Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение терминов «хабар» и «асар»




Слово «тахдис» («сообщать, уведомлять») схоже по своему значению со словом «хабар». Поэтому слово «хабар» по словарному значению ближе слову «хадис», чем слово «сунна», потому что хадисы Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) суть сказанные им слова, сообщения, т.е. «хабар». Историки и другие ученые назывались словам «ихбари» («делающие сообщения»), а ученые, изучающие Сунну, именовались «мухаддисами», поэтому и закрепилось за сообщениями историков слово «хабар», а за сообщениями мухаддисов слово «хадис». Однако между двумя этими словами есть принципиальные отличия: каждый хадис — это «хабар» («сообщение»), но не каждое сообщение («хабар») является хадисом. Мухаддисы, придерживавшиеся мнения о том, что значения слов «хадис» и «хабар» одинаковы, имели в виду именно эту сторону. Они не ограничивались передачей сообщений, возводимых к Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!), но передавали и сообщения, возводимые к сподвижникам («маукуф») и к последователям («макту‘»). В этих случаях назывались словом «хабар» не только слова Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), но и слова сподвижников («сахабов») и последователей («таби‘инов»). Отсюда можно сделать вывод, что нет греха в именовании «хадиса» словом «хабар» и слова «хабар»«хадисом». Мухаддисы рассматривали слово «асар» как синоним слов «хабар», «суннат» и «хадис». Нет причины считать возможным употребление слова «асар» только по отношению к высказываниям сподвижников и последователей.

Несмотря на то, что имеются сторонники мнения о различии в значениях слов «хабар» и «асар», мы присоединяемся к мнению большинства о том, что эти термины синонимичны, точно так же, как термины «тахдис» и «ихбар».

Такова причина дискуссий в науке «Усуль-аль-хадис» по этому вопросу.

Хадис «кудси»

Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) говорил некоторым сподвижникам слова Аллаха Всевышнего. Эти слова, внушаемые Аллахом, по причине того, что не являлись явным откровением, не вошли в Коран, а также не являлись словами самого Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), то есть не были хадисами. Их стиль сильно отличался от стиля Корана. Но в то же время в них есть нечто от неявленного, божественного мира, какой-то особый, таинственный дух скрытого от нас мира, неизъяснимый свет и вдохновение от Обладателя величия и щедрости — Аллаха Высочайшего. Такие хадисы называются священными («кудси») хадисами, или «хадис-кудси». Хадисы-кудси начинаются словами: «Аллах Всемогущий и Великий сказал:...» Поэтому некоторые ученые говорят, что в хадисе-кудси содержатся слова Аллаха Всевышнего. А большинство улемов утверждают, что слова Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), а смысл — от Аллаха Всевышнего.

Абуль-Бака, подтверждая последнее мнение ученых, дает ясное определение хадису-кудси. «Коран — это ниспосланное Аллахом через откровение Слово, являющееся как по форме, так и по смыслу Словом Всевышнего Аллаха. А хадис-кудси — это слова Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), смысл которых ниспослан ему Аллахом Всевышним путем вдохновения или сна».

Муснид, мухаддис, хафиз

Ученых, занимавшихся хадисами, называли по-разному. Самыми распространенными, известными являлись следуюшие три звания.

Муснид — передатчик, сообщавший хадис вместе с его иснадом (непрерывной цепочкой его передачи с именами всех передатчиков). Муснид мог не обладать знаниями в науке о хадисах, ее методологии и терминологии. Он только точно передавал текст и иснад хадиса со слов того человека, от которого он слышал это сообщение.

Мухаддис — ученый, изучивший цепи передачи и недостатки («‘илля») хадисов, весь комплекс сведений о передатчиках, знающий наизусть, по возможности, как можно больше хадисов, бравший уроки по шести книгам известных хадисов («Кутуби ситта»), по книгам «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля, «Сунан» Байхаки, «Му‘джам» Табари, и могущий добавить к каждому разделу этих книг до тысячи равных им по объему разделов.

Хафиз — это ученый, имеющий наиболее высокий уровень и наиболее высокое место среди занимающихся хадисоведением. Слову «хафиз» давали разные определения. Так, по мнению одного ученого, хафиз — это ученый-хадисовед, который знает сунну Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!); разбирается в методах передачи хадисов; изучил разницу между разными видами передаточных цепочек; знает наизусть хадисы, достоверность которых подтверждена согласованным мнением богословов; усвоил науку отвода и подтверждения («‘илм джарх ва та‘диль»); умеет определить уровень хадиса; может отделить в хадисе точную и достоверную часть сообщения от неточных слов и выражений; наилучшим образом изучил весь комплекс сведений о передатчиках хадисов.

Некоторые же авторы сообщают о том, что в каждой местности имелись люди, безосновательно претендовавшие на звание хафиза в науке о хадисах, имея недостаточные, ущербные и ограниченные познания в хадисоведении. Так, Хаким в книге «Аль - Мадхаль», сказал: «В памяти хафиза сохранялось до полумиллиона хадисов».

Фатхуддин ибн Саййидиннас говорит об относительности этого количества, о том, что в разные времена были различные критерии оценки памяти хафиза: «Сообщается, что ученые первых веков Ислама не считали занимающимся хадисоведением того человека, у которого не было записано двадцати тысяч хадисов. Таков был критерий в их время».

Имам Бухари говорил: «В моей памяти сохраняется сто тысяч только достоверных хадисов».

Хотя хафизы знали наизусть сотни тысяч хадисов, они передавали лишь часть из них. Это свидетельствует об их достоинстве и осторожности, потому что передатчики хадисов остерегались приписывать к Исламу хотя бы одно слово, не относящееся к Исламу.

Аль-А‘маш так говорит о присущих хадисоведам требовательности и скрупулезности относительно каждого передаваемого в хадисе слова: «Знание было в руках у людей, для каждого из которых упасть с высоты на землю и разбиться было предпочтительней, чем присовокупить к Шариату хотя бы одну лишнюю букву. А сегодня знание оказалось в руках людей, с которых надо брать клятву, даже спрашивая о том, большую или маленькую рыбу они поймали».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...