Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование СНГ и принципы его функционирования




Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

8 декабря 1991 в беловежской пуще было подписано соглашение о создании сотружества независимых государств. 21 декабря в Алмате все остальные главы союзных республик за исключением прибалтийских государств и грузи подписали алматинскую декларацию по которой эти государства присоединялись к положениям беловежских соглашений. В декабре 93г. соглашение так же подписала Грузия. С 2009 года Грузия вышла из состава СНГ. За первый год существования данной структуры было создано боле 30 координирующих органов, основная цель создания содружества заключалась в обеспечение постепенного перехода к суверенитету бывших союзных республик, обеспечения хозяйственного взаимодействия, сотрудничество в оборонной политике и охраны внешних границ, обеспечение основных прав и свобод человека на территории постсоветского пространства.

На сегодняшний СНГ имеет систему органов власти по принципу разделения властей, высшим органом принимающем решения – совет глав государств, собирается на заседание 2 раза в год, Совет глав правительств – собирается 4 раза в год, решение этих структур достигаются за счет консенсуса, при этом любое государство может заявить о своей незаинтересованности. СГГ, СГП принимают решения касательно изменения устава СНГ, оптимизация структуры СНГ, заслушивание отчетов о деятельности СНГ, делегирование полномочий нижестоящим органам.

Следующая по значимости структура совет министров иностранных дел – обеспечение совместной внешнеполитической деятельности и координация межгосударственных споров и отношений на постсоветском пространстве.

Экономический суд СНГ – существует с 1992 года, по 2 судьи от государства и назначаются они на этот пост сроком на 10 лет, при этом решения суда bv.n только рекомендательный характер.

Межпарламентская ассамблея (представительная ветвь) – представители парламентов стран участниц которое обсуждают вопросы связанные с гармонизацией законодательных актов государств СНГ, так же приведение национальных законов в соответствие с международными договорами принятыми в рамках СНГ.

Действует регулярно исполнительный комитет СНГ (апрель 1999) – занимается координацией деятельности всех структур содружества которых насчитывается более 60.

Проблемы интеграции и реинтеграции в рамках СНГ, противоречия и трудности становления.

Проблемы экономической и политической интеграции в рамках СНГ являются следствием того, что, имея практически одинаковую стартовую нормативную базу, доставшуюся в наследство от бывшего СССР, молодые суверены по итогам нового законотворческого процесса не воспользовались дарованным им общим наследием, а, наоборот, постарались закрепить существовавшие различия в экономической политике.

В ходе реформ на экономическом пространстве Содружества образовались четыре региональных объединения: Союзное государство Беларуси и России, ЕврАзЭС, ЦАС и ГУАМ. Эти объединения, разные по уровню и глубине, показывают, что существует опасность разобщения разных образований, их противопоставления в ущерб сохранению целостности Содружества. Однако с другой стороны, они свидетельствуют о наличии устойчивых интеграционных намерений у ряда стран Содружества и о гибкости, а не аморфности его механизмов, позволяющих функционировать различным моделям, объединенным общностью интересов.

Вместе с тем, вместо создания единой валютной зоны стран СНГ, о которой раньше так много говорили, более предпочтителен просто валютный союз с Россией. В пользу этого говорит характер экономических связей, торгового оборота и ряд других факторов. Однако к настоящему времени объем товарооборота между российскими регионами и областями стран Содружества, сократился в 34 раза.

Специалисты считают, что за всю историю своего существования СНГ не сумело добиться ни каких-либо значимых геополитических успехов, ни даже того, ради чего изначально было создано – экономической интеграции бывших республик СССР. Экономики стран Средней Азии и Закавказья развивались сами по себе, и активное российское влияние в них стало заметно лишь в последние два-три года. Тем временем за прошедшие 18 лет страны СНГ сумели получить самостоятельный выход на мировой рынок сырья: Казахстан – нефти, цветных и черных металлов, урана, Узбекистан – хлопка, Туркменистан – газа, Таджикистан – алюминия и хлопка.

В экономических услугах Москвы практически никто из бывших республик СССР более не нуждается. При этом Россия не предложила никаких идей по реформированию экономической модели СНГ. Вместе с тем, проблем, которые можно было бы решать вместе – достаточно. Например, выработка концепции скоординированного вступления в ВТО, совместное с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Азербайджаном и Грузией развитие электроэнергетики. СНГ стало скорее механизмом цивилизованного «развода» бывших союзных республик, нежели их объединителем.

Бывший президента Туркменистана Сапармурат Ниязов – через своего представителя – еще в сентябре 2005 года заявил об отказе от членства в Содружестве и переходе его страны в разряд ассоциированных членов.

Украина, Молдова и даже Армения, периодически высказываются о возможности выхода из Содружества.

12 августа 2008 года, после провальной попытки Грузии захватить Южную Осетию, на митинге в Тбилиси Михаил Саакашвили объявил о намерении Грузии выйти из состава СНГ, призвав Украину и другие страны оставить организацию, в которой доминирующую роль играет Россия. 9 октября 2008 года на заседании министров иностранных дел стран СНГ в Бишкеке рассмотрен вопрос о выходе Грузии из СНГ. Все соответствующие документы Грузия направила в Исполнительный комитет Содружества. Процедура выхода продлится год, а затем Грузия должна будет продолжать соблюдать все договоренности и обязательства, принятые на себя еще в Содружестве до полного их выполнения, и страна подтвердила готовность выполнить этот тезис. Членов Содружества стали привлекать другие политические силы – в первую очередь США и Китай.

Россия-белоруссия.

после распада СССР отношения России и Белоруссии сохранились как дружеские. Белоруссия – государство, модель рыночной экономики которой социально ориентированна. Ее основные характерные черты: сильная регулирующая роль государства, наличие в народном хозяйстве мощного государственного сектора, который обеспечивает устойчивый экономический рост, сохранение социальных программ, поддержание науки, образования, медицины, передовых в технике-технологическомотношении производств.
В Белоруссии за государством сохранены командные высоты в ключевых отраслях экономики: электроэнергетика, транспортные коммуникации, нефтеперерабатывающий комплекс, оборонные производства, гиганты тракторо- и автомобилестроения, предприятия в других секторах народного хозяйства. В отличие от России Белоруссия избежала перекосов в имущественном расслоении общества, там нет концентрации значительной доли общественного достояния в руках нескольких олигархических кланов, что ведет к «разъеданию» единства нации, к разгулу криминала, засилью организованных преступных организаций.
В Белоруссии нефти добывается в абсолютном выражении в 210 раз меньше, чем в России, но в стране обеспечивается динамичный рост реального рукотворного производства в химии, машиностроении, электротехнике, пищевой промышленности и т.д.
Белоруссия единственное государство, добивающееся тесной интеграции с Россией. Интеграция идет, начиная с весны 1996 г. В декабре 1999 г. подписан и ратифицирован Договор о создании Союза России и Белоруссии. Преимущества интеграции неоспоримы:
1. Белоруссия начинена современным производством. Опираясь на него Россия сможет увеличить свой потенциал на 25 %, а Белоруссия обеспечивает ежегодный прирост в экономике до 40 %.2. Через Белоруссию идет 75-80 % российского транзита на Запад. Для России эта форточка в Европу. В отличии от Украины и Прибалтики здесь нет проблем с хищениями.
3Согласуется внешняя политика
4. Прорывается санитарный кордон, который создают США против России от Черного моря до Балтики
5. Усиливается контроль за территориям, находящимися по периметру России к Западу.
Планы реинтеграции России и Белоруссии переросли в идею полного восстановления государственного единства через создание нового союзного государства. Уже несколько лет ведется работа по подготовке и принятию нормативных документов, на основе которых можно будет реализовать данную идею.
ПЕРСПЕКТИВЫ СОЮЗА
1. Союз позволит России в два или три года добиться 25% прироста в экономике за счет использования потенциала Белоруссии. Ожидаемый эффект для Белоруссии — 40%.
2. Через Белоруссию идет 75—80% российского транзита на Запад. Белоруссия — это «форточка» в Европу.
3. Внешняя политика Белоруссии и России (как ближнее, так и дальнее зарубежье) согласуется полностью: будь-то неприятие продвижения НАТО на Восток или осуждение непомерных глобалистских амбиций США — их желание создать ПРО.
4. Возможности, чтобы воспрепятствовать созданию вокруг России «санитарного кордона» путем объединения стран от Черного моря до Балтики.
5. Появилась возможность совместной охраны воздушно-космического пространства и государственных границ двух стран, стран, сопредельных с Украиной, обустройства и оборудования по периметру границы с Литвой, Латвией.
В связи с рядом объективных и субъективных причин в процессе сближения России и Белоруссии в последние годы наблюдались определенные трудности, которые преодолимы.

23.Россия-Украина. Наиболее жесткую позицию по отношению к России занимает Украина. Этим она создает трудности не только для России, но и для самой себя.
Подписанный в конце 1998 г. полномасштабный договор с неопределенным статусом Севастополя снял многие негативные моменты в отношениях России с Украиной.
Представители радикально-националистической организации «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО) все последние годы открыто распространяли свое влияние на сопредельные с Украиной государства. УНА—УНСО открыто заявляла о присутствии своих боевиков в Чечне (около 400 человек). Организация пытается закрепиться в Ингушетии, Дагестане, Ставрополе и других районах Северного Кавказа.
Явно демонстративный характер имеют заявления отдельных украинских политиков о скорейшей интеграции Украины в западные структуры ЕС и НАТО.
Украина требует от России:
? долю в золотом запасе и Алмазном фонде бывшего СССР,
? возвращения украинских культурных ценностей,
? погашения задолженности перед юридическими и физическими лицами бывшего Внешэкономбанка СССР, полной информации о состоянии балансов Госбанка, Гохрана, Внешэкономбанка СССР, их международного аудита и т.д.
? обеспечить полный режим свободной торговли с Украиной, отменить все якобы дискриминационные меры и ограничения на ее товары,
? поставки газа по низкой цене и т.д.
Для решения таких вопросов в 1993 г. был создан Экономический союз стран СНГ, но Украина сразу же отказалась в нем участвовать. Она не присоединилась к Таможенному союзу России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.
В 2001 г. велись переговоры об обучении украинской армии американскими специалистами, развертывании американской ПРО. В июне 2001 г. заявлено о намерении Украины вступить в ЕС. Однако на Западе Украину считают в некотором смысле дотационным государством. В. Путин договаривается с ЕС о безвизовом режиме для российских граждан, в Украине ввели миграционные карты (визы) для россиян, приезжающих на отдых в Крым, тем самым обрываются связи между родственниками, потери несет сам Крым.
На территории Крыма возникают не просто террористические группировки исламского толка, что грозит международной безопасности, но и слышны идеи сепаратизма.
В середине июля 2003 г. украинские власти запретили российским летчикам тренироваться в Крыму. Сейчас в России есть единственный авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». А тренажер для палубной авиации расположен в Крыму.
В Украине ярко проявляются антироссийские настроения, политика носит дискриминационных характер по отношению к русскому населению: сокращение числа школ для русских; сокращение числа русскоязычных изданий и объема вещания на русском языке в СМИ, русский признан как язык национального меньшинства (хотя русских в Украине – четверть населения, русским языком пользуются почти 80% населения). Образование в дошкольных, начальных, средних, профессионально-технических заведениях, в вузах и университетах можно получить, только владея украинским языком. Изучать русский язык и историю России можно только факультативно и за дополнительную плату.
Западной Украины традиционно сильны позиции униатской церкви, подчиняющейся, так же как и римско-католическая, папе римскому. В Украине сильны прозападные, точнее проамериканские настроения, что подтвердилось после «оранжевой революции».
На протяжении нескольких лет не был решен вопрос транспортировки газа таким образом, чтобы не были нарушены интересы России. В 2007 году в начале января возникли проблемы с кражей российского газа, в январе 2009 – разразилась «газовая война», на территорию Украины были отосланы международные наблюдатели по причине прекращения транспортировки газа через ее территорию, как оказалось, газ был украден, в конце января были подписаны соглашения между Россией и Украиной по обязательствам транспортировки газа после долгих и тяжелых пеерговоров.
Но следует понимать, что Украина представляет интерес для России:
- Украина – самая большая по территории страна Европы (за исключением европейской части РФ) с населением 52 млн. чел., что только в три раза меньше, чем в России, и серьезным промышленным и технологическим потенциалом;
- обладает ключевым стратегическим положением по отношению сразу к нескольким регионам (Черноморскому, Северокавказскому, Центрально-европейскому, Балканскому).
- без Украины России трудно будет обрести свою идентичность.
- Без Украины невозможен союз славянских государств.
- В экспорте Украины в страны СНГ на долю России приходится 71%, в импорте — 79%. Россия практически полностью обеспечивает Украину энергоносителями (90%). Россия получает более 80% валютной выручки от продажи нефти и газа, экспортируемых в Европу через транспортные коммуникации Украины; 60% украинских предприятий связано с российскими. Такая взаимозависимость рождает обоюдную заинтересованность в сотрудничестве.
В последние годы в российско-украинских отношениях наметился определенный прогресс. Они строятся на договорной основе, предусматривающей уважение государственного суверенитета обеих сторон. Россия имеет на территории Украины военно-морскую базу, на которой сосредоточены основные силы ее Черноморского флота. Нашла свое решение проблема украинского газового долга России. Намечены направления сотрудничества в важных экономических и технологических отраслях — авиастроении, исследовании космического пространства, энергетике.
В выборе приоритетов новой российской политики на первом месте по значению
? положение русских (и русскоязычных) на Украине. Необходимо сделать права человека (в данном случае — русского человека) основным рычагом российской политики на Украине.
? продолжение политики прагматизма в российско-украинских экономических отношениях - увеличение российских инвестиций в украинскую экономику.
? возвращение к военному и военно-техническому сотрудничеству - решение и проблемы Черноморского флота, и проблемы взаимоотношений с НАТО

24 Вопрос 24.закавказье. Россия – Грузия

Грузия является важным геостратегическим регионом, перекрывая подход к Турции и имея выходы к Черному морю. Грузия является многонациональным государством, около 30% шестимиллионного населения Грузии – этнические меньшинства, которые громко возмущаются господством грузин. В Абхазии проживают представители русского, армянского, абхазского и многих других народов. В Южной Осетии население состоит из осетин. Район Ахалкали, где в основном проживают представители армянского народа. Район под названием Аджария, где проживают в основном грузины-мусульмане. И осетины и абхазы входили в состав российской империи и пожелали остаться в составе России. Россия использовало этот фактор давления, чтобы удержать Грузию в составе СНГ и сохранить военные базы на ее территории и таким образом закрыть доступ Турции к Грузии. Существует явное несовпадение позиций по чеченской проблеме. Руководство Грузии сохраняет антироссийские настроения. Грузия стремится в НАТО и ЕС.
На бывших военных базах в Грузии, построенных во времена СССР, откуда ушли российские войска, хозяйничают военные из Турции. Им активно помогают американцы. В Грузии сформирован четвертый батальон армейского спецназа, личный состав которого проходит подготовку под началом американских военных инструкторов в рамках программы США «Обучи и оснасти». Самолеты США системы «Авакс» (электронная разведка) летают над территорией Грузии, вторгаются в воздушное пространство России. В этой ситуации задеваются интересы национальной безопасности России.
Бывший президент Э. Шеварнадзе упорно стремился отказаться от миротворческих усилий России и заменить войска «северной соседки» в Абхазии на контингенты НАТО. Поскольку в Абхазии проживает много русских, украинцев, армян, греков, которые не хотят рвать связей с Москвой. На субъекты РФ приходится более 80% абхазского товарооборота за счет железнодорожной связи Сочи-Сухуми, уровень абхазов выше. Лидер Аджарии Аслан Абашидзе отстаивал идею продления железнодорожного сообщения до Батуми.
Восстановление железнодорожного сообщения Сочи — Сухуми — Тбилиси — Батуми — Ереван Шеварднадзе обставлял рядом условий, многие из которых могут решить только лидеры автономий Абхазии, Аджарии, Южной Осетии.

Население Абхазии стремится уйти из-под власти Грузии. Более 70% абхазов, русских, армян, греков, украинцев имеют российское гражданство. Уйти из под опеки Тбилиси демонстрирует также Аджария и Южная Осетия. Летом 2003 г. бывший южно-осетинский лидер Э.Кокойты заявил о намерении Южной Осетии войти в состав России. Около 60% жителей республики имеет российское гражданство.
Э. Шеварднадзе был инициатором создания блока ГУАМ (ГРУЗИЯ-УКРАИНА-АЗЕРБАЙДЖАН-МОЛДАВИЯ). В апреле 1999 г. в него на время вошел Узбекистан. Члены ГУАМ открыто признавали свое стремление свести влияние России на территории бывших союзных республик до минимума и создать гомогенный территориальный пояс.
После происшедшей в 2004 г. «революции роз» Э. Шеварднадзе на посту президента Грузии сменил Михаил Саакашвили. Массовые акции протеста оппозиции, приведшие к власти М. Саакашвили, были профинансированы США. Политик придерживается еще более ярко выраженной прозападной и проамериканской ориентации. В начале своего правления М. Саакашвили наряду с мерами, направленными на борьбу с коррупцией и стимулирование экономических реформ внутри страны, пытался создать видимость сближения с Россией, однако вскоре российско-грузинские двусторонние отношения вновь стали ухудшаться.
При неурегулированности ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии отсутствие должного взаимопонимания между Россией и Грузией может негативно отразиться на стабильности и безопасности всего Южно-Кавказского субрегиона. В августе 2008 года Грузия напала на Южную Осетию с целью установить тотальный контроль над этой территорией. Москва оказала противодействие Тбилиси, направив для защиты граждан, проживающих на территории Ю.Осетии, войска, несколько дней ожесточенных боев освещались неоднозначно в прессе Западных стран. Россия выступала в их публикациях агрессором, Грузия – пострадавшей стороной. Действия Грузии невозможно было оценить не иначе как геноцид осетинского народа, после завершения боевых действий южная Осетия и Абхазия заявили о своем суверенитете, только Россия из числа европейских стран признала их суверенными государствами. Отношения с Грузией были испорчены. Действия правительств Украины и США, подогревавших войну в Осетии и снабжавших грузинские войска оружием, остались «незамеченными» европейским сообществом.

Алиева сыну Ильхаму Алиеву.

Россия – Армения
Наиболее близким партнером России в Закавказье является Армения. Хотя эта страна и не участвует во всех интеграционных проектах, она сохраняет прочные связи с Российской Федерацией. Однако на пути к более тесным экономическим отношениям между двумя странами стоят серьезные геоэкономические препятствия в виде перерезанных транспортных коммуникаций. Армения весьма заинтересована в России как гаранте безопасности и поэтому является главным военно-политическим союзником в Кавказском регионе. Армения — член Договора о коллективной безопасности, на ее территории размещены российские военные базы.

В 2000 г. в Москве Президенты России и Армении подписали Декларацию о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Армения, ориентированном в XXI век.
Осенью 2001 г. между Россией и Арменией было подписано несколько очень важных документов, имеющих стратегическое значение для решения назревших в этом регионегеополитических проблем: базовый договор, определяющий рамки экономического сотрудничества России и Армении на первое десятилетие XXI в., решен ряд вопросов по задолженности Армении, инвестициям России, укреплению деловых связей Москвы и Еревана.
На конец 2003 г. в рамках военного сотрудничества Москвы и Еревана действовало около 40 договоров и соглашений, десятки протоколов и других документов. Они юридически узаконили пребывание Пограничных войск РФ на территории Армении: соглашение между Российской Федерацией и Республикой Арменией по совместному планированию применения войск (сил) для обеспечения взаимной безопасности Российской Федерации и Республики Армения. Острые отношения между Нагорным Карабахом, поддержанным Арменией, и Азербайджаном.
В концепции национальной безопасности России говорится, что ввиду изменения геополитической обстановки в мире необходимо военное присутствие России в наиболее важных регионах мира. Можно с большой долей вероятности предположить, что присутствие российских войск в Армении удержало турок от военных действий.
В 2003 г. политические руководители Армении сделали хороший подарок для российских военных: они финансируют до 70% потребностей российских баз. При этом Россия не всегда додает и остающиеся 30%.

25 Вопрос 25.казахстан и средняя азия. Россия – Казахстан
Казахстан выполняет роль щита от проникновения России к богатствам Каспийского региона и в Среднюю Азию, поскольку только он граничит с Россией. Наибольшее значение в группе стран Содружество с точки зрения российских национальных интересов имеет Казахстан. По размерам своей территории на постсоветском пространстве Казахстан уступает только России. С самого начала эта страна принимала активное участие в интеграционных процессах в рамках СНГ. В начале 90-х гг. XX в. казахи составляли меньшинство населения Казахстана, а русские и русскоязычные – большинство.
90 % крупнейших уникальных производственных мощностей Казахстана передали зарубежным странам, поэтому для налаживания экономического сотрудничества с Казахстаном нужно иметь дело с западными предпринимателями, а не казахскими. Вытесняются русские и русский язык. Из Казахстана выезжают русские, немцы, евреи, украинцы. Усилиями русских обеспечивается работа энергосистемы, промышленности, связи, транспорта во всех без исключения среднеазиатских республиках, а их правовое положение и социальная защищенность довольно низкая.
Руководители России и Казахстана декларируют о геополитическом сближении, но дальше деклараций дело не движется.

При этом нужно сказать, что отношения с Казахстаном можно считать дружественными. 25 мая 1992 г. был подписан российско-казахстанский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. в марте 1994 г. – соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур», 6 июля 1998 г. – Декларация о вечной дружбе, партнерстве и союзничестве, ориентированную на XXI столетие, 12 октября 1998 г. – Договор об экономическом сотрудничестве.

Россия – Киргизия
Население Кыргызстана – 5 млн. чел. Положение этого государства в геополитическом плане достаточно уязвимо. Для страны характерно этническое разнообразие. Основными этническими группами являются Кыргызы (55 % населения), узбеки (13%), русские (15%, было 20%). Инженерно-технические кадры – это в основном русское населения, и их исход ведет к самым пагубным последствиям для экономики. Киргизия заинтересована в тесных связях с Россией не только из соображений экономической целесообразности и военной безопасности, но и из-за того, что славяне по-прежнему составляют значительную часть населения республики. Киргизия стала одним из первых государств СНГ, где русский язык получил официальный статус.
Россия и Киргизия практически первыми подписали важные, перспективные, стратегические документы
Декларацию о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве,
Договор об экономическом сотрудничестве с прилагаемой к нему Программой экономического сотрудничества между Россией и Киргизстаном на период 2000-2009 гг.
После произошедшей в Киргизии революции новые власти республики заявили о том, что характер киргизско-российских отношений не изменится. Россия – Узбекистан
Узбекистан – главный кандидат на роль лидера в Средней Азии. Хотя он меньше по территории Казахстана и не так богат природными ресурсами, он имеет более многочисленное (около 25 млн.) население и значительно более однороден, чем Казахстан. Учитывая исход русских, примерно 75 % населения является узбекским. Район важных исторических и культурных центров (Бухара, Самарканд) густо заселены таджиками, которые возмущаются границами, нарезанными Москвой.
В начале мая 2001 г. в Москве состоялись переговоры между президентами России и Узбекистана. Экономический спад здесь был самым незначительным из всех постсоветских государств, и сегодня эта страна по общему объему ВВП занимает пятое место в СНГ. Основные особенности экономического курса: достижение самодостаточности в отдельных сферах экономики, привлечение иностранных инвестиций как в добывающую, так и в перерабатывающую промышленность, использование природных и трудовых ресурсов, переход через импортозамещение к экспортно-ориентированной экономике.
Узбекистан пришел к самообеспечению продовольствием, одновременно произошла структурная перестройка сельского хозяйства на рыночной основе. В 1990-е гг. были разведаны большие запасы нефти, и началась промышленная эксплуатация ряда месторождений, что позволило не только обеспечить внутренние потребности Узбекистана, но и приступить к экспорту этого энергоресурса. 50% узбекского экспорта идет через российскую территорию. Узбекистан не имеет непосредственного выхода в Россию, а его выход в «дальнее зарубежье» идет через территорию Афганистана, внутриполитическая ситуация в котором не способствует строительству надежных транспортных коммуникаций. Правящий режим Узбекистана обладает многими признаками авторитарности, но это не мешает Западу видеть в нем вполне возможного партнера. Это свидетельствует о наличии «двойных стандартов» и о том, что ценности «свободы и демократии» не так уж и важны в реальной политике. В период перестройки процессы, происходившие на территории России, способствовали определенной либерализации политической ситуации в Узбекистане. После развала СССР подобное либеральное влияние стало рассматриваться узбекской элитой как вредное для сохранения их собственной власти.
У России и Узбекистана есть много общих интересов в области обеспечения безопасности. Обе страны сталкиваются с угрозой исламского терроризма, борьба с которым требует объединения усилий. Узбекистан присоединился к Шанхайской организации сотрудничества, включающей в свой состав Россию, Китай, Казахстан, Киргизию и Таджикистан.

Россия-Туркменистан
Из всех Среднеазиатских республик Туркменистан оказался в самом выгодном геополитическом положении. Население Туркменистана наиболее однородно в этническомотношении – 75% туркмены и по 10 % узбеки и русские. Туркменистан защищен в географическом плане от российского влияния, находясь на значительном расстояние от нее. Туркменистан первым из стран СНГ установил визовый режим для российских граждан, что фактически является выходом из постсоветской геополитической системы.
Туркмения оказалась вторым в мире (после России) государством по объемам запасов природного газа (23 трлн кубических метров газа), имеются крупные месторождения нефти (12 млрд тонн). Есть реальная возможность довести добычу газа до 150 млрд кубометров в год, из которых 100 млрд могут быть направлены на экспорт. Экспорт газа идет через Россию, поэтому Туркмения пока стремиться сохранять нейтралитет и балансировать между Россией, Ираном и Турцией.
Доходы от экспорта газа вместе с иностранными инвестициями позволили также реализовать некоторые проекты по развитию производственной инфраструктуры республики, например строительство текстильных и швейных предприятий, что позволило повысить процент переработки хлопка в самой Туркмении с 3 до 50%.
Россия и Туркменистан являются конкурентами на рынке продажи газа в Западную Европу. Последнее по срокам соглашение по транзиту туркменского газа достигнуто весной 2003 г. Для России экономические условия этого соглашения выгодны.
Перспектива российско-туркменских отношений такова: дистанцирование Туркмении от России будет продолжаться, отношение туркменских властей к России начиная с 1991 г. отличается подчеркнутой утилитарностью. Туркменистан первым на постсоветском пространстве подписал с Россией соглашение о признании двойного гражданства, но соглашение было расторгнуто.


 

26 Вопрос 26.ближнее зарубежье. Российское внешнеполитическое ведомство с полным основанием подчеркивает “приоритетность отношений со странами ближнего зарубежья как непосредственного геополитического окружения России, от характера которого напрямую зависит как судьба внутренних преобразований в нашей стране, так и ее положение на международной арене”. МИД отмечает необходимость сочетания формирования новых отношений с этими странами “с наращиванием многосторонних форм взаимодействия”, обосновывает “целесообразность “разноскоростного” подхода к формам организации и функционирования CHГ”. Выдвигается “стратегическая цель формирования “пояса” добрососедства вокруг России... Перспектива - становление Содружества в качестве влиятельной региональной международной организации”.Возникает вопрос: есть ли реальные основания для постановки столь далеко идущих задач? Вопрос не случайный, если иметь в виду как противоречия и конфликты между бывшими советскими республиками и их претензии к России, так и еще недавнюю пессимистическую оценку СНГ многими экспертами (в том числе и из структур самого МИДа), которые рассматривали его как “мертворожденное дитя”, не имеющее перспектив (см., например, Независимая газета, 12.03.92). В этой связи СНГ отводилась роль механизма “цивилизованного развода”, регулятора обвального распада связей между частями ранее целостного политического, экономического и социокультурного пространства. К СНГ складывалось отношение как к сугубо временному явлению, призванному обеспечить явно господствовавшим дезинтегра- ционным процессам регулируемый характер. Поэтому попытки сохранения прежних связей считались не меньшим препятствием на пути российских реформ, чем их распад. Выход из подобного парадоксального состояния виделся в создании условий для постепенного перехода России с периферии в центр мирового хозяйства и вхождение в число ведущих государств мира.Действительно, реальные процессы давали основания считать иллюзорной идею преобразования СНГ в более тесное сообщество государств, идущее по пути интеграции. Явно провалились планы создания эффективного межгосударственного объединения с координирующими органами, единым экономическим пространством, единой валютой, единой стратегией рыночных реформ, скоординированной налоговой и таможенной политикой, объеди- ненными вооруженными силами, прозрачными внутренними границами, совместным контролем внешних рубежей и т.п. После декабря 1991 года бывший СССР вступил в полосу непрерывно обостряющихся противоречий между его распавшимися частями: проблемы вывода войск, дележа имущества и долгов, формирования армии и флота, принадлежности территорий и внутренних трудностей и конфликтов - все становится источником разногласий, питает взаимное недоверие. Особые подозрения вызывает Россия: ее обвиняют в разжигании конфликта между абхазами и грузинами, в поддержке незаконной Приднестровской республики, в провоцировании сырьевого кризиса и т.п. Доходит до абсурда: так, в начале 1992 года Украина отказалась подписывать совместное с другими постсоветскими государствами соглашение по эколо- гическому сотрудничеству, заклеймив его как давление России, заставляющее ее изменять свои законы (4, с.106). Политические элиты, пришедшие к руководству в государствах СНГ, опасаясь потери власти, проявляют склонность придавать идеологическую окраску любому вопросу, связанному с межгосударственными отношениями в рамках постсоветского геополитического пространства. При этом, так же как и Россия, каждое постсоветское государство стремится самостоятельно “войти в цивилизованный мир”, создать рыночное общество, добиваясь западных кредитов и привлекая иностранных инвесторов в национальную экономику. Отдельные голоса о губительности поспешного разрыва хозяйственных и иных связей, о необходимости сотрудничества и координирования усилий в проведении экономических реформ не имеют по сути никакого резонанса. Потребовалось время и разрушительные результаты попыток самоизоляции по отношению друг к другу, для того, чтобы наступило некоторое отрезвление.Определенный перелом возникает в начале 1993 года. Потенциал дезинтеграции близится к концу. Становятся более-менее очевидными два важных момента. Во-первых, слабая историческая легитимность большинства новых государств, особенно в совре- менных границах и с нынешним национальным составом населения. Ситуация требует не взаимных обвинений и поиска внешних врагов, а совместного решения вопросов, связанных с необходимостью реагировать на последствия социально-психологической травмы, по- лученной населением, большинство которого ощущало себя единым народом, с общими историческими традициями и совместным буду- щим. Во-вторых, одновременно с первыми атрибутами новой государственности приходит и постепенное осознание действительных, а не мнимых национальных интересов, что связано с оценкой реаль- ных возможностей ускоренного экономического развития при помощи таможенных барьеров, введения собственной валюты и других атрибутов суверенности. Приведем хронику важнейших событий в этом отношении.22 января 1993 года происходит встреча лидеров стран СНГ в Минске, предполагающая процесс создания новой легальной структуры содружества и возможность “мягкого” присоединения к новому Уставу (на протяжении года). На встрече к Уставу присоединились семь стран - участниц СНГ (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан). Не присоединились Украина, Молдова, Туркменистан. Были приняты важнейшие решения о рублевой зоне, учреждении межгосударственного банка, подписан ряд документов.30 апреля в Минске завершилась встреча глав правительств государств СНГ. Утверждено положение о Координационно-консультативном комитете и об Испол

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...