Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел. Тема: «Предыдущая тема (ничем не оскверняется большое количество воды)»




66. Передается от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах!): «Я слышал, как Посланник Аллаха (с.), когда его спросили о водоеме в нежилом месте, который служил водопоем для хищников и других животных, ответил: «Если количество воды в нем не меньше двух «кулля» [46], то ничто не осквернит его» [47].

Абда, передавая слова Мухаммада ибн Исхака, говорит: «Кулля» употребляется в значении большого объема воды и, в то же время, в значении резервуара для хранения питьевой воды.

По мнению Шафи‘и, Ахмада и Исхака, если количество воды в водоеме не менее двух «кулля», то, пока не изменились ее вкус и запах, она не является оскверненной. Это количество определяется ими в пять «тулумов».


[1] Мы уже упоминали хадисы «гариб» и «фард» когда говорили об известных («машхур»), редких («’азиз») и исчерпывающих («мустафид») хадисах из числа достоверных («сахих») хадисов. Но в то же время термины «гариб» и «фард» являются общими для трех категорий хадисов — «сахих», «хасан» и «да‘иф». То есть они могут относиться как к достоверным, так и к хорошим или слабым хадисам. Например, хадис: «Овладение знанием — обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки» — является известным («машхур») и вместе с тем хорошим («хасан»). Хадис: «Сердца людей созданы любящими тех, кто делает им добро» — является известным («машхур») и вместе с тем слабым («да‘иф»). Точно так же встречаются возведенные («марфу‘»), остановленные («маукуф») и отсеченные («макту‘») хадисы, являющиеся известными («машхур»), но не имеющими под собой основы

[2] Имамы Муслим, Абу Дауд, Ибн Маджа передают этот же хадис. Слово «‘улюль» означает «вероломство, воровство, интриги, взяточничество и имущество, нажитое запретным путем». Кади Абу Бакр ибн аль-Араби в толковании этого хадиса говорит: «Без омовения молитва не принимается».

[3] Т.е.ключи от здания молитвы — омовение, двери его открываются омовением, запретительным «такбиром» (возвеличиванием) входят внутрь здания, а заключительным приветствием выходят из него.

Этот хадис наиболее достоверный и хороший из хадисов на эту тему. Хотя Абдуллах ибн Мухаммад ибн Акль известен своей правдивостью, некоторые хадисоведы критически отзывались о его памяти.

Я слышал от Мухаммеда бин Исмаиля (имеется в виду Имам аль- Бухари), как он сказал: «Ахмад ибн Ханбаль, Исхак ибн Ибрахим и аль-Хумайди принимали хадис Абдуллаха ибн Мухаммада ибн Акля в качестве доказательства». Мухаммад ставит его в области хадисов на средний уровень.

[4] Аль-Хаттаби в книге «Ма‘алимус-сунан» так толковал слова «Аль-хубуси уаль-хабауси». В арабском языке слова «хубс» означает «нечистое, злое, скверное». Также слово «хубс» имеет смысл «ругательство, сквернословие, оскорбление», а при употреблении в отношении людей и при использовании по отношению к напиткам — значение «вредные».

[5] Ахмад, Бухари, Муслим, Абу Дауд, Насаи, Ибн Маджа также передают этот хадис.

[6] Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа, Абу Дарами передали хадис с текстом мольбы: «Прости меня», «Прибегаю к Тебе, испрашивая прощения». Также передали его Ибн Хаббан, Ибн Хузайма, Ибнуль-Джаруд и аль-Хаким. Абу Хатим назвал хадис достоверным. Ан-Навави в книге «Шарх-уль-мухаззаб» сказал: «Этот хадис — хороший-достоверный».

[7] Это постановление — для жителей Медины и тех стран, где направление на Каабу не совпадает с направлением на восток или запад.

[8] Этот хадис передавали Ахмад бин Ханбал, Абу Дауд, Ибн Маджа, аль-Беззар, Ибнуль-Джаруд, Ибн Хузайма, Ибн Хаббан, аль-Хаким и Даракутни. Аль-Беззар сказал про него «хороший», Ибнус Сакан — «достоверный». Те, кто считал, что на открытых местах и в помещениях располагаться во время отправления естественных нужд лицом или спиной к кибле правильно, приводили в доказательство своих слов этот хадис, и утверждали, что запрещающие хадисы на эту тему отменены. Хафиз ибн Хаджар в книге «Ат-Талхис» сказал: «Требуется веское основание для приведения этого хадиса в качестве доказательства, потому что этот хадис имеет в виду не общее разрешение, а, скорее, случай или исключение». Кади аш-Шаукани в книге «Ан-Наиль» сказал: «В науке об основах религии установлено и решено, что действие Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), о котором говорится в этом хадисе, не может быть основанием для отмены его прямого указания для нас, то есть Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) запретил нам располагаться во время отправления естественных нужд лицом или спиной к кибле. Этот запрет касается нас всех»

[9] Ахмад, Бухари, Муслим, Абу Дауд, Насаи и Ибн Маджа передавали этот же хадис. Все они передавали его от Абдуллаха ибн Умара, младшего брата Хафсы (да будет доволен ею Аллах!) (смотри примечание к хадису № 12).

[10] Ахмад, Насаи и Ибн Маджа передавали этот же хадис. Этот хадис служит доказательством того, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) не справлял малую нужду стоя, в его обычае было справлять малую нужду сидя, однако это сообщение Аиши только из-за того, что приведено после, отнюдь не опровергает сообщения тех, кто говорит о допустимости отправления малой нужды стоя.

[11] Термези, говоря, что хадис Аиши самый хороший и достоверный, имел в виду самую малую степень слабости этого хадиса и его превосходство над другими хадисами (Мубаракфури).

[12] Эти слова зафиксировал аль-Хайсами в своей книге «Маджма‘уз- заваид» (1/ 206), приводя их от аль-Беззара. Подтверждено, что передатчики достойны доверия.

[13] Этот хадис одновременно передают имамы Ахмад, Бухари, Муслим, Абу Дауд, Насаи и Ибн Маджа. Отдельные хадисоведы говорили о том, что допустимость справления малой нужды стоя отменена хадисом Аиши (да будет доволен ею Аллах!). Он приводился в 8 разделе. Хафиз Ибн Хаджар в книге «Аль-Фатх» говорит: «Эта допустимость не отменена, потому что хадис Аиши опирается на круг ее знаний. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!), справлял малую нужду сидя, когда находился дома. Аиша (да будет доволен ею Аллах!) не могла знать, как поступал в разных случаях Пророк (да благословит его и да приветствует!), находясь вне дома. К тому же данный хадис передан Хузейфой, одним из виднейших сподвижников».

[14] Шейх Мубаракфури сказал о слове «вольноотпущенник» («мавла»), что употребляется оно, в основном, в значении «раб». Некоторые это слово употребляли в значении «партнер, сторона договора».

[15] Запрещение в этом хадисе носит категорический характер. У Бухари и Муслима это запрещение касается только отправления малой нужды. Когда Тальк ибн Али спросил Посланника Аллаха (c.) о прикасании рукой к половым органам, он (с.) сказал: «Это всего лишь часть тебя самого». То есть этот хадис является доказательством допустимости касания рукой половых органов. Таким образом, в достоверном хадисе от Абу Катады имелось в виду только отправление малой нужды. В других случаях касание рукой половых органов будет относиться к категории «мубах» (т.е. деяний, в которых нет ни греха, ни награды).

[16] Этот хадис является доказательством порицаемости очищения кизяком и костью. Эти две вещи — пища джиннов: костями питаются они сами, а отходы животных являются едой их животных.

[17] Этот же хадис передали Абу Дауд, Ибн Маджа и Ан-Насаи.

[18] Этот хадис приводили ад-Дарами, Абу Дауд, ан-Насаи и Ибн Маджа. Абу Дауд не определял степень хадиса. Аль-Мунзири подтверждает, что Термези этот хадис назвал достоверным.

[19] Большая часть сомнений возникает из-за совершения омовения в месте справления малой нужды, потому что человек начинает сомневаться, не попали ли на его одежду капли нечистот с загрязненной земли (Мубаракфури).

[20] Мулла Али аль-Кари в книге «Аль-Миркат» говорит: «То есть во время омовения для совершения молитвы». Ибн Хузейма, Аль Хаким и Бухари передали от Абу Хурайры хадис, в котором благородный Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал: «Если бы я не боялся ввести свою общину в затруднение, то во время каждого омовения велел бы использовать мисвак (зубочистку)». От Ахмада ибн Ханбаля и от других имеются сообщения, подтверждающие этот хадис. Шафи‘иты, объединив эти два хадиса, установили необходимость пользования зубочисткой как перед омовением, так и перед молитвой. Но одобряемость использования зубочистки не зависит от времени и повода для ее использования.

[21] В значении «если бы не боялся затруднения для своей общины, то сделал бы использование зубочистки обязательным». Кади Абу Бакр ибн аль-Араби в книге толкований трудов Термези под названием «Аризат-уль-ахвази» сказал: «Относительно зубочистки между улемами имеются разногласия. Исхак считает, что использование зубочистки «ваджиб» (обязательно) и тому, кто не использовал ее, необходимо перечитать молитву заново. Шафи‘и определил использование зубочистки как «суннат». Малик рассматривал применение зубочистки как «мустахаб» (одобряемое) при изменении запаха изо рта». Откладывание чтения ночной молитвы до конца первой трети ночи будет рассмотрено в разделах, посвященных молитве.

[22] В сообщениях Термези и Ибн Маджи говорится «после ночного сна», у Бухари и Муслима: «Кто либо из вас, пробудившись ото сна...», без указания на то, что это ночной сон.

[23] Ан-Навави, опираясь на мнения Имама Шафи‘и и других Имамов, сказал: «Люди Хиджаза очищались камнями, живя в жарком климате, во время сна они потели и не могли знать, прикасаются или нет их руки к грязным местам».

[24] То есть очищайся тремя или пятью камнями. В передаче от Абу Хурайры добавлено: «Очищающийся камнями пусть использует нечетное их число».

[25] Таково мнение Абу Ханифы и ученых — его последователей. По их установлению, полоскание рта и очищение носа водой при омовении — «суннат», при полном омовении — «фард» (категорически обязательно).

[26] То есть набрал в рот и в нос воду из одной горсти и прополаскал, затем еще раз набрал в рот и в нос воду и прополаскал, затем еще раз набрал в рот и в нос воду и прополаскал. Таким образом, он (да благословит его Аллах и да приветствует!) повторил три раза одновременное прополаскивание рта и носа водой из одной горсти. Некоторые ученые, в частности, Имам Аш-Шафи‘и, придерживались этого мнения (впоследствии Шафи‘и пришел к другому мнению). Хафиз Ибнуль-Каййум в книге «Задуль-ма‘ад» говорит: «Сунна Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) заключается в одновременном прополаскивании рта и носа». Абу Ханифа же придерживался мнения, что полоскание рта и очищение водой носа нужно производить отдельно друг от друга. В своем мнении он опирался на хадисы, в которых говорится: «Три раза прополоскал рот и три раза очистил водой нос». По мнению богословов-ханафитов, хадисы, повествующие о полоскании рта и носа водой из одной горсти, требуют соответствующего истолкования, которое может быть двояким. Первое: эти хадисы служат доказательством того, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) при полоскании рта и очищении носа пользовался не двумя руками, а одной рукой. Второе: он (да благословит его Аллах и да приветствует!) производил эти действия только правой рукой. Аль-Айни выдвигал мнение, что сообщение «полоскал рот и нос водой из одной горсти» не подлежит такому истолкованию. Однако, существующие среди Имамов разногласия относятся не к правильности или неправильности толкования как такового, а к предпочтительности того или иного толкования. Предпочтительность же мнения Абу Ханифы здесь очевидна.

[27] По этому вопросу известно два мнения Шафи‘и. Первое мнение совпадает с мнением Абу Ханифы, его и приводит здесь Термези, а второе — известное его мнение, приведенное нами в предыдущем примечании.

[28] Смачивание бороды названо одобряемым («мустахаб») действием. Это осуществляется путем прочесывания бороды смоченными водой пальцами.

[29] В передаче Ибн-ут-Табба‘а и Ибн Хузаймы говорится: «Протирал всю поверхность головы».

[30] Принято за основу начинать протирание головы ото лба. Приведенное в хадисе выражение «Протирал голову дважды» имеет значение «сначала — с затылка, затем — ото лба». Но здесь не имеется в виду двукратное протирание головы. Удивительно, что передатчик хадиса проведение руками вперед и назад обозначил как двукратное протирание.

[31] В книге «Шархус-сунна» говорится: «По поводу того, относится ли к Сунне протирание головы второй раз, имеются разные мнения. Большинство богословов и Имамы трех мазхабов придерживаются мнения, что голова протирается один раз. По известному мнению Шафи‘и, протирание головы осуществляется тремя пальцами каждой руки, смачиваемыми каждый из трех раз заново. В книге «Аль-Миркат» говорится то же». Относительно протирания головы у Шафи‘и имеется два мнения: «Таухид» (один раз) и «Таслис» (три раза). Первое мнение разъяснил имам Термези, второе мнение — автор книги «Шархус-Сунна». Хадисы, на которые ссылаются сторонники «Таслис», не достигают уровня приемлемых хадисов, достойных доверия (Аш-Шаукани).

[32] Этот хадис передали в одно время Насаи, Ибн Маджа, Байхаки и Хаким. Насаи передал: «Затем протер голову и уши: внутреннюю поверхность — указательными пальцами, а наружную поверхность — большими пальцами».

[33] Таково мнение Ахмада (ибн Ханбаля) и (Имама) Малика. Абу Ханифа придерживается мнения, что протирание головы и ушей производится совместно. Ибн Абдуль-Бар утверждает, что это мнение передается от некоторых сподвижников и последователей...

[34] Ибн Саййидиннас в своем толковании к «Сунану» Термези говорит: «По мнению наших ученых, промывание водой между пальцами при омовении ног относится к Сунне. Если вода проникает между пальцами сама по себе, то промывание между пальцами относится к «суннат», а если вода сама по себе между пальцами не проникает, то промывание этих мест является «ваджиб» (обязательным), причем обязательным не само для себя, а для действительности омовения. Шаукани, разделяя мнение Саййидиннаса, высказывает следующее: «Хадисы об обязательности промывания водой между пальцами говорят об этом ясно и недвусмысленно. Словами и действиями Пророка (с.) подтверждается обязательность этого независимо от того, проникает ли между пальцами вода сама по себе или приходится промывать специально, идет ли речь о пальцах рук или ног. Мнение о том, что это обязательно только тогда, когда речь идет о пальцах ног или что вода проникает между пальцами сама по себе, а специально промывать между пальцами не нужно, бездоказательно».

[35] Промывал мизинцем левой руки (Мубаракфури).

[36] Этот хадис служит доказательством того, что омовение частей тела один раз является обязательным. Если бы обязательным было омовение частей тела два или три раза, то Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) не удовлетворился бы однократным омовением. Ан - Навави сказал: «То, что однократное омовение частей тела является обязательным, а трехкратное омовение является сунной, единодушно признано всеми мусульманами».

[37] Кади Абу Бакр ибн аль-Араби в своем «Ар-Ридат-уль-ахвази» — толковании трудов Термези — говорит: «Ученые-богословы относительно этого хадиса придерживались следующих мнений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...