Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативы и требования к организации стоматологического кабинета




ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Практического занятия № 10

(для преподавателей)

МОДУЛЯ 1

«Строение зубов и препарирование кариозных полостей» СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ІІІ-ІV УРОВНЕЙ АККРЕДИТАЦИИ

 

 

“Организация и оборудование стоматологического кабинета. Виды бормашин. Техника безопасности работы. Стоматологический инструментарий, его назначение. Профессиональные заболевания врача-стоматолога, их профилактика. Понятие эргономики в стоматологии”

Составила асс. Гурьева Т.Е.

 

 

Харьков 2010г.

 

 

Тема: “Организация и оборудование стоматологического кабинета. Виды бормашин. Техника безопасности работы. Стоматологический инструментарий, его назначение. Профессиональные заболевания врача-стоматолога, их профилактика. Понятие эргономики в стоматологии.”

Технологическая карта проведения

практического занятия:

№ п/п   Этапы   Время в мин.   Учебные средства обучения Оснащение Место проведения
1.   Определение и коррекция исходного уровня знаний     Устный опрос. Банк тестовых заданий для контроля исходного уровня знаний Оборудование и оснащение учебной аудитории, таблицы, фантомы, бормашины, наборы стоматологического инструментария. Учебная аудитория
22. Самостоятельное изучение: -оборудования и организации работы стоматологического кабинета; -основной стоматологический инструментарий, его назначение; -обязанности врача, мед.сестры, санитарки; -понятие об эргономике в стоматологии, основные положения; -техника безопасности при работе в стомат. кабинете.   Фантомы, таблицы, рисунки, видеофильмы, атласы   Оборудование и оснащение учебной аудитории, таблицы, фантомы, бормашины, наборы стоматологического инструментария. Учебная аудитория
3. Разбор и коррекция усвоения изучаемой темы     Рабочие тетради Учебная аудитория
4.   Тестовый контроль     Банк тестовых заданий   Учебная аудитория

Актуальность темы:

Подготовка врача-стоматолога требует овладения им большим количеством различных практических навыков. До клинического обучения студент должен уметь проводить определенный объем врачебных вмешательств для оказания помощи больному. В связи с этим, необходимо больше внимания уделять практической подготовке студента и овладению им навыками работы при помощи моделей удаленных зубов, специальных приспособлений, имитирующих полость рта,- фантомов. Успешное овладение этими навыками позволит студенту уверенно проводить прием больных во время клинического курса обучения.

Общая цель занятия:

Студент должен знать:

- правила этики и деонтологии. Правовые нормы взаимоотношений врач – больной

- основы организации стоматологической помощи

- оснащение и оборудование терапевтического стоматологического кабинета.

- правила техники безопасности при работе со стоматологическим оборудованием

и инструментарием.

- обязанности врача, медсестры, ассистента стоматолога, санитарки лечебного

стоматологического кабинета

- понятие «Эргономика в стоматологии»

- профессиональные заболеваниями врача-стоматолога и их профилактика

Студент должен уметь:

- организовать рабочее место

- пользоваться стоматологической установкой

-пользоваться стоматологическими наконечниками.

- пользоваться стоматологическим инструментарием

- уметь устранять мелкие неисправности

 

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

Конкретные цели Цели исходного уровня знаний
1. Организовать рабочее место   2.Знать правила техники безопасности при работе со стоматологическим оборудованием и инструментарием, уметь пользоваться стоматологической установкой, наконечниками, стоматологическим инструментарием уметь устранять мелкие неисправности   3.Знать принцип работы бормашины БЭСС-10, уметь работать на ней.     4.Знать классификацию и стандартизацию боров по ISO, уметь выбрать нужный бор   5. Знать виды наконечников, правила работы с ними, уметь зафиксировать бор в наконечнике; наконечник зафиксировать в бормашине; уметь проверить готовность бормашины к работе   6.Знать классификацию стоматологического инструментария, уметь использовать по назначению   7.Изучить основные положения эргономики в стоматологии   8. Уметь правильно эксплуатировать мед.оборудование во избежание развития профессиональных заболеваний у врача- стоматолога 1.Иметь представление об организации стоматологической помощи населению (кафедра соц.медицины и организации здравоохранения). 2.Иметь представление об особенностях эксплуатации медицинского электрооборудования и аппаратуры (кафедра биофизики)   3. Иметь представление об особенностях эксплуатации медицинского электрооборудования и аппаратуры (кафедра биофизики)   5. Иметь представление о строении наконечников и правилах выбора и ухода за ними   7. Иметь представление о понятии «Эргономика» (кафедра общей гигиены)   8. Иметь представление о профессиональных болезнях (кафедра общей гигиены)  

Теоретические вопросы, на основе которых возможно выполнение целевых видов

деятельности:

1. Рабочее место студента, его оснащение, техника безопасности.

2. Понятие эргономики в стоматологии.

3. Нормативы и требования к организации стоматологического кабинета.

4. Современное оснащение стоматологического кабинета: гигиенические и эргономические требования (основные положения).

5. Виды бормашин. Универсальные стоматологические установки, кресла.

6. Стоматологический инструментарий для обследования и лечения больного. Назначение и особенности применения.

7. Виды стоматологических наконечников.

8. Инструментарий для препарирования и пломбирования кариозных полостей.

9. Стоматологические боры, их разновидности в зависимости от размера, формы, назначения, материалы для их изготовления, международная цветовая стандартизация по ISO.

10. Охрана труда врача-стоматолога. Техника безопасности в стоматологическом кабинете.

11. Профессиональные заболевания, их профилактика.

 

Учебная информация, необходимая для изучения данной темы:

Основная

1.Магид Е.Л.Мухин Н.А.Атлас по фантомному курсу в терапевтической стоматологии.-1981.-С.- 3-4, 67-109, 1987.- С. 64-108

2.Терапевтическая стоматология: Учебник/Под ред.Ю.М.Максимовского.- М.: Медицина,2002.- 640 С.

3.Данилевский Н.Ф., Борисенко А.В., Политун А.М.Терапевтическая стоматология. В 4 томах. Том 1. Фантомный курс. Киев «Медицина»,2009.-399С.

4.Максимовский Ю.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии, ОАО «Медицина»,2005.- 324 С.

5.Борисенко А.В.Секреты терапевтической стоматологии.В 4 томах. Фантомный курс. Том 1. МЕДпресс- информ,2009.- 320 С.

6.Базикян Э.А., Волчкова Л.В., Робустова Т.Г. Пропедевтическая стоматология: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Базияна Э.А./.ГЭОТАР-Медиа,3003.-768 С.

7.Нападов А. Паламарчук В.М. Хохлов Э.М Медицинская деонтология и психотерапия в стоматологии. 1984 г., с. 3-25.

8.Данілевський М.Ф. Практикум з терапевтичної стоматології фантомний курс. Львів. Світ. 1993 р

9.Терапевтическая стоматология. Учебник/ Е.В.Боровский, В.С.Иванов и др. Под ред. Е.В. Боровского, Ю.М. Максимовского.- М.: Медицина, 2001.-840 С.

10.Терапевтическая стоматология.: Учебник для студентов мед. вузов/ Под ред. Боровского Е.В.- М.: «Медицинское информационное агентство», 2004.-840с.

 

Дополнительная:

1. Скорикова А.А., Волков В.А., Баженова Н.П. Пропедевтика стоматологических заболеваний: Учебное пособие для мед. ВУЗов. Ростов: Феникс.2002.- 640 С.

2.Базикян Э.А., Волчкова Л.В., Лукина Г.И. Стоматология. Тематические тесты. В 2-х частях. Часть 1. Пропедевтическая стоматология, ГЭОТАР-Медиа,2009.- 193 С.

3.Трезубов В.Н., Мишнев Л.М.,Соловьев М.М. Стоматологический кабинет:оборудование, материалы, инструменты. СпецЛит.,2006.- 146 С.

4. Терапевтическая стоматология. Учебник/ Е.В.Боровский, В.С.Иванов и др. Под ред. Е.В. Боровского, Ю.М. Максимовского.-М.: Медицина, 1998.-736с

5..Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 560 с.

6.Бритова А.А. Предклинический курс по терапевтической стоматологии.Нов.ГУ.Новгород,1998

7.Вагнер В.Д. Сан.-эпид.режим в стоматологии. Мед.книга НГМА,2001

8.Ганева С.И. Сан.-эпид.режим в учреждениях стоматологического профиля. НГМА,2000

9.Васильев В.И. Пропедевтическая стоматология терапевтическая. Учебное пособие. Великий Новгород,2008.

Организационная структура практического занятия (короткие методические указания к работе на практическом занятии):

В начале занятия, которое проводится в учебной аудитории, преподаватель напоминает тему, общие и конкретные цели. Дальше проводит тестовый контроль исходного уровня знаний студентов.

Затем студенты самостоятельно изучают оборудование и оснащение стоматологического кабинета, особенности эксплуатации, правила техники безопасности при работе. Далее студенты изучают основной стоматологический инструментарий, методику работы с ним отрабатывают на фантомах.

При этом преподаватель обращает внимание студентов на основные положения об «Эргономике в стоматологии» в целях профилактики развития профессиональных заболеваний врача- стоматолога.

В конце занятия проводится коррекция результатов усвоения темы и итоговый контроль с помощью тестовых заданий.

Подводится итог, анализируются действия студентов во время занятия. Дается задание к следующему занятию.

 

Содержание темы:

Требования, предъявляемые к студентам на кафедре терапевтической стоматологии:

-являться на практические занятия в строго указанное время по расписанию в медицинской форме, иметь сменную обувь;

- волосы должны быть заправлены под шапочку, ногти коротко острижены;

- на занятиях необходимо иметь ручки, карандаши, тетради;

-студентам запрещено пользование мобильным телефоном и жевание жевательной резинки;

- студент, опоздавший на занятие, к занятию не допускается.

Инструкция по охране труда и технике безопасности кафедры терапевтической стоматологии:

- до начала работы необходимо проверить заземлено ли оборудование и аппаратура. Проверить целостность заземляющих проводов. Не использовать провода с нарушенной изоляцией;

- перед включением аппарата в сеть, необходимо убедиться в соответствии напряжения в сети напряжению аппарата;

- при устранении неисправности в работе бормашин, последняя должна быть обязательно отключена от сети;

- при работе бормашинами БЭСС-10 и БЭСЖ-01 запрещено использование низкоскоростных наконечников;

-в целях предупреждения возникновения пожара, не оставлять включенными в сеть электронагревательные приборы;

- не допускать пациентов к эксплуатации лечебно-диагностической аппаратуры;

- приготовление амальгамы осуществлять в амальгамосмесителе или в вытяжном шкафу;

- все работы с ядовитыми материалами проводить в вытяжном шкафу;

- при снятии зубных отложений необходимо использование средств защиты органов зрения и дыхания (защитные очки, щитки, маски);

- при работе с больным использовать маску и шапочку;

- по окончании работы необходимо выключить и обесточить все электрооборудование.

 

Медицинская деонтология — это совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей.

С философских позиций врачебная этика включает:

- общие вопросы поведения врача;

- нравственные правила, регулирующие взаимоотношения в медицинском

коллективе;

- взаимоотношения врача и пациента в конкретных условиях специальности.

У врачей всех специальностей, в том числе стоматологов, прямое отношение к исполнению профессионального долга имеют их общемедицинская подготовка, владение современными методами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, психотерапевтическое искусство, строгое соблюдение правил внутренней (отношение к труду, дисциплина, дружелюбие и чувство коллегиальности) и внешней (приличие, хороший тон и соответствующий внешний вид, то есть внешняя опрятность) культуры поведения. Эти слагаемые составляют медицинский этикет и касаются всех членов медицинского коллектива.

К правилам внешней культуры относятся также форма приветствия и умение держать себя среди коллег и пациентов, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям, взаимная вежливость. Студент, приветствуя пожилого сотрудника клиники, преподавателя или беседуя с ними, должен встать, быть сдержанным и тактичным, владеть собой, слушать преподавателя и собеседника. Между преподавателем, студентом и средним медперсоналом должны быть отношения, основанные на взаимном уважении, соблюдении субординации и четком выполнении своих профессиональных обязанностей.

К студенту как будущему врачу и к другим сотрудникам в клинике предъявляются следующие требования:

- соблюдение формы (чистый, отутюженный халат, полухалат, брюки; сменная обувь на низком каблуке; аккуратная прическа);

- использование при приеме пациентов также очков, перчаток, маски.

Внешность врача должна отражать внутреннюю собранность, самодисциплину. Медицинская «униформа» не нуждается в украшении. Опрятность доктора всегда ассоциируется в представлении пациента с его хорошей профессиональной подготовкой.

Все этические проблемы в стоматологии можно разделить на два вида:

- морально-этические;

- профессионально-этические.

Морально-этическая сфера стоматолога зависит от его (ее) морального облика, формирующегося на основе воспитания в семье и школе.

Профессионально-этическая сфера стоматолога так или иначе связана с профессиональной деятельностью.

Врачебная ошибка — это добросовестное заблуждение врача, которое повлекло или могло повлечь определенный ущерб здоровью больного. Активно практикующий врач может иногда допустить ошибку, ибо в медицине без определенного риска зачастую нет возможности достичь желаемого терапевтического эффекта, невозможен прогресс. В связи с этим познание и признание ошибок представляют собой акт профессиональной честности. Непризнание ошибок представляет собой недеонтологический акт, несущий вред врачу и больному.

Наука об ошибках - эрология. Тесно с врачебной ошибкой связаны ятрогенные заболевания — психогенные и соматогенные патологические состояния, прямо или косвенно связанные с действиями врача.

По И.А. Кассирскому, ятрогенными заболеваниями принято считать «болезни функциональные и органические, непосредственной причиной которых являются действия врача:

1) психическое травмирование больного неумелым подходом (нарушение норм так называемой «психической асептики»);

2) неправильное проведение техники инструментального исследования, ошибочное введение медикаментозных средств и др.

В данном случае действия врача могут быть:

- ошибочными (необоснованными);

- правильными (на сегодняшний день);

- вынужденными (умышленно направленными на создание процесса).

Классификация ятрогений

1-я группа: ятрогения, связанная с профилактическими мероприятиями (вывих зуба, полученный в результате несоблюдения правил снятия зубных отложений).

2-я группа: ятрогения, связанная с процессом диагностики заболевания.

3-я группа: ятрогения, связанная с видами проводимого лечения (медикаментозная и т. д.).

4-я группа: ятрогения, связанная с проведением реанимационных мероприятий.

5-я группа: ятрогения, связанная с изменением психики больного в связи с неблагоприятным влиянием медицинского персонала.

6-я группа: ятрогения, связанная с дефектами в организации процесса оказания медицинской помощи.

7-я группа: ятрогения, связанная с бездействием, то есть неоказанием медицинской помощи.

8-я группа: ятрогения «псевдоболезни», связанная с ошибочным диагнозом и развитием нового заболевания вследствие лечения или нелечения.

 

Нормативы и требования к организации стоматологического кабинета

Существуют определенные нормативы и требования к органи­зации стоматологического кабинета, обусловленные, с одной стороны, используемым оборудованием, а с другой — объемом работы и применением потенциально опасных для здоровья материалов, которые при неправильном использовании могут оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье медицин­ского персонала (имеется в виду амальгама, в состав которой входит ртуть).

По существующему положению площадь стоматологическо­го кабинета на одного врача должна быть не менее 14 м2. Если в кабинете устанавливается несколько кресел, то его площадь рассчитывают исходя из дополнительного норматива — 7 м2 на каждое кресло. Число дополнительных кресел в кабинете не должно быть более двух, т.е. всего в кабинете может быть три кресла, а его площадь должна составлять не менее 28 м2. При наличии дополнительной универсальной стоматоло­гической установки площадь на него увеличивается до 10 м2, а общая площадь кабинета на три кресла возрастает до 34 м2. В терапевтическом стоматологическом кабинете предусматри­вается обязательное разделение рабочих мест врачей непро­зрачными перегородками высотой до 1,5 м.

При монтаже импортных установок необходимо придержи­ваться норм, указанных в инструкциях для их эксплуатации.

Высота кабинета должна быть не менее 3 м, чтобы обеспе­чить как минимум 12 м3 воздуха на одного человека, глубина при одностороннем естественном освещении не должна пре­вышать 6 м. Если этот параметр превышает 6 м, то можно раз­местить стоматологические кресла в 2 ряда.

Стены и пол в стоматологическом кабинете необходимо окра­шивать в светлые тона с коэффициентом отражения не ниже 40. Желательно использовать нейтральный светло-серый цвет, не мешающий правильному цветоразличению оттенков окраски слизистых оболочек, кожного покрова, крови, зубов и пломби­ровочных материалов. Установлено, что синие тона усиливают бледность кожного покрова, оранжево-красные маскируют желтушность кожи, слизистых оболочек и склер, что затрудня­ет своевременное распознавание заболеваний, сопровождаю­щихся появлением иктеричности (например, гепатитов, в том числе наиболее опасного для стоматологов инфекционного ге­патита В).

Двери и окна в кабинете окрашивают эмалями или масля­ной краской в белый цвет. Дверная и оконная фурнитура долж­на быть гладкой и легко поддающейся чистке.

Стоматологический кабинет должен иметь естественное ос­вещение. Окна кабинета желательно ориентировать на север­ные направления (север, северо-восток, северо-запад) во избе­жание значительных перепадов яркостей на рабочих местах за счет попадания прямых солнечных лучей, а также перегрева помещений в летнее время. В кабинетах, имеющих неправиль­ную ориентацию, в летнее время рекомендуется затенять окна при помощи штор, жалюзи, тентов и других приспособлений.

Оптимальные условия для выполнения зрительной работы обеспечивает рациональное естественное освещение кабинета, показателями достаточности которого являются световой ко­эффициент (СК), коэффициент естественной освещенности (КЕО) и угол падения световых лучей на рабочее место. Нормативные значения этих показателей следующие: СК 1/41/5, КЕО — не менее 1,5 %, угол падения — не менее 28°.

Кабинет должен иметь общее искусственное освещение, обеспечиваемое люминесцентными лампами или лампами на­каливания. Для общего люминесцентного освещения рекомен­дуется использовать лампы со спектром излучения, не иска­жающим цветопередачу: например, люминесцентные лампы дневного света с исправленной цветопередачей или люминес­центные лампы холодного естественного цвета. Уровень осве­щенности кабинета при использовании люминесцентных ламп должен составлять 500 лк.

Люминесцентные светильники должны быть укомплектова­ны пускорегулирующими аппаратами с особо низким уровнем шума, быть парными во избежание появления пульсации све­тового потока и размещаться в зонах, не попадающих в поле зрения работающего врача. Светильники общего освещения, размещаемые на потолках, должны быть со сплошными (за­крытыми) рассеивателями.

Наиболее подходящими для зрительной работы стоматоло­гов являются люминесцентные лампы, спектр излучения которых при­ближается к естественному свету. Для местного освещения (в рефлекторах универсальных установок) рекомендуется ксеноновая лампа типа ДКСШ, также обладающая благоприят­ным спектром излучения.

Светильники общего освещения размещают с таким расче­том, чтобы они не попадали в поле зрения работающего врача.

Стоматологические кабинеты, кроме общего, должны иметь местное освещение в виде рефлектора на стоматологических установках. Создаваемая местным источником освещенность не должна превышать уровень общего освещения более чем в 10 раз и в пределах 2000—5000 лк, чтобы не вызвать утомитель­ной для зрения врача световой переадаптации при переводе взгляда с различно освещенных поверхностей.

Стоматологический кабинет должен быть обеспечен приточно-вытяжной вентиляцией с кратностью воздухообмена 3 раза в час по вытяжке и 2 раза в час по притоку, а также иметь фор­точки и фрамуги.

В кабинете врача должна быть кварцевая лампа (настольная или переносная), при помощи которой производят кварцевание воздуха, обычно в перерыве между сменами или после за­вершения рабочего дня.

В связи с применением амальгамы для пломбирования зу­бов особое внимание уделяется отделке пола, стен и потолка кабинета. Стены помещения стоматологического кабинета должны быть гладкими, без щелей и трещин. Углы и места со­единения стен, пола и потолка должны быть закругленными, без карнизов и украшений. Не рекомендуется при отделке стен и потолков стоматоло­гических кабинетов использовать пористые и легковоспламе­няющиеся материалы: стено­вые пластиковые и деревянные панели. В стоматологических кабинетах не допускают украшения, карнизы, не должно быть живых и искусственных цветов и других предметов, способст­вующих скоплению воздушной пыли и затрудняющих санитар­ную обработку.

Стены и потолки штукатурят или затирают с добавлением в раствор 5 % порошка серы для связывания сорбирующихся па­ров ртути в прочное соединение (сульфид ртути), не подвер­гающееся десорбции, а затем окрашивают силикатными или масляными красками. Пол кабинета вначале покрывают плот­ным картоном, а сверху укладывают рулонный линолеум, ко­торый должен переходить на стены на высоту 5—10 см. Место соединения листов линолеума, так же как и места выхода труб, должны быть зашпаклеваны и покрыты нитрокраской. Указан­ные меры необходимы для обеспечения эффективной санитар­ной обработки и уборки, исключающей возможность скопле­ния ртути.

Обязательное условие работы с амальгамой — наличие в ка­бинете вытяжного шкафа, в котором ее изготовляют. В таком шкафу автономная механическая тяга должна обеспечивать скорость движения воздуха не менее 0,7 м/с и удаление загряз­ненного воздуха из всех зон шкафа. В шкаф должна быть вмон­тирована водопроводная раковина с ловушкой для ртути. Внутри шкафа устанавливают шкафчик для хранения суточного запаса амальгамы и посуды для ее приготовления, а также демеркуризационных средств. Амальгамосмеситель, устраняющий руч­ные операции при приготовлении серебряной амальгамы, дол­жен постоянно находиться в вытяжном шкафу. В помещениях, где работают с амальгамой, температура воздуха не должна превышать 18 °С.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...