Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

20) 2021 (О). 24. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Плоские черви». Укажите номера предложений, в которых были сделаны ошибки. Дайте правильную формулировку.




БОТАНИКА

1) 2021. 22. Почему картофель сажают после бобовых? Элементы ответа:  1)бобовые вступают в симбиоз с азотфиксирующими (клубеньковыми) бактериями. 2)они превращают атмосферный азот в усвояемые соединения( нитраты), которые поступают в почву и обогащают ее. 3)На такой почве у картофеля будут лучше расти вегетативные органы и в ходе фотосинтеза будут больше синтезироваться органические вещества, запасаемые в клубнях картофеля.

2) 2021. 22. Земляника может размножаться усами, на которых образуются розетки. Почему садовод оставляет одну розетку, а следующие отщипывает? В чем преимущество вегетативного размножения перед половым? Элементы ответа:  1)Садовод отщипывает следующие розетки, чтобы ресурсы растения шли на развитие одной розетки, это приводит к большей продуктивности, и, следовательно, к лучшему урожаю. 2)Преимущество вегетативного размножения: сохранение признаков сорта (генотип и фенотип), так как растение полученное вегетативным способом генетически идентично материнскому. З)Вегетативное размножение более быстрый способ получения полноценных взрослых  растений.

3) 2021(Р). 22. В теплицах, где выращивают огурцы, часто можно наблюдать, как фермер обмахивает кисточкой каждый цветок огурца. Для чего он это делает? И почему для огурцов, выращенных в открытом грунте, эти манипуляции не нужны? Элементы ответа: 1)Для повышения урожайности. 2)Огурцы – однодомные растения с женскими и мужскими цветками и при обмахивании эффективнее происходит опыление (с мужских цветков огурца пыльца переносится на женские цветки) и образуются плоды. 2) На открытом грунте эту функцию выполняют насекомые.

4) 2021. 23. На рисунках показаны внешний вид и схема внутреннего строения семени томата. Назовите структуры семени, обозначенные цифрами 1, 2, 3. Из каких исходных клеток образуются эти структуры? Укажите функцию каждой их них.

Элементы ответа: 1)1 — зародыш семени (зародыш), 2) Образуется из зиготы, 3)Обеспечивает развитие будущего растения (спорофита), 4)2- семенная кожура, 5) Образуется из клеток покрова семязачатка, 6) Защищает зародыш (от механических повреждений, высыхания, проникновения микроорганизмов), 7) 3 — эндосперм, 8) Формируется из оплодотворенной центральной (триплоидной) клетки зародышевого мешка. 9) обеспечивает питание зародыша (содержит запас питательных веществ, необходимых для прорастания семени)

5) 2021. 23. Рассмотрите электронную  микрофотографию поверхности листа с изображением устьиц и трихом. Опишите не менее 3-х функций этих образований.   Укажите из какой ткани они происходят?

 

Элементы ответа: 1) Функции устьиц: дыхание, 2) газообмен, 3)транспирация. 4) функции трихом (волосков): железистые волоски для защиты от поедания вырабатывают эфирные масла, кислоты и др. вещества, 5) бесцветные волоски отражают солнечные лучи и не дают листу перегреться, 6) защита от излишнего испарения. 7) Ткань покровная.

6) 2021(О) 23. На рисунке представлены внешний вид и срезы двух растений. Определите для каждой экологическую группу по отношению к воде.  Поясните, по каким внешним и внутренним признакам вы это установили? Объясните приспособительное значение этих признаков.

Элементы ответа: 1) Водные растения (гидрофиты или гидатофиты)

2)Сильно рассечённые листья

3)Предупреждает повреждения в условиях очень быстрого течения

4)Увеличение поверхности для поглощения света ( минеральных веществ)

5)Наличие крупных воздушных полостей(развитой аэренхимы, воздухоносной паренхимы, развитых межклетников).

6)Способствует плавучести.

7)Способствует накоплению воздуха в условиях его нехватки

7) 2021 (О). 23. На рисунке изображены отпечатки листа, семени и реконструкция вымершего растения, обитавшего 350-285 млн лет назад.

Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каких периодах обитал данный организм. Это растение имеет признаки двух отделов, сформировавшихся в ходе эволюции. Назовите эти отделы. Какие черты внешнего строения позволяют отнести изображенное растение к этим отделам? Как называют группу вымерших растений, имевших такие признаки? Элементы ответа: 1)эра – палеозойская; периоды- каменноугольный, пермский, 2) отдел- Папоротниковидные: отпечаток листа (вайи), характерные для папоротников; 3) отдел – Голосеменные – наличие семян; 4) группа семенных папоротников (семенные папоротники)

Пояснения по критериям: 1. Эра – палеозойская. 2. Периоды: каменноугольный и пермский. Ошибки. Многие ребята указывали 1 или 3 периода. Засчитывали только те ответы, где 2 периода. 3. Отдел Папоротниковидные (папоротникообразные, папоротники). 4. По признаку наличия перистого листа (вайи), характерного для папоротников. Ошибки. Многие писали перистый сложный лист (он простой, сильно рассеченный). За это балл снимали.

5. Отдел Голосеменные. Ошибки. Дети писали «покрытосеменные» или «плауновидные»

6. По признаку наличия семян. Ошибки. массивный ствол, корневая система (это не признаки именно голосеменных). 7. Группа Семенных папоротников. Допускалось писать, что семенные папоротники являются группой, систематически входящей в отдел голосеменные. Допустимо было писать, что это предки голосеменных. Ошибки. Многие писали Древовидные папоротники. За это снимался балл. Баллы снимались полностью, если объект был определен неправильно (даже при правильных признаках). На 3 балла – 6-7 критериев. На 2 балла – 4-5 критериев. На 1 балл – 3 критерия.

 

8) 2021 (О). 23. На рисунке изображены отпечатки листа (рис. 1), семени (рис. 2) и реконструкция вымершего растения (рис. 3), обитавшего 370-253 млн лет назад. Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каких периодах обитал данный организм. Эти растения палеоботаники считают древним вымершим представителем одного из современных отделов растений. Назовите этот отдел. Приведите соответствующие доказательства. Почему изображенное растение считают однодомным?

Элементы ответа: 1)эра – палеозойская; периоды- каменноугольный, пермский (должны быть указаны оба)3)Отдел Голосеменные. 4) Наличие шишек (стробил), 5) наличие семян. 6)Женские и мужские шишки (стробила, генеративные органы) находятся на одном растении, поэтому растения однодомные.

 

9) 2021 (О).  24. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Обмен веществ у растений». Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

1)Растения включаются в круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, осуществляя дыхание и фотосинтез. 2)В клетках растений происходит аэробное окисление глюкозы. 3)В процессе дыхания растения выделяют кислород. 4) За счет солнечной энергии электрон молекулы хлорофилла переходит на более высокий энергетический уровень. 5)В световой фазе фотосинтеза происходит фотолиз воды и синтез глюкозы. 6) В темновой фазе фотосинтеза происходит запасание энергии в АТФ. 7)В процессе фотосинтеза растения усваивают углекислый газ. Элементы ответа: 1 )3- В процессе дыхания растения выделяют углекислый газ (Или в процессе фотосинтеза растения выделяют кислород, в процессе дыхания они поглощают кислород). 2) 5- синтез глюкозы происходит в темновой фазе фотосинтеза (в световой фазе фотосинтеза происходит синтез АТФ и НАДФН. 3)6- В темновой фазе фотосинтеза расходуется энергия АТФ (запасание энергии в АТФ происходит в световой фазе фотосинтеза).

 

 

10) 2021 (О).   24. Найдите три ошибки в приведѐ нном тексте «Строение листа». Укажите номера предложений, в которых они были сделаны, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

1)Различают простые и сложные листья. 2)На одном черешке сложного листа, в отличие от простого, находится несколько листовых пластинок – листочков. 3) Лист снаружи покрыт кожицей - механической тканью, защищающей еѐ от повреждения и высыхания. 4) Кожица представляет собой слой плотно прилегающих клеток, исключение составляют замыкающие клетки устьиц. 5) Устьица, находящиеся в кожице, обеспечивают газообмен и транспирацию. 6)У большинства наземных растений устьица в основном расположены на верхней стороне листа. 7) Под кожицей листа располагаются зелѐ ные клетки образовательной ткани, в которой протекает фотосинтез. Элементы ответа: 1) 3 –кожица относится к покровной ткани. 2)6 – у большинства наземных растений устьица в основном расположены на нижней стороне листа. 3)7 – под кожицей расположена основная ткань (фотосинтезирующая, мезофилл, ассимиляционная, хлоренхима).

11) 2021 (О).  25. В хлоропластах зерна крахмала мелкие, а в лейкопластах крупные. Объясните этот факт, исходя из функций этих органелл. В каких  вегетативных органах растения находится наибольшее количество лейкопластов (приведите примеры)? Как в этих органах появляется крахмал?

 Элементы ответа: 1)основная функция хлоропластов — фотосинтез. 2)  крахмал, синтезированный в хлоропластах, выводится в другие органы (не хранится), поэтому зерна крахмала мелкие. 3) основные функции лейкопластов – накопление и хранение крахмала, поэтому зерна в них крупные. 4)лейкопластов много в корнях, 5) лейкопластов много в видоизмененных побегах (клубнях, луковицах и т. д. ) 6)крахмал синтезируется из глюкозы. 7)глюкоза транспортируется по ситовидным трубкам (лубу) от фотосинтезирующих клеток (листьев)

3 БАЛЛА-ЗА 6-7 КРИТЕРИЕВ

12) 2021 (О) 25. У большинства древесных растений по мере роста молодых побегов зелёный цвет их стеблей сменяется бурым, а осенью начинается листопад. Оба явления сезонные и связаны с накоплением в клеточных оболочках суберина. В результате этого процесса клетки опробковевают – становятся мертвыми, толстостенными и постепенно заполняются воздухом, образуя слой пробки. Какую функцию выполняет пробка в стеблях растений и при листопаде. Укажите не менее 5 функций.

Элементы ответа: 1) Пробка защищает от потери влаги.

2)Предохраняет от резких перепадов температуры

3)Предохраняет от проникновения болезнетворных микроорганизмов.

4)Обеспечивает газообмен через чечевички

5)При листопаде пробка образует отделительный слой в основании листа

Пояснения по критериям: 1. Защита от механических повреждений. 2. Защита от потерь влаги \ препятствует потерям влаги. Снимали баллы за следующие формулировки. Регулирует испарение (она препятствует испарению, но не регулирует его). Любые формулировки со словом «транспирация» тоже не засчитывались (пробка не осуществляет транспирацию). 3. Защита от проникновения болезнетворных микроорганизмов. 4. Газообмен (газообмен через чечевички) Оба варианта засчитывались. 5. Теплоизоляционная (препятствие потерь тепла) Оба варианта засчитывались. Снимали баллы за следующие формулировки. Если ребенок указывал слово «терморегуляция». 6. Формирование отделительного слоя между листом и стебля, который облегчает листопад. Снимали баллы за следующие формулировки. Если ребенок начинал расписывать значение листопада, а не значение пробки. 3 критерия – 1 балл, 4 критерия – 2 балла, 5-6 критериев – 3 балла (при отсутствии ошибок)

13) 2021(Р). 23. Рассмотрите электронные фотографии поверхности листьев растений. Как называются структуры на поверхности листьев и какие функции они выполняют? Укажите четыре функции. Производными какой ткани являются эти образования?

 

Элементы ответа: 1) волоски(трихомы); 2)Уменьшение транспирации; 3)защита от растительноядных животных (вредителей); 4)защита от перегрева (переохлаждения, перепадов температур); 5)выделение веществ (железистые волоски); 6) являются производными покровной ткани (эпидермы, кожицы).

14) 2021 (О). 25: Растения растут в течение всей жизни. Какая ткань обеспечивает рост органов растения, каковы особенности строения и жизнедеятельности ее клеток. В чем особенности роста стебля злаковых растений? Элементы ответа: 1)Рост органов обеспечивает образовательная ткань (меристема), 2)Клетки имеют тонкие оболочки, мелкие вакуоли, способны к постоянному делению и дифференциации в другие виды тканей. 3) у злаковых растений вставочный рост, так как образовательная ткань находится в междоузлиях.

 

 

ЗООЛОГИЯ

15) 2021 (О). 22. Медоносные пчёлы периодически сооружают в ульях роевые маточники. Роение – это отсоединение части семьи в целях создания новой. Для чего пчеловоды стараются сразу удалить роевые маточники после их появления.

Элементы ответа: 1) Удаляются, чтобы пчелиная семья не уменьшалась. 2)Если семья уменьшится, то не сохранится объём продуктов ( мёда, воска ит. д. ). 3)Приняли дополнительную позицию: для снижения внутривидовой конкуренции между пчёлами.

16) 2021 (О).  22. В 1950 годах в СССР проводилась компания по ликвидации в стране малярии. Одним из методов стало искусственное заселение пресных водоёмов рыбой гамбузией, что способствовало снижению случаев заболевания людей малярией. Объясните почему. Как человек заражается малярией?

Элементы ответа: 1)Личинки комаров обитают в пресных водоёмах. 2) Гамбузия питается личинками комаров. 3)Человек заражается малярией при укусе комара, заражённого плазмодием.

17) 2021 (О), (2019) 23. Рассмотрите череп животного.  К какому классу относится это животное и по какому признаку определили? Какой трофический уровень занимает в экосистеме? Какой характер питания у этого животного?

Элементы ответа: 1)Класс Млекопитающие, так как имеются дифференцированные зубы: резцы, клыки, коренные. 2) Трофический уровень –третий или выше, так как животное плотоядное, питается консументами первого порядка -травоядными. 3) Характер питания- является хищником (плотоядным), так как хорошо развиты клыки и хищные зубы, позволяющие отрывать, отрезать мясную пищу.

18) 2021 (О). 24. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Моллюски». Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. Дайте правильную формулировку. 1)Моллюски – тип беспозвоночных животных, имеющих несегментированное тело. 2)Моллюски имеют складку кожи – мантию. 3)Между мантией и телом образуется мантийная полость, в которой расположено сердце. 4)У большинства моллюсков есть раковина. 5) Кальмары, виноградные улитки, большой и малый прудовики, слизни- брюхоногие моллюски. 6) Все моллюски, обитающие в воде дышат с помощью жабер. 7)У моллюсков нервная система узлового типа, наибольшего развития она достигает у осьминогов, каракатиц и кальмаров. Ошибки допущены в предложениях: 1)3-Сердце моллюсков расположено в теле (внутри вторичной полости). 2)5- кальмары- головоногие моллюски. 3)6- Некоторые водные моллюски дышат легкими (например, прудовики).

19)   2021 (О). 24. Найдите три ошибки в приведѐ нном тексте «Земноводные». Укажите номера предложений, в которых они были сделаны, исправьте их. Дайте правильную формулировку. 1)В связи с выходом на сушу в кровеносной системе земноводных произошли крупные изменения. 2)У взрослых особей лягушек и их личинок трѐ хкамерное сердце. 3)Головастик развивается в водной среде из яйца, скорлуповая оболочка отсутствует. 4)Земноводные – теплокровные животные. 5)Кислород поступает в организм взрослых лягушек через влажную кожу и лѐ гкие. 6) Жизнь земноводных во многом зависит от температуры и влажности окружающей среды. 7)К земноводным относят: зелѐ ную жабу, гребенчатого тритона, нильского крокодила и травяную лягушку. Элементы ответа: 1) 2 – у личинки лягушек сердце двухкамерное 2)4 – земноводные – холоднокровные животные 3)7 – нильский крокодил относится к пресмыкающимся ( рептилиям)

20) 2021 (О). 24. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Плоские черви». Укажите номера предложений, в которых были сделаны ошибки. Дайте правильную формулировку.

1)Тело плоских червей обычно имеет листовидную или лентовидную форму. 2)Тело плоских червей образовано 2 слоями: эктодермой и энтодермой. 3) Плоские черви имеют двустороннюю симметрию тела. 4)Свободноживущие плоские черви имеют нервную систему в виде брюшной нервной цепочки. 5)У свободноживущих плоских червей пищеварительная система состоит из рта, глотки и слепозамкнутого кишечника. 6)Все плоские черви гермафродиты. 7)К плоским червям относятся: белая планария, печёночный сосальщик и человеческая аскарида.   Элементы ответа: Ошибки допущены в предложениях: 1)2-Тело плоских червей состоит из 3 слоёв (появляется мезодерма). 2)4- Нервная система плоских червей лестничного (стволового типа), 3)7-К плоским червям относят только белую планарию и печёночного сосальщика (человеческая аскарида относится к круглым червям).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...