Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание для самостоятельной работы




1. Нарисуйте схему строения стекловидного тела.

2. Перечислите структуры вспомогательного аппарата глаза.

 

Заключение

Цель занятия достигнута, если Вы научились диагностировать на гистологических препаратах оболочки глаза, образующие их тканевые структуры и знаете их гистотопографические особенности.

Теперь Вы умеете определять на срезе глаза:

1) слои сосудистой оболочки;

2) части цилиарного тела;

3) мышцы радужки;

4) эпителий сумки хрусталика и его волокна.

Вы знаете морфологические маркеры для определения основных клеточных дифферонов в составе зрительной части сетчатки и имеете представление об основных особенностях строения глаза.

 

Основная литература

1. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология человека в мультимедиа. Учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2004. - С.221 – 203.

2. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. – С.352 - 363.

3. Елисеев В.Г., Афанасьев Ю.И., Котовский Е.Ф., Яцковский А.Н. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов. - М.: Медицина, 2004.- С. 194-210.

Дополнительная литература

Руководство по гистологии. В 2 т. Т. II. – СПб.: СпецЛит, 2001. - С. 626-650.

 

Органы осязания, вкуса, слуха и равновесия

 

Цель занятия

Знать гистогенез, гистологическое строение и гистофизиологию органов осязания, вкуса, слуха и равновесия.

Уметь определять на гистологических препаратах эти органы, составляющие их ткани и клетки.

Ознакомиться с возрастными особенностями, реактивностью и регенерацией этих органов.

 

Работа с препаратами. Ориентировочная основа действий

Задание 1. Препарат «Вкусовые почки. Срез листовидных сосочков языка» (окраска - гематоксилин и эозин).

Зарисовать при большом увеличении листовидный сосочек. Отметить на рисунке эпителий сосочка, собственную пластинку слизистой оболочки, вкусовую луковицу, а в ней вкусовую пору, вкусовые чувствительные и поддерживающие эпителиальные клетки.

Задание 2. Препарат «Орган слуха. Аксиальный разрез улитки» ( окраска - гематоксилин и эозин).

Зарисовать препарат при малом увеличением. Обозначить стенки костного и перепончатого лабиринтов, вестибулярную и тимпанальную лестницы, спиральный орган, костную пластинку, спиральную мембрану, спиральный выступ, сосудистую полоску, вестибулярную и базилярную мембраны (пластинки), спиральный ганглий.

При большом увеличении отдельно зарисовать спиральный орган. Обозначить в нем покровную мембрану, туннель, наружные и внутренние клетки-столбы, 3-4 ряда наружных волосковых и 1 ряд внутренних волосковых чувствительных клеток, опорные клетки.

 

Описание препарата

Препарат представляет собой вертикальный разрез улитки. Центральную часть спирального канала костной улитки занимает перепончатый лабиринт, имеющий на срезе форму треугольника. Его наружная стенка образована широкой сосудистой полоской, в составе которой находятся рыхлая соединительная ткань, многочисленные сосуды, а со стороны просвета лабиринта располагается многорядный эпителий. Верхнемедиальную стенку образует тонкая вестибулярная мембрана, покрытая со стороны лабиринта однослойным плоским эпителием. Она отделяет его от вестибулярной лестницы костной улитки.

Нижняя стенка лабиринта – базилярная пластинка (мембрана) ограничивает лабиринт от барабанной лестницы. Со стороны улиткового канала на базилярной мембране располагается спиральный (кортиев) орган. В толще костной ткани, находится скопление крупных нервных клеток – спиральный ганглий, клетки которого взаимодействуют с сенсорными клетками спирального органа. Последнее нужно рассмотреть при большом увеличении микроскопа.

Клетки спирального органа образуют две группы – внутренние и наружные волосковые клетки (кохлеоциты), между которыми в виде перевёрнутой римской цифры V располагаются столбчатые эпителиальные клетки. Пространство между ними называется туннелем, в нём проходят дендриты клеток спирального ганглия. Внутренние волосковые клетки по ходу лабиринта располагаются в один ряд, поэтому на вертикальном срезе внутренняя волосковая клетка всегда одна. Она достаточно крупная, имеет форму близкую к треугольной и эозинофильную цитоплазму. Её поддерживают внутренние фаланговые эпителиальные клетки, располагающиеся на базилярной мембране. Наружные волосковые клетки идут по ходу лабиринта в три ряда, поэтому на срезе их три, ниже располагаются три ряда наружных фаланговых клеток. К апикальным поверхностям волосковых клеток прилежит покровная мембрана, закреплённая в области медиального угла лабиринта.

Задание 3. Препарат «Орган равновесия. Ампулярный гребешок и пятно (срез полукружного канала и мешочка)» (окраска - гематоксилин и эозин).

При малом увеличении найти слуховой гребешок в ампуле полукружного канала и слуховое пятно. При большом увеличении зарисовать эти структуры и обозначить опорные и вестибулярные волосковые клетки (вестибулоциты), соединительную ткань, а также купол (в гребешке) и отолитовую мембрану с отолитами (в пятне).

Задание 4. Электронная микрофотография «Вкусовая почка (луковица)».

Рассмотрите ультраструктуру вкусовых, поддерживающих и базальных эпителиальных клеток вкусовой почки.

Задание 5. Электронная микрофотография «Волосковая клетка спирального органа».

Рассмотрите строение двух разновидностей кохлеоцитов, обратите внимание на строение волосков и на область контакта базальной части клетки с афферентными и эфферентными нервными окончаниями.

Задание 6. Электронная микрофотография «Вестибулярная волосковая клетка органа равновесия».

Сравните строение грушевидного и столбчатого вестибулоцитов, обратите внимание на площадь их контакта с афферентными и эфферентными нервными окончаниями.

Задание 7. Электронная микрофотография «Вкусовая луковица».

Рассмотрите особенности строения основных типов клеток вкусовой луковицы - опорных, базальных и вкусовых. Обратите внимание на длинный отросток с микроворсинками на вершине вкусовой клетки, проходящий через вкусовую пору. Постарайтесь найти мелкие пузырьки в базальной части вкусовых, эпителиальных клеток, содержащие медиатор.

 

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ПРЕПАРАТ

«Осязательное тельце Мейснера в коже пальца человека» (окраска - гематоксилин и эозин).

 

Материалы для самоконтроля

1. Гистогенез органа слуха.

2. Строение вестибулярного пятна и гребешка.

3. Строение улитки.

4. Строение вкусовой луковицы.

5. Строение осязательного тельца.

6. Как различить на препарате спирального органа внутренние и наружные волосковые клетки?

 

 

Контрольные тесты

Вопрос 1. На схеме строения спирального

органа найдите:

1. Спиральный ганглий.

2. Наружные волосковые клетки.

3. Покровную мембрану.

4. Внутренние фаланговые клетки.

 

Вопрос 2. Вкусовая луковица состоит из клеток:

1. Базальных.

2. Вкусовых.

3. Поддерживающих.

4. Нервных.

 

Вопрос 3. В состав органа равновесия входят:

1. Базальная мембрана.

2. Грушевидные вестибулоциты.

3. Столбчатые вестибулоциты.

4. Вестибулярные поддерживающие клетки.

 

Вопрос 4. Локализация осязательных телец Мейснера:

1. Эпидермис.

2. Подкожная жировая клетчатка.

3. Сетчатый слой кожи.

4. Сосочковый слой кожи.

 

Учебно-исследовательские задачи

1. На приеме у врача пациент, длительное время принимавший антибиотики, жалуется на снижение слуха. Какие клетки при этом повреждаются?

2. У человека, постоянно слушающего очень громкую музыку, может наступить глухота. Какие клетки при этом повреждаются?

3. Пожилая женщина отмечает снижение вкусовой чувствительности. С чем это может быть связано?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...