Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие № 4. История становления и развития экспериментальной психологии




Вопросы для подготовки:

1. Значение открытий в области физиологии нервной системы для становления экспериментальной психологии (И. Прохазка, Ч. Белл).

2. Вклад Г. Гельмгольца в развитие экспериментальной психологии.

3. Френология, ее влияние на становление экспериментальной психологии.

4. Вклад психофизики и психометрии в становление экспериментальной психологии (Э. Вебер, Г.Т. Фехнер, Ф. Дондерс).

5. Правила организации и проведения экспериментального исследования
в лаборатории В. Вундта.

6. Расширение предмета исследования: исследования Г. Эббингауза, О. Кюльпе, Э. Торндайка.

7. Расширение границ экспериментального метода: исследования А. Бине, Ж. Рибо.

8. Вклад бихевиоризма в развитие экспериментальных методов исследования.

9. Становление экспериментальной психологии в России и Украине (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, Г.И. Челпанов).

10. Ассоциативный эксперимент – история возникновения и развития.

Литература

1. Великие психологи. Серия исторические силуэты. – Ростов-на-Дону, 2000. – С. 27–61, 261–288.

2. Марцинковская Т. Д. История психологии. – М., 2001. – С. 100–111, 240–274.

3. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб., 1998. – С. 67–85, 88–107, 112–115.

4. Ярошевский М. Г. История психологии: от античности до середины XX века. – М., 1996. – С. 199–214, 246–260.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие открытия в области физиологии нервной системы повлияли
на возникновение экспериментальной психологии?

2. Г. Гельмгольц впервые экспериментальным путем измерил скорость....

3. Френология – это наука о....

4. Каким образом френология повлияла на развитие экспериментальной психологии?

5. Сформулируйте закон Вебера-Фехнера.

6. Когда была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория В. Вундта?

7. Какова основная задача психологии по В. Вундту?

8. Основателем психофизики является....

9. Основателем психометрии является....

10. Кто из известных психологов начал экспериментальным путем изучать память?

11. Перечислите законы памяти, выведенные Г. Эббингаузом.

12. Какого рода тесты были созданы Ф. Гальтоном и Дж. М. Кеттеллом?

13. С какой целью были созданы тесты Бине-Симона?

14. Как бихевиоризм повлиял на развитие экспериментальной психологии?

15. Какой метод исследования был предложен А. Ф. Лазурским, в чем его достоинства?

Практическое занятие № 5. Планирование экспериментального исследования

Цель: формирование умений планирования экспериментального исследования.

Вопросы для подготовки:

1. Виды экспериментального исследования.

2. Основные этапы психологического экспериментального исследования.

3. Объект, предмет, цель, гипотеза и задачи экспериментального исследования.

4. Идеальный и реальный эксперимент, квазиэксперимент.

5. Экспериментальные переменные.

6. Экспериментальные планы (доэкспериментальные, истинного эксперимента, квазиэкспериментальные).

Литература

1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. – Самара: Изд. дом «БАХРАМ-М», 2003. – С.19–35.

2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М., 1982.

3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000. – С.22–29, 74–138.

4. Загвязинский В.И., Атахов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.

5. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Корниловой Т.В. – М., 1998. – С. 10–27.

Ход занятия

Задание 1. Составьте таблицу (см. таблицу 2) типологии экспериментальных исследований:

Таблица 2

По способу организации По характеру влияния По цели исследования Соответствие реальности
                     
                     

Задание 2. Составьте экспериментальный план.

Пример 1.

Цель исследования: сравнить успешность обучения школьников, которые прошли курс скорочтения и тех, кто его не проходил.

Независимая переменная: прохождение курса скорочтения.

Зависимая переменная: успешность школьников в обучении.

Экспериментальная выборка: учащиеся двух параллельных классов,
по 25 человек в каждом.

Схема доэкспериментального плана сравнения статистических групп:

ХО1

О2

Результаты эксперимента сопоставляются с результатами неэквивалентной контрольной группы, в плане отсутствует первоначальное измерение, что не дает возможности однозначного вывода о том, что изменения в результатах сравниваемых групп вызвано именно независимой переменной Х.

Организация эксперимента: в одном из классов школы все ученики прошли курс скорочтения, тогда как ученики другого класса такого курса не проходили. Вывод об эффективности прохождения курса осуществлялся на основании сопоставления результатов двух групп: ученики первой группы получили средний балл успешности за четверть – 4,0; другой группы – 3,4.

Угрозы валидности: состав групп (исходный высокий уровень школьников, которые проходили курс скорочтения), отсеивание («слабые» ученики были переведены в класс, который не проходил данный курс), взаимодействие состава группы с экспериментатором (ученикам экспериментальной группы была обещана награда за прохождение курса).

Пример 2.

Цель исследования: сравнить успешность обучения школьников, которые прошли курс скорочтения и тех, кто данный курс не проходил.

Независимая переменная: прохождение курса скорочтения.

Зависимая переменная: успешность школьников в обучении.

Экспериментальная выборка: учащиеся одного класса, количеством 32 человека.

Схема экспериментального исследования с контрольной группой
и измерением после воздействия:

R XO1

R O2

Сопоставляются результаты эквивалентных групп – экспериментальной и контрольной, после воздействия. Рандомизация и отсутствие предварительного измерения позволяет контролировать угрозу внутренней валидности.

Организация эксперимента: ученики одного из классов общеобразовательной школы были поделены в произвольном порядке на две группы. Ученики группы А прошли курс скорочтения, тогда как ученики группы Б данный курс не проходили. Вывод об эффективности прохождения курса осуществлялся на основе сопоставления результатов двух групп:– ученики группы А получили средний балл успешности за четверть – 4,0; группы Б – 3,4.

Угрозы валидности: взаимодействие состава группы с эксперимен­татором (ученикам экспериментальной группы была обещана награда за прохождение курса).

Пример 3.

Самостоятельно указать экспериментальную выборку, независимую переменную, зависимую переменную, сформулировать гипотезу исследования, подобрать схему экспериментального исследования и обосновать ее.

Тема экспериментального исследования: влияние метода двойного оценивания на успеваемость учащихся.

Цель эксперимента: исследовать влияние метода двойного оценивания (каждая оценка удваивается: вместо «5» ставится «5» «5») на успешность учащихся.

Организация эксперимента: в эксперименте принимали участие учащиеся одного из классов общеобразовательной школы. Производилось деление учащихся, изучающих английский язык (уроки проводила одна и та же учительница), на две подгруппы в случайном порядке. Проведено предварительное измерение успешности детей. В одной из групп проведен метод двойного оценивания (эксперимент проводился в течение месяца).
По завершении эксперимента проводились повторные измерения в двух группах. Установлено, что участники группы, в которой был использован метод двойного оценивания, показали более высокую учебную успеваемость, чем участники контрольной группы. При измерении успешности использовалась только одна из «удвоенных» оценок.

4. Составьте сводную таблицу экспериментальных методик, проводимых
в течение курса согласно таблице 3:

Таблица 3

N п/п Исследуемая область психики Название методики и ее автор Цель исследования Краткое описание методики
         

Задание для самостоятельной работы. Ознакомиться с типологией экспериментальных гипотез Р. Готтсданкера.

Литература

1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М., 1982.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000. – С. 22–23.

Контрольные вопросы:

1. Чем различаются основная (точная) гипотеза и контргипотезы?

2. Сформулируйте основную, альтернативную и третью конкурирующую гипотезы в исследовании на тему «Изучение влияния СПТ на успешность обучения студентов колледжа».

 


РАЗДЕЛ 2. ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...