Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткое описание научно-философских источников




Начало

Чтобы понять, как создавалось столь модное направление психологии последних 40 лет, надо увидеть состояние американского общества начала 70-х гг прошлого века.

1973г, Калифорнийский университет в маленьком городке Санта-Круз, имевший славу «места силы» (оккультное понятие). Рок-музыка, длинноволосые хиппи, одетые в пестрые рубашки, брюки-клеш и ботинки с бахромой; табак, наркотики, «сексуальная революция» и ощущение свободы. Протесты против войны во Вьетнаме и вообще неприятие молодежью ценностей буржуазного общества; желание кардинального изменения мира, общества и вообще человека. Многие молодые люди видели решение наиважнейших проблем своего времени в том, чтобы занять позицию крайнего индивидуализма. Способ выхода из глобального кризиса они видели в переоценке ценностей. Не Родина и семья, а успех, любовь, мир и личное счастье должны были стать лозунгом новых перемен. Выражением такого подхода к жизни стали бегство из городов молодежи, наркотические переживания, псевдорелигиозная мистика под новую рок-музыку.

Поэтому  молодой хиппи Ричард Бендлер, имевший образование компьютерного программиста, и профессор лингвистики Джон Гриндер ведут работу по трансформации или, так сказать, «перепрограммировании», человека. Для начала они решили начать «моделировать мастерство» – т.е. научиться тому, как это делают успешные в том или ином деле люди. Применялись эти навыки для бизнес-консалтинга и решения психологических проблем в психотерапии.

 Сначала они занимались гештальт-терапией, потом семейной психологией системы Вирджинии Сатир. Они изучают различные направления гуманитарной психологии, конкретные методики психотерапии, философскую антропологию, так наз. «трансформационную грамматику» и кибернетику. А также творчество Карлоса Кастанеды, который описал деятельность латиноамериканских колдунов.

Позже к ним присоединяется психолог Фрэнк Пьюселик, ставший позднее лучшим тренером, или как о нем сейчас говорят, «живой легендой» НЛП. Он был ветераном Вьетнамской войны, и сначала присоединился к группе разработчиков для разрешения своих психологических проблем, связанных с войной (фобии, нарушения сна и проч.). Он не был специалистом, но был хорошим организатором.

Затем у них набирается целая команда исследователей, но эти 3 человека считаются первопроходцами, основателями, разработчиками НЛП. За 2 года весьма напряженной деятельности в форме психологических тренингов они уже кое-что нащупали, создав некую «метамодель».

Есть сильное подозрение, что в этих разработках принимали участие спецслужбы США. Недаром Д.Гриндер - в прошлом агент ЦРУ в странах

Запада.

 

Становление.

В чем же была суть этой «метамодели»? Эти 3 специалиста исследовали влияние вербальных (через слово) и невербальных воздействий на человека посредством различных систем органов чувств (они их назвали репрезентативные системы. ٭ [2] Поскольку было уже известно, что человек в своем мышлении и поведении на 90% действует бессознательно, - так сказать, в автоматическом режиме, то можно было найти некие шаблоны поведения/ модели/ стандарты, которые свойственны именно этому человеку. Такие шаблоны мышления и поведения назвали паттернами ٭ (англ. pattern от лат. patronus - модель, образец для подражания, шаблон, стиль, узор, выкройка), которые и стали базисным понятием метамодели. Такими паттернами могут быть ключевые слова, мимика, позы, действия, которые позволяют "усыпить" сознательное и работать с бессознательным. А это уже доступ к скрытому управлению людьми, т.е. манипуляция сознанием, как отдельного человека, так и целого общества.

Разработчики метамодели вдохновенно изучают роль языка в процессе коммуникации: копируют и анализируют работу великих терапевтов – по рукописям, видеозаписям и личном знакомстве.  В Молодежной службе штата Оклахомы они проводят тренинги по разрешению различных психологических проблем, неплохо на этом зарабатывая.

Дело облегчается еще тем, что один из них, Р.Бендлер, обладал исключительной способностью копировать поведение людей: имитировать интонацию голоса, подражать походке, как бы вживаться в образ. Имитируя поведение выдающегося человека, они пытались как бы внедриться в его образ мышления и таким образом научиться тому, чего достиг этот человек. Это и есть процесс моделирования.

С того времени метамодель расширилась за счет включения в нее данных других дисциплин: кибернетики, философии, когнитивной психологии, ис­следований «бессознательного» и неврологии. Изменилось название на нейролингвистическое программирование. Сего­дня во всем мире существуют множество институтов НЛП, разрабатывающих все новые психотехнологии, которые находят свое применение областях, связан­ных с медициной и здоровьем, психотерапией, торговлей, бизнесом, образовани­ем, спортом, правом, политикой и проч.

Совместная деятельность трех НЛПеров (так стали называть специалистов по НЛП) продолжалась 7 лет. С начала 80-х их пути стали расходиться, и, что характерно, их «развод» начался с предательства. Бендлер увел сначала жену у Пьюселика, а потом и его самого выдавил из проекта. Последний от горя сначала подался в ветеринары, но потом сумел ситуацию «отыграть»: создал свой собственный институт НЛП, а во время нашей перестройки переехал в Советский Союз, успешно ездил по всей стране со своими тренингами и хорошо на этом зарабатывал. После  распада СССР поселился в Одессе на Украине. Там и живет со своей последней русской женой. Принимал ли он участие в «майданах» - неизвестно, но применение техник НЛП в цветных революциях – исторический факт.

 Ричард Бендлер сейчас ведет в Америке тренинги по "инженерному  моделированию человека", а также "нейро-гипнотическому перепрограммированию". Это способы "встраивания" в свое сознание различных "приборов": часов, компасов, регуляторов пульса и т.д., чтобы сделать из себя настоящего киборга.

 

Краткое описание научно-философских источников

 

I. Гештальт-терапия (от нем. Gestalt — здесь «целостный образ») - гуманистическое направление в психотерапии, зародившееся  в 50-х годах прошлого века. Ее основателем был психотерапевт Фриц Перлз. Он предлагал своим пациентам не копаться в своем подсознании (как в модном тогда психоанализе Фрейда), а развивать самоосознавание. Целью гештальт-терапии является создание и укрепление целостного образа личности пациента. Гуманистический подход предполагает взаимодействие психотерапевта с пациентом как личность с личностью, без наставничества. В ходе терапии он помогает пациенту ставить над собой некие психологические эксперименты, раскрывающие/ проявляющие особенности его психики и внутренние проблемы. Поэтому основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим (феноменами могут выступать: эмоции, изменения в голосе, запинки, мимика, позы, жесты, появление разных ощущений в теле  и т. д.)Учась фиксировать в себе эти феномены, пациент развивает в себе навык осознавания - ключевого понятия гештальт-терапии. Сама душевная болезнь при этом игнорируется, психотерапевт общается со здоровой частью души человека, исходя из того посыла, что если больного все отторгают, не понимают, не принимают и уничижают его достоинство, то в психике запускается механизм самоуничтожения (даже не обязательно прямое самоубийство – человек может заболеть неизлечимой болезнью, погибнуть от «несчастного случая» и проч.) Поэтому в гештальт-терапии к человеку отношение принципиально позитивное (так наз. «безоценочное приятие»). Посредством осознавания и самоанализа пациент должен выявить отвергаемые им части своей личности: негативные эмоции, потребности, черты характера, мысли. Затем принять себя и тем самым восстановить целостность своей личности. Заметим – принять себя таким, каким ты есть – со своими страстями и пороками. Т.е. душу сначала разлагают по косточкам, анализируют – и снова собирают. Как хирург, вскрывший больному брюшную полость и обнаруживший там пораженные раком органы, зашивает и говорит больному: все в порядке, принимай себя целостно и позитивно.

В панихиде есть слова: «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений»[3]. Грешному человеку как бы предлагается сосредоточиться на «образе Божием», но при этом и  замечать язвы души, которые православные просят Бога «очистить Твоим благоутробием».

В гештальт-терапии пациента важно только «удержать в обойме», социализировать, примирить с самим собой, обезболить страждущую душу.

Впрочем, важное значение придается также развитию независимости личности — умению следовать своим собственным мечтам и потребностям, а не потребностям других людей. Хоть ты патологический извращенец и жестокий насильник – зато ты горд и независим от общества и следуешь своим мечтам и потребностям.

Основатели НЛП провели много времени, копируя самого Ф.Перлза (его язык, манеру поведения и т.д.), для того чтобы суметь столь же эффективно использовать его приемы. Они 6 лет проводили сессии гештальта друг с другом, занимались психодрамой, терапией сновидений, тестировали и анализировали результаты, устраняли недостатки и улучшали свои модели и техники, добиваясь более быстрых и эффективных результатов, чем сам мастер.

 

II.  Учение Грегори Бейтсона (1904-1980). Британо-американский мыслитель, ученый и философ, стал главным наставником и авторитетом основателей НЛП, оказав мощное влияние на формирование их учения. Бейтсон считал, что западная цивилизация стала развиваться по пути:                                      

- во-первых, индивидуализации человека, его разобщенности с обществом и с природой;

- а во-вторых, гипертрофии сознательного (левополушарного) мышления, в ущерб равновесию сознательных и бессознательных форм психической деятельности (таких как религия и искусство). Что в конечном итоге ведет к разбалансированности отношений организма с окружающей средой, разрушая природу (отсюда проблемы с экологией), а вместе с ней – и самого человека. Он полагал, что разумен не только человек, но и экосистема, и даже вся эволюционная система в целом.

Бейтсон являлся одним из основателем кибернетики (греч. κυβερνηση – управление)  и общей теории систем - науки об основных принципах функционирования систем (организм, психика, общество, экосистема, сложное устройство, информационная программа и т.д.)  Кибернетика является частным случаем общей теории систем, оперирующая понятиями «информация», «обратная связь», «коммуникация». Согласно этой теории все системы - механические ли, электрические, биологические или социальные -  имеют общие схемы поведения и свойства. И это общее может быть изучено для лучшего понимания сути поведения сложных явлений и применяться в практических целях.  В названии НЛП подчеркивается как раз такой взгляд на человека как на кибернетическую систему.                                                   

  

III. Эпистемоло́гия  (др.-греч. επιστήμη - наука, достоверное знание) – философская дисциплина,занимающаяся критикой современной системы знаний в рамках научных концепций и философских систем.  Она рассматривает, насколько реальны мнения и знания,и что может являться критерием подлинности знаний. Эпистемология стремилась обнаружить некий фундамент для всех человеческих знаний. Высшей формой знания признавалось научное знание, основанное на рационализме и эмпиризме. Однако в конце ХХ в. обозначился кризис сциентизма: научное знание перестает рассматриваться как основная форма знания. Все больший интерес вызывают другие способы познания, такие как интуиция, вера и проч., поэтому ученые начинают серьезно изучать искусство, религию, идеологию, языки и др.

Благодаря выводам эпистемологии основатели НЛП решили, что их дисциплина, собственно, и не нуждается в научном обосновании, т.к. научная форма познания мира вообще устарела. Они приравнивали свою деятельность в большей степени к искусству, чем к науке.

IV.   Трансформационная грамматика - психолингвистическая теория, разработанная  американским лингвистом Н. Хомским, который пытался найти универсальные принципы грамматики. Его теория в настоящее время является чуть ли не единственной широко изучаемой и применяемой лингвистической моделью в США. Наиболее известная работа Хомского «Синтаксические структуры» (1957г.) оказала огромное влияние на развитие науки о языке во всём мире; многие говорят даже о «хомскианской революции» в лингвистике, т.е. смене научной парадигмы.
По мнению Хомского, язык — это не набор единиц языка и их классов, а механизм, создающий правильные фразы.
Язык складывается из набора синтаксических правил набора семантических правил.
             Синтаксис Хомский определял как учение о принципах и способах построения предложений, т.е. правильное расположение слов предложениях. Семантические правила отвечают за то, чтобы правильно интерпретировать конкретное расположение слов в предложении, т.е. правильно понять смысл.
  Грамматика должна правильно (грамотно) описывать эти правильные последовательности слов (поэтому можно составить синтаксически правильную бессмысленность).
           Ключевой во всех работах Хомского была идея о том, что язык имеет внутреннюю структуру и основан на системе правил. Обучаясь языку, дети практически сразу начинают пользоваться структурными правилами для построения предложений. Эта версия привела Хомского ко второму важному утверждению, согласно которому человек от природы наделен определенными лингвистическими способностями, специфичными по своей природе (т.е. не сводимы к другим познавательным структурам). Революционным в теории Хомского была не только и не столько сама формальная модель, предложенная им для описания языка, сколько научный подход к теории языка.

Трансформационной эта грамматика называется потому, что в ней происходит анализ синтаксических структур при помощи их преобразования из поверхностных в глубинные. Глубинная структура формирует смысл предложения, а поверхностная воплощает этого смысл с помощью звука.

Работы Хомского привели к созданию психолингвистики, взятую за основу при создании техник НЛП.

 

V. Нейролингвистика. Изначально сформировалась как прикладная  дисциплина на стыке психологии, неврологии и лингвистики. Ученые стали изучать общие процессы получения информации, обработки ее в нейронных сетях головного мозга и выражения в речи и др. видах поведения. В психологии  каналы информации, или способы восприятия мира называют сенсорными модальностями ٭. Наиболее важными сенсорными модальностями  для речи и поведения являются зрительная, слуховая и кинестетическая (тактильная, через прикосновение). Каждый конкретный человек опирается преимущественно на ту или иную сенсорную систему (органы чувств) в восприятии мира и самовыражения.

В нейролингвистике существует также понятие субмодальности ٭ -  характеристики модальностей. Например, картинка (визуальная модальность) имеет субмодалъности яркости, цвета, глубины и т. п.; звук (аудиальная модальность) - громкости, тона и др.; а кинестетическая модальность - поверхности, формы и т.д. Интересно, что в нашей речи для описания психологического состояния мы применяем именно субмодальные характеристики: «видеть все в черном цвете»; «смотреть на мир через розовые очки»; «близкий мне человек»; «тусклый день», «Все стало вокруг голубым и зеленым…» Т.о., субмодальности во все времена присутствовали в опыте человечества, но только в конце XX века додумались,   изменяя эти самые субмодальности, изменять и эмоциональное состояние!

В зависимости от доминирующей модальности восприятия (ведущейрепрезентативной системе) люди делятся на: визуалов (у которых преобладает зрительная система), аудиалов (слуховая система) и кинестетиков (тактильная и двигательная система). Эта схема используется в индивидуальной работе с клиентом в практике НЛП, особенно для целенаправленного воздействия на этого собеседника, т.е. непосредственно для манипуляции сознанием.

VI. Гипноз  Эриксона. Милтон Эриксон (1901-1980) был большим "оригиналом". В молодости из-за перенесенного полиомиелита он, оказавшись парализованным и прикованным к инвалидному креслу, разработал свой собственный психологический метод, который помог ему справиться с последствиями тяжелой болезни и оставаться социально активным до конца своей жизни. После выздоровления, став врачом и психологом, на основании своего метода он создал метод так наз. недирективного, или мягкого, гипноза.  Эриксон пришел к убеждению, что                                                               каждый человек время от времени входит в транс - измененное состояние сознания, когда о чем-то размышляет, т.е. структурирует полученную информацию и ищет решение какой-либо важной задачи. В таком отрешенном от реальности состоянии внимание человека переключается с внешнего мира на внутренний. Ученые выяснили, что электрическая активность мозга при этом входит в режим альфа-ритма (6-14 колебаний в секунду, соответствующему ночным сновидениям и гипнотическому трансу).  В этих состояниях сознания правое и левое полушарие работают синхронно, приводя его мысли в порядок. Такой транс для человека настолько же важен, как и сон. Эриксон специально не вводил пациента в гипноз раскачивающимся маятником и не делал никаких внушений. Он умело глубоко, но мягко погружал человека в решение его проблемы на бессознательном уровне, отключая от внешних раздражителей.  При этом он считал, что проблемы пациентов связаны с тем, что люди сами себя ограничивают жесткими рамками и ограничениями в представлениях о своих возможностях, связанных с воспитанием и образованием. Поэтому целью транса Эриксон видел в обращении к интуиции, творческим способностям правого полушария, осознании многообразия выбора при многих возможностях. Кроме того, при работе с негативным опытом в состоянии гипнотического транса у человека появляется возможность заново пережить эти ситуации в безопасной обстановке и, воспользовавшись подсказками и помощью терапевта, получить новый опыт позитивных переживаний. В таком гипнозе пациенты не теряют самоконтроля, и ими не руководит воля другого человека. Но внушения здесь все же есть, только они не прямые (ди- рективные). Гипнолог рассматривает себя больше как проводник, гид, помогающий субъекту ориентироваться в своем подсознании. Эриксон сделал открытие языка гипноза, известные под названием "встроенных команд": определенным образом акцентируя слова/ фразы внутри развернутого предложения, создается эффект гипнотической команды.

Воздействие эриксоновского гипноза приводит к дальнейшим внутрипсихическим изменениям – самореализации и принятие человеком себя. Только встает вопрос: каким себя? –Да таким же, как и в гештальт-терапии: духовно помраченном. Боль уязвленной души, тревожной совести, страстных порывов тем или другим способом притупляется, обезболивается.

       В результате совместной деятельности Эриксона, Бендлера и Гриндера появилось несколько новых психотерапевтических техник. Они были воодушевлены замечательными результатами и решили, что найден новый способ понимания и преумножения человеческого совершенства, избавления его от фобий, неврозов и др. психологических проблем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...