Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 2. Синтаксическая стилистика.




Как известно, стилистика изучает различные стилистические вопросы речевой деятельности: отбор языковых средств в зависимости от задач коммуникации; синонимику и вариантность этих средств; специфическую окраску языковых средств – эмоционально-экспрессивную и функциональную; закономерности языковой организации и экспрессивные возможности речевых произведений различных жанров.

Синтаксическая стилистика изучает языковые нормы на самом высоком уровне, поскольку именно в тексте выявляются общие и частные закономерности организации языковых единиц, подчиняющихся известному идейно-содержательному, функциональному, композиционно-структурному единству, каким представляется текст как речевое произведение.

Синтаксические нормы – это нормы построения словосочетаний, простых и сложных предложений различных видов. Синтаксические ошибки – самый распространенный вид ошибок и в устной, и, особенно, в письменной речи. Это нарушение управления и согласования в словосочетании (например, показать об этом вместо показать это; с семьюстами пассажир ов вместо с семьюстами пассажирами), нарушение норм согласования (координации) между подлежащим и сказуемым (Ста я голубей кружил и сь над домом вместо … кружилась …), неправильное построение предложений с однородными членами, особенно в случаях, когда однородные члены требуют разных предлогов или управляют разными падежами (был на почте и магазине вместо на почте и в магазине; интересовался и уделял много времени спорту вместо интересовался спортом и уделял ему много времени). В сложном предложении часто допускаются ошибки в выборе союзов, союзных слов, указательных слов, связывающих главное и придаточное предложения (я считаю то, что вы не правы вместо я считаю, что вы не правы), в согласовании сказуемого с подлежащим, выраженным относительным местоимением и выступающим в роли союзного слова (Все, кто сдал и экзамен, получат стипендию вместо Все, кто сда л …) и т.д.

Среди заданий, предложенных на ЕГЭ, есть и задания на знание синтаксических норм. Вот, например:

А17. Укажите предложение без грамматических ошибок.

А)Песня посвящается памяти бойцов народного ополчения, защищавшим наш город.

2)На совещании было обсуждено ряд важнейших вопросов.

3)Я впервые прочитал повесть «Капитанскую дочку», когда учился в третьем классе.

4)Сражение произошло под селом Бородином.

В первых трех вариантах допущены грамматические ошибки:

1 – причастие защитившим не согласуется с определяемым словом бойцов;

2 – форма сказуемого был о обсужден о (средний род не соответствует форме подлежащего ряд вопросов (мужской род);

3 – название произведения, заключенное в кавычки, дано вместе с родовым словом повесть, поэтому является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже.

Только четвертое предложение построено правильно.

 

2.1.Согласование сказуемого.

1.Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось: Детвора благодарны шефам за подарок.

2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.

Единственное число употребляется в том случае, если:

-существительное обозначает неодушевленные предметы (ряд столов стоял…);

-не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало).

Множественное число употребляется для подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены).

3.При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек…), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.

Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц.

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных. (А. С. Пушкин).

Форма единственного числа сказуемого употребляется:

- при подчеркивании пассивности действующих лиц:

Двадцать человек стояло в стороне;

- если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевленный предмет или животное:

Прошло сто лет – и что ж осталось

От сильных, гордых сих мужей,

Столь полных волею страстей? (А. С. Пушкин);

- при составном числительном, оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря – выходят, а тридцать один богатырь – выходит).

4.Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь.

Уже много учеников посетило эту выставку.

5.Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести ее хотят (А. С. Пушкин).

Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо – главное.

Жил старик со своею старухою (А. С. Пушкин).

6.При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом.

На последних соревнованиях автомобиль «Жигули» пришел первым.

Но: «Жигули» пришли первыми (здесь «Жигули» – уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание. (Приложение выражено именем собственным.)

7.Сложности вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими.

При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.

Сравните:

Ее судьба, ее конец

Непроницаемою тьмою

От нас закрыты (А. С. Пушкин).

Погиб и кормщик и пловец (А. С. Пушкин).

 

Тренировочные упражнения.

№1. Выберите правильную форму сказуемого, подчеркните ее. Обоснуйте свой выбор.

1. (Произошло, произошли) два (удивительных, удивительные) события.

2. Дошло до того, что в некоторых регионах (возникло, возникли) по три-четыре отделения движения.

3. Говорят, что ряд негосударственных владельцев телекомпании (готов, готовы) предложить свои десять процентов в обмен на деньги.

4. Тогда (погибло, погибли) несколько рабочих.

5. За это решение (проголосовало, проголосовали) 238 депутатов.

6. Большинство людей (ответило, ответили) на этот вопрос «да».

7. Большинство их (было, были) признанными экспертами.

8. Ряд новых законопроектов (отклонено, отклонены) Думою на этой неделе.

9. Много людей (прошло, прошли) мимо памятника.

10. Сотни растений (взошло, взошли) на этих грядках.

11. Кроме основной гигантской трещины геофизикам (известно, известны) и несколько других.

12. Несколько тысяч жителей города (живут, живет) в сейсмически опасной зоне.

13. Часть жильцов (переехала, переехали) к родственникам.

14. (Первые, первыми) забили тревогу ученые Института физики Земли РАН.

15. На это предложение РАО ЕЭС (ответил, ответила, ответило) отказом.

16. ЦИК (отклонил, отклонила) несколько тысяч подписей.

 

№2. Из приведенных в скобках форм сказуемого выберите нужную, подчеркнув ее.

1. Большинство депутатов (присутствовало – присутствовали) на заседании, но некоторая часть народных избранников еще (не вернулась – не вернулись) с каникул.

2. Множество людей (пришло – пришли) на встречу с писателем.

3. Ряд сторонников силового решения конфликта (высказала – высказали) мнение о продолжении боевых действий в Чечне.

4. Большинство депутатов (высказалось – высказались) в поддержку проекта закона (проголосовало – проголосовали) за его принятие.

5. Большая часть отзывов (была положительной – были положительными).

6. Большинство избирателей (не пришло – не пришли) на избирательные участки.

7. Большая часть газет и журналов (относится – относятся) к демократической прессе.

8. Ряд деятелей культуры (оказал – оказали) поддержку нынешнему президенту.

9. Часть заявлений министра, опубликованных во вчерашнем номере, четко (показывает – показывают) позицию правительства.

10. Множество примет (указывает – указывают) на изменение погоды.

 

№3. Из приведенных в скобках форм сказуемого выберите нужную, подчеркнув ее.

1. В зал (вошло – вошли) семь человек.

2. Этим летом на гастроли в наш город (приезжало – приезжали) два театра.

3. У него (было – были) две семьи – одна законная, другая тайная.

4. Двадцать один солдат (погиб – погибли) при штурме чеченского села.

5. На книгу (получено – получены) тридцать пять отзывов.

6. Ежедневно (издается – издаются) только пять газет.

7. Лучшие десять работ (отмечено – отмечены) денежными призами.

8. На заседании (присутствовало – присутствовали) человек десять.

9. Все двадцать один спортсмен (пробежал – пробежали) дистанцию.

10. В доме (жило – жили) три семьи.

11. (Прошло – прошли) еще полчаса ожидания.

12. Много людей (выразило – выразили) свое возмущение продолжающимися боевыми действиями.

13. Не менее двадцати человек (посетило – посетили) в этот день выставку.

14. Несколько виновных (было – были) наказаны, остальным сделано предупреждение.

 

№4. Определите, правильно ли выбрана форма сказуемого. Отметьте случаи неправильного и вариантного употребления.

1. Все, кто не поехали в Крым, долго сожалели об этом. _____________ ____________________________________________________________

2. Мамы и малыши поедут на дачи, те, кто останется в городе, будут большую часть дня проводить на улице. _________________________

3. Вице-премьер Валентина Матвиенко сообщила подробности. _______ ____________________________________________________________

4. В центре работала опытная психолог Н. В. Павлова, которая давно занималась этой проблемой. ___________________________________

5. Галина Уланова – одна из лучших представителей русской балетной школы. _____________________________________________________

6. В сентябре 1997 года он с женой вполне легально вернулись из Америки. ___________________________________________________

7. Ее красота, вернее, ее обаяние покорила всех. ____________________

8. ЦСКА разгромила «Черноморец» со счетом 5:2. __________________

9. Microsoft выпустил новую программу. __________________________

10.КГБ пугало не только жителей Союза, но и западных туристов. ____ ____________________________________________________________

11.Мария Арбатова – одна из участников женского движения. ________ ____________________________________________________________

12.В прошлом году на строительных объектах произошло более 500 несчастных случаев, в результате которых погибло 35 человек. _____ ____________________________________________________________

13.Водитель «Тойоты» получила сильный ушиб спины. ______________ ____________________________________________________________

14.Стоя в очереди, он слышал, как провизор консультировала покупательницу. _____________________________________________

15.Однажды первая скрипка не вышел на работу и концерт сорвался. ____________________________________________________________

16.ФСБ уже заявило протест, а ЦРУ промолчал. ____________________

17.Сегодня исполнилось 45 лет Майку Науменко, одному из главных персон русского рок-н-ролла. __________________________________

18.Три кинокартины номинировано на «Оскар». ____________________

19.Вообще, Валерия Ильинична – одна из самых одаренных людей, которых я встречал. __________________________________________

20.У нас на связи была наш корреспондент Елена Погорельцева. ____________________________________________________________

Согласование определения.

Одной из типичных ошибок является неверное согласование определений с существительными, зависящими от числительных.

Если определение относится к существительному, зависящему от числительных два, три, четыре, то обычны следующие формы согласования:

1.Определение, стоящее между числительным и существительным, ставится в родительном падеже множественного числа при словах мужского и среднего рода и в именительном падеже при словах женского рода:

три большихдома (мужской род)

окна (средний род)

три большие комнаты (женский род)

 

2.Определение, стоящее перед числительным, ставится в форме именительного падежа независимо от грамматического рода существительных:

остальные три дома

три окна

три комнаты

 

3.Определение, стоящее после сочетания числительного с существительным, обычно ставится в форме именительного падежа:

три рассказа,

три произведения, опубликованные в прошлом году

три повести,

Тренировочные упражнения.

1.Рассмотрите формы согласования определений со словосочетаниями, в состав которых входят числительные два, три, четыре. Учтите следующее: а) грамматический род имени существительного, входящего в эти словосочетания; б) место определения по отношению к определяемому сочетанию.

1.Вдруг на них он выменял борзые три собаки. (Гр.) 2.Три неприятельские лошади достались тут же в добычу победителю. (П.) 3.А в головах, пришпиленные булавками к стене, виднелись два акварельных рисунка. (Т.) 4.Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня. (Т.) 5.Последние два слова были написаны крупным и размашистым, решительным почерком. (Т.) 6.Направо от двери были два окна, завешенные платками.(Л.Т.) 7.Первые три года она только урывками наезжала в Заболотье. (С.-Щ.) 8.Только две незнакомые старухи покосились на Анну Акимовну с недоумением.(Ч.) 9.На рейде стояли два каких-то незнакомых парохода с грязными белыми трубами, очевидно иностранные, грузовые. (Ч.) 10.Два крайних окна в первом этаже закрыты изнутри газетными листами. (А.Н.Т.) 11. На изгороди из трех жердей сидели три женские фигуры. (А.Н.Т.) 12.Целых два автомата в этой избе сейчас было. (Б.В.) 13.Остальные три лошади шли сзади. (Шол.)14.В эту секунду сразу три или четыре тяжелых снаряда разорвались позади блиндажа. (Сим.)15.Обстановки почти никакой: стол, четыре гнутых стула, три продавленные кровати и кем-то забытая электрическая спиралька-кипятильник. (Некр.) 16.Там стояли, тесно прижавшись друг к дружке, две пухлые постели. (Наб.)

 

2.Из приведенных в скобках форм определений выберите нужную.

1.В подарок были преподнесены две (старинные – старинных) вазы.2.Два (последующие – последующих) месяца мы провели на море. 3.Аэрофлот приобрел два (новые – новых) самолета. 4.Его сопровождали две (близкие – близких) знакомые. 5.Наследство между родственниками поделено на три (неравные – неравных) части. 6.Этот человек был (ужасный – ужасная) обжора.

 

3.Выберите правильную форму согласования определения, а также форму единственного – множественного числа определяемого слова в следующих предложениях; мотивируйте свой выбор.

1.Три огром… здания выросли на пустыре. 2. Комната была разделена на две неравн…части. 3.Первы.. два места разделили два гроссмейстера, набравш… по 12 очков из 17 возможных. 4.Ни та, ни другая команд… не забила гола. 5.Пятое и шестое мест… уже заняты. 6.Студенты географического и исторического факультет… готовятся к экспедиции.

 

4.Выберите форму согласованного определения. Свой выбор обоснуйте.

1.В Варшаве (открылось, открылся) (новый, новое) кафе-шоп. 2.(Новый, новая) театр-антреприза открывает театральный сезон. 3.Герой фильма, чтобы избежать заключения на 60 лет, начинает сотрудничать с (американским, американской) ФБР. 4.Тем, кто заинтересовался темой и хочет обсудить насущные проблемы (российского, российской, российских) ПР, нужно связаться с организатором «Дней паблик рилейшнз в Москве». 5.Все ожидали от известной актрисы (откровенного, откровенной) интервью-исповеди. 6.Я купила (такую, таки) (красивую, красивые) юбку-брюки, (которая, которые) снова (вошла, вошли) в моду. 7.(Молодежная, молодежный) бар-дискотека пользуется огромной популярностью среди студентов нашего города. 8. Психологи считают, что есть две (основные, основных) причины: сложная социально-экономическая ситуации и привычка «не выносить сор из избы». 9.(Новые, новых) три магазина в ближайшее время открываются в нашем микрорайоне. 10. Она протянула к нему обе (свои, своих) руки. 11.Два (мои, моих) (старшие, старших) брата и обе сестры брали уроки пения. 12.(Первые, первых) два места заняли предприятия – производители бифидобактерий именно из Японии. 13. Оба (соответствующие, соответствующих) постановления Дума выносит на завтрашнее обсуждение.

 

5.Устраните ошибки в согласовании определений. Мотивируйте свою стилистическую правку.

1.Четыре только что выстроенные восьмиэтажные дома уже заселены. 2.Две недавно отремонтированных комнаты сдаются в наем. 3.Мне хочется прочитать исторические роман или повесть. 4.Мы живем на даче последних пять лет. 5.Прошедший год был для актера плодотворным: сыграно три новых роли. 6.Четыре девятиэтажные здания будут собраны целиком из крупных блоков. 7.На пьедестал почета поднимаются спортсмены, занявшие первых три места. 8.Четыре остальных шахматных партии закончились вничью.

 

 

Управление.

Управление – синтаксическая связь, при которой зависимое слово ставится в том падеже, который требует главное слово. Управление бывает беспредложным (непосредственным) и предложным (с помощью предлога), сильным (строго ограниченный выбор предлогов и падежных форм зависимых слов; это более прочная связь между словами, а следовательно, и выражение более конкретного смысла) и слабым (свободное сочетание главного слова с различными формами подчиняющихся слов, то есть связь между словами не является необходимой). При слабом управлении возможно возникновение стилистической ошибки из-за двоякого понимания смысла высказывания. Например: Мне приходилось многое рассказывать.

Тренировочные упражнения.

№1. Все примеры в этом упражнении демонстрируют экспансию предлога О по отношению к другим предлогам в русском языке. Определите предлоги, вместо которых в текстах появился предлог О.

1.О предстоящей отставке кабинета правительства не сомневаются даже неисправимые оптимисты. ________________________________

2. Если вы думаете, что обо всех проблемах, о которых вам надо будет решать в жизни, вы прочтете в книгах, то вы ошибаетесь. __________ ____________________________________________________________

3. Не будем рассуждать от том, о чем вы не знаете. _________________

1. Похоже на шутку, но здесь об этом смеются и рады верить. ___________________________________________________________

 

№2. Найдите случаи неправильного управления. Сделайте стилистическую правку.

1. Этот пост хорош и как трамплин для прыжка в самое высокое кресло, и как инструмент, регулирующий в угодную сторону настроения региональных элит. __________________________________________

2. По всем странам проходит конкурс на шаржи и карикатуры на наши гордые достижения в космосе. _________________________________

3. Я понимаю, что он уехал в командировку в разрезе своих функциональных обязанностей. ________________________________

4. Здесь, на пересечении Ленинградского шоссе с Московской кольцевой автодорогой, постоянное столпотворение из машин. ____________________________________________________________

5. К ним применяются меры воздействия судебным порядком. ________ ____________________________________________________________

6. От воинской повинности все стараются избежать. _________________ ____________________________________________________________

7. Отзывы на вышедшую в издательстве книгу были чересчур положительны. ______________________________________________

8. Делился в письмах собственными размышлениями над жизнью и литературой. ________________________________________________

9. Действия и чувства вельможи проявились согласно обстоятельств времени и места. _____________________________________________

10.Подобные вопросы требуют согласований суда. __________________ ____________________________________________________________

11.В иммунологической фармацевтической корпорации завершается проверка на животных вакцины, предназначенной для преодоления привыкания к кокаину, а на следующий год планируется ее применение уже для человека. _________________________________ ____________________________________________________________

 

№3. Вставьте пропущенные буквы. Если существуют варианты в употреблении родительного или винительного падежа, отметьте, какие стилистические оттенки приобретает высказывание.

1. Читая эту книгу, нельзя не признать художественн… сил… образов романа.

2. Он не испытывал никак… желан… присутствовать на вечере.

3. Я не боюсь Лиди… Петровн…

4. Он еще не прочитал эт… книг…

5. Контрольн… работ… студент еще не выполнил.

6. Никогда не получал он больш… удовольств…

7. Я не ждал тво… приезд…

8. Нельзя не признать его талант…

9. Нельзя не похвалить эт… картин…

10. Мо… расположен… получить не найдется.

11. Она не видела сво… сестр… много лет.

12. Он не мог вспомнить эт… случ…

13. Он не умел писать стих…

 

№4. Ниже приведены отрывки из устных выступлений политиков, теле- и радиожурналистов. Найдите стилистические ошибки, исправьте их.

1. Продолжаются слушания по импичменту президенту. _____________

2. Стоимость такой книги составляет до 90 рублей. _________________

3. Как вы думаете, его все-таки проголосует в Государственной Думе? ____________________________________________________________

1. Поэтому нельзя отнести только за счет опыта победу команды «Новые армяне». ____________________________________________

2. Это наши обязательства, которые мы дали перед москвичами. ______ ___________________________________________________________

3. Согласно многолетних наблюдений, в России зима холодная. ______ ___________________________________________________________

4. После десяти лет реформ мы наконец начали вырабатывать иммунитет от дураков, популистов, непрофессионалов. ___________ ___________________________________________________________

5. Кого из полковых офицеров можно отметить в лучшую сторону? ___________________________________________________________

6. Я лично должен и буду голосовать в связи с теми обязательствами, которые взял во фракции. _____________________________________

7. Поэтому я против процедуры импичмента сейчас, когда время для этого ушло. ________________________________________________

 

№5. Найдите случаи нанизывания падежей, неоправданного стечения одинаковых падежных форм. Сделайте правку.

1. И буквально тут же, вослед доносу правительству, он шлет письмо. ____________________________________________________________

2. Проявив завидное единство в бомбометании в Югославии, европейцы и американцы наносят друг другу не менее чувствительные удары в вопросах торговли. ___________________________________

1. Большинство людей здесь живет заблуждением, что на месте их дома раньше находился аэродром. __________________________________

2. И как видит читатель, отношение это в корне противоположно исключительно ругательным оценкам любимца царя советской школой специалистов по той эпохе. ____________________________

3. На каждом шагу и чуть ли не в каждом произведении он противоречил сам себе по всякому принципу. ___________________

 

№6.* Найдите стилистические ошибки. Сделайте их классификацию. Предложите свой вариант стилистической правки.

1. Дело в том, что серьезной программы оценки генетических последствий введения человеком химических соединений в среду нашего обитания в России до сих пор не существует. _____________ ___________________________________________________________

2. Город просто задыхается без четкой информационной системы о недвижимости. _____________________________________________

3. Еще весной 1998 года Ученический совет района выступил инициатором создания программы шефской помощи школьников и учащихся профессиональных училищ детским дошкольным учреждениям района. ________________________________________

4. Не следует поставить аппарат вблизи от сильного магнитного поля, а также не оставлять его в запыленном и/или влажном месте. ______ ___________________________________________________________

5. Депутат заявил, что за ним положено место в Государственной Думе. _____________________________________________________

6. Но про его невероятное мужское обаяние как-то умалчивалось. ____ ___________________________________________________________

7. У мальчика аллергия к цветочной пыльце. ______________________

8. Мы собираем ваши вопросы и просим ответить на них официальные лица. ______________________________________________________

9. В нынешнем году было принудительно выдворено за пределы столицы к местам прежнего проживания порядка 2800 человек. ____ ___________________________________________________________

10. Не об экспансии болит мое сердце. ____________________________

11. Я участвовал при снятии памятника. ___________________________

 

№7. Предложите свой вариант стилистической правки этих предложений. Свой выбор обоснуйте.

1. Актуальность вопроса о соглашении о стратегических наступательных вооружениях ни у кого не вызывает сомнений. ___ __________________________________________________________

2. Он имел явное преимущество над остальными спортсменами. __________________________________________________________

3. Он мог бы решиться поручить ему пойти просить вас написать статью для журнала. ______________________________________________

4. Я стараюсь оставаться таков, как я есть. _______________________

5. Это выбор вникуда, это выбор в еще большую дестабилизацию в мире. ____________________________________________________________

6. Никто не афиширует своими средствами. ______________________

7. Сигнал передается в ту систему мозга, откуда регулируются такие чувства, как печаль, радость и др. ____________________________

8. Таня мало обращала на него внимание, поглощенная Мастером. ___________________________________________________________________

9. Денег ни на бумагу, ни на краски нет, но он нашел свой собственный способ рисования, из подручных средств. __________ ___________________________________________________________________

10. В город приехал политик, выставивший свою кандидатуру на выборах губернатора 30 мая. ______________________________________

11. После войны была потребность на обувь, одежду, продукты. _____ __________________________________________________________

12. Тактика была несвойственной для него. ___________________________

 

№ 8. Найдите стилистические ошибки. Сделайте стилистическую правку. Обоснуйте свой вариант текста.

1. Губернатор принял решение для сокращения отставания. __________ ___________________________________________________________

2. Она приехала с Новосибирска. ________________________________

3. Пусть уж лучше они обижаются на искусственно созданный дефицит со спиртным. _____________________________________________

4. Он оказался при ближайшем рассмотрении скромным молодым человеком в очечках и мягкой бородке. _________________________

5. Он парализовал работу музыкантов с Интернетом. _______________

6. Из древности до наших дней его носят как средство от подагры в браслете. ___________________________________________________

7. Я имею в виду о проявлении творческой инициативы работников. ___________________________________________________________

8. Трое из пяти британских лордов постановили, что Пиночет не обладает иммунитетом от судебного преследования. ______________ ___________________________________________________________

9. Среди многих направлений по оказанию правовой помощи предпринимателям и гражданам в работе нашей юридической консультации большой объем занимают имущественные споры. ____ ___________________________________________________________

10. Изучение русского языка не заканчивается девятым классом, а продлевается до окончания школы. _________________________________

11. Практика десятков стран показывает: пренебрежение к новым мировым «правилам игры» может стоить чудовищно дорого. ______ ___________________________________________________________

12. Главной своей задачей организаторы клуба видят в пропаганде идей патриотизма. _______________________________________________________

13. Посмотрите внимательнее номер газеты, который держите сейчас в руках. _____________________________________________________

14. А это значит, что посмотреть его спектакль можно, не колеся по холоду в центр. _____________________________________________

15. Любовь помогает ответить на вопрос о том, способен ли этот человек к возрождению к нормальной жизни. ____________________

16. Далее идет эпизод посещения одной дамой другой. _______________

17. Он понимает, что они бросаются в бега от помещиков не от хорошей жизни. _____________________________________________________

18. Например, для Фамусова идеальным женихом для его дочери является Скалозуб. __________________________________________

19. Преступник смог прийти с явкой с повинной. ____________________

20. Именно здесь мы находим подробнейший анализ событий прожитых дней. ______________________________________________________

 

№9. Найдите стилистически ошибки. Сделайте стилистическую правку.

1. Сюжетом двигает главный герой. ______________________________

2. Именно живой нрав привлекал в ней людей. _____________________

3. Поэме характерен синтез эпического и лирического начала. ___________________________________________________________

4. Им равнодушна судьба народа. ________________________________

5. Между тем в Онегине заинтересовывается Татьяна Ларина. ________ ___________________________________________________________

6. Но на этом ряд библейских ассоциаций не исчерпывается. _________ ___________________________________________________________

7. А в чем они, собственно, так различаются? ______________________

8. Каждый боится попасть в немилость общественного мнения. ______ ___________________________________________________________

9. Поэт полагал, что именно природа играет значительную роль для человечества. _______________________________________________

10. В образе Катерины любовь одерживает верх. ____________________

11. Москва – это город, выстоявший от натиска Наполеона. ___________ ___________________________________________________________

12. Сильный страх испытывает Катерина, думая о возможных последствиях своей отлучки из-под крыла Кабанихи. _____________ ___________________________________________________________

13. Для них чужды идеи добра и зла. ______________________________

14. Раздумья, внутренняя работа, так характерная Печорину, напоминает нам стихотворение «Дума». ___________________________________

15. Печорин развлекается над другом своим Грушницким. ____________ ___________________________________________________________

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...