Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебное оборудование. Технические средства обучения глухих произношению




 

К используемому сурдопедагогом учебному оборудованию при обучении произношению можно отнести технические средства и учебные пособия.

В связи с обучением глухих речи возникает задача — найти источники информации, позволяющие расширить границы восприятия глухими элементов чужой и собственной звучащей речи. Последнее обстоятельство должно способствовать формированию самоконтроля при воспроизведении звуков, их сочетаний и слов.

Один из продуктивных путей решения этой задачи состоит в использовании различных приборов.

Эти приборы могут адресоваться слуховому, зрительному и кожному анализаторам глухого.

В связи с этим можно говорить о звукоусиливающей аппаратуре, визуальных и тактильно-вибрационных устройствах.

Принципиально возможно создание и комбинированного прибора, рассчитанного на одновременное использование нескольких анализаторов, например слухового и кожного или слухового, зрительного и кожного.

На использование сохранившейся в той или иной степени функции слухового анализатора рассчитана вся звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования.

К аппаратам индивидуального пользования относятся приборы, предназначенные для занятий с отдельными учащимися по развитию слухового восприятия и работы над произношением и различные модели индивидуальных слуховых аппаратов для постоянного ношения.

К числу аппаратов коллективного пользования относятся обычные звукоусиливающие установки для классных помещений и установки, связанные с применением индукционной петли.

Установка для классных помещений включает усилитель, наушники и микрофоны для каждого ученика, микрофон для учителя.

Регулятор громкости позволяет установить оптимальное усиление для каждого ученика. Аппаратура этого типа позволяет глухим детям наилучшим образом использовать имеющиеся у них остатки слуха для восприятия собственной (самоконтроль) и обращенной к ним речи.

Помимо звукоусиливающих аппаратов, обеспечивающих линейное усиление звука (в равной мере по всему диапазону частот), конструируются приборы, которые позволяют с помощью полосовых фильтров избирательно усиливать одни частотные области речевого спектра и исключать другие. Такие приборы принципиально ориентируются на особенности остаточного слуха глухого и позволяют осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.

Существуют также разные системы транспозеров-усилителей, основанных на транспозиции (перенесении) недоступных глухим высоких частот речевого спектра в область низких частот.

К визуальным относятся приборы, которые преобразуют звучащую речь в оптические сигналы в форме своеобразной осциллограммы (класс «ВИР»), фигур Лисажу (класс «И-2»), зажигания лампочки (класс «Виброскоп»).

К устройствам, предназначенным для кожного анализатора, относятся различного рода вибраторы, преобразующие звуковые сигналы в механические.

При посредстве визуальных приборов глухому можно передать информацию об обычно недоступных ему признаках некоторых элементов звучащей речи. С помощью вибраторов оказывается возможным более дифференцированно воспринимать некоторые характеристики фонетических элементов речи.

Применение специальных технических средств обеспечивает более полное восприятие фонетических элементов чужой и собственной речи. Последнее позволяет оценивать качество собственной речи и вносить необходимые поправки. В структуре обратной связи появляется дополнительная информация; в результате сама эта связь становится более надежной.

При этом важно отметить, что все известные нам виды сурдотехнических устройств обеспечивают обратную связь или в момент или непосредственно после выполнения речевого действия. Это обстоятельство имеет большое значение для формирования навыка.

К приборам, преобразующим звуковые сигналы в оптические, относятся ВИР, И-2М, виброскоп.

Несмотря на конструктивные отличия этих приборов друг от друга, они принадлежат принципиально к одной и той же группе, поскольку все адресованы зрительному анализатору.

Прибор ВИР по внешнему виду напоминает средних размеров телевизор. ВИР включается в сеть переменного тока. Звуковой сигнал подается в микрофон. В приборе использована телевизионного типа электронно-лучевая трубка. Трубка покрыта специальным составом, обеспечивающим длительное послесвечение экрана (изображение сохраняется в течение 10—15 секунд после прекращения звукового сигнала).

Развертка изображения звуков во времени осуществляется на этом экране по строке слева направо. Таких строк — шесть; строки расположены одна под другой.

Как только изображение заполнит последнюю, нижнюю строку, верхняя строка оказывается готовой к приему нового материала. Изображения звуков речи имеют вид перемежающихся полос различной широты и яркости (рис. 41).

Прибор И-2М значительно меньше по размерам, чем ВИР. Он также включается в сеть переменного тока. Звук подается на микрофон. В приборе использована электронно-лучевая трубка диаметром 4 см. Трубка И-2М сохраняет изображение только в момент звукового сигнала. Изображения строятся по типу фигур Лисажу.

Виброскоп — прибор для контроля вибраций, возникающих в различных частях речевого аппарата. О наличии вибраций свидетельствует вспышка лампочки.

На стержне виброскопа укрепляется небольшая металлическая пластинка, которая прикладывается к вибрирующей поверхности (крылья носа, шея в области гортани, теменная кость черепа). С помощью пьезоэлемента вибрация трансформируется в электрический ток, который усиливается и подается на неоновую лампочку. Вспышка этой лампочки указывает на наличие вибрации.

Все описанные приборы позволяют глухому сопоставлять свое произношение с демонстрируемым учителем образцом и оценить, таким образом, правильно или неправильно он воспроизвел тот или иной фонетический элемент.

С помощью приборов может быть зафиксировано дефектное произнесение звуков, их сочетаний и слов.

На экране прибора ВИР дефекты голоса и дефекты гласных выражены слабо. Из присущих согласным дефектов наиболее отчетливо отображаются: наличие или отсутствие голоса; замена фрикативных согласных взрывными и наоборот; сонантное произнесение глухих фрикативных согласных; полная и неполная закрытая гнусавость.

На экране ВИРа хорошо отображается наличие призвуков и деление слов паузами на части.

На экране прибора И-2М отчетливо выражены различия между гласными. Поэтому глухими учащимися хорошо обнаруживаются дефекты, обусловленные сближением одного гласного с другим. Если, например, ученик произносит узкое о (пул вместо пол), то это находит свое отображение на экране.

Наиболее отчетливо отображается дефектное произнесение свистящих и шипящих согласных с, з, ш, ж. Любое отклонение от правильного звучания немедленно отчетливо фиксируется на экране.

Поскольку прибор И-2М (в отличие от ВИРа) не имеет «памяти», на его экране не находят отображения собственные дефекты слова (нарушения слитности, ударения и т. д.).

С помощью виброскопа совершенно отчетливо устанавливаются такие дефекты воспроизведения звуков, которые связаны с неправильным участием в артикуляции голоса (озвончение глухих согласных, оглушение звонких, полузвонкое произношение, наличие призвуков) и носового резонатора (закрытая и открытая гнусавость).

Виброскоп позволяет обнаружить послоговое произношение слова, наличие призвуков и неправильного ударения.

В качестве материала занятий используются изолированные звуки, слоги, слова и фразы.

Систематические занятия по устранению любого из отображающихся на экране аппарата недостатков произношения проводятся по приводимому ниже плану.

1. Ученик произносит (читает) намеченный к исправлению звук (слог, слово) доступным для него образом. При этом он наблюдает за возникающим на экране изображением (Условно вспышку лампочки виброскопа мы будем относить при описании методики к изображению).

2. Произнесенный учеником материал тут же воспроизводится ведущим занятие учителем. Ученик наблюдает за изображением, которое возникает на экране при произнесении звука (слога, слова) учителем. С помощью вопроса «Одинаковы или нет рисунки?» уточняется, видит ли ученик разницу в символах, а следовательно, оценивает ли он различие между тем, как говорит он и как — учитель.

Такое сопоставление полезно проделать 2—3 раза. В результате ученик приходит к заключению, что его произношение отличается от произношения учителя.

3. Учитель и ученик делают зарисовки возникающих на экранах при произнесении звука (слога, слова) изображений.

4. Ученик делает попытку самостоятельно исправить собственное произношение методом проб и ошибок. Учитель демонстрирует правильное произношение звука (слога, слова). Ученик пытается воспроизвести речевой материал таким образом, чтобы соответствующий его артикуляции символ совпал с тем, который возникал на экране, когда говорил учитель. Вместе с тем ученик отмечает, правильно или неправильно он произносил.

Если после пяти проб ученик не достигает нужного результата (правильной артикуляции), учитель переходит к следующему этапу.

5. Затем осуществляется постановка правильного произношения обычными приемами, но перед экраном прибора. Учитель добивается правильного воспроизведения звука (слога, слова) на основе использования слухового восприятия и тактильно-вибрационных ощущений; в некоторых случаях учитель прибегает и к механическому воздействию (шпатель, зонды).

Ученик видит на экране полученный эффект — соответствующее произносимому им звуку изображение приближается к образцу. Очень важно то, что ученик получает информацию о качестве собственной артикуляции в самый момент произношения; благодаря этому он может более осознанно оценивать результат своей деятельности.

6. После того как ученик хотя бы раз воспроизвел звук (слог, слово) правильно (самостоятельно или с помощью учителя) и отметил этот факт, основываясь на полученных изображениях, следуют тренировочные упражнения, которые предполагают использование материала (слогов, слов) и в различных видах речевой деятельности.

В процессе этих упражнений ученик контролирует себя с помощью прибора, отмечает допущенную ошибку и добивается правильного воспроизведения.

Если при трехкратном повторении ученик не достигает положительного результата, учитель сам повторяет трудный для ученика материал, чтобы оживить в его памяти символ, соответствующий правильному произношению.

Если и в этом случае ученик не может сказать правильно, в сочетании с оптическим привлекается тактильно-вибрационный контроль.

7. Наконец, ученик выполняет указанные выше тренировочные упражнения самостоятельно; при этом он осуществляет оптический контроль, фиксирует и исправляет допущенные ошибки.

К приборам, преобразующим звуковые сигналы в механические, относятся вибраторы. Это приборы, в которых звук подается на микрофон и через усилитель выводится на вибратор. Последний представляет собою металлический цилиндр. Вибрирует весь корпус вибратора. В качестве вибраторов используются также костные телефоны из гарнитура звукоусиливающей аппаратуры.

С помощью вибратора можно обнаружить некоторые дефекты голоса, звуков, слов.

Из всех недостатков голоса хорошо отображаются с помощью вибратора только нарушения, касающиеся силы голоса.

Из всех дефектов воспроизведения звуков хорошо с помощью вибратора обнаруживается та группа дефектов, которая связана с неправильным использованием голоса (оглушение звонких согласных, озвончение глухих, наличие призвуков, сопутствующих глухим согласным).

С помощью вибратора сравнительно хорошо отображается закрытая гнусавость в том случае, когда на месте носовых м, м', н, н' ученик произносит соответственно п или т. Если же вместо м воспроизводится б, а вместо н — л, ошибка устанавливается с большим трудом.

Так же и при сонантности — ошибка воспроизведения глухих с и ш устанавливается очень легко, в то время как сонантность применительно к звукам з и ж обнаруживается значительно хуже.

С помощью вибратора глухой может установить количество слогов в слове, воспринять ударение, обнаружить нарушение слитности воспроизведения слова.

При этом небезразличным оказывается звуковой состав слов. Так например, трудно определить количество слогов в словах, содержащих звуки л, в (нередко односложные слова пол, лоб определяются как двусложные и т. п.).

Материалом упражнений являются изолированные звуки, слоги, слова и фразы.

Если приборы, преобразующие звучащую речь в оптические сигналы, используются главным образом на индивидуальных занятиях, то вибратор в сочетании со звукоусиливающей аппаратурой находит широкое применение в классе во время фронтальной работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...