Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8. Итальянское Возрождение (на примере творчества Ф. Петрарки и Дж.Боккаччо)




8. Итальянское Возрождение (на примере творчества Ф. Петрарки и Дж. Боккаччо)

Жизненный и творческий путь Франчески Петрарки.

Краткая биографическая справка

Петрарка (1304—1374) — итальянский поэт, стоит у истоков европейской лирики Нового времени, в его сонетах впервые произошло открытие человека Возрождения, и в этом заключается их непреходящее значение. В отличие от своего предшественника Данте, Петрарка — поэт Новой, ренессансной эпохи, в то время как автор «Божественной комедии» еще целиком принадлежит средневековью. Данте воспел человека перед Божьим судом. Петрарка же сделал достоянием людского суда свой внутренний мир.

Отец Франческо Петрарки, Петракколо ди Паренцо, был изгнан из Флоренции вместе с Данте Алигьери, автором прославленной «Божественной

комедии». Судьба занесла его в город Ареццо, который находится в живописной местности, поблизости от Арно и Тибра, двух самых крупных рек Италии. Там 20 июля 1304 года родился его сын, Франческо Петрарка, будущий великий поэт. Отец не имел собственности, и семья жила благодаря его умениям вести дела: глава семьи был нотариусом. В 1312 году семейство переехало в Авиньон, город на юге Франции, где в то время находился папский престол, кипела жизнь, процветала торговля, строились дома, дворцы и храмы. В этом же году Петрарка начал учиться, первыми его предметами были грамматика, диалектика и риторика. Затем учеба продолжалась в городе Монпелье, после чего Петрарка становится студентом Болонского университета. Отец хотел, чтобы сын стал юристом, и тот был вынужден семь лет провести за учебниками. Петрарка овладел секретами юридического мастерства, но куда больше юношу привлекала поэзия. В двадцатилетнем возрасте он заканчивает учебу. Вот как поэт сам описывает себя в то время: " Я был не слишком силен, но довольно ловок; не особенно красив, но все же приятной наружности; у меня был свежий, несколько смуглый цвет лица, живые глаза, быстрый взгляд".

Молодость Петрарки пришлась на расцвет Авиньона. На улицах города устраивались собрания поэтов и музыкантов. Лавки были полны невиданных, экзотических товаров, на площадях звучала разноголосица всех европейских и азиатских языков. Но юношу поджидали первые испытания. Умирает мать, а вслед за ней и отец. В память о матери Петрарка написал свое первое стихотворение на латинском языке.

В двадцатитрехлетнем возрасте юноша встретил свою великую любовь, позднее выведенную им в стихах под именем Лауры. Вот какую запись он оставил об этом: " Лаура, известная своими добродетелями и долго прославляемая моими песнями, впервые предстала моим глазам на заре моей юности, в лето Господне 1327, утром 6 апреля, в соборе Святой Клары в Авиньоне. И в том же городе, также в апреле и также шестого дня того же месяца, в те же утренние часы в году 1348 покинул мир этот луч света, когда я случайно был в Вероне, увы! о судьбе своей не ведая. Горестная весть через письмо моего Людовико настигла меня в Парме того же года утром 19 мая. Это непорочное и прекрасное тело было погребено в монастыре францисканцев в тот же день вечером. Душа ее возвратилась, в чем я уверен, на небо, откуда и пришла. В память о скорбном событии, с каким-то горьким предчувствием, что не должно быть уже ничего, радующего меня в этой жизни, и что, после того как порваны эти крепчайшие сети, пора бежать из Вавилона, пишу об этом именно в том месте, которое часто стоит у меня перед глазами". Так в немногих словах описал Петрарка историю своей любви. Поколения ученых и литературоведов пытались установить, кто же скрывается под именем Лауры, но все усилия были тщетными. Так и остался этот прекрасный образ символом великого чувства поэта, которому посвящено более трехсот сонетов, составивших поэтический сборник " Канцоньере" (в переводе " Книга песен", слово " канцона" переводится как " песня" ). В реальной жизни Лаура вышла замуж, у нее были дети, и она с негодованием относилась к поклонению поэта.

Петрарка становится прославленным стихотворцем. Внешность, манеры, воспитанность, широкая и разносторонняя образованность привлекают к нему общую симпатию. Поэт совершает несколько путешествий, его не страшат ни плохие дороги, ни непогода, ни разбойники; он побывал в Германии, Франции, Лотарингии, в пути любовался лесами и полями, искал в старинных монастырях манускрипты античных авторов. Заслуги его как ученого общеизвестны: он отыскал и вновь сделал достоянием человечества речи Цицерона.

Петрарка был патриотом Италии, тяжело переживал запустение и упадок великого Рима, наступивших после " авиньонского пленения" римских пап. Все население могло бы поместиться в Колизее, вокруг " вечного города" бродили разбойники. Вот как поэт описывает свои впечатления от Рима в письме одному из авиньонских кардиналов: " Здесь пастухи ходят по лесам вооруженные, но боятся не столько волков, сколько разбойников. Пахарь идет за плугом в кольчуге и погоняет упрямого быка копьем. Птицелов прикрывает щитом свои сети. Рыбак привязывает удочку к мечу. Ты не поверишь: тот, кто хочет зачерпнуть воды из колодца, привязывает к веревке заржавленный шлем. Ничто здесь не обходится без оружия. Всю ночь слышны окрики стражи или призывы " К оружию! ". Поэт считал, что римский папа и кардиналы должны вернуться из Авиньона в Рим и возглавить объединение Италии. За это Петрарка горячо ратовал всю жизнь.

Поэт приобрел известность в глазах современников. На Капитолийском холме в Риме он был увенчан лавровым венком, как это было с великими поэтами античности. Он встречался с Джованни Боккаччо и последний преклонялся перед талантом своего великого современника. Итальянские города спорили за право принять его у себя. Умер Петрарка в возрасте семидесяти лет в зените славы.

Периодизация творчества поэта.

Первый период (1318 – 1333) – это годы учения. Самое раннее из

дошедших до нас стихотворений Петрарки относится к 1318—1319 годам. Это написанный латинскими гекзаметрами «Панегирик покойной матери». В нем 38 строк, потому что, когда Элетта Канидзкани умерла, ей было тридцать восемь лет. Первое стихотворение Петрарки было клятвой матери в вечной памяти и вечной любви.

В «Панегирике» подкупает искренность чувства и бросается в глаза превосходное знание древнеримских писателей.

Однако в 20-е годы гораздо больше, чем Цицерон и Вергилий, Петрарку занимали современные поэты на народном языке. В Монпелье он познакомился с лирикой провансальских трубадуров, в Болонье — с поэзией нового сладостного стиля.

Все свои письма и большую часть стихотворений, написанных им до 1333 года, Петрарка уничтожил. Поэтому судить о первом периоде его творчества приходится только по начальным и уже переработанным стихотворениям «Книги песен». По ним можно установить лишь самую общую тенденцию развития.

Второй период в жизни и творчестве Петрарки (1333— 1353) — это период творческой зрелости. В это время окончательно складывается его мировоззрение, и создаются основные литературные произведения на латинском языке: героическая поэма «Африка» (1339—1341), историко-биографическое сочинение «О знаменитых людях» (1338—1358), «Стихотворные послания» (1350—1352), двенадцать эклог «Буколическая песнь», (1346—1348), диалогизированная исповедь «Моя тайна» (1342—1343), трактаты «Об уединенной жизни», (1346) и «О монашеском досуге» (1347), неоконченное историческое сочинение «О достопамятных вещах и событиях» (1343—1345) и полемическое сочинение, направленное на защиту поэзии от нападок со стороны представителей «механических искусств», — «Инвектива против врача в четырех книгах» (1352—1353).

Несмотря на то, что Петрарка никогда не переставал писать на народном языке (ко второму периоду относится большая часть стихотворений, вошедших впоследствии в «Книгу песен»), после 1333 года он начал отдавать решительное предпочтение классической латыни и именно латинский язык стал считать языком новой итальянской науки и литературы.

Последний период в жизни Петрарки был периодом подведения итогов. Это был также период великих свершений. В Милане и Венеции Петрарка закончил и придал окончательную редакцию диалогам «Тайна», «Буколической песни», «Стихотворным посланиям» и некоторым другим сочинениям, написанным им впору страстного увлечения античностью. Там же была начата дантовскими терцинами аллегорическая поэма на народном языке «Триумфы» (1356) и написаны два больших философских трактата «О средствах против счастья и несчастья» (1354—1360) и «О невежестве своем собственном и многих других людей» (1366). Разрыва между вторым и третьим периодами в творчестве Петрарки не было. Главными произведениями третьего периода стали латинские «Письма» и записанная на народном языке «Книга песен» («Канцоньере»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...