Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание для самостоятельной работы




1. Нарисовать схему соматической рефлекторной дуги.

2. Перечислить оболочки спинного мозга.

 

Заключение

Цель занятия достигнута, если Вы научились диагностировать на гистологических препаратах спинной мозг, чувствительный ганглий и их основные тканевые компоненты.

Теперь Вы знаете, по каким морфологическим маркерам следует различать:

1) серое и белое вещество спинного мозга;

2) передние, задние, боковые рога;

3) передние и задние корешки;

4) нервные и глиальные клетки.

 

Основная литература

1. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология человека в мультимедиа. Учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2004. – С. 248 - 254.

2. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. – С. 328 - 334.

3. Елисеев В.Г., Афанасьев Ю.И., Котовский Е.Ф., Яцковский А.Н. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов. - М.: Медицина, 2004. – С. 182 – 186.

 

Дополнительная литература

Руководство по гистологии. В 2 т. Т. II. – СПб.: СпецЛит, 2001. – С. 563 – 573, 580 -584.

 

 

Ствол головного мозга. Мозжечок

 

Цель занятия

Знать гистогенез, строение и гистофизиологию мозжечка.

Уметь определять на препаратах кору мозжечка, ее слои, а также разные диффероны нейронов.

Ознакомиться с цитоархитектоникой разных отделов ствола головного мозга. Иметь представление о возрастных особенностях, реактивности и регенерации мозжечка и ствола головного мозга.

 

Работа с препаратами. Ориентировочная основа действий

Задание 1. Препарат “Мозжечок” (окраска - импрегнация серебром). При большом увеличении зарисовать участок коры мозжечка. Отметить на рисунке молекулярный слой, слой грушевидных нейронов (слой клеток Пуркинье) и зернистый слой, грушевидный нейрон с отростками, зерновидные нейроны и Т-образные разветвления их аксонов в молекулярном слое, корзинчатые клетки и “корзинки” вокруг тел грушевидных нейронов.

Опи­са­ние пре­па­ра­та

При ма­лом уве­ли­че­нии вид­ны из­ви­ли­ны моз­жеч­ка, об­ра­зо­ван­ные ко­рой (ок­ра­ше­на в тем­ный цвет) и бе­лым ве­ще­ст­вом (окрашено светлее). В ко­ре хо­ро­шо за­мет­на це­поч­ка круп­ных гру­ше­вид­ных кле­ток, от верх­ней час­ти ко­то­рых к по­верх­но­сти ко­ры направлены вет­вя­щие­ся ден­д­ри­ты. Это слой грушевидных нейронов (слой клеток Пуркинье). Кни­зу от этого слоя ле­жит зер­ни­стый слой, со­стоя­щий из зе­рновидных нейронов. По­верх­но­ст­ный слой ко­ры - мо­ле­ку­ляр­ный, об­ра­зо­ван мел­ки­ми корзинчатыми и звездчатыми ней­ро­на­ми и глиоцитами.

Задание 2. Препарат “Мозжечок” (окраска - гематоксилин и эозин, дополнительный препарат). Зарисовать при малом увеличении участок извилины мозжечка. Отметить серое и белое вещество. В сером веществе указать слои – молекулярный, слой клеток Пуркинье (а в нем тела грушевидных нейронов), зернистый.

Задание 3. Учебная таблица “Схема взаимоотношений нейронов мозжечка”. Зарисовать таблицу и обозначить слои коры мозжечка, грушевидные нейроны, зерновидные и корзинчатые нейроны, большие звездчатые нейроны; моховидные и лазящие (лиановидные) нервные волокна. Показать взаимоотношения нейронов в параллельной и поперечной ходу извилины плоскостях. Обозначить три сочетательные системы коры мозжечка.

 

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ПРЕПАРАТ

“Продолговатый мозг. Срез на уровне нижних олив” (импрегнация серебром).

При большом увеличении рассмотреть топографию и строение белого и серого вещества.

 

Материалы для самоконтроля

1. Гистогенез ствола мозга и мозжечка.

2. Строение коры мозжечка и ее нейронный состав.

3. Назовите возбуждающие и тормозящие нейроны мозжечка. Расскажите о взаимодействии нейронов коры мозжечка.

4. Укажите афферентные и эфферентные волокна коры мозжечка.

5. Чем образованы «корзинки» вокруг тел грушевидных нейронов?

6. Как отличить на препарате молекулярный слой коры мозжечка от белого вещества?

 

 

Контрольные тесты

Вопрос 1. Найдите на схеме строения

извилины мозжечка:

1. Белое вещество.

2. Молекулярный слой коры.

3. Зернистый слой коры.

4. Слой грушевидных нейронов.

 

Вопрос 2. Нервный импульс поступает в кору мозжечка по:

1. Моховидным нервным волокнам.

2. Дендритам грушевидных нейронов.

3. Лазящим (лиановидным) нервным волокнам.

4. Аксонам корзинчатых нейронов.

 

Вопрос 3. Нейроны серого вещества ствола мозга:

1. Биполярные.

2. Псевдоуниполярные.

3. Чувствительные.

4. Мультиполярные.

 

Вопрос 4. Глиальные элементы коры мозжечка это:

1. Астроциты.

2. Корзинчатые клетки.

3. Олигодендроглиоциты.

4. Глиальные макрофаги.

 

Учебно-исследовательские задачи

1. Покажите на схеме, как распространяются импульсы в коре мозжечка, если они поступают по лазящим волокнам.

2. Покажите на схеме, как распространяются импульсы в коре мозжечка, если они поступают по моховидным волокнам.

3. При алкогольной интоксикации происходит утрата правильной координации движений. На каких клетках коры мозжечка нарушена синаптическая передача?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...