Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новые эколого-экономические подходы в природоохранной деятельности




Новые эколого-экономические подходы предполагают ма­териальную заинтересованность природопользователь в осу­ществлении природоохранной деятельности. Экономический механизм охраны окружающей природной среды начал фор­мироваться у нас в стране в конце 80-х гг. В настоящее вре­мя новые экономические подходы находят все более широ­кое применение в области охраны окружающей природной среды. Основными структурными элементами экономическо­го механизма являются: учет природных ресурсов; финансирование природоохранной деятельности; имитирование, лицензирование и плата за природопользование; экономичес­кое стимулирование охраны окружающей природной среды.

Государственный учет природных ресурсов. Такой учет осуществляется по единой системе органами статистическо­го учета по видам и подвидам ресурсов (земель, вод и другим объектам природы), их количеству и качеству. На осно­вании этих данных создаются кадастры природных ресурсов государственного уровня.

Кадастр — это систематизированный свод данных, вклю­чающий опись объектов или явлений в ряде случаев с их экономической, экологической, социальной оценкой; содер­жит характеристику объектов, классификацию, данные о динамике, степени изученности; может включать рекомен­дации по использованию, предложения по охране. Различаются земельный, водный, лесной государствен­ные кадастры; государственный кадастр животного мира; государственный кадастр полезных ископаемых. Например, в земельный кадастр включают следующие основные сведе­ния: качественный состав почв, распределение земель по категориям и др. Данные кадастровой оценки земель исполь­зуются при определении платежей за землю, для оценки ис­пользования земель.

Финансирование природоохранной деятельности. При рыночной экономике на первое место выступает самофинан­сирование предприятий всех форм собственности, которое производится из собственных средств предприятия, за счет кредитов, за счет экологического страхования. Некоторые мероприятия финансируются государством (Федерацией, ее субъектами), муниципальными органами.

Кредиты на экологические мероприятия могут предос­тавляться различными системами банков, но существуют и специализированные экологические банки (в Перми — Экопромбанк, в Саратове — Поволжский Экобанк), дающие пред­приятиям возможность финансирования своей экологической деятельности.

Экологическое страхование физических и юридических лиц предусматривает возмещение вреда при наступлении предусмотренного договором страхового случая (экологичес­кого или стихийного бедствия, аварии, катастрофы). Выпла­та возмещения производится за счет денежных средств (фон­дов), которые создаются из уплачиваемых страховых взно­сов. На экологическое страхование заключается договор. Стороны (страхователь и страховщик) определяют свои пра­ва и обязанности, объекты страхования, порядок выплаты страховых взносов и страхового возмещения. Страхование может быть обязательным и добровольным.

Сравнительно недавно был утвержден новый вид добро­вольного экологического страхования — защита имуществен­ных интересов третьих лиц от непреднамеренного и неожи­данного загрязнения окружающей среды. В этом случае страховой договор заключается между предприятиями, учреж­дениями и организациями, которые представляют потенци­альную опасность для возникновения аварийных ситуаций и катастроф (химические заводы, атомные реакторы, нефте­газопроводы и т. п.), и государственной страховой компанией. Страховым событием является внезапное нанесение ущерба окружающей природной среде в результате аварии, кото­рая произошла на предприятии. В случае аварии может быть нанесен ущерб третьим лицам, т. е. гражданам и юридичес­ким лицам, которые являются природопользователями. На­пример, если вследствие аварийного сброса загрязняющих веществ может погибнуть урожай на полях сельскохозяйствен­ного предприятия или фермерского хозяйства. Возмещение ущерба производится природопользователями из страховки, которую должно получить предприятие от страховой компа­нии.

Государственное финансирование идет главным обра­зом на выполнение целевых программ, на ликвидацию по­следствий техногенных и экологических аварий и катастроф, на строительство наиболее значимых природоохранных со­оружений (очистных установок, контрольно-измерительных приборов).

Лимиты на природопользование — это система экологи­ческих ограничений по территориям, которая представляет собой установленные предприятию природопользователь на определенный срок объемы предельного использования (изъя­тия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения от­ходов производства.

Эти лимиты устанавливаются предприятиям-природопользователям специально уполномоченными на то государствен­ными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Природопользование лимити­руется по двум направлениям: изъятие природных ресурсов из окружающей среды (добыча полезных ископаемых, забор воды и т. п.); привнесение веществ и энергии в окружающую среду (сбросы и выбросы загрязняющих веществ, размеще­ние бытовых и промышленных отходов и т. п.). При установ­лении лимитов учитывается экологическая обстановка в ре­гионе, необходимость сокращения сбросов и выбросов, сроки достижения государственных и региональных экологических программ.

Лицензирование природопользования проводится практи­чески по всем видам природопользовательской деятельности.

Лицензия — это разрешение, выдаваемое природопользователь специально уполномоченным государственным ор­ганом в области охраны окружающей природной среды. В лицензии указываются: цели пользования, срок действия (как правило, один год), требования по рациональному ис­пользованию и охране природных ресурсов, лимиты исполь­зования, нормативы платы и другие условия.

Существует несколько видов лицензий:

• на использование отдельных ресурсов (земли, воды, недр, лесов, животного мира);

• на отдельные виды деятельности (изучение недр, захо­ронение отходов и т. д.);

• на сбросы и выбросы загрязняющих веществ; лицензия на комплексное природопользование.

Плата за природопользование включает:

• плату за право пользования природными ресурсами (зем­лей, водой, недрами и т. д.) в пределах установленных лими­тов;

• плату за сверхлимитное и нерациональное использова­ние природных ресурсов;

• плату за загрязнение окружающей среды, т. е. за выбро­сы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов;

• плату за загрязнение сверх установленных лимитов.

Внесение платы не освобождает от выполнения меропри­ятий по охране окружающей среды и рациональному исполь­зованию природных ресурсов, а также от возмещения вре­да, причиненного экологическим правонарушением.

Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды направлено на то, чтобы природопользователь был материально заинтересован в проведении приро­доохранных мероприятий и рациональном использовании при­родных ресурсов.

Основными мерами стимулирования являются следующие:

• налоговые и иные льготы за внедрение малоотходных и безотходных технологий, строительство очистных сооруже­ний, иную природоохранную деятельность (по налогу на при­ быль, на имущество предприятий, земельному налогу);

• установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов;

• применение поощрительных цен и надбавок на экологи­ чески чистую продукцию;

• введение специального налогообложения экологически вредной продукции и технологий;

• льготное кредитование природоохранной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...