Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникаций и коммуникативной компетенции




Коммуникации в организациях

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ

КОММУНИКАЦИЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

 

Общение, коммуникации — это тот вид деятельности, ко­торую человек осуществляет еще до рождения: установлено, что ребенок воспринимает факторы внешней среды, состояние и поведение матери и реагирует на все это еще в утробе. Без коммуникаций с себе подобными человек не становится ра­зумным существом. Имея такой богатый опыт общения, каж­дый подсознательно считает, что в этой деятельности он до­статочно искушен и ему не требуется дополнительных усилий для подготовки и проведения деловой беседы, переговоров, получения нужной информации, оказания влияния на пове­дение другого человека или группы лиц. Это очень распрост­раненное заблуждение. Вспоминая давние и недавние события, можно найти массу случаев неудачных коммуникаций, т. е. таких, результат которых был хуже ожидаемого. Основные причины — переоценка собственных коммуникативных навы­ков, игнорирование системной сущности партнера по общению и наличия у него собственных целей и способов их достиже­ния, игнорирование специфики ситуации, а зачастую — само­надеянность или лень, не позволившая потратить время на элементарную подготовку к коммуникации.

Коммуникации — это обмен информацией в процессе дея­тельности, общение (а также пути сообщения). Эффективно­стью коммуникаций в организации часто определяется каче­ство решений и их реализации.

При осуществлении коммуникаций следует принимать во внимание наличие «барьеров непонимания» (семантического, стилистического, логического, фонетического, барьера автори­тета и др.) и овладевать методами их преодоления.

Общение — связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информаци­ей, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Как сказал Т. А. Мерфи, бывший председатель правления General Motors, «одним и тем же общим знаменателем в бизне­се и в менеджменте являются люди и отношения с людьми... В конечном итоге коммуникации важнее всего... эффективные коммуникации могут обеспечить и успех, и неудачу или по крайней мере определить степень успеха».

Ниже перечислены принципы эффективных коммуникаций, которыми мы рекомендуем руководствоваться на практике:

v объективная необходимость при решении проблем коммуникативного характера учета единства рационального и эмоционального в поведении человека; иногда речь может идти об иррациональном поведении, особенно с субъек­тивной точки зрения (мы часто считаем, что другой че­ловек нерационален, поскольку его поведение не укладывается в нашу модель, не соответствует нашим ожиданиям);

v принцип ситуативности, включающий (1) необоснованность ожидания именно той реакции на коммуникативное воздействие, которая имела место в прошлом и является желательной (малое воздействие способно вызвать «лавинную» реакцию), (2) возможность нахождения объекта воздействия в состоянии напряженности, ко­торое трудно распознать, и (3) субъективность в интер­претации ситуаций;

v стремление к повышению уровня объективности представ­лений о партнере по взаимодействию, признание недо­статочности своего мнения и опыта для трактовки и про­гнозирования поведения партнера по общению;

v гуманизм в построении коммуникаций;

v ориентация на сотрудничество, тактику «выигрыш—вы­игрыш»;

учет развития, или онтогенез субъектов общения и ди­намики психических процессов и состояний. Субъект, по­ведение которого вам казалось достаточно понятным, в силу онтогенеза может неожиданно повести себя иначе, просто у него изменились жизненные обстоятельства, мотивы, состояние здоровья, настроение, он стал старше, опытнее, изучил вас;

системность субъектов коммуникаций (любая большая сложная система целостна, уникальна, автономна, адап­тивна, связана со средой, т. е. открыта, динамична, не поддается полному моделированию процессов и состояний и т.п.);

наличие не диагностируемых скрытых факторов поведе­ния — типа намерений, умыслов, имитации;

• принцип неполной адекватности любой сложности моделей поведения субъекта, системы, на основе которых стро­ятся прогнозы и ожидания, самому субъекту, самой системе;

бесконечность процесса познания (нет и не будет основа­ний сказать: «Ну теперь я знаю все!» Более адекватная форма: «Теперь, мне кажется, я знаю достаточно, для того, чтобы прогнозировать поведение в таких-то условиях с высокой степенью вероятности»);

. • научность;

опора на закон.

Понятие коммуникативной компетентности (КК) предпо­лагает, что человек осознает следующие аспекты собственной личности:

• собственные потребности и ценностные ориентации, тех­ника личной работы;

• свои перцептивные умения, т. е. способность восприни­мать окружающее без субъективных искажений, без проявления стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем, личностей, социальных групп; готовность воспринимать новое во внешней среде;

• свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур;

• свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды; свои способы персонализации внешней среды, т. е. те причины и факторы, в соответствии с которыми по отношению к каким-то элементам внешней среды прояв­ляется чувство хозяина;

.• уровень своей экономической культуры, проявляющей­ся по отношению к элементам среды обитания.

Коммуникативная компетентность рассматривается как идейно-нравственная категория, регулирующая всю систему отношений человека к природе и социальному миру, а также к самому себе как синтезу обоих миров. Познав уровень соб­ственной коммуникативной компетентности, человек начина­ет лучше понимать других.

Особенности развития каждой личности, уникальность ее внутреннего мира и трудовой среды позволяют говорить и об уникальности структуры и содержания факторов коммуника­тивной компетентности. Значительное влияние на структуру КК оказывают содержание и характер труда (индивидуальный, коллективный и т. п.), вид предприятия, его размер, особен­ности предметов труда, средств труда, организации труда, ста­тус и роль работника и другие факторы. Можно сказать, что КК имеет конкретное «контекстуальное» содержание, т. е. дол­жна рассматриваться в контексте данного предприятия, кол­лектива, категории работника, рабочего места. При этом мож­но выделить и общие нормы и правила поведения в деловой сфере. Так, законопослушность, честную конкуренцию, ориен­тацию на дело, доброжелательность к сотрудникам можно от­нести к общим нормам делового общения. Такие общие нор­мы содержат профессиональные кодексы, кодексы поведения безупречной корпорации. В то же время достижение максимальных результатов совместно с имеющимися сотрудниками и при этом формирование у них чувства удовлетворенности своим трудом и гордости за него — такая задача решается каж­дым руководителем по-своему, на основе его собственной ком­муникативной компетентности и применительно к каждому коллективу и ситуации. Коммуникативная компетентность поддается развитию в процессе социально-психологического обучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...