Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативные акты по рациональному природопользованию




Как уже отмечалось выше, среди законов, которые регу­лируют экологические правоотношения, можно выделить две группы: природоохранные и природоресурсных.

Природоресурсные нормативные акты регулируют обще­ственные отношения, которые складываются в сфере раци­онального использования отдельных видов природных ресур­сов и объектов природы: земли, недр, воды, лесов, атмо­сферного воздуха, животного мира, особо охраняемых территорий.

В группу федеральных законов, которые являются осно­вополагающими нормативными актами, входят следующие: Земельный кодекс РФ, Закон РФ "О недрах", Водный ко­декс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральный закон "О живот­ном мире", Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха", Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Все перечисленные законодательные акты определяют объекты и субъекты регулируемых правоотношений, основа­ния пользования указанными объектами, сферу и систему государственного управления, а также содержат ряд норм, которые направлены на регулирование рационального ис­пользования природных ресурсов. Для этих нормативных ак­тов характерно наличие некоторых общих признаков.

1. Природные ресурсы могут находиться в разных формах собственности, но они являются специфическим объек­том собственности, так как используются всем обществом, и поэтому государство ограничивает право собственности на природные ресурсы, устанавливая определенные права и обязанности собственников, определяя целевое назначение природных ресурсов.

Указанные федеральные правовые акты определяют обя­занности собственников и природопользователей. Основными их обязанностями является охрана и рациональное исполь­зование природных ресурсов.

2. Значимым, с точки зрения правового регулирования, является содержание понятия "охрана и рациональное ис­пользование природного ресурса". Какие качества природ­ного ресурса являются приоритетными? Например, вода может использоваться для питья, для хозяйственных нужд, как судоходный путь и т. д. Если вода используется как судо­ходный путь, то ее чистота не имеет решающего значения. Законодательство определяет, что приоритетным качеством воды является ее пригодность для питья, т. е. чистота.

Законодательство определяет содержание понятия "ох­рана и рациональное использование природного ресурса" и предусматривает соответствующие меры.

3. Выполнение любых предписаний невозможно без нали­чия ответственности. Норма права — это не рекомендация, а повеление, за которым стоит авторитет государства.

Указанные законодательные акты предусматривают от­ветственность за нарушение соответствующего законодатель­ства (земельного, водного, лесного и т. д.), причем меры от­ветственности могут иметь свои специфические особенности.

Рассмотрим подробнее два основных природоресурсных федеральных закона.

Земельный кодекс определяет: режим использования зе­мель; порядок предоставления земельных участков для раз­личных целей; порядок изъятия земель; основания прекра­щения прав на землю; права и обязанности собственников земли, землевладельцев и землепользователей; ответствен­ность за нарушение земельного законодательства.

Земли, находящиеся в пределах территории Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Земля выполняет две основные функции. Земля может использовать­ся как основное средство производства в сельском хозяйстве и как пространственный базис для размещения на ней раз­личных объектов хозяйственной деятельности (городов, про­мышленных предприятий, транспорта и т. д.).

Важной прерогативой управления земельным фондом яв­ляется классификация земель по категориям, что позволяет государству осуществлять контроль за режимом использова­ния земель в зависимости от их целевого назначения. Разли­чают семь категорий земель:

• земли сельскохозяйственного назначения;

• земли населенных пунктов;

• земли специального назначения (промышленность, транс­
порт, энергетика, оборона);

• земли лесного фонда;

• земли водного фонда;

• земли особо охраняемых территорий;

• земли запаса.

Основной целью контроля за рациональным использова­нием земель является сохранение прежде всего сельскохо­зяйственных земель, а также недопущение их необоснован­ного перевода в менее эффективные формы использования.

Земельные участки могут использоваться на правах соб­ственности и на основании других прав (например, аренда земли). Собственниками земли и землепользователями могут быть граждане и юридические лица, которые могут исполь­зовать землю для различных целей: сельскохозяйственных нужд, строительства, изыскательских работ и т. д.

Несмотря на то что земля может находиться в разных формах собственности и использоваться для различных це­лей, государство оставляет за собой право контролировать использование земли. Государство обязывает собственников и землепользователей использовать землю в соответствии с целевым назначением, а также принимать меры по предотв­ращению загрязнения и истощения земли. Например, при предоставлении земельного участка для изыскательских работ законодательство обязывает предприятие привести зе­мельный участок в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, т. е. провести рекультивацию зе­мель. Согласно Земельному кодексу РФ собственники и арен­даторы земельных участков обязаны использовать земель­ные участки в соответствии с их целевым назначением такими способами, которые не должны наносить вред окру­жающей среде; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать порядок пользования землями, лесами и другими природными объектами; соблюдать при использовании земель­ных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодо­родия почв на землях соответствующих категорий (ст. 42).

При несоблюдении вышеуказанных требований Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена соответствующая ответственность: на граждан накладывается штраф в размере от 10 до 20 МРОТ, на должностных лиц — от 20 до 40 МРОТ, на юридических лиц — от 200 до 400 МРОТ (ст. 8.6, 8.7 КоАП РФ).

Если земельный участок используется не по назначению, то государство оставляет за собой право изъятия этого уча­стка.

Водный кодекс регулирует отношения в области исполь­зования и охраны водных объектов (водные отношения) в целях обеспечения права граждан на чистую воду и благо­приятную водную среду. Эти цели достигаются с помощью следующих мероприятий:

• поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отве­чающем санитарным и экологическим требованиям;

• защита водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;

• предотвращение или ликвидация вредного воздействия вод, а также сохранение биологического разнообразия вод­ных экосистем.

Пользование водными объектами допускается на правах собственности, общего пользования, особого и специального пользования. В частной собственности могут находиться только обособленные водные объекты, которые не имеют гидрав­лической связи с другими поверхностными водоемами. Спе­циальное водопользование, т. е. аренда водных объектов, до­пускается при наличии лицензии. Особое водопользование предполагает использование водоемов для федеральных нужд (оборона, транспорт, энергетика и т. п.).

Водным кодексом РФ предусмотрены следующие обязан­ности водопользователей: рационально использовать водные объекты; не допускать нарушения прав других водопользо­вателей, а также нанесения вреда здоровью людей и окру­жающей природной среде; не допускать ухудшения каче­ства поверхностных и подземных вод, среды обитания животного и растительного мира; информировать органы го­сударственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов.

Охрана водных объектов осуществляется по различным направлениям и несколькими способами: от загрязнения и засорения — определением источников загрязнения, регули­рованием их деятельности; от аварийного загрязнения — оповещением органов по чрезвычайным ситуациям нижеле­жащей территории, принятием мер для локализации ава­рийной ситуации; от ядохимикатов и других химических ве­ществ — разрешением применять их только при условии, что это не повлияет на состояние водных ресурсов.

Водным кодексом РФ предусмотрено, что "лица, винов­ные в нарушении водного законодательства Российской Фе­дерации, несут административную и уголовную ответствен­ность в соответствии с законодательством Российской Феде­рации" (ст. 130). Если нанесен ущерб водному объекту, то лица, виновные в этом, обязаны возместить ущерб.

4.6. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"

Этот закон регулирует порядок обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения нега­тивного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Данный закон относится к тем нормативным актам, которые регламентируют обеспечение экологической безо­пасности общества. Отходы производства и потребления яв­ляются источником нарушения такой безопасности, так как их накопление создает угрозу здоровью человека и окружа­ющей среде.

Закон состоит из преамбулы, 8 глав и 31 статьи. В главе 1 "Общие положения" даны нормативные опре­деления основных понятий, которые используются в законе: "отходы производства и потребления", "опасные отходы", "обращение с отходами", "обезвреживание отходов" и т. п., закреплены основные принципы государственной политики в области обращения с отходами и дается понятие отходов как объекта права собственности.

К числу основных принципов относятся: • охрана здоровья человека, поддержание или восстанов­ление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия.

Это основной принцип экологического законодательства, который закреплен в других нормативных правовых актах. Вся деятельность по обращению с отходами должна регули­роваться таким образом, чтобы не наносился вред здоровью человека и окружающей среде, т. е. нормативы и лимиты раз­мещения отходов, требования к их хранению должны уста­навливаться с учетом влияния на здоровье человека, научно обоснованное сочетание экологических и эконо­мических интересов общества в целях обеспечения устойчи­вого развития общества.

Экологические и экономические интересы общества зача­стую вступают в противоречие друг с другом. Идеальным способом сохранения окружающей среды явилось бы прекра­щение любой антропогенной деятельности. Существует прин­цип "презумпции экологической опасности планируемой хо­зяйственной и иной деятельности", согласно которому любая антропогенная деятельность потенциально опасна для окру­жающей среды. Экономические интересы общества предпо­лагают наращивание промышленного производства, которое создает угрозу для окружающей среды. Научно обоснован­ное сочетание тех и других интересов — это разумный ком­промисс, который предполагает минимизацию воздействия на окружающую среду антропогенной деятельности без ущер­ба экономическим интересам общества. Экономические инте­ресы заключаются в наращивании промышленного производ­ства, экологические интересы — в сокращении промыш­ленного производства, научно обоснованное сочетание пред­полагает нормирование вредных выбросов и установку очис­тных сооружений.

В главе 2 "Полномочия Российской Федерации, субъек­тов Российской Федерации и органов местного самоуправле­ния в области обращения с отходами" определены полномо­чия РФ и ее субъектов, специально уполномоченных феде­ральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области обращения с отходами.

В главе 3 "Общие требования к обращению с отходами" определены требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений, требования к эксплуатации предприятий, зданий, строении и сооружений, требования к объектам размещения отходов, требования к обращению с отходами на территории городских и других поселений, тре­бования к обращению с опасными отходами, требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обраще­нию с опасными отходами, требования к транспортировке опасных отходов, порядок трансграничного перемещения от­ходов.

Деятельность по обращению с отходами подлежит лицен­зированию. При проектировании, строительстве, реконструк­ции, консервации и ликвидации, а также эксплуатации пред­приятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе чего образуются отходы, индивидуальные пред­приниматели и юридические лица обязаны соблюдать эколо­гические и санитарные требования, разрабатывать проекты нормативов, проводить инвентаризацию отходов, предостав­лять необходимую информацию, соблюдать требования по предупреждению аварий.

В главе 4 "Нормирование, государственный учет и отчет­ность в области обращения с отходами" регламентируется порядок осуществления нормирования, ведения учета, от­четности и государственного кадастра отходов. Проекты нор­мативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются субъектами хозяйственной деятельности.

Норматив образования отходов — установленное количе­ство отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обста­новки на данной территории. Лимиты устанавливаются спе­циально уполномоченными федеральными органами испол­нительной власти в области обращения с отходами.

Лица, осуществляющие деятельность в области обраще­ния с отходами, обязаны вести учет и отчетность отходов и предоставлять эти данные в соответствующие государствен­ные органы в установленные сроки. Государственный кадастр отходов ведется специально уполномоченными на то госу­дарственными органами. Кадастр обходов включает сведения об отходах с учетом их опасности, источниках образования, мерах по использованию, местах размещения и т. п.

В главе 5 "Экономическое регулирование в области обра­щения с отходами" определены основные принципы экономического регулирования, основы программирования деятель­ности в области обращения с отходами, виды платежей за размещение отходов, критерии, которые должны учитывать­ся при определении платежей, а также основные методы экономического стимулирования деятельности в области об­ращения с отходами.

К основным принципам относятся:

• уменьшение количества отходов и вовлечение их в хо­зяйственный оборот;

• платность размещения отходов;

• экономическое стимулирование деятельности в области
обращения с отходами.

Базовые нормативы определяются Правительством РФ, дифференцированные ставки платы устанавливаются орга­нами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

В главе 6 "Контроль в области обращения с отходами" закреплены виды контроля, а также определены виды дея­тельности, которые должны осуществляться в рамках госу­дарственного контроля. В области обращения с отходами осу­ществляется государственный, производственный и обще­ственный контроль. Государственный контроль осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполни­тельной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Контроль осуществляется: за выполнением экологичес­ких, санитарных и иных требований, за соблюдением требо­ваний к трансграничному перемещению отходов, предупреж­дению чрезвычайных ситуаций, правил транспортировки отходов, за выполнением мероприятий по уменьшению ко­личества отходов. В ходе проведения контроля должны вы­являться и пресекаться нарушения законодательства РФ в области обращения с отходами.

Производственный контроль осуществляется юридически­ми лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность. Общественный контроль проводится гражданами и обществен­ными объединениями.

В главе 7 "Ответственность за нарушение законодатель­ства Российской Федерации в области обращения с отхода­ми" определены виды ответственности и порядок рассмотре­ния исковых требований об ограничении, о приостановлении или прекращении деятельности юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей, осуществляемой с нарушени­ем законодательства РФ в области обращения с отходами.

В главе 8 "Заключительные положения" закреплен поря­док вступления в силу настоящего закона.

4.7. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Экологические проблемы, которые встали перед челове­чеством во второй половине XX в., стали предметом озабо­ченности всего мирового сообщества. Необходимость их ре­шения в общепланетарном масштабе предполагает объеди­нение усилий международного сообщества, развитие международного сотрудничества в целях охраны окружаю­щей природной среды.

Первое международное мероприятие, посвященное про­блемам охраны окружающей природной среды, состоялось в 1972 г. — Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. В Декларации Стокгольмс­кой конференции были сформулированы принципы между­народного сотрудничества в области экологии:

1. Государство вправе использовать собственные ресурсы в соответствии со своей национальной политикой в подходе к проблемам окружающей среды.

2. Природные ресурсы Земли должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования деятельности человека и управления ею по мере необходимости.

3. Невозобновимые ресурсы должны разрабатываться та­ким образом, чтобы обеспечивалась их защита от истощения в будущем и чтобы выгоды от их разработки получало все человечество.

На этой же конференции по инициативе Японии и Сене­гала был учрежден Всемирный день окружающей сре­ды — 5 июня.

Важными этапами международного сотрудничества явля­ются: Генеральная Ассамблея ООН 1981 г., принявшая резо­люцию "Об исторической ответственности государств за со­хранение природы Земли для нынешних и будущих поколе­ний"; Генеральная Ассамблея ООН 1988 г., которая одобрила Всемирную хартию природы; Конференция ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г., которая приняла Повестку дня на XXI век и Декларацию по окружающей среде и развитию. На этой же конференции была подписана рамочная Конвенция ООН об изменении климата.

В декабре 1997 г. в Киото главами 55 государств был под­писан протокол о сокращении выбросов парниковых газов. Это был первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных проблем изме­нения климата.

На сегодня среди стран — участниц Киотского протокола доля выбросов Японии составляет 6,7%, России — 16,7%, стран ЕС — 23%, США — 33,6%.

Выход США из Киотского соглашения осложняет меха­низм его реализации, поскольку по условиям Киотского про­токола общая сумма выбросов всех участников должна, быть не более 55%.

В Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся всемирный саммит, посвященный проблемам глобального развития планеты. Международная конференция, созванная по инициативе ООН, была призвана выработать практическую программу измене­ния существующего мирового порядка, основанного на принципе выживания сильных государств за счет наиболее бедных.

Основное место на форуме заняло обсуждение проблемы бедности, и позиция развитых стран заключалась в том что, развивая экологически грязные производства на терри­ториях стран третьего мира, они тем самым помогают бед­ным странам бороться с обнищанием населения.

Позиция России на всемирном саммите включала три ос­новных положения: предложения к странам Западной Евро­пы и США реструктурировать внешний долг стран третьего мира и стран с переходной экономикой на условиях внедре­ния в этих странах экологически чистых технологий произ­водства, предложения по развитию рынка экологических услуг, которые могут оказать страны третьего мира, и на­мерение России ратифицировать Киотский протокол.

С присоединением России к Киотскому протоколу должна быть создана российская законодательная база и начаты ши­рокомасштабные международные проекты по повышению энергоэффективности и энергосбережению, что приведет к существенному снижению выбросов парниковых газов.

Во Всемирной хартии природы был сформулирован ряд основополагающих принципов рационального использования природных ресурсов.

1. Биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению.

2. Производительность почв поддерживается или улучша­ется благодаря мерам по сохранению их долгосрочного пло­дородия и процесса разложения органических веществ, по предотвращению эрозии и любых других форм саморазру­шения.

3. Ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециклируются.

4. Невозобновляемые природные ресурсы однократного использования эксплуатируются в меру, с учетом их запа­сов, рациональной возможности их переработки для потреб­ления и совместимости их эксплуатации с функционировани­ем естественных систем.

5. Необходимо воздерживаться от деятельности, способ­ной нанести ущерб природе.

6. Должны приниматься особые меры с целью недопуще­ния сброса радиоактивных и токсичных отходов.

7. Районы, пришедшие в результате деятельности чело­ века в упадок, подлежат восстановлению в соответствии с их природным потенциалом и требованиями благосостояния про­живающего в этом районе населения.

Декларация по окружающей среде и развитию, при­нятая на конференции ООН в Рио-де-Жанейро, содержит около 40 разделов по направлениям деятельности мирового сообщества в области взаимосвязанных проблем окружаю­щей среды и социально-экономического развития на период до 2000 г. и на долгосрочную перспективу с предложениями о путях и средствах достижения поставленных целей.

Переход к устойчивому развитию, согласно этому доку­менту, требует решения трех стратегических задач, кото­рые стоят перед мировым сообществом:

• ограничение роста производства и потребления в промышленно развитых странах мира, являющихся главными потребителями ресурсов и источниками загрязнения;

• ограничение роста населения, особенно в развивающихся странах;

• предотвращение углубления неравенства между бога­тыми и бедными, ввергшего 75% человечества в борьбу за выживание и вызвавшего обострение социальных конфлик­тов.

Декларация включает 27 принципов деятельности госу­дарств, которые должны обеспечить формирование устой­чивого развития общества и природной среды. Главные из этих принципов следующие.

1. Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Международные дей­ствия должны быть направлены в первую очередь на улуч­шение экологической ситуации в развивающихся странах, так как именно в них обострился экологический кризис в связи с высокими темпами роста промышленного производства и структурной перестройкой экономики. Успехи развивающихся стран в сфере экономики зачастую достигаются за счет переэксплуатации природных ресурсов, что приводит к их деградации.

2. Экологические законы и стандарты принимаются в раз­ных странах с учетом их экономического и социального со­ стояния.

Например, в Японии — самые строгие в мире нормативы по загрязнению атмосферы, превосходящие аналогичные параметры в других странах. Японские производители могут их обеспечить за счет высокого уровня развития производ­ства.

3. Трансграничные проблемы (сброс в открытый океан заг­рязняющих веществ, охрана мигрирующих видов животных и т. д.) не должны решаться в одностороннем порядке. В каж­дом конкретном случае необходим консенсус, т. е. междуна­родное соглашение.

4. Государства не должны экспортировать загрязнители или создавать экологически грязные производства в более бедных странах.

Этот принцип касается многих индустриально развитых стран, которые продают отходы для захоронения в бедные страны.

Формами международного сотрудничества являются: меж­дународные конвенции, договоры, соглашения, участие го­сударств в деятельности межправительственных и обществен­ных экологических организаций. Ряд международных согла­шений, регулирующих отношения государств в сфере решения глобальных экологических проблем, был рассмот­рен в разд. 1.

Охраной окружающей среды занимаются более 100 меж­дународных организаций, наиболее авторитетной среди них является ООН. В 1972 г. при ООН был создан ЮНЕП — спе­циальный орган по окружающей среде. МАГАТЭ (Междуна­родное агентство по атомной энергии) осуществляет програм­му "Ядерная безопасность и защита окружающей среды". ЮНЕСКО (организация ООН по вопросам образования, науки и культуры) одобрила программу "Человек и биосфера", "Человек и его окружающая среда". ВОЗ (Всемирная органи­зация здравоохранения) занимается проблемами гигиены, борьбы с загрязнением воздуха. ВМО (Всемирная метеороло­гическая организация) занимается климатической програм­мой. ФАО (Всемирная организация продовольствия) занима­ется решением проблемы перераспределения продовольствен­ных ресурсов.

МСОП (Международный союз охраны природы и природ­ных ресурсов), учрежденный в 1984 г., включает межправи­тельственные и общественные организации. Основной его задачей является оказание содействия в сотрудничестве меж­ду национальными и международными объединениями, между гражданами. МСОП осуществляет реализацию Всемирной стратегии охраны природы (ВСОП), которая провозглашает­ся как система национальных методов управления деятель­ностью человека по использованию ресурсов биосферы. Ос­новными направлениями деятельности Союза являются: издание Красных книг, организация заповедников, нацио­нальных и природных парков, экологическое просвещение.

Одной из наиболее влиятельных организаций является Римский клуб — международная научная неправительствен­ная организация, созданная в 1984 г. и объединяющая около 100 ученых более чем из 30 стран. Мировую славу этой орга­низации принесли работы по математическому моделирова­нию будущего развития человечества, его взаимодействия с биосферой и поиск путей, которые могут вывести мир из экологического кризиса.

Самым известным международным общественным движе­нием является "Гринпис" — "Зеленый мир", главным на­правлением деятельности которого является противодействие радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Большое значение для реализации обязательств по меж­дународным соглашениям имеет их финансовое обеспечение. Активную работу в этом направлении ведут многие банки: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Все­мирный банк (ВБ). Так, МБРР является исполнительным ор­ганом Фонда финансового обеспечения Монреальского про­токола о поэтапном сокращении производства веществ, вы­зывающих разрушение озонового слоя.

В своей экологической политике Россия исходит из необ­ходимости обеспечения всеобщей безопасности и развития международного сотрудничества в интересах настоящего и будущего поколений. Именно поэтому в ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" международное со­трудничество провозглашено одним из основных принципов охраны окружающей природной среды.

Как уже было отмечено ранее, международным сообще­ством были сформулированы принципы международного со­трудничества. Эти принципы были закреплены в вышеука­занном Законе. Таким образом, Россия взяла на себя обяза­тельства по их выполнению, принятию действенных мер по их реализации. В ст. 82 Закона "Об охране окружающей сре­ды" сказано, что "если международным договором в области охраны окружающей среды, заключенным Российской Фе­дерацией, установлены иные правила, чем те, которые со­держатся в законодательстве Российской Федерации, то применяются правила международного договора". Таким об­разом, Россия признает приоритет международных право­вых норм в сфере охраны окружающей природной среды.

Охрана окружающей среды осуществляется на несколь­ких международных уровнях: с другими странами СНГ; со странами Балтии; с восточноевропейскими странами; с инду­стриально развитыми государствами; с развивающимися стра­нами.

Объекты охраны окружающей среды подразделяются на: находящиеся в пользовании всех государств (атмосфера, озо­новый слой, Мировой океан); используемые несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Черное, Баренцево моря); используемые двумя государствами (как правило, пограничные объекты — реки Дунай и Амур, миг­рирующие животные).

Российская Федерация участвует более чем в 50 между­народных природоохранных договорах, конвенциях, согла­шениях. Наша страна являлась одним из инициаторов и стала участницей подписания исторических международных согла­шений: Конвенции о запрещении военного или любого дру­гого враждебного использования средств воздействия на при­родную среду (1977 г.); Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Сей­час с участием России реализуются Конвенция о трансгра­ничном загрязнении воздуха на большом расстоянии (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция о международной торговле вида­ми дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчез­новения (1973 г.) и др.

В 1992 г. в Москве страны СНГ заключили межправитель­ственное соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. В соответствии с ним в июле 1992 г. на совещании в Минске руководители приро­доохранных ведомств государств — участников соглашения подписали Протокол о создании и полномочиях Межгосудар­ственного экологического совета (МЭС). Этот Совет был уч­режден для согласования природоохранной деятельности го­сударств. В качестве рабочего органа был создан Секретари­ат Совета. Деятельность Секретариата финансируется Межгосударственным экологическим фондом. Ежегодные взно­сы участников этого фонда равны 0,05% валового националь­ного дохода каждой из стран. Основной задачей фонда явля­ется финансирование межгосударственных экологических программ. Советом был утвержден перечень самых уязвимых природных зон на территории стран содружества: Чернобыль­ская зона, бассейны Амударьи, Днепра, озеро Балхаш, Черчпвское. Каспийское моря, Приаралье. В настоящее время разрабатываются несколько соглашений между стра­нами СНГ: об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания; о редких нахо­дящихся под угрозой исчезновения видах животных и расте­ний; о сотрудничестве между МЭС и ЮНЕП.

Активно развивается двустороннее сотрудничество Рос­сии с США, Скандинавскими странами, Германией.

На очередной сессии Российско-американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству под­писано совместное заявление в области охраны окружаю­щей природной среды. Правительство США выразило готов­ность оказать техническое содействие и поддержку конк­ретным российским природоохранным проектам — это со­трудничество по проблемам озера Байкал; управление ка­чеством воздуха (Волгоград); обучение и подготовка кадров.

Подписано соглашение между Правительством Российс­кой Федерации и Правительством Финляндской Республики о реализации проектов сотрудничества в области охраны ок­ружающей среды по объектам, расположенным на террито­рии Республики Карелия, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей и г. Санкт-Петербурга. В перечень приоритетных проектов включены: строительство водоочистных сооружений и завода по переработке сложных отходов; внедрение экологически безопасных процессов в деревообрабатывающей и машиностроительной промышлен­ности.

Основные направления сотрудничества с Норвегией свя­заны с исследованием проблем локального загрязнения ок­ружающей среды комбинатом "Печенганикель", а также заг­рязнением Баренцева и Карского морей.

В ходе сессии Российско-датской комиссии по охране окружающей среды намечена большая программа действий, определено для совместной реализации более 20 проектов.

Развивается российско-германское сотрудничество, в ча­стности, по решению экологических проблем в Тульской и Калининградской областях, в районе озера Байкал. Завершены работы по внедрению проекта ИРИС (создание систе­мы радиологического мониторинга) в местах расположения объектов атомной энергетики. На Смоленской АЭС установ­лена и введена в действие аппаратура, налажен сбор ин­формации о радиологической обстановке, ее обработка и об­мен с Германией. Затем проект ИРИС будет введен на Курс­кой и Ленинградской станциях.

Продолжаются двусторонние контакты и сотрудничество с Нидерландами, Канадой, Великобританией и Китаем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...