Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава З. Классификация физических упражнений




ПАУЭРЛИФТИНГ

 

от новичка до мастера


Б. И. Ш ейко

 

 

ПАУЭРЛИФТИНГ.

 

ОТ НОВИЧКА ДО МАСТЕРА

 

 

медиа

AKT1/KPOPMVAA

 

 

Москва


 


УДК 796.8 ББК 75-712

 

Ш 39

 

 

Авторы:

 

Б. И. Ш е й к о, П. С. Г о р у л е в, Э. Р. Р у м я н ц е в а, Р. А. Ц е д о в

 

Рецензенты:

 

доктор педагогических наук, профессор

 

Г. П. В и н о гр а д о в;

 

доктор педагогических наук, профессор

 

А. В. С а м с о н о в а

Б. И. Ш е й к о, П. С. Г о р у л е в, Э. Р. Р у м я н ц е в а, Р. А. Ц е д о в

Ш 39 Пауэрлифтинг. От новичка до мастера / Б. И. Шейко, П. С. Горулев, Э. Р. Румянцева, Р. А. Цедов; под общ. ред. Б. И. Шейко. - Москва, 2013. - 560 с.: ил.

 

 

Монография «Пауэрлифтинг» подготовлена коллективом авторов в соответствии с программой по пауэрлифтингу. В ней изложены основы современной теории и методики пауэрлифтинга. В монографии дан современный системный подход к совершенствованию и обучению технике выполнения соревновательных упражнений в пауэрлифтинге. Настоящая монография написана для тренеров, спортсменов и любителей пауэрлифтинга.

 

 

УДК 796.8 ББК 75.712

 

  © Шейко Борис Иванович, 2013
ISBN 978-5-906299-05-5 © Медиа групп «Актиформула», 2013

Выражаем искреннюю благодарность людям, которые внесли весомый вклад в подготовку и издание этой книги:

 

Валентине Ш ейко Сергею Антоновичу Владим иру М асленкину Игорю Завьялову

 

А ндрею Попову

Д м итрию и Д анииле Д иденко Никите Нестерову Игорю Сам охину Тим уру М уж ухоеву

Александру М арты нову

А ндрею Сизову

 

Андрею Глобе

 

М аксим у Тропец О льге Барбакадзе

Эдуарду Рейнгардту

 

А лександру Бычкову Павлу Кныш у Николаю Некрасову Д м итрию Чертуш кину Валентине Нелю бовой Ирине Котловой

Павлу Ануф рикову Галине Кучинской

 

Алексею Куркову

 

А также благодарим за помощь в издании книги:

 

Игоря Будяненко Петра Платонова
Сергея Воробьёва Илью Пож идаева
А лександра Калинина Кирилла Сафонова
Игоря Кондраш ова Андрея Тарасова
Евгения Кретова Антона Тю тю нникова
Евгения Лихачёва Альм ира Ф азы лова
Леонида М ажара И рину Ф едорову
Сергея М айорова Владим ира Ш найдера
Илью Нидилько Д м итрия Власова
Ивана Петрова Ю рия Устинова

 

 

«Ж елезную команду»: Леонида М икова, Д м итрия Смирнова и Алексея Болдырева


Пауэрлифтинг. От новичка д о мастера

 

 

FOREWORD

 

Powerlifting is a modern sport.

 

Unfortunately there is still not enough scientific and methodological detail to support an exact method in the training process. There are many unresolved issues relating to technology and teaching methods in this area. Training of athletes to improve individual skills depends on many factors and conditions.

 

The main role of the coach is to provide safe and best practice, to advance athletic training and performance. Developing a rational system of training is the prime way to provide good coaching practice to athletes.

 

Experience tells us not every coach is able to teach an athlete perfect technique. A goodcoach must have in-depth knowledge and experience and the ability to adapt his/her training program to the needs and ability of the athlete.

 

The rise of powerlifting in Russia was created through training knowledge of athletes. The Russiancoach Boris Sheiko experienced great success in this area. He announced himself as an expert who worked with athletes to the highest professional level. His knowledge can be related to the athletic performance of his students. He has trained many great athletes when working as a coach in Kazakhstan and Russia. His students have won seven championships in Asia, 22 times European Champions and they have won 36 championships of the world. Among Sheiko’s stars are famous names. They are multiple-world champions Sergey Mor, Ravil Kazakov, Victor Furazhkin, Irina Abramova, N. Mir and others.

 

The achievements of B. Sheiko’s students in powerlifting are very high and continue to grow. But the success of B. Sheiko is not only due to the achievements of his students, he is also a qualified and a talented coach with a high level of scientific and methodological knowledge in the field of sports. This includes scientific research and training many athletes. He has achieved a high standard in sports and is published widely. Everything written by Boris Sheiko about powerlifting, deserves consideration (he has written nine books and more 150 articles about powerlifting, including 30 scientific articles).

 

This monograph highlights not only the fundamentals of the theory and methodology of sports training in powerlifting, but also presents new results of researches, which are described according to the basis of an interdisciplinary approach (physiology, biomechanics, sports medicine and biochemistry).

 

Coaching requires knowledge, experience and enthusiasm in the training of athletes and power-lifters. A coach must have the ability to determine appropriatedynamics and components, which are necessary for the preparation of the athlete. There must be an ongoing aspiration for performance through knowledge, adaption and experience in the ultimate search for athletic excellence and sporting success.

 

This monograph will serve as a helpful guide for those in search of reliable athletic and powerlifting information. It may be helpful to those sporting participants, students, academics et al. I am sure this material can also be useful for those who are taking part in training courses in the field of physical culture and sport in general.

 

Gaston Parage IPF President


 

 

4


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Пауэрлифтинг является современным видом спорта. К сожалению, в тренировочном процессе данного вида спорта до сих пор нет хорошего научно-методического обеспечения. Существует много нерешенных вопросов, связанных с технологиями и методами обучения в пауэрлифтинге. Успешность тренировки спортсменов с целью улучшения индивидуальных навыков зависит от многих факторов и условий.

 

Основная роль тренера состоит в обеспечении безопасной и лучшей практики для продви­ жения спортивной подготовки и производительности атлета. Разработка рациональной системы подготовки является основным способом обеспечения хорошей практики процесса тренировки спортсменов.

 

Опыт подсказывает, что не каждый тренер способен научить своего спортсмена овладению совершенной техникой. Хороший тренер должен обладать глубокими знаниями и опытом для того, что уметь адаптировать программу обучения с учетом возможностей и потребностей спортсмена. Подъем пауэрлифтинга в России произошел благодаря тренерским знаниям атлетов. Русский тренер Борис Шейко достиг больших успехов в этой области. Он зарекомендовал себя в качестве эксперта, который работал со спортсменами на высоком профессиональном уровне.

 

Его знания подтверждаются спортивными достижениями его учеников. Он взрастил много великих спортсменов в период работы тренером в Казахстане и России. Его ученики семь раз побеждали на чемпионатах Азии, 22 раза становились чемпионами Европы и 36 - чемпионами мира. Среди учеников Б. Шейко много известных имен. Это неоднократные мировые чемпионы Сергей Мор, Равиль Казаков, Виктор Фуражкин, Ирина Абрамова, Н. Мир и другие. Достижения учеников Б. Шейко очень высоки и продолжают расти. Но его успех в области пауэрлифтинга связан не только с этим - Б. Шейко является высококвалифицированным и талантливым тренером, обладателем научно-методических знаний высокого уровня в области спорта. Они включают в себя научные исследования и спортивную подготовку большого количества спортсменов. Он сумел достичь высокого уровня в спорте и широко публиковался. Все написанное Б. Шейко заслу­ живает внимания (9 книг и более 150 статей о пауэрлифтинге, в том числе 30 - научных).

 

В данной монографии освещаются не только основы теории и методологии трениро­ вочного процесса в пауэрлифтинге, но и новые результаты исследований, которые описаны в соответствии с основами междисциплинарного подхода (физиологии, биомеханики, спортивной медицины и биохимии).

 

Осуществление процесса тренировки спортсменов требует знаний, опыта и энтузиазма. Тренер должен уметь определять соответствующую программу, которая необходима для подго­ товки отдельно взятого атлета.

 

Он должен постоянно стремиться к осуществлению деятельности с применением знаний, адаптационных методов и опыта, конечной целью которых является достижение спортивных успехов и совершенства.

 

Монография предназначена для использования в качестве полезного руководства тем, кто ищет проверенную и надежную информацию о пауэрлифтинге. Она будет полезной спортсменам, студентам, преподавателям и т. д. Я уверен, что данный материал будет полезен тем, кто принимает участие в программах обучения в области физической культуры и спорта в целом.

 

Гастон Параж, президент IPF


 

5


Пауэрлифтинг. От новичка д о мастера

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из наибо/iee важных и эффективных средств укрепления здоровья и воспитания характера во все времена и у всех народов были и остаются занятия физической культурой и спортом. Пауэрлифтинг - новый вид спорта, который появился за рубежом лишь в конце 40-х - начале 50-х годов XX столетия, в Россию пришел еще позже, а в настоящее время динамично развивается во всем мире.

 

При исследовании спортивной тренировки как способа достижения максимальных возможностей спортсмена в научно-методической литературе выделяют относительно самостоятельные элементы структуры подготовленности: техническую, физическую, тактическую, психическую и интегральную [104, 135, 144]. Содержание ряда работ [1, 11, З1» 43» 122>124,134; 155» 16 2,17 6,18 5,19 4, 218, 227, 289] касается терминологии атлетиче­ских видов спорта, выбора наиболее эффективных средств и методов обучения технике соревновательных движений и развития физических качеств, планирования, контроля и учёта тренировочных и соревновательных нагрузок и т. п. Однако научно-методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса в этом виде спорта остается недоста­ точно разработанным. Отсутствуют объективные инструментальные данные о биоме­ ханической структуре тренировочных и соревновательных упражнений, научно обосно­ ванные рекомендации по использованию средств и методов в тренировочном процессе пауэрлифтеров [8о]. Весь материал монографии разбит на разделы и состоит из десяти основных глав.

 

 

Первая глава рассказывает об истории зарождения пауэрлифтинга в мире, Европе и России, восстанавливает прерванную связь времен, возрождает преемственность спортивной культуры настоящего и прошлого, возвращает десятки спортивных имен в современность.

 

Во второй главе приведена терминология. Многие слова и словосочетания - иностран­ ного происхождения, так как пауэрлифтинг пришел к нам из-за рубежа. Авторы не вводили новых терминов и не подменяли понятий. Они только систематизировали то, что уже существует в научной и методической спортивной литературе по пауэрлифтингу.

 

В третьей главе описаны базовые теоретические и научные основы тренировочного процесса, представлена классификация соревновательных упражнений, выполняемых в процессе тренировок.

 

Ознакомившись с четвертой главой, читатель узнает, какую роль в процессе тренировки играет сердечно-сосудистая, дыхательная и нервная система, как при интенсивных физиче­ ских нагрузках происходит обмен веществ, как работают выделительные функции и какую роль в организме при этом играют гормоны, как двигательная способность человека зависит от телосложения. Кроме всего перечисленного в главе рассматриваются работа основных мышечных групп при выполнении соревновательных упражнений, а также другие физиологи­ ческие вопросы.

 

Материал пятой главы знакомит читателей с основными понятиями техники в пауэр-


 

6


•А*

 

лифтинге, а также с фазовой структурой соревновательных упражнений и его периодах.

 

В главе впервые представлены биомеханический видеоанализ соревновательных упражнений

 

в пауэрлифтинге спортсменов высшего спортивного мастерства, их техника по каждому виду соревновательного упражнения с использованием киноциклографии.

В шестой главе большое внимание уделяется ошибкам при выполнении соревнова­ тельных упражнений, а также факторам, способствующим возникновению встречающихся ошибок, и способам их устранения. Материал главы носит чисто дифференцированный характер. В ней развиваются и конкретизируются общие принципы обучения начинающих

 

атлетов.

 

Из седьмой главы можно узнать информацию об экипировке для пауэрлифтеров и о фирмах, изготавливающих для них специальную одежду и обувь. Образцы жимовых маек, комбинезонов для приседания, тяги и другой спортивной формы, а также наколенников, лямок

 

и других приспособлений продемонстрированы в главе многочисленными фотографиями.

 

В главах восьмой и девятой рассказывается о методике планирования тренировок спортсменов разного уровня подготовленности, а также предлагаются примерные трениро­ вочные программы спортсменов.

 

В десятой главе читатели познакомятся со спортивным питанием и методами

 

восстановления.

 

Таким образом, в монографии авторы изложили материал, который поможет читателям творчески подойти к построению тренировочного процесса, используя принципиально новые знания, а также предложили методику тренировочного процесса.

 

В работе над монографией были использованы научные и методические труды отече­ ственных и зарубежных авторов, изучающих силовые виды спорта, данные научных исследо­ ваний, проводимых на базе кафедры теории и методики тяжелой атлетики, борьбы и фехто­ вания Башкирского института физкультуры, а также материал, обобщающий опыт ведущих тренеров и сильнейших спортсменов Республики Башкортостан и России.

 

Главы 1 и 2 написаны заслуженным тренером России Б. И. Шейко совместно с доктором педагогических наук, профессором, заслуженным тренером России П. С. Горулевым.

 

Материал 4-й главы (4.1.-4.9) подготовлен доктором биологических наук, профессором Э. Р. Румянцевой. Материал 3, 5-9 -й глав, а также глава 4.10 написаны заслуженным тренером России Б. И. Шейко.

Материал ю -й главы подготовлен Р. А. Цедовым.

 

Авторы монографии выражают благодарность за рекомендации монографии «Пауэр­ лифтинг»: доктору педагогических наук, профессору Г. П. Виноградову и доктору педагогиче­ ских наук, профессору А. В. Самсоновой. Без высокопрофессиональной компетентности их как профессионалов своего дела настоящая монография не состоялась бы.

 

Особая признательность доктору технических наук, профессору С. В. Фетисову, взявшему на себя труд в проведении столь сложного биомеханического анализа техники соревновательных упражнений в пауэрлифтинге, а также старшему преподавателю БашИФК Е. В. Охлюеву за предоставление более 500 фотографий.


Пауэрлифтинг. От новичка д о мастера

 

Ш ейко Горулев Рум янцева  
Борис Иванович Павел Сергеевич Эльвира Римовна  
Заслуженный тренер России Директор Уфимского филиала Заместитель директора  
и Казахстана. Уральской государственной Уфимского филиала Уральской  
Главный тренер мужской академии физической государственной академии  
сборной России культуры. физической культуры  
по пауэрлифтингу (1999-2006). Доктор педагогических наук, по инновационной и научной  
Главный тренер сборной РБ профессор. работе.  
Доктор биологических наук,  
по пауэрлифтингу (1997-2007). Заслуженный тренер России.  
Доцент кафедры спортивных Судья международной профессор.  
Судья международной  
игр и единоборств категории.  
Уфимского филиала Уральской Президент Федерации тяжелой категории по тяжелой  
государственной академии атлетике.  
атлетики РБ.  
физической культуры.    
     
Судья международной      
категории.      

 

 

Цедов Показаньева
Роман А лексеевич Каролина
Генеральный директор А лександровна
ООО «Актиформула». Руководитель
Кандидат в мастера спорта издательского
по силовому троеборью. проекта.
Обладатель двух патентов Редактор
на изобретения, Медиа групп
автор более десяти «Актиформула».
научных статей. Специалист
  книжного дела.

 

 

8


Классификация физических упражнений в пауэрлифтинге •Л*  
   

 

 

Глава з. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

В ПАУЭРЛИФТИНГЕ

Историческая справка

 

Один из основоположников теории физического воспитания А. Д. Новиков (1949) считал, что общая систематика физических упражнений должна быть единой для всех звеньев системы физвоспитания, в противном случае она теряет свое научно-практическое значение. Система­ тика физических упражнений, как важнейшее условие их педагогического использования, явля­ ется одним из главных элементов системы физического воспитания [116].

 

Научно-практическое значение классификаций физических упражнений определяется тем, какой именно признак (или признаки) положен в их основу, насколько он важен для оценки существа упражнений и их применения. Если в основу классификации положен признак, суще­ ственный в педагогическом отношении, она помогает ориентироваться в чрезвычайном много­ образии физических упражнений, рационально подбирать и использовать их в целях физиче­ ского воспитания (/]. П. Матвеев, А. Д. Новиков, 1976).

 

Специалистами тяжелой атлетики уже давно была разработана тема классификации физических упражнений. Одним из первых сделал попытку систематизировать упражнения Н. И. / 1учкин в своем учебнике для институтов физической культуры «Тяжелая атлетика» (1956). Затем уже в каждом последующем учебном пособии по тяжелой атлетике опубликовывались материалы по систематике, классификации терминологии тяжелой атлетики: А. И. Фаламеев, 1962, 1981; М. П. Михайлюк, 1965; А. К. Самусевич, 1967; А. Н. Воробьев, 1967, 1972, 1981, 1988;

 

А. С. Медведев, 1981,1985,1986.

 

H. П./1апутин (1973) в своей книге «Специальные упражнения тяжелоатлета» не только систематизировал, но и проанализировал специальные и дополнительные упражнения, приме­ няемые в тяжелой атлетике [86].

 

/ 1. С. Дворкин (2001, 2005); Г. П. Виноградов (2009) первыми дали классификацию упраж­ нений в тяжелоатлетических видах спорта.

 

А. С. Медведев, Я. Якубенко (1997) первыми в России сделали попытку классифицировать упражнения, применяемые в тренировочном процессе пауэрлифтинга: они предложили схему ранжирования основных и дополнительных упражнений силового троеборья [116].

 

Наиболее полную классификацию упражнений, применяемых в пауэрлифтинге, дали

 

Б. И. Шейко (2001, 2005), Б. И. Шейко, П. С. Горулев (2004) [263, 265].

 

В результате изучения системы классификации физических упражнений определились общие признаки, в основу которых входят:

 

I. Развиваемые физические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость и др. (Н. Озолин, 1949; В. Дьячков, 1950,1955,1967, В. Кузнецов, 1975, и др.).

 

2. Учет формы физического движения по системе близости к соревновательному уп нению (В. Фарфель, 1969; В. Кузнецов, 1975).


 

95


Пауэрлифтинг. От новичка до мастера

 

 

3. Воздействие на звенья ОДА (опорно-двигательный аппарат) (/1. Иванова, Ю. Парши-гагин, 1973).

 

4. Классификация упражнений по интенсивности нагрузок по энерготратам (Н. Саксонов, 1969; М. Годик, 1978).

 

5. Классификация по относительной мощности работы (только для физических упраж­ нений циклического характера - В. Фарфель, 1949).

 

6. Ранжирование упражнения по трем признакам: по методу спортивного упражнения, по цели и по характеру движения (Г. Наталов, 1964,1968).

 

7. Анализ тренировочных нагрузок на ЭВМ. На примере тяжелой атлетики авторы

 

А. Черняк и М. Гисин (1977), А. Черняк, С. Качаев (1978) попытались объединить физические упражнения в группы по наиболее информативным параметрам нагрузки и «расставили» их по тренировочным циклам различной длительности. В результате эксперимента они пришли к выводу, что ЭВМ может выступать в качестве вспомогательного механизма при управлении тренировочным процессом [114].

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...