Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельности сельских школьников




 

Вышеизложенное в книге показывает необходимость учета особенностей сельской школы не только при организации внеурочной деятельности, но и при составлении ее программ и планов.

На этапах реформирования системы образования каждое образовательное учреждение встает перед выбором своего дальнейшего пути, определением стратегии, перспектив своей жизнедеятельности, включается в разработку основной образовательной программы. В этом случае предполагается достаточно длительная и ответственная проектировочная деятельность всех участников педагогического процесса, социальных партнеров образовательного учреждения, активное творческое сотрудничество педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров. Особенно важно организовать такое сотрудничество при разработке программы внеурочной деятельности, которая составляется прежде всего на основе потребностей детей и заказа родителей.

В сельской школе, как показывает опыт, включить детей и родителей в процесс создания программы, организовать взаимодействие всех субъектов значительно легче. Процесс проектирования может идти значительно мобильнее, чем в городских школах, в связи с более тесными и оперативными контактами взрослых и детей, школы и социума. Малочисленность сельских учреждений позволяет всем собраться для организации совместного осмысления и поиска будущего своей школы как важнейшего фактора развития и сохранения села, в том числе и для разработки программ внеурочной деятельности детей.

Разработка программ внеурочной деятельности школьников — это особая и важная часть процесса проектирования образовательного процесса в школе. Ориентиром при составлении программ внеурочной деятельности является основная образовательная программа школы, а также коллективно созданная и обоснованная модель внеурочной деятельности детей.

Предлагается составление следующих программ внеурочной деятельности:

а) общешкольная программа внеурочной деятельности детей, включающая все направления, виды деятельности и на разных уровнях образования, которая учитывается при составлении всех других программ и планов внеурочной деятельности;

б) программа внеурочной деятельности для определенной возрастной группы детей;

в) тематическая программа по решению конкретной проблемы;

г) программа по конкретному виду деятельности или направлению работы;

д) программа деятельности кружка, творческого, клубного объединения;

е)индивидуальная программа внеурочной деятельности учащегося, как часть его индивидуальной образовательной программы и др.

Общешкольная программа внеурочной деятельности может составляться на несколько лет, но уточняется и корректируется ежегодно. Обобщая многолетний опыт педагогического проектирования с различными типами образователь­ных учреждений, можно определить логику разработки общешкольной программы внеурочной деятельности в школе, а затем тематических и профильных программ и планов.

1 этап. Подготовка педагогического коллектива к разработке программ, которая включает следующие действия:

-создание проблемной группы (совета дела) по разработке идей модели и программы внеурочной деятельности школьников;

-осмысление организаторами процесса проектирования, составление пла­на действий, распределение обязанностей;

-изучение документов и материалов по стандарту ФГОС второго поколения;

-разъяснительная работа в педагогическом коллективе о необходимости и важности создания программы внеурочной деятельности с учетом специфики и возможностей своей школы;

-знакомство педагогов с современными идеями и моделями организации внеурочной деятельности школьников;

-коллективное обсуждение различных идей и моделей, выбор наиболее благоприятных для условий школы.

2 этап. Изучение состояния и результатов внеурочной деятельности школьников, которое включает:

- определение целей и задач внеурочной деятельности, разработку критериев и показателей, по которым можно оценивать результаты работы;

- отбор методик для «замера» результатов внеурочной деятельности (воспитанность, социализированность, конкурентоспособность выпускников; уро­вень развития коллектива и отношений в нем; профессионализм педагогов; удовлетворенность школьников, педагогов, родите­лей, выпускников, окружающих жителей организацией внеурочной деятельностью и др.);

- проведение «срезовых» методик с учащимися, педагогами, родителями, выпускниками, представителями социума, социальными партнерами;

- обработка материалов диагностики в виде таблиц, схем, графиков;

- анализ результатов внеурочной деятельности детей на основе дан­ных диагностики;

- написание текста анализа проблемной группой;

- обсуждение материалов анализа на расширенном педсовете с участием актива учащихся и выпускников учреждения, социальных партнеров, пред­ставителей социума.

3 этап. Коллективный анализ организации внеурочной деятельности в школе. Задачи анализа заключаются в следующем:

- привлечь всех членов коллектива (педагогов, учащихся, родителей), представителей общественности, социальных партнеров к выявлению достижений и проблем в организации внеурочной деятельности;

- обеспечить осознание каждым участником анализа своей причастности к организации внеурочной деятельности;

- смотивировать взрослых и детей на разработку идей и про­граммы внеурочной деятельности, обеспечивающих решение выявленных ими проблем.

К проведению коллективного анализа важно собрать информацию о том, чем увлекается и интересуется каждый учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем бы хотел заниматься в свободное время. Также целесообразно выяснить мнение родителей об организации свободного времени их детей, используя анкетирование, беседу (приложение 4). Данная информация необходима для составления индивидуальной программы (маршрута) внеурочной деятельности детей.

В процессе коллективного анализа могут обсуждаться следующие вопросы:

1. - Какие проблемы нам удалось решить при организации внеурочной деятельности детей за последний период?

-Какие интересы и потребности детей удовлетворяются во внеурочное время?

-Какие достижения имеются в организации внеурочной деятельности?

2. - Что не удовлетворяет в организации внеурочной деятельности?

-Что необходимо изменить и почему?

3. -Какие потребности и интересы детей выявлены в ходе опроса школьников?

-Каков заказ детей и их родителей на организацию внеурочной деятельности?

- Какие задачи мы будем решать при организации внеурочной деятельности?

-Какие результаты мы планируем получить?

-Какие имеются ресурсы в школе и социуме для организации внеурочной деятельности детей?

-Кого можно привлечь к организации внеурочной деятельности школьников?

Коллективный анализ может включать не только обсуждение вопросов, но и выполне­ние учащимися и педагогами творческих заданий, отражающих их мнение о со­стоянии внеурочной деятельности и ее перспективах:

- сделать рекламу на самые популярные объединения, занятия детей во внеурочное время;

- подготовить «телерепортаж» о внеурочных делах;

- представить пародию самого яркого, значимого события в школе;

- подготовить «живой» сатирический журнал и т.п.

Кроме общих вопросов по организации внеурочной работы могут анализироваться конкретные направления, виды деятельности детей, в том числе в творческой форме (см. приложение 3).

Организация коллективного анализа внеурочной деятельности может включать следующие действия:

- разработка содержания, этапов и методики коллективного анализа внеурочной деятельности детей;

- обсуждение методики коллективного анализа с педагогами, активом учащихся и родителей;

- проведение коллективного анализа в классах, разновозрастных группах, кружках, оформление его результатов в наглядной форме (по предложенной заранее структуре, схеме);

- коллективное обсуждение идей, предложений, возможных моделей организации внеурочной деятельности с участием педагогов, родителей, детей, общественности;

- обобщение результатов коллективного анализа в школе и представление их в наглядной форме;

- оформление текста анализа проблемной группой, организаторами внеурочной деятельности школьников;

- обсуждение и утверждение текста анализа состояния внеурочной деятельности на педагогическом совете.

4 этап. Коллективная разработка идей, модели организации внеурочной деятельности школьников. Для этого организаторам необходимо подготовить в обобщенном и наглядном виде материалы, собранные на предыдущих этапах: привлекательные, оригинальные идеи из различных концепций, которые вызвали интерес у педагогов; выводы по диагностике; главные проблемы, которые требуют первоочередно­го решения, а также фрагменты Концепции ФГОС второго поколения, Концепции духовно-нравственного воспитания школьников, особенно важные для организации внеурочной деятельности. Эти материалы коллективно обсуждаются, классифицируются, выделяются главные идеи для разработки модели и создания программы внеурочной деятельности.

Эффективным сред­ством на этом этапе являются продуктивные игры, в ходе ко­торых методом брейсторминга продуцируются идеи, лежащие в основе модели и программы внеурочной деятельности. Целесообразно провести следующие продуктивные игры:

а) по разработке задач, определению результатов внеурочной деятельности;

б) по выявлению идей, принципов организации внеурочной деятельности;

в) по разработке правил взаимодействия старших и младших, взрослых и детей;

г) по определению требований к организации внеурочной деятельности школьников;

д) по выявлению приоритетных направлений работы, видов деятельности детей, обеспечи­вающих реализацию идей и принципов внеурочной деятельности, а также основных способов (средств) организации работы на этих направлениях;

е)по использованию системообразующих воспитательных средств организации внеурочной деятельности (разновозрастные группы, проблемно-тематические дни, проектная деятельность и др.).

Обсуждение указанных проблем осуществляется в педагогическом кол­лективе, а также предлагается участвовать в коллективном поиске и опреде­лении перспектив всем учащимся и родителям.

Необходимо предусмотреть включение в общешкольную программу всех видов (направлений) внеурочной деятельности, форм и способов ее организации. Это позволит каждому ученику найти дело по душе, которое выполняется им с удовольствием и оказывает существенное влияние на его развитие.

Подчеркнем, что предметом проектирования должна стать не разрозненная совокупность видов внеурочной деятельности, а целостная система ее организации. Внеурочная деятельность в контексте системного построения практики воспитания рассматривается лишь как один из элементов воспитательной системы, который взаимосвязан с другими её компонентами и призван способствовать повышению эффективности и развитию этого целостного воспитательного комплекса. В данной связи целесообразно из всего спектра видов (направлений) деятельности определить, какой из них может стать доминирующим (приоритетным) и выполнять роль системообразующего фактора.

Приведем структуру одной из продуктивных игр, проведенных с педаго­гами, учащимися и родителями:

-определите перечень качеств, необходимых выпускнику нашей школы для успешной жизни;

- оцените, какие качества хорошо развиты у наших выпускников;

- какие качества не развиты или недостаточно развиты у выпу­скников нашей школы и почему (предлагаются данные диагностики);

- определите, какие качества необходимо развивать у учащихся нашей школы в первую очередь, чтобы стать успешным человеком;

- что необходимо сделать в школе для развития этих качеств? Что изменить?

-как организовать внеурочную деятельность детей?

Другая продуктивная игра может быть посвящена разработке модели внеурочной деятельности (вопросы для поиска и обсуждения рассмотрены выше).

Материалы коллективного поиска изучаются, обобщаются и систематизируются.

6 этап. Оформление модели внеурочной деятельности школьников, которое осуществляется специальной (творческой) группой педагогов. Группа продумывает структуру модели, обсуждает основные пели и зада­чи, идеи и принципы внеурочной деятельности, приоритетные направления, виды внеурочной деятельности, их взаимосвязь, структуру организации. Представитель творческой группы со­единяет части подготовленного педагогами материала и представляет его к обсуждению и доработке на сборе творческой группы. Окончательный вари­ант множится и дается для ознакомления всем педагогам, акти­ву учащихся, родителям, партнерам.

6 этап. Обсуждение и утверждение модели внеурочной деятельности на расширенном педагогическом совете с участием педагогов, актива уча­щихся, родителей, социальных партнеров.

Формируются микрогруппы (по 5-6 человек), которые готовят общее мнение о модели, его структуре, взаимосвязи разделов; что упущено и следует дополнить; конкретные предложения по доработке модели.

Педсовет проходит как коллективное обсуждение. После обсуждения модели предлагается определить структуру, разделы программы внеурочной деятельности на ближайший период. Затем участники обсуждения распре­деляются в проблемные группы с учетом разделов программы.

7 этап. Коллективная разработка общей программы внеурочной деятельности школьников. В процессе этой работы учитываются федеральные и региональные концепции, документы ФГОС второго поколения, материа­лы анализа внеурочной деятельности в учреждении, идеи созданной модели.

На данном этапе осуществляются следующие действия:

- индивидуальный поиск идей педагогами, учащимися, родителями по конкретному разделу программы, который каждый член коллектива мог вы­брать на предыдущем этапе;

- сбор проблемных групп по обсуждению содержания соответствующего раздела и индивидуальных предложений, создание банка идей, отбор идей;

- написание разделов программы представителями проблемных групп;

- оформление программы организаторами проектировочной деятельности;

- обсуждение первого варианта программы в проблемных группах и вне­сение поправок, дополнений, уточнений в представленный вариант;

доработка программы организаторами проектировочной деятельности и ее тиражирование для коллективного обсуждения.

На этом этапе могут быть использованы материалы игры «Академия школьных проблем», собранные во время анализа (см.приложение 3).

При проектировании системы внеурочной деятельности следует продумать формы и способы ее организации. В Федеральном стандарте рекомендуется использовать такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. То есть предлагается применять известные формы внеурочной деятельности и дополнительного образования. Право выбора форм предоставляется детям, родителям, педагогам. Чтобы данный выбор оказался обоснованным и способствовал построению эффективной системы внеурочной деятельности, надо опираться на научно-методические разработки. Например, целесообразно учесть замечание Н.Е. Щурковой: «В режиме внеурочной (внеклассной) деятельности ядром воспитательного процесса становится и традиционно является в российской школе групповая деятельность учащихся, называемая в практике групповым делом или воспитательным мероприятием».

Интерес для практических работников может представлять недавно сделанное Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым дополнение в классификацию форм внеурочной воспитательной работы. В пособии «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» ими предлагается выделять три типа форм согласно уровням результатов, полученных при их использовании:

формы, содействующие приобретению социальных знаний;

формы, способствующие формированию ценностного отношения к социальной реальности;

формы, содействующие получению опыта самостоятельного общественного действия.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что эффективность влияния деятельности на развитие школьников существенно возрастает, если применяются комплексные формы ее организации. Под комплексной формой воспитательного процесса понимается совокупность объединенных в единое целое отдельных форм, приемов и методов, связанных концептуальным замыслом, планом, алгоритмом длительного осуществления деятельности и обладающих благодаря их интеграции возможностями эффективного и разностороннего влияния на развитие детей. Примером такой формы может стать проблемно-тематический день (см. раздел 2.4).

Субъектам проектирования нельзя забывать и о санитарно-гигиенических требованиях к осуществлению учебно-воспитательного процесса. Включение в образовательную программу внеурочных занятий чаще всего ведет к организации работы учебного заведения в режиме полного дня, увеличению количества групп продленного дня, организации дополнительного питания учащихся.

8 этап. Обсуждение и утверждение программы внеурочной деятельности на сборе педагогов, родителей, детей, социальных партнеров. Микрогруппы участников обсуж­дения анализируют и высказывают мнения по следующим вопросам:

- соответствие программы идеям модели, целесообразность структуры программы, реальность и перспективность намеченного;

- что нужно исключить из программы и почему;

- что целесообразно дополнить, конкретизировать;

- с решения каких задач, проблем необходимо начать работу в ближайший год;

- какие разделы, пункты общешкольной программы должны найти отражение в планах ближайшего года, профильных и тематических программах, планах.

Завершается обсуждение определением педагогов, учащихся, родителей, ответственных за реализацию конкретных разделов программы, за разработку более конкретных, частных программ (кружка, профильного объединения, по организации деятельности разновозрастных групп или проведению проблемно-тематических дней и др.).

9 этап. Составление плана действия на ближайший год по реализации программы внеурочной деятельности детей, определение критериев, показателей для отслежи­вания результатов внедрения. Каждое подразделение школы (администрация, методические объединения, советы, первичные коллективы, объединения и др.) определяет характер своего участия в реализации програм­мы, составляет программу, план работы на год с учетом модели и общешкольной программы внеурочной деятельности.

Первостепенное значение имеет кадровое обеспечение реализации программы. Субъектами организации внеурочной деятельности могут и должны стать сами школьники, классные руководители, учителя-предметники, педагоги-организаторы воспитательной работы с детьми, воспитатели групп продленного дня, педагоги дополнительного образования, специалисты учреждений культуры, спорта и других организаций. Только благодаря интеграции кадровых ресурсов возможно проведение разносторонней, интересной и полезной внеурочной деятельности, удовлетворение потребностей школьников и запросов их родителей.

Администрации образовательного учреждения необходимо позаботиться о финансовом и материально-техническом обеспечении системы внеурочной деятельности. Необходимо оборудовать помещения, специально предназначенные для проведения внеурочных занятий, установить договорные отношения с социальными партнерами по использованию их ресурсов для организации внеурочной деятельности.

На этом этапе создаются программы объединений, кружков, творческих коллективов с учетом общей программы внеурочной воспитательной работы в школе. Дети и родители активно участвуют в разработке профильных и тематических программ, планов на ближайший год.

Координацию планов обеспечивает администрация учреждения. Творче­ская группа определяет критерии и показатели результативности внеурочной деятельности, а также уточняет и дорабатывает методики, в том числе «срезовые», для отслеживания результатов реализации программы.

10 этап. Внедрение программы внеурочной деятельности, которое не происходит стихийно, само по себе. Администрация, организаторы работы, педагоги, органы самоуправления руководствуются созданными при их участии проек­тами. Руководители подразделений продумывают методическое обеспечение: оснащение необходимыми методическими средствами, информацией, посо­биями, разработками; методическую помощь специалистов; организацию ра­боты объединений и разновозрастных групп.

Необходимо регулярно проводить работу по освоению педагогами современных и продуктивных подходов, форм, приемов и методов планирования, организации и анализа внеурочной деятельности. Важно предусмотреть составление индивидуальных программ и маршрутов учащихся. Возможно потребуется введение должности координатора (тьютора, диспетчера) внеурочной деятельности, основной обязанностью которого станет координация индивидуальных и коллективных маршрутов участия школьников во внеучебных занятиях.

Эффективна работа проблемных групп, которые могут сформиро­ваться на этапах анализа воспитательного процесса и создания программ. Такие группы выполняют роль организаторов и координаторов решения конкретной проблемы в школе, становятся методическим центром. Проблемные группы организуют подготовку педсоветов, семинаров, конференций, конкретных общешкольных дел.

11 этап. Отслеживание результатов реализации про­граммы и планов внеурочной деятельности, анализ этих результатов. На каждом этапе деятель­ности необходимо фиксировать и анализировать получаемые результаты. Без этого невозможно прийти к более качественному состоянию, так как не будет понятно, станет это новое состояние более высоким уровнем по сравнению с тем, что есть на сегодняшний день, или нет. Отслеживание результатов про­водится систематически, в течение года и на разных уровнях. В конце каждого года организуется коллектив­ный анализ с участием педагогов, учащихся, родителей в различных творче­ских формах.

Систематическое отслеживание результатов работы осуществляется при проведении коллективных дел и мероприятий в школе. По отдельным показа­телям результаты деятельности изучаются при подготовке педсоветов, засе­даний методических объединений, проблемных групп. Более подробно данный вопрос изложен в разделе 11 этой книги.

12 этап. Внесение коррективов в общешкольную и профильные программы, планы. Эта деятельность осуществляется обоснованно, если достаточно квалифи­цированно проводилась работа на предыдущем этапе. Наиболее существен­ная корректировка модели, общешкольной и профильных программ внеурочной деятельности школьников проходит в мае - сентябре, на педагогическом совете, общем сборе коллектива школы и ее партнеров, когда организуется коллективный анализ работы за год и коллективное планирование внеурочной деятельности на очередной период.

Рабочая и оперативная корректировка программ, планов возможна и целесообразна по со­гласованию с ответственными лицами, по предложению детей и родителей в течение всего учебного года.

Выделение 12-и этапов разработки модели и программы внеурочной деятельности в школе условно, так как эти этапы взаимосвязаны, в реальной практике часто совмещены. В то же время представленная этапностъ проектирования показывает логику работы коллектива по созданию модели и программ внеурочной деятельности.

Отметим, что в условиях сельской школы на разработку модели и общешкольной программы внеурочной деятельности (первые девять этапов) затрачивается около двух месяцев.

Проектирование внеурочной деятельности школьников - коллективный творческий процесс, который объединяет всех участников образовательного процесса, развивает их отношения и создает условия для дальнейшего плодотворного сотрудничества, обеспечивая субъектную позицию каждого члена коллектива образовательного учреждения, сознательность и активность взрослых и детей в дальнейших совместных делах.

Все этапы совместного проектирования взрослых и детей прежде всего касаются вопросов внеурочной деятельности, именно здесь могут проявить свою высшую субъектность дети, родители, жители и специалисты-профессионалы села.

Разработка программ внеурочной деятельности в школе очень тесно связана с созданием индивидуальных программ развития детей, в том числе, во внеурочное время. С одной стороны, профильные, тематические программы и планы разрабатываются на основе предложений, запросов учащихся и родителей, индивидуальных программ и планов детей, а с другой, — при составлении последних дети учитывают имеющиеся ресурсы школы и социума.

Процесс разработки индивидуальной программы и маршрута внеурочной деятельности ребенка можно представить следующим образом.

1)Подготовительная работа педагогического коллектива к составлению индивидуальных программ и планов внеурочной деятельности детей.

2)Изучение социально-экономических условий жизни и воспитания учащихся в семьях на основе бесед, анкетирования детей и родителей, наблюдения и оценок педагогов.

3)Диагностика возможностей, склонностей, интересов, потребностей ученика, личных и профессиональных планов учащихся, заказа родителей на образование своих детей, оформление результатов диагностики с помощью соответствующих таблиц.

4)Анализ материалов диагностики педагогами, проведение психолого-педагогического консилиума с участием классного руководителя, учителей, определение общих подходов к взаимодействию с учеником и его семьей.

5)Обсуждение материалов диагностики и психолого-педагогического консилиума с ребенком и родителями в доступной для них форме; в завершение ученику и его родителям предлагается составить индивидуальную программу развития на очередной учебный год (период) и план занятости ребенка во внеурочное время.

6) Составление проекта программы педагогического сопровождения развития ученика под руководством классного руководителя, координатора, тьютора (или психолога, если он имеется в школе).

7) Составление программы развития ученика, маршрута его внеурочной деятельности с участием ребенка и его родителей. Обеспечивая субъектную позицию ученика, необходимо с ним обсудить варианты схем и методику составления индивидуальной программы, которая будет понятна, доступна и реальна для ученика, полезна и важна для родителей. В то же время данная программа позволит проверить педагогам свои замыслы и уточнить программу психолого-педагогического сопровождения ребенка. Программа конкретизируется индивидуальным планом и маршрутом.

8) Уточнение и корректировка первоначального проекта программы психолого-педагогического сопровождения развития ученика классным руководителем (координатором, психологом) на основе индивидуальной програм­мы, плана, составленных учеником и родителями, согласование и доработка этих документов в случае каких-либо принципиальных расхождений.

9) Организация работы по выполнению индивидуальной программы и плана. Процесс реализации проектов деятельности учащегося важно стимулировать, определяя время индивидуальных встреч с учеником, его родителями, консультаций, обсуждения проблем, которые возникают по ходу реализации программы и плана. Данная проблема должна стать предметом обсуждения педагогов на совещаниях и педконсилиумах, родителей - на собраниях и консультациях, постоянного внимания администрации, классных руководителей и учителей.

Каждому педагогу важно определить свою роль в поддержке индивидуального развития ученика, помочь ему в составлении частных проектов по формированию качеств, от которых зависит осуществление будущих личных планов учащегося, использовать возможности профильных, тематических программ и планов, внеклассных воспитательных мероприятий для развития качеств, которые определяют успешность выполнения намеченного.

10) Отслеживание результатов выполнения индивидуальных программ и планов школьников. При выборе схемы составления проектов важно предусмотреть возможность фиксировать выполнение этих проектов, отражать уровень выполнения намеченных результатов. Целесообразно согласовать оценку выполнения программ и планов с участниками проектирования, предоставить возможность самооценки и сопоставления ее с мнением педагогов, одноклассников, специалистов.

11) Корректировка проектов образовательного развития ученика. Целесообразно составить эти проекты так, чтобы можно было вносить в них коррективы, изменения, дополнения, чтобы возникла потребность и необходимость постоянно обращаться к программе и плану. Тогда учащиеся поймут их важность и полезность, что будет стимулировать их участие в составлении новых проектов.

12) Подведение итогов и анализ выполнения программы индивидуального развития учащегося, которые могут включать:

повторную «срезовую» диагностику и анализ изменений с участием ребенка, родителей, педагогов;

индивидуальное собеседование классного руководителя, координатора с учеником и родителями о достижениях, проблемах, перспективных планах;

при желании самих учащихся публичный отчет о выполнении программы индивидуальной деятельности при участии педагогов, родителей, общественности;

коллективное обсуждение и анализ процесса разработки и реализации индивидуальных образовательных программ детей, определение путей и способов его совершенствования.

От организации этого этапа существенно зависит отношение участников образовательного процесса к проектированию деятельности учащихся в дальнейшем. При правильной организации данного этапа будет подготовлена основа для нового цикла создания и реализации индивидуальных образовательных программ и маршрутов учащихся.

Уже с начальной школы целесообразно привлекать семью к осмыслению индивидуальной образовательной деятельности ребенка, построению индивидуальной программы, маршрута внеурочной деятельности школьника, обучать его самодиагностике, самопознанию и самоанализу, формировать у ребенка адекватную самооценку и потребность в самосовершенствовании и самообразовании.

Таким образом, процесс разработки общешкольной программы внеурочной деятельности предусматривает создание других, более конкретных, программ и планов, взаимосвязанных между собой. В то же время все программы и планы внеурочной деятельности детей должны быть согласованы с основной образовательной программой школы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...