Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как исследовать собственное прошлое е поиске истоков своих метапрограмм




В каких контекстах научения вы выросли? Какую роль ваше кон­
текстуальное мышление сыграло в формировании психо-логики
ваших нынешних метапрограмм? С какими межличностными кон­
текстами вам приходилось сталкиваться, справляться и т. д.? В ка­
кой степени вы интернализовали тот или иной «токсичный» кон­
текст? Доводилось ли вам физически покинуть дом, оставаясь внутри
некоего домашнего контекста, который оказался настолько интер-
нализованным, что вы теперь берете его с собой повсюду?,

Для выявления подобных контекстов обратитесь к обстоятель­ствам собственной жизни. В НЛП мы говорим о том, что все мы, стараясь извлечь смысл из языка, опыта, событий и т. д., неизбеж­ным образом осуществляем трансдеривационный поиск с помо­щью нашего референтного индекса. Другими словами, мы «погру­жаемся внутрь» и используем свою «библиотеку ссылок» — свои воспоминания, переживания и отнесения. Затем эти внутренние контексты обеспечивают нас «смыслом», «значением», ассоциа­циями и т. д. Неудивительно, что они играют столь важную роль в создании наших метапрограмм!

Инициируйте свою библиотеку ссылок, поведав собственную историю верному другу, магнитофону, терапевту или журналу. Мы рекомендуем вам изложить эту историю в письменной форме в том или ином виде, с тем чтобы вы могли затем неоднократно во­звращаться к ней. После этого вы можете исследовать ее со вто­рой позиции (в качестве наблюдателя, оценивающего себя со сто­роны) вместо первой. Вы можете исследовать ее как некий «текст» или рассказ. Отстранившись от нее, вы можете более объективно изучить метапрограммы, на которые она указывает.

Создание новых контекстов

Какой контекст вам никогда не встречался... пока? Какой кон­текст вам еще не встречался, но, если бы это случилось — и вы им полностью прониклись, — он сформировал бы внутри вас совер* шенно новый образ мыслей и чувств? Предположим, что вы вы­росли в другом веке, другой культуре, другом социальном классе, внутри иной расы... Предположим, что вы получали всю ту лю­бовь и заботу, в которых вы нуждались. Предположим, что роди­тели, учителя и другие люди оценивали вас безусловным обра­зом. Лишь предположим...


Глава 8. Контекст и метапрограммы____________________ 243

Если мы привыкли интернализовывать контексты, значит, мы не перестаем делать это и в возрасте 18 лет, и вообще всякий раз, когда выходим из дому. Мы продолжаем поступать так снова и снова. Поэтому, учитывая это свойство человеческой природы, проявите заботу о своих мыслях-эмоциях, о самой своей душе — пусть они получат в вашем воображении несколько приятных, необычных и ресурсных контекстов.

Вы можете сконструировать такие контексты, которые позво­лят вам интернализовывать новые контексты для новых метапро­грамм. Сконструируйте позитивный и обогащающий контекст мышления, смоделировав тот, о котором вы прочитали (возмож­но, в биографии какого-то гениального человека, которым вы по-настоящему восхищаетесь) или который вы только вообразили.

Другим эффективным средством трансформации ваших кон­текстов мышления (то есть метапрограмм) является рассказ историй. Когда мы рассказываем какие-то личные, семейные, куль­турные и национальные истории, то, в сущности, повествуем о контекстах, которые нас сформировали. Истории, рассказываемые в человеческом сообществе, содержат информацию о том, что и как следует воспринимать. Они снабжают нас первичными и метауров-невыми ценностями и паттернами сортировки.

Зная, как велика роль историй (историй, которыми делятся, реальных и выдуманных историй), подумайте, как была рассказа­на история о вас? Кто ее рассказал? Какие истории вам рассказы­вали? Насколько обогащающим вы сочли эти истории? В какую историю вы могли бы погрузиться, какую могли бы рассказать себе и другим и использовать в качестве контекста мышления так, чтобы она придавала вам новые жизненные силы?

Заключение

Смысл всегда произрастает из контекстов — личных и внут­ренних — или предлагается культурой либо средой. Не зная кон­текстов, мы не можем понять смысл чего бы то ни было. Чтобы понять другого человека, нам необходимо научиться понимать контексты, из которых человек вышел, которые он встроил в свое сознание и в которых он живет.

Когда мы имеем дело с любым человеком (даже с самим со­бой), только приняв во внимание его контекст, мы можем прийти к рабочему пониманию того, какие контексты нам необходимо пРоанализировать и трансформировать, для того чтобы изменить ^му личность.


Глава 9 Изменение метапрограмм

Как стать другим человеком

Модель НЛП демонстрирует прежде всего пластичность че­ловеческой природы и сознания. У нас имеются «программы», но они не вырезаны в камне — что не позволило бы их изменять. Мы можем их корректировать. Фактически, в случае нормального процесса роста, мы это и делаем.

То, что предлагает модель НЛП и что мы пытаемся здесь разъ­яснить, касается процессов, посредством которых мы можем со­знательно, намеренно и эффективно трансформировать свой об­раз мыслей и чувств и, следовательно, сами структуры того, что мы называем «личностью».

Другими словами, у нас всегда имеется выбор в отношении того, какую операционную систему запустить в своем мыслительном, аппарате в качестве программного обеспечения своих мыслей, чувств и реакций. У нас всегда имеется несколько возможностей —если мы знаем, как их увидеть. Само собой, мы будем лишены выбора, если у нас не будет знаний о том, как осмыслять варианты, аль­тернативные метапрограммы, различные паттерны и контексты мышления, различную психо-логику.

Использование процессов метауровня для осуществления изменения

Роберт Дилтс (Dilts, 1990) предложил использовать метапо-зицию, чтобы продемонстрировать, как мы можем подвести чело­века к метауровню его линии времени с целью изменения мета­программы. В метапознции мы можем получить доступ к ресуР" сам и превратить их обратно в воспоминания, с тем чтобы изменить контекст мышления, который мы инкорпорировали. Метапозииия обеспечивает нам пространство, которое отличается от «простран*


Г лава 9. Изменение метапрограмм______________________ 245

ства проблемы» и позволяет менять субмодальности, встраивать убеждения, обогащающие идентичность, осуществлять реимприн-тинг, изменять предысторию и т. д. А эти операции позволяют нам изменять свои метапрограммы. Дилтс пишет:

Некоторым образом контекстреимпринтинга снабжа­ет вас средством для изменения паттернов метапро­грамм и стилей сортировки. Например, вы можете лег­ко повлиять на человека, так чтобы он оказался в режи­ме «во времени* или «сквозь время*, в движении ют* или «навстречу» или сортировал из настоящего времени к прошлому, из прошлого к будущему либо из настоящего к будущему. Выможете побудить человека сортировать посредством его «я*, другихлюдей или контекста (Dilts, 1990, р. 137).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...