образы – алфавит энергии, показатель нашего состояния.

Какие образы, такая и жизнь.

 

Внешние образы.

Внутренние образы, дающие подсказки, преимущество.

 

Бессознательное
Собственно бессознательное, потенциал. То, чем мы можем стать, идеал. «Позитивное ядро» (К. Роджерс). Позитивная часть нашего бессознательного. Оковы, преграды, «вытесненное бессознательное» (Фрейд), «архетип» (Юнг). Оковы для проявления потенциала. Негативная часть бессознательного.

 

Способ образования негативной части – вытеснение позитивного бессознательного. Потенциал, который должен был выйти, не смог проявиться и остается на границе между сознанием и бессознательным, копится, гниет. И часто определяет всю нашу жизнь.

Бессознательное – энергетический квант, сила. Потенциал все время хочет быть проявленным, отсюда наши искания, устремления.

Счастье в нас. Потенциал во мне. Надо его, эту энергию, раскрыть. Чтобы прочитать этот потенциал, он дает нам образы. Через онэйерический язык, язык сновидений. Сон – подсказка для каждого из нас.

Лекция 8

Эффективное общение:

  1. расшифровка терапевтом послания клиента;
  2. возвращение клиенту.

Что будет делать с возвращенным содержанием клиент – его дело, его ответственность. Терапевт не должен брать на себя больше своих профессиональных обязанностей.

Язык образов в обычной жизни мы практически не осознаем.

Позитивная часть бессознательного – сила жизни, мощная энергия роста. Энергия роста жизни: бытие в нас через эту мощную энергетическую и информационную структуру хочет проявиться. Это и есть душа, сущность.

 

Мы рождаемся незавершенными: младенцы не говорят, не ходят, беспомощны. Через окультуривание – становление человека (у человека системное, а не бытийное становление ВПФ). Человек – сложный конгломерат бытийного и системного. Система цензурирует, часть бытия не может быть реализована в рамках системы => она вытесняется. Энергия бессознательного проявляется опосредованно через языки речи и тела и непосредственно транслируется в виде образов (причем как негативной, так и позитивной части бессознательного).

Человек = система образов. Бессознательное непрерывно «говорит» с нами образами. Позитивное дает бытийные образы (означающие победу бытия в нас), а негативное – системные (победа системы).

В человеке нет ничего уродливого. Негативность как заражение. В природе человека дьявольского, негативного нет. Но в каждый момент времени в человеке есть негативные оковы, задача – их устранить.

 

Пример: сесть, прикрыть глаза. Представить себя на летнем лугу. И посмотреть, что будет происходить.

Увидишь систему образов, «кинофильм». Работа с образным миром – имагогика. Способность человека видеть сны наяву. (Имагогика – и приём в терапии, и сама способность).

Содержание снов – рассказ нашего бессознательного нам о нас. Мы не обращаем внимания, так как этот язык заторможен другими языками.

Анализ жизни новаторов (новизна берется из глубин нашего бессознательного, как и все творчество): их интуиция (новое видение ситуации), открытия базировались на образах. Менделеев; автор бензольного кольца.

Перемена в человеке возможна, если человек переводит язык образов для себя.

Язык образов:

ð Сон

ð Видения наяву

Смешанная информация и от позитивной, и от негативной части бессознательного.

Фрейд: толкование снов человека на основе конвенционального критерия (допустим, что в человеке главные инстинкты – Эрос и Танатос). Это ценно в силу того, что часто энергия жизни в виде сексуальной.

Большинство ошибок допускается на сексуальной почве. Но человек не гениталии на ножках.

Юнг: Конвенциональная трактовка: единицы (фольклорные, архетипические).

Спиваковская: в духе онтопсихологии (Менегетти).

Раз мы Бытие, то и наши образы – продукт бытия. Всё, что в сновидении дает человеку выигрыш и победу, - позитивное бессознательное. Что снижает, ослабляет в нас во сне – проявление негативного бессознательного.

В руках опытного специалиста сон – рентгенограмма бессознательного.

Способность читать сны не является логической.

Принципы обращения со снами:

  1. К терапевту обращаются лучшие и самые сильные. Великие.
  2. Со своими сновидениями и образами дневных фантазий надо обращаться чрезвычайно деликатно, т.к. это портрет души. Не рассказывать свои сны никому, кроме психотерапевта. Пустой пересказ ведет к растрате силы снов. Душа, когда рассказываешь сон, открыта, и грубое прикосновение может ее повредить.
  3. Не знаешь, не умеешь интерпретировать сны, запрещай их тебе рассказывать. Только под руководством опытного психолога можно учиться интерпретировать сны.

 

Чтобы трактовать, нужно использовать 3 принципа:

  1. Рассмотреть все элементы образа с точки зрения их функциональности для сновидца. Каждый символ с точки зрения Бытия (позитивная/негативная роль).
  2. Сон динамичный. Внимательно просмотреть взаимодействия образов, каковы их послания для сновидца.
  3. Велосенсорный принцип: непосредственное восприятие (дообразное) состояние человека.

В психотерапии:

Образы никогда не надо трактовать в отрыве от работы. Одного сна человеку недостаточно в рамках терапевтической сессии.

Сеанс:

  1. интервьюирование, слушание клиента;
  2. образы бессознательного.

Сопоставление 1 и 2. Человек осознает себя одним образом, а являет – другим (во сне). Сопоставление и дает картину, которую психотерапевт возвращает клиенту. Сон интерпретируется вместе с другими проявлениями (речь, тело).

Но: дать информацию клиенту, пусть он сам решает. Это не терапевт ему говорит, а сам сон.

В рамках консультации сознание и бессознательное настраивается определенным образом, что способствует правильному толкованию снов.

Сон целиком или его часть, недавно или давно сон снился – неважно. Главное, что человек сейчас его рассказывает.

Ручку с бумажкой в изголовье кровати. Свои сны трактовать очень сложно.

>> Р. Мэй «Психологическое консультирование»

Лекция 9

NB: Роджерс, Сатир, Фромм, Юнг, Спиваковская

Вильгельм Райх

Коттлер

Все виды психотерапии – самопознание; терапевт – зеркало. Неважно, с точки зрения клиента, концептуальные схемы, если терапевт эффективен.

Про сны: функция образа сна – по пользе, по эффекту. Например, мне снится, что всю ночь занимаюсь любовью с начальником. Это плохой признак, если нет пользы. Это удовольствие, а не счастье.

 

Лекция 10

9.11.05

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...