Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Не бывает поражений - бывает только обратная связь.




Этот принцип хорошо выразил известный писатель Ричард Бах: «Важно не то, проиграем ли мы в игре, а важно, как мы проиграем и как благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя, как сможем применить это в других играх. Странным способом поражение оказывается победой»[23].

В общепринятом понимании поражение – это неудача. Достижение цели называется успехом. Если ты достиг чего-то не того, то это уже – неудача. НЛП рассматривает всю нашу жизнь с ее коллизиями как игру, где есть победители и побежденные. При этом каждая новая игра дает нам огромное множество полезной информации для обратной связи.

Если этот принцип применить к духовной сфере, то святые отцы говорят: «нет греха непрощаемого, кроме нераскаянного».
         Слово "поражение" ассоциируется с чем-то неприятным, чего мы изо всех сил стремимся избежать. Но если подменить понятие потери/ поражения понятием "обратная связь" – то получается позитив, способ мотивирования и стимулирования к достижению желаемого результата.
       Однажды признав, что не бывает поражений, а бывает только обратная связь, мы раз и навсегда выносим себя из-под оценки. Конечно же, достигается это грамотным использованием обратной связи в последующих попытках. Иначе можно раз за разом достигать одного и того же совершенно ненужного результата.

Данный принцип сейчас используется в одном из направлении НЛП, так наз. коучинге ٭ - «развивающем консультировании». Это метод консультирования и тренинга, обучающий человека лучше управлять временем, организовываться, ставить цели и достигать их, успешно завершать начатые проекты. Профессиональный коучинг включает такие техники как наводящее перефразирование, слушание, задавание вопросов, уточнение, которые помогают клиенту изменить перспективу и увидеть новые подходы к достижению желаемой цели. В этом смысле коучинг является «мета-профессией», позволяющей помочь клиенту в самых различных областях.

В отличие от управления, которое обучает, направляет поведение, навязывает готовые решения управляемому объекту (отдельному человеку или сообществу), в коучинге человек сам, собственными силами находит решение своих задач/ проблем/ проектов на основе своих знаний. Для этой цели специалист по коучингу задает наводящие вопросы, побуждает самостоятельно искать ответы; вдохновляет, развивает, стимулирует. Если человеку навязываются советы извне, то человек достигает не своих целей, а цели советчика. Только личный анализ собственного опыта (или опыта других) способен изменить неправильные установки и вывести человека на свой путь.

Конечно, этот метод не является чем-то принципиально новым.  Что-то похожее применял для обучения Сократ, побуждая учеников к самостоятельному мышлению наводящими вопросами. Этот метод так и называется – «сократический метод обучения». На тех же принципах основывалась и  суфийская мудрость.

7. В основе любого поведения лежит позитивное намерение, которое связано с первоначальным окружением.
 В данной пресуппозиции априорно утверждается (т.е. принимается на веру), что даже самые ужасные и разрушительные действия совершаются с благими намерениями:

                         «Весь мир насилья мы разрушим
                                    До основанья, а затем
                                    Мы наш, мы новый мир построим –

                          Кто был ничем, тот станет всем»[24].

В НЛП принято разделять поведение и намерение (действия и их смысл). На основании подобной установки возможно, сохраняя позитивное намерение, изменять поведение. Надо только научиться находить это позитивное намерение. Как афористично сказал когда-то Черномырдин, «мы хотели как лучше, а получилось как всегда».

Но может ли христианин согласится с таким утверждением, что намерения у нас всегда бывают позитивные? Разве человек, преступая заповедь Божию, не понимает, что он совершает что-то недолжное?

Православие исходит из другой «пресуппозиции» - что человек находится в падшем состоянии, поэтому его намерения, желания, чувства и помыслы изначально не могут быть светлыми и чистыми (позитивными, по терминологии НЛП). Соответственно, и действия его не могут быть безупречны. И если мы до сих пор еще не поубивали друг друга, то только по причине сохраненного остатка разума и любви между людьми. Добро вечно, и оно, исходя от Бога, к Нему и стремится. Это движение к добру свойственно каждому человеку как образу Божию. Но по падшести нашей лукавый господствует в нашем сердце. Изгоняя его из нашего сердца, мы освобождаем там место для Господа.

В парадигме НЛП все люди хороши и прекрасны, а если кто несчастлив и неуспешен, то только потому, что недостаточно это осознает. Мы не злы, а еще недостаточно добры. Все будут счастливы, надо только научиться определенным психотехникам для перепрограммирования негативных установок его биокомпьютера (имеется ввиду его мозга).

Откуда же берется негативное поведение при изначальной положительности намерения? - Ответ находим во второй части пресуппозиции: позитивное намерение связано с первоначальным окружением. То есть когда-то в прежнем контексте (обстоятельствах) данное поведение было самым уместным, а сейчас оно несколько устарело. И потому оказалось уже не таким позитивным/ действенным/ эффективным.
Поэтому сейчас пришло время искать более оптимальные пути к тем же целям. Для этого надо взглянуть под новым углом зрения на свои взаимоотношения с окружающими, особенно со своими близкими. Ведь за их действиями обязательно кроется какая-то конструктивная цель. Надо только найти ее!
          Эта пресуппозиция находит еще одно применение - во взаимоотношениях с собственным организмом. Что если относиться ко всем внутренним событиям (ощущениям, болям, напряжениям, болезням) как к поведению нашего тела? Тогда сразу становится понятно, что все действия нашего мозга имеют позитивное намерение - он заботится о нашем благополучии.  Так, ночное недержание мочи у детей может являться результатом бессознательного желания ребенка привлечь внимание своих родителей. Паралич может помочь сохранить семью. Фобия (неконтролируемый страх перед чем-либо) рассматривается как чрезмерное проявление инстинкта самосохранения.

Данное направление в НЛП привело к созданию целой дисциплины на стыке с медициной – психосоматике. Она появилась потому, что к официальной медицине есть серьезные претензии:

1. она лечит не всего человека, а только его тело, игнорируя душу;

2. она лечит болезни, а не ведет к здоровью (но ведь «не быть больным» - еще не значит «быть здоровым»). Современная медицина знает много о механизмах болезней, но крайне мало – о механизмах здоровья;

3. современая терапия чисто симптоматическая: сбить высокую температуру, что-нибудь отрезать, где-нибудь помазать, принять таблетку.

Психосоматика исходит из убеждения, что состояние тела есть прямое отражение наших чувств, мыслей, желаний, действий и слов. При этом каждый орган есть символ каких-то качеств. Например, желудок – усвоения новой информации, ноги – опоры, желчный пузырь – переработки агрессии (выражение «желчный характер» психосоматически весьма точен). «Само по себе наше тело как бы ведет с нами постоянный диалог, буквально подсказывая языком своей физиологии, какие именно психологические проблемы и характеристики нам надлежит разрешить или изменить». Это слова известного отечественного пропагандиста идей НЛП Сергея Ковалева.[25] Со своим организмом не надо бороться, с ним надо сотрудничать. Для того, чтобы исцелиться, надо уйти вглубь и уничтожить истинную – психологическую – причину боли.

Одна из основателей психосоматики американская писательница Луиза Хей создала даже целый огромный список или, точнее, справочную таблицу болезней и психологических проблем, ее породивших.[26]

На первый взгляд кажется, что идеи, высказанные там, соответствуют православному взгляду на болезнь. «Кто чем грешит, тем и наказуется» - говорит древний мудрец (Притчи Соломоновы, 11:17). Известный старец нашего времени Иоанн Крестьянкин часто приводил своим духовным чадам поговорку: «Как нету дыма без огня, так нет болезней без греха».
Однако стоит поглубже вдуматься и вчитаться в некоторые тексты того, что пишет Л.Хей, и станет понятно, что не всё так безобидно... В своих книгах писательница рассказала о сделанных ею открытиях в области человеческой души. Сущность идеологии Луизы Хей очень проста - надо внушать себе правильные мысли, которые лечат наше тело. Более того, по мнению Хей, мы в состоянии сделать даже большее: внушить себе, что мы умны, добры, счастливы, любимы и богаты. Такая смена модели поведения создается с помощью особого способа позитивного мышления, который называется аффирмация ٭ (лат. affirmatio — подтверждение). Это краткая фраза, содержащая словесную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку подсознания человека, способствуя улучшению его психоэмоционального состояния и стимулируя положительные перемены в жизни. Аффирмации, по мнению Луизы Хей, изменяют наше мышление, и мы начинаем вести себя более конструктивно - становимся увереннее в себе и гармоничнее.

 В нашей стране подобные идеи распространились в 80-е гг. под другим понятием – настрои, благодаря известным представителям «позитивной психологии»: Г.Н.Сытиным, Н.Правдиной, В. Синельниковым и многими другими.

        Настрои или аффирмации – это суррогат молитвы, своеобразное уговаривание самого себя, действующее как заклинание. Опасность подобной терапии в том, что реальная проблема, часто восходящая к греху, не решается, а загоняется вглубь души.  Беда в том, что она все равно проявится через другой грех, соматическое заболевание или иным образом. В результате подобный суррогат заменяет для православного человека молитву, отвращая от истинного Врача душ и телес наших Господа Иисуса Христа. Духовные проблемы не решаются, и вместо спасения души человек раздувает свою гордость. Так что вряд ли они могут быть духовно полезными православному христианину.

Необходимо также указать на своеобразное понимание Л. Хей  евангельской фразы «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф 22:39).  Она утверждает, что как раз себя мы и не любим, многое в себе воспринимаем в штыки, ругаем себя, чувствуем вину, порой необоснованную. Поэтому мы никак не можем полюбить и ближнего.
        Отсюда вывод: надо потворствовать своим капризам, относясь к себе позитивно: ни в коем случае не ругать, прислушиваться к плохим мыслям, только не принимать их близко к сердцу.

Православный человек должен понимать, что в себе мы должны возлюбить образ Божий, который несет не бренное тело, а душа, как бессмертная неразрушимая сущность. Мы же, как правило, не ощущаем себя духовным существом, и любим не образ Божий в себе, а плотского человека. Отсюда и конфликт нашей любви. Все грехи, какие мы имеем, по существу исходят от такой любви к себе и представляют собой разные формы самоутверждения. Иными словами, это различные способы увеличения приятных и уменьшения неприятных внутренних состояний. Стремление к самоутверждению и поиски приятного являются признаками, по которым можно легко распознать греховность человеческих слов и поступков. Такая любовь к себе слепа и разрушительна, поэтому способствует развитию многих болезней, а душе несет не мир, а смятение. Страсти физически истощают организм и ослабляют духовные силы.

Причины болезней могут быть не только психосоматические (грехи и страсти), но и генетические (по грехам предков), экологические и др.      Но какие бы причины болезней не были, их смысл всегда духовный. Болезни дают возможность:

А) переоценить и переосмыслить, правильно ли ты жил, покаяться;

Б) стать лучше (страдая сам, лучше понимаешь и сострадаешь другим);

В) совершенствовать свою душу, приобретая такие добродетели, как смирение, терпение, воздержание;

Г) преодолеть греховные наклонности;

Д) вспомнить, наконец, о Боге и вечной жизни;

Е) научиться уповать на Божию милость и помощь.

 Ап. Павел указывает нам на главный смысл любого страдания: «…сын мой, не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того и наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает. Если же вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами» (Евр 12.5-7). Но это наказание во исцеление души и в прощение грехов. Хорошо, если мы осознаем цену этого наказания и без ропота, но с любовью к Богу примем его как должное. «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет плод праведности» (Евр 12:11). Хуже, если мы оставим всё незамеченным. И совсем плохо, если начнем оправдывать свой грех какими-то внешними и внутренними обстоятельствами.

 Надо сказать, что в патетике Л.Хей  тоже присутствует Бог, только чисто номинально - как и на банкнотах Соединенных Штатов Америки.           Интересно, что в конце 70-х Луиза Хей была ревностной последовательницей «доктора»  Эрнста Холмса, основателя нью-эйджевского культа "Церковь Религиозная наука".  При том что сей самопровозглашенный «доктор» не имел не только богословского, но даже и школьного образования.

 

8. Любое поведение - выбор наилучшего варианта из имеющихся на данный момент.

Человек сознательно решает только очень маленький спектр жизненных задач. Остальное решает наше подсознание, выбирая из автоматических и привычных реакций. Здесь, кстати, дается еще один ответ на вопрос: "Почему при позитивном намерении возможно негативное поведение?" - Просто был выбор между плохим и очень плохим. На этом основании дается совет поиска новых альтернатив для своего поведения, развития своей поведенческой гибкости.

В кибернетике существует такой закон: в любой системе, состоящей из людей или машин, элемент, обладающий наибольшей вариабельностью, будет являться контролирующим. Т.е. при постоянно меняющихся внешних условиях лучше всего себя чувствует тот, кто умеет приспосабливаться к этим изменениям. Это положение подтверждает и биология: выживает не самый сильный, а самый приспособленный.


9. Каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами.
        Ресурсы - это то, что помогает нам жить лучше. С точки зрения НЛП это прежде всего ресурсное состояние ٭, находясь в котором, мы можем использовать все, что "попадется под руку", что добавляет нам возможности выбора.  Это могут быть люди и вещи, убеждения и ценности, время, деньги, информация, ценные идеи, наши таланты, способности и проч. Все, чем мы можем воспользоваться для достижения наших целей, может стать для нас ресурсом. Чем большим количеством вариантов выбора мы обладаем, тем лучше наше ресурсное состояние, тем больше у нас свободы.
Разделение состояний на ресурсные и нересурсные часто совпадает с
разделением на приятные и неприятные. В самом деле, когда мы в хорошем настроении, у нас лучше работает голова, и нам доступно значительно больше вариантов поведения.

Даная пресуппозиция бездоказательно утверждает, что любой человек на планете может достигнуть того, чего хочет. И для этого он уже обладает всеми необходимыми для него ресурсами. В это предлагается просто поверить, и тогда ресурсы волшебным образом обязательно найдутся.
        Особый акцент делается на том, что ресурсы подбираются под
определенную цель. Данный конкретный человек добивается своего результата, поставленного им самим и для себя, при условии, что ему этого хочется. В противном случае, любой человек будет выдумывать всякие сложности и прочие отговорки. Как поется в песне: «Кто ищет, тот всегда найдет». Что подтверждается житейской мудростью: «Кто хочет – тот ищет способы/ возможности, а кто не хочет – ищет причины». Просто для нас некоторые задачи пока еще не актуальны. 

Но неужели, например, несколько миллионов людей, голодающих сегодня на планете, просто не хотят пока есть и жить? А специалисты, которых увольняют с производства, просто не хотят работать? К тому же здесь не указывается, откуда  возьмутся ресурсы для исполнения всех желаний всех людей? Человек верующий знает, где источник благ: «Яко благ Господь, в век милость Его» (Пс 99.5). Господь промышляет о всех живущих, подает всё необходимое; но Он не волшебная палочка, исполняющая всякую прихоть. Бог подает то, что нужно, или, наоборот, лишает чего-то, потому что ему это не полезно.


10. Вселенная - дружественная среда, изобилующая ресурсами.

Можно сказать, что если первые девять объясняют, как
построить эффективную коммуникацию, то десятая - куда ее направить и зачем это нужно. Она придает НЛП направление.
         Дарвиновская теория утверждает, что миром движут борьба за существование и естественный отбор, он жесток и опасен, смысл жизни - выживание. Выживание индивида, стаи, вида. И что человек жил также, спасаясь от дикой природы. Его врагами были хищники и болезни, голод и холод. Постоянная смертельная опасность стимулировала мышление. И человек выиграл эту смертельную гонку. По крайней мере, так нам внушали в школе.
         Но вот какой парадокс: для всех существовавших тогда видов условия соревнования были примерно одинаковыми. Тогда почему же только человек стал разумным, а остальные виды – нет?

С точки зрения данной пресуппозиции человек начал становиться Человеком только тогда, когда впервые доверился внешнему миру, когда начал приручать диких животных, огонь и другие стихии. Дальше - больше. Однажды признав, что природа может быть дружественной и дарить ресурсы, человек стал учиться их использовать, перестав быть жертвой обстоятельств. Человечество училось дружить с живой природой.

Экскурс в историю можно было бы продолжить, но суть уже ясна: человечество развивалось тогда, когда искало ресурсы, а не тогда,
когда бегало от опасностей. Животноводчество появилось, когда вместо того, чтобы убить пойманное животное, человек попробовал его накормить. Развитие стало возможным только тогда, когда люди стали исходить из дружественности и познаваемости внешнего мира.

  Такая благостная антидарвинская картинка, однако, также далека от реальности, как и сама дарвинская. К тому же она имеет сильный пантеистический оттенок. Мы не можем не признать, что в мире есть и борьба за существование (не только в дикой природе, но и на уровне социума, вплоть до цивилизаций), и естественный отбор (выживание наиболее приспособленных внутри вида). Но в природе есть  и дружба, и любовь, и взаимопомощь.   

Христианство учит, что «мир во зле лежит» (1Ин 5.19). Владимир Соловьев писал: «Зло есть всемирный факт, ибо всякая жизнь в природе начинается с борьбы и злобы, продолжается в страдании и рабстве, кончается смертью и тлением. Всеобщий факт мы считаем законом. Жизнь природы, поскольку она основана на эгоизме, есть злаяжизнь и закон греха.По этому же закону грех неизбежно ведёт за собою своё возмездие, одним злом вызывая другой вид мирового зла - страдание. Как всё в природе грешит одно против другого, так неизбежно одно от другого страдает»[27].

Кроме того, что мир лежит во зле, нам еще известно, кто является «князем мира сего». Все это игнорируется приверженцами НЛП, но в результате само это движение, в конце концов, становится орудием этого «князя».

Сами эти идеи не новы. В основе их -  вера твари в собственные самоорганизующие силы, как, например, в большинстве восточных религий и культов. На Западе эти взгляды в наукообразной форме распространял католический священник Пьер Тейяр де Шарден - эволюционистское (от лат. evolutio – развёртывание) саморазвитие мира, как неживой материи, так и живых структур.

Смысл христианства и не может быть ясен для тех, кто чувствует себя хорошо в этом мире. Они не видят того зла, от которого Христос пришёл спасти мир, потому, что сами от мира и одержимы мировым злом. Поэтому немногие идут за Христом, и всемирное спасение до сего дня остаётся только благою вестью.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...