Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Помимо этого правила, поиск логических центров в предложениях предполагает хорошее знакомство еще с рядом несложных правил, которые далеко не все и не всегда соблюдают.




Правило первое

Если предложение состоит только из подлежащего и сказуемого, то выделяются ОБА СЛОВА.

(Упражнение каждому на карточке)

Мальчик ушел.

Редакция работает.

Журналисты разбежались.

Сеанс началс я.

Постарайтесь запомнить, что в словах принялс я, началс я, заперс я, отперс я, занялс я и нанялс я – ударение стоит на последнем слоге.

Остальные произносятся так: подн я лся, уд а лся, отн я лся, зад а лся, отд а лся, нарв а лся, сорв а лся, дорв а лся, и т.д.

В общем, как вы поняли, я рекомендую запомнить шесть слов из этой огромной серии, и вы окажетесь в рамках литературной нормы нашего языка. Разумеется, если вы случайно скажете «удалс я», это будет не так страшно, как если бы вы сказали «о тдался» или «нач а лся». Кстати сказать, еще лет 30 назад нормой считалось ударение на конце в подавляющем большинстве приведенных мною слов. Потом норма была отменена.

Правило второе.

Если подлежащее и сказуемое поменялись местами, то выделять следует ТОЛЬКО ПОДЛЕЖАЩЕЕ.

(Упражнение каждому на карточке)

Гремел гром.

Лил дождь.

Закрылась радиостанция.

Составлен каталог.

О словах, оканчивающихся на –лог. Вам наверняка прекрасно известны слова: астр о лог, иде о лог, уф о лог, би о лог и т.п. Не менее известны и такие:

диал о г, монол о г, катал о г, некрол о г.Но менее известно минерал о г, а не минер о лог.

Что во всем этом интересно? То, что в первой группе слов (иде о лог, астр о лог) – только профессии.

Во второй: катал о г – список предметов, диал о г – разговор двух и более лиц, монол о г – речь одного лица, некрол о г – слово об умершем, апол о г – краткое иносказательное повествование о животных с моралью, положившее начало жанру басни. И только минерал о г затесался в эту компанию инородным телом.

И, к слову, о фамилии, которая может вам иногда встретиться в тексте – Софья Палеол о г. Она была женой русского царя Ивана III. Софья была из греческого рода Палеол о гов, а не Пале о логов.

Правило третье

Если при глаголе стоит слово (или несколько слов), отвечающее на вопросы: как, куда, где, когда, - то центральным будет то слово, которое отвечает на один из этих вопросов.

(Упражнение каждому на карточке)

Мальчик вышел на крыльцо.

Театр будет построен в будущем году.

Фирма переехала в новое здание.

Если мы будем «ударять» по глаголу, то получится не повествование, а восклицание: «Мальчик вышел на крыльцо!» или вопрос «Мальчик вышел на крыльцо?»

Правило четвертое.

Противопоставление ВСЕГДА находится под ударением.

(Упражнение каждому на карточке)

Я советую тебе обратиться не к рядовому, а сразу к главномуврачу.

Мы говорим не обо всей партии товара, а только об отдельных парах носков.

Не забывайте, пожалуйста:

есть носк и, но нет носк ов;

чулк и, но нет чул ок;

б а нты, нет б а нтов, с б а нтами;

т о рты, нет т о ртов, с т о ртами;

т у фли, нет т у фель, с т у флями;

брел о к, нет брел о ка, с брел о ками;

под о л, нет под о ла, с под о лами.

Правило пятое

И сравнения, и противопоставления находятся под ударением.

(Упражнение каждому на карточке)

Петр Иванов, как хорошо натренированный боксер, быстро усмирил своих политических противников.

Заря, словно изощренная обольстительница, покорила даже самые черствые сердца.

На стенАх, неожиданно принявших на себя роль гигантских экранов, показались самые причудливые картины.

Постарайтесь запомнить, как видоизменяются слова:

Стен а, полос а, сторона,борозд а, доск а, скамь я, а так же степь и мост.

Есть «родственное» правило использования ударений в таких словах:

 

Стен а, по стен а м, о стен а х, стен а ми

НО

как о б стену горох, лезть н а стену от злости

сторон а, по сторон а м, сторон а ми, о сторон а х, обе сторон ы, обе договаривающихся сторон ы

НО

договаривающиеся ст о роны

 

Борозд а, по борозд а м, о борозд а х, борозд а ми

Скамь я, по скамь я м, о скамь я х, скамь я ми

Доск а, по доск а м, о доск а х, доск а ми.

Ст е пь, по степ я м, о степ я х, степ я ми, в степ и

НО

О ст е пи и по ст е пи.

Правило шестое.

Прилагательное при существительном не выделяется.

(Упражнение каждому на карточке)

Директорская комната.

Очередная планерка.

Талантливые журналисты.

Бесстрашные пожарные

Кстати, вас не удивляет слово план е рка? Тогда непонятно, почему многие говорят: «пл а нер» и «Пл а нерная», в то время как говорить надо: план е р и План е рная.

Но продолжим разговор о шестом правиле. Если в предложения, которые приведены в качестве примера к этому правилу, вмешивается противопоставление, то главные слова меняются местами.

(Упражнение каждому на карточке)

Эта планерка очередная, а через час будет чрезвычайная.

Сегодня прекрасная погода, а вчера была отвратительная.

В прошлый раз приезжали ловкие пожарные, а вчера были какие-то усталые.

Правило седьмое.

 

Если хотят выделить именно прилагательное, то его ставят после определяемого слова.

(Упражнение каждому на карточке)

Мне нужна работа очень интересная.

Я заинтересован в карьере честной.

На нашем канале новости должны быть только самые свежие.

Чтобы не путаться, когда ставить ударение на н а, а когда непосредственно на подлежащем, запомните одно простое правило:

Если вы употребляете то или иное выражение в ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ, то «ударяйте» н а, а если в БУКВАЛЬНОМ, то ставьте ударение на подлежащем.

(Упражнение каждому на карточке)

Робко начав карьеру, он затем быстро встал н а ноги.

На н о ги ему положили очень теплый плед.

От это новости стало тяжело н а сердце.

Операция на с е рдце завершилась блестяще.

Мошенника схватили з а руку.

Мать вела ребенка за р у ку.

Поговорим с гл а зу н а глаз.

На гл а з положили чистую повязку.

Не бери грех н а душу.

От молитвы на д у шу словно радость проливается.

И еще об одной тонкости.

(Упражнение каждому на карточке)

Я живу з а городом. (т.е. не важно, где точно, но з а городом)

За г о родом совершенно нет лесов.

Пошли гулять з а реку.

За р е ку попасть не так-то просто.

Правило восьмое.

Если мы перечисляем прилагательные с одинаковыми признаками, то выделяем только последнее прилагательное, стоящее непосредственно перед главным словом.

(Упражнение каждому на карточке)

На столе лежали синие, красные, зеленые и черные карандаши.

Правило девятое.

Но если идет перечисление РАЗНОРОДНЫХ понятий, то выделять нужно КАЖДОЕ.

(Упражнение каждому на карточке)

У нас в редакции работают толстые, расторопные, красивые и добрые журналисты.

В этом году в шкоу пришли работать молодые, хорошо подготовленные, современно мыслящие учителя.

Надо иметь в виду, что в школе есть учител я, а основоположники великих учений, религий, теорий называются учители.

У жен есть мужь я, а большие государственные деятели – мужи.

Награжденные люди носят орден а, но существуют и монашеские ордены.

Правило десятое.

 

Если при существительном стоят слова в родительном падеже, то они и являются главными.

(Упражнение каждому на карточке)

Шум моря доносится до самого дальнего поселка.

Волны Невы бьются о гранит набережной.

Дом лесника стоит на опушке леса.

Этот поселок не имеет даже водопровОда.

Поговорим о том, сколько у нас «провОдов», «прОводов» и «поводОв».

Начнем с самого простого.Я имею в виду «водопровОд». Вы слышали когда-нибудь, чтобы кто-нибудь сказал «водопрОвод»?

Запомните! Все «провОды», что бы они ни проводили, имеют одно и то же ударение на «вО».

-нефтепровОд

-газопровОд

-мусоропровОд

-путепровОд

-винопровОд

-семяпровОд и т.д. и т.п.

Разумеется не надо при этом путать «прОводы в армию» с «электропровОдами». В общем, «меряйте» все по водопровОду и водопровОдному крану и не ошибетесь во всех других «провОдах».

Правило одиннадцатое.

Новое понятие обязательно выделяется как главное.

(Упражнение каждому на карточке)

Дом Ивана стоит на опушке леса.Крыша дома видна издалека. Справа от крыши маячит шест с антенной. За антенной можно увидеть трубу сауны. Кроме сауны во дворе был еще курятник. Однако курятник хозяин сломал, а кур о тдал соседу.

Постарайтесь запомнить ударения в следующих словах:

Отдал, зАдал, препОдал, прОдал, рОздал,перепрОдал, пЕредал, прИдал, прЕдал, Обдал, нЕ дал, пОддал.

НО

ИздАл, воздАл, наддАл.

Правило двенадцатое.

Не отождествляйте НОВОЕ ПОНЯТИЕ с НОВЫМ СЛОВОМ.Чтобы избежать такой логической ошибки, постарайтесь запомнить следующий пример из «неправильной» чтецкой практики. Подчеркнцтые слова ведущий усиленно выделял голосом:

(Упражнение каждому на карточке)

На совещание в Москву прибыли 50 шахтеров, 28 станкостроителей, 40 металлургов, 18 студентов и еще несколько (почти выкрикивая) человек.

На вопрос, почему с таким неоправданным нажимом было выделено слово «человек», ведущий ответил: «Так ведь это новое понятие!».По его логике получается, что шахтеры, станкостроители, металлурги и студенты – не люди.

Обратите внимание: существуют такие словесные пары -

учитель- учительница

актер – актриса

летчик – летчица

крановщИк – крановщИца

танцОвщик – танцОвщица

тракторист – трактористка

Но можно ли у микрофона говорить:

Врачиха, дикторша, токарИха, репортерша, доцЕнтша, констрУкторша, химИчка? Кстати, Анна Ахматова категорически возражала против слова «поэтесса», считая, что есть лишь слово «поэт».

С некоторыми мужскими профессиями вообще может произойти смешная история, если попытаться превратить ее в женскую.

Врач глазник (окулист), а женщина – «глазница»?

Правило тринадцатое.

Существуют многословные понятия, выделять в которых нужно как раз ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО, и только его.

(Упражнение каждому на карточке)

Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Великая Отечественная война сорок первого – сорок пятого годов.

Помните об особенностях произношения предложений подобного рода.Нередко в эфире можно услышать:

В прав ой и лев ых рук ах. В Тамбовск ой и Смоленск их област ях.

Но ведб не бывает человека с двумя левыми руками, как нет и двух Смоленских областей. Поэтому говорить следует:

Законодательн ая и исполнительн ая власти.

В перв ом и втор ом кварталах.

На перв ом и седьм ом этажах.

В перв ом, треть ем, десят ом и сорок четверт ом ряд ах было много пустых мест.

Правило четырнадцатое.

При повторенииодинаковых слов последующие подчеркиваются все сильнее.

(Упражнение каждому на карточке)

А я говорю вам нет, нет и НЕТ!

Я баловАлся, балУюсь и буду баловАться!

Несмотря на наличие слова бАловень, слова: балУюсь, баловАться, баловАть, балУешься, балУемся, балУем, балУется – подчиняются тем же правилам, что и слова: любУюсь, любУешься, любовАться, волнУюсь, волнУешься, волновАться и т.п.

Правило пятнадцатое.

Местоимения ни в коем случае не выделяются.

(Упражнение каждому на карточке)

Были изготовлены тракторы, а также запасные детали к ним.

Завтра будет парад, а сегодня проводится только репетиция перед ним.

Ни «к ним» ни «перед ним» и никакое другое местоимение не подлежат ударению голосом, словно их в тексте не существует.

Отступление.

Давайте остановимся на повальном увлечении говорящих у микрофона людей выбором главного слова в предложении.

Оказывается можно весьма бойко читать текст, вообще не задумываясь над поиском главного слова. Просто надо делать главным каждое последнее слово предложения.(НТВ).

Как не надо читать у микрофона.

(Упражнение каждому на карточке)

Съезд народных представителей прошел вчера в Чечне. На нем были обсуждены самые острые проблемы, стоящие перед республико й. На съезде был создан представительный комитет этого горного края. Он будет решать самые оперативные задачи Чечни.

Диктор читал торопливо, нудно, но очень громко выделял последние слова, чем показал полное непонимание задачи диктора.

Читать надо было так. Первое предложение должно было быть прочитано целиком, т.к. это заявка темы, повод привлечь внимание слушателей к информации.

Съезд народных представителей прошел вчера в Чечне.

Во втором предложении надо было привлечь слушателей к тому, что на съезде обсуждались проблемы.

На нем были обсуждены самые острые проблемы, стоящие перед республикой.

В третьем предложении надо было выделять не «горный край», а «представительный комитет».

На съезде был создан представительный комитет этого горного края.

Здесь самое важное - «оперативные задачи»

Он будет решать самые оперативные задачи Чечни.

А как иногда читают сообщения о курсе доллара? Чаще всего выделяют последнее слово.

Сегодня утром курс был 17 рубей за один доллар. К вечеру надо былоплатить уже 19 рублей за один доллар.

В такой информации важны цифры! В эфире часто пробрасывают цифры как нечто неважное даже в сводках погоды.

В Красноярске 18 градусов мороза, в Новосибирске 21 градус холода и т.д.

Получается, что «мороз», «холод» – новые понятия, а важны-то градусы!

Если бы среди сводок о «морозе» вдруг выскочило бы «тепло», тогда его надо было бы подчеркнуть.

Еще один пример бездумного чтения:

Арестован рецидивист Иван Петров. Неделей раньше был арестован его отец Василий Петров. Ясно, что во втором случае надо было выделять имя, а не фамилию.

Лекция №5

Дыхание

Дыхание не только обеспечивает жизнедеятельность организма, от дыхания зависит тембр голоса, дикция и способность произносить длинные целые фразы на одном дыхании.

Различают несколько типов дыхания.

Ключичное

Самое неглубокое и потому малоэффективное.Оно приподнимает плечи, а ключицы в это время сдавливают основание шеи, затрудняяя свободное звукообразование. Полость груди не становится резонатором, придающим голосу большую звучность, объемность.

Грудное

Более полное, чем ключичное, но и оно недостаточно подключает к дыханию самую обширную, нижнюю часть легких. У этого дыхания есть и еще один недостаток - частое движение грудной клетки вверх и вниз утомляет человека.

Диафрагменное

Его еще называют реберно-диафрагменным. Это дыхание предпочтительнее других. Грудь, плечи, шея, ключицы при таком дыхании абсолютно не напряжены, ничто не сдавливает мышц гортани, воздух минует путь свободно, мягко, плавно, не раздражая связок.

Как усвоить такое дыхание?

Для этого существует ряд упражнений.

№1

Встаньте.

Ладонь левой руки положите на верх живота.

Ладонью правой руки обхватите нижние ребра (большой палец обхватывает их со спины, остальные спереди). Вдохните носом.

Живот (под ладонью левой руки) должен выпятиться вперед.

Задержите дыхание на две секунды.

Подтяните внутрь самый низ живота. Нижние ребра от этого слегка раздвинутся.

Теперь начинайте выдох. Рот слегка открыт, выдыхайте беззвучно, мягко, медленно.

Приложите ладонь ко рту. Она должна ощущать тепло и даже легкую влажность.

Сначала постепенно должен опадать живот, а под самый конец выдоха и нижние ребра.

Это упражнение кажется трудным на первых порах, через какое-то время это дыхание становится для вас автоматическим.

Если правильно набирать дыхание стоя у вас не получается, лягте на плоский диван, делайте вдох - живот должен подняться. Потом это будет у вас получаться и стоя.

Почему этот тип дыхания так важен для читающего человека?

Он подключает к дыханию нижние участки легких, которые при других типах дыхания почти не задействованы. А именно нижнижние части легких являются истинным "резервуаром" для большого запаса воздуха.

Ведь что такое диафрагма? Это своего рода мускулистый купол над желудком.

Когда вы набираете воздух, диафрагма становится плоской, освобождая место для набора воздуха в нижнюю часть легких. Легкие при этом прекрасно вентилируются, а мы получаем возможность читать длинные фразы без напряжения.

Помните!

Вдыхать надо через расширенные ноздри!

Вдыхая, следите за тем, чтобы при этом ни в коем случае не поднимались плечи, не вздымалась грудь, чтобы были неподвижными ключицы. Движутся только живот и нижние ребра. Все остальное абсолютно неподвижно. Тщательно контролируйте себя перед зеркалом на первых порах, пока не убедитесь, что выполняете упражнение правильно. И не переходите к следующему упражнению, пока не освоили предыдущее.

После того, как научитесь делать вдох и выдох, приступайте к упражнениям, способствующим развитию дыхания, увеличению его запасов и наиболее рациональному расходованию набранного воздуха.

Перед началом этих упражнений сделайте несколько полезных разминочных упражнений.

1. Надо "прочистить" нос.

Для этого вдыхайте через одну ноздрю (другая зажата пальцем), выдыхайте через другую, меняя при этом "функции" ноздрей. Делайте это мягко, без усилий, но достаточно глубоко, словно вам нравится аромат любимого цветка.

2. Поглаживая нос (боковые части хребта) от кончика к переносице, делайте вдох. На выдохе постукивайте указательными пальцами обеих рук по ноздрям.

3. Поглаживайте нос на вдохе теми же движениями, что и в упражнении №2. Затем концы указательных пальцев на выдохе упереть в крылья носа и по мере прохождения воздушной струи через нос делайте вращательные движения, как бы ввинчивая пальцы.

4. На вдохе коротким быстрым движением провести указательными пальцами по нижней части носовой перегородки от желобка под носом к кончику носа, слегка поднимая его кверху. Во время выдоха то прикрывайте на короткое время ноздри большим и указательным пальцами правой руки, прерывая выдох, то открывайте проход для воздушной струи.

5. На вдохе поглаживайте нос, как в упражнении № 2. На выдохе круговыми движениями похлопывайте кончиками пальцев обеих рук боковые части носа, щеки, лоб.

6. Рот открыт. Сделайте вдох и выдох носом.

7. Расширить ноздри - вдох. На выдохе ноздри принимают положение покоя.

8. Зажгите свечу и сделайте так, чтобы время выдоха (в этом случае выдох делается уже через рот) свеча была в 10 сантиметрах ото рта. Желательно, чтобы пламя свечи колебалось минимально.

9. Делайте то же самое, что и в упражнении №8, только выдыхайте тоненькой струйкой, стараясь выдыхать как можно дольше.

Рекомендации

Набирая воздух, не сопите и не надувайте живот до предела. Упражнения не должны вызывать у вас ощущения непосильной работы. С самого начала приучайте себя получать удовольствие от того, что вы вдыхаете плавно, мягко, "чувствуя аромат". Выдыхайте без толчков, постепенно, поначалу ни в коем случае не гоняясь за рекордно долгим выдохом.

Если во время упражнения вы начинаете видеть "искры" перед глазами или у вас начинает кружиться голова, прекращайте упражнение и в следующий раз делайте его менее продолжительное время и с меньшими усилиями. Постепенно ваш организм привыкнет к более полному кислородному обогащению и неприятные симптомы исчезнут, а продолжительный выдох придет позже.

Первоначальные упражнения

День Вдох (сек) Задержка (сек) Выдох (сек)
Первый Второй Третий Четвертый Пятый Шестой Седьмой        

Занимайтесь каждым упражнением не более полутора минут в день, то есть упражнения, рекомендуемые на день, надо повторять до десяти раз.

Во второй день два раза повторите упражнения первого дня, потом 9-10 раз второго.

На третий день два раза повторите упражнения второго дняя, потом 9-10 раз третьего дня. И так далее.

Основные упражнения

День Вдох (сек) Задержка (сек) Выдох (сек)
Первый Второй Третий Четвертый Пятый Шестой Седьмой Восьмой Девятый Десятый      

Обратите внимание, что задерживать дыхание более, чем на 5 секунд не рекомендуется. Вдох и выдох можете удлинять до 10 секунд, а если получится, то и больше. Вспомните про зажженную свечу. Ее пламя должно слекга отклоняться, но только без рывков. Никогда не переходите к новому упражнению, пока вам не стало легко делать предыдущее. И помните! "светлячки" перед глазами - признак того, что вы слишком усердствуете.

 

Лекция №6

Артикуляция

Начнем со звука [А].

[А] - Рот раскрыт в форме большого кольца. Между зубами можно поставить

2 положенных друг на друга пальца. Верхние зубы приоткрыты, нижние закрыты губой.

[У] - рот принимает форму хоботка.

[О] - рот в форме полухобота

[Э] - губы растянуты, расстояние между зубами - поставленный между ними большой палец. Следите за тем, чтобы воздух выходил в щел ь между зубами, а не упирался в небо или верхние зубы.

[Ы] - расстояние между зубами - мизинец, губы раскрыты,нижняя челюсть слегка выдвинута вперед.Воздух выходит между зубами, не плутая в полости рта.

[И] - нижняя челюсть в нормальном положении.Между зубами - кончик мизинца.Выдох только в щель между зубами, и не иначе.В противном случае вы будете присвистывать.

Эта стадия упражнений должна приучить вас к правильной артикуляции.Теперь перейдем к артикуляции согласных звуков.

[П] - губы плотно сжаты.При произнесении этого звука происходит взрыв.Звук образуется резким размыканием сомкнутых губ без участия связок.

[Б] - Так же, как [П], но при более сомкнутых губах (верхняя губа слегка обнимает нижнюю) и выдох более активный, чем при образовании звука[П].

Если положить ладонь на горло, то чувствуется вибрация связок.

[Т] - Кончик языка приподнимается к верхним резцам с внутренней стороны.Под напором выдыхаемого воздуха язык резко отталкивается от зубов. Особенно внимательно следите за тем, чтобы воздух был направлен именно на кончик языка, а не просачивался между языком и небом (иначе будет шепелявое Т) и не задевал связок (что может дать сдавленный сиплый звук).

[Д] - язык прижимается с большей силой к верхним резцам, чем при образовании звука [Т], и отрывается напором воздуха вниз.Работа языка при создании звуков [Д] и [Т] помогает устранить вялость языка.

[Х] - образуется при сближении задней спинки языка с мягким небом.Звук надо произносить на мягком "теплом" выдохе, т.к. сильный выдох придаст звуку гортанный оттенок.

[К] - образуется почти как [Х], но выдох более сильный. Мгновенный выброс воздуха - звук должен быть чистым и коротким.

[Г] -Кончик языка упирается в корни нижних зубов, спинка языка сильно выгнута и касается границы твердого и мягкого неба.Звук должен быть звонким, без примеси [Х] или [К].

[М] - образуется размыканием плотно сомкнутых губ.Пробуйте "мычать" с сомкнутыми губами, а затем разорвите их при помощи слабой воздушной струи.Не направляйте звук в нос, иначе будете гнусавить.Звук направляйте в губы.

[Ф] и [В] - верхняя губа приподнята, нижняя слегка подтянута к верним резцам, верхние зубы обнажены. При звуке [Ф] струя воздуха выталкивается в отверстие между нижней губой и верхними зубами, попадая в верхнюю губу и нос.При звуке [В] нижняя губа слегка прижимается к верхним зубам. Выдыхаемый воздух словно просачивается между нижней губой и верхними зубами, образуя звук, напоминающий дребезжание натянутой струны виолончели. Струя воздуха должна быть не очень сильной, чтобы заук [В] не потерял звучность и не напоминал звук [Ф].

[Л] - кончик языка поднят к верхним резцам. При твердом [Л] кончик языка не напряжен, корневая часть языка поднята. При мягком [ЛЬ] кончик языка сильно напряжен, корневая часть языка опущена. Сильная струя воздуха, попадая на переднюю часть языка, прижимает ее к верхним зубам.

[Р] - при твердом звуке кончик языка поднят и вибрирует у корней зубов, при мягком [РЬ] вибрация происходит непосредственно у верхних резцов.

[Ч] - губы мягко раскрыты. Расстояние между зубами очень узкое. Передняя часть языка прижата к корням нижних зубов. Быстрый и сильный выдох выбрасывает звук вместе с воздушной струей. Звук должен быть коротким, без примеси гласного.

[Ц] - язык приподнят к верхним зубам. Зубы обнажены.Сильный и короткий выдох направлен в щель между зубами на нижнюю губу и в подбородок.

[С] - губы раскрыты, между зубами расстояние 1 мм, язык поднят к верхним зубам, вогнут, посередине языка продольный желобок.Выдох очень сильный и протяжный, струя воздуха падает на подбородок. Если звук шепелявый или сюсюкающий, значит, язык либо появляется между зубами, либо опущен вниз и вялый, либо очень "жесткая" верхняя губа. Если звук свистящий, то язык надо немного опустить вниз или обратить внимание на дефекты строения зубов.

[Ш] - губы свободно раскрыты, зубы обнажены, язык свободен, приподнят слегка. Воздух падает на нижние зубы, которые ощущают холод. Следите за тем, чтобы язык не был опущен к нижним зубам или нижняя челюсть не выдвигалась вперед (будет шепелявость), чтобы воздушная струя не направлялась к верхней губе (будет звук, подобный [Ф]).

[Щ] - положение рта такое же, как при произношении [Ш], но передняя часть языка артикулирует ближе к зубной части нёба. Не зажимать зубы.Выдох очень сильный.

[З] - положение рта такое же, как при образовании [С]. Выдох не очень активный. Кончик языка мелко вибрирует. Обязательна маленькая щель между зубами.

[Ж] - губы мягко раскрыты, зубы обнажены, между ними небольшое расстояние. Язык приподнят к корням верхних зубов, но не соприкасается с нёбом и зубами.Колебание выдыхаемого воздуха ощущается на языке.

Освоив артикуляцию на отдельные гласные и согласные, переходите к новым упражнениям.

1.Вдох - 2 сек, задержка дыхания - 3 сек, а на выдохе произносите последовательно по четыре звука:

У-У-Ы-Ы

У-У-И-И

У-У-О-О

У-У-А-А

У-У-Э-Э

Следите за тем, чтобы артикуляция менялась в соответствии с ранее освоенными упражнениями., выдыхайте плавно, без рывков. Понемногу ускоряйте темп этого упражнения, начиная с очень медленного.

2. Через 2 недели начинайте выполнять следующее упражнение:

вдох - 2 сек, задержка дыхания - 3 сек, а затем на весь выдох (2-3 сек) одно длинное У.

3. Вдох, задержка дыхания, на выдохе произнесите сначала короткое У, сделайте паузу, опять короткое У, опять пауза и еще раз короткое У. Так вы научитесь делить дыхание на части, а не отдавать его сразу целиком.

4.Делайте упражнение №3 и на все остальные гласные, постепенно удлиняя вдох и выдох: 2-3-4, 3-4-5, 4-5-5. Вдыхайте без сипоты и хрипа, широко раскрытыми ноздрями, а выдыхайте как можно более плавно и так, чтобы приставленная ко рту ладонь чувствовала тепло.

5. Теперь начинайте проверять, как у вас будут получаться согласные звуки. При этом надо помнить, что согласные звуки П, Б, Т, Д, К, Г образуются очень коротким выдохом - П! Б! Если вы будете пытаться протянуть их звучание, то к ним обязательно добавится гласная. Не допускайте этого.

 

В звуках Х, Л, Р, Н, М, В, Ф, З, Ж, Ш, Щ длинное звучание возможно.

Звуки Ч и Ц, если их тянуть, превращаются в Ш и С. Следовательно, они должны быть произнесены кратко. Чтобы выработать четкое произношение звуков Ч и Ц соединяйте их со следующими звуками:

П-Ч, Т-Ч, К-Ч, Х-Ч, Ф-Ч, С-Ч, Ш-Ч, Ц-Ч, Ч-Ч.

 

6. Добившись правильного произношения этих звуков, начинайте прибавлять к согласным мягкий знак, произнося ПЬ, БЬ, ТЬ, ХЬ, КЬ, ГЬ, НЬ, МЬ, ВЬ, ЛЬ, ФЬ.

Звуки Ш, Ж, Ц с мягким знаком произносить не нужно, а звуки Ч и Щ сами звучат мягко.

 

7. На ТЬ и ДЬ обратите особое внимание, так как при неправильной артикуляции ТЬ может превратиться в Ц, а ДЬ в З. Такое звучание недопустимо.

Иногда при произношении РЬ язык колеблентся плохо. В таком случае делайте следующее упражнение: очень четко произносите Т, Д, Т, Д, Т, Д. Потом ТРРР, ДРРР, ТРРР, ДРРР, а затем ТРЬ, ТРЬ, ТРЬ, ТРЬ, ДРЬ, ДРЬ, ДРЬ, ДРЬ.

Добейтесь точного звучания. Освоив эти звуки, переходите к чистому РЬ, следя за тем, чтобы было именно РЬ, а не РИ.

 

Присоединение согласных звуков к гласным.

Гласные к согласным присоединяйте в следующем порядке:А-О-У-Э-Ы-И.

Начинайте с БА-БО-БУ-БЭ-БЫ-БИ и так далее с остальными согласными.

Губы должны работать активно.

"Прогнав" все согласные по приведенной выше схеме, переходите к новому упражнению:

[БТА-БТО-БТУ-БТЭ-БТЫ-БТИ], [ВТА-ВТО-ВТУ-ВТЭ-ВТЫ-ВТИ] и т.д., следя одновременно, чтобы не звучало [БЫТА-БЫТО] и т.п.

 

Необходимы совершенно четко и чисто три звука [ ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ].

Освоив эти упражнения, приступайте к следующему [ТТТА, ТТТО, ТТТУ, ТТТЭ, ТТТЫ, ТТТИ, БББА, БББО, БББУ, БББЭ,БББЫ, БББИ, ДДА, ДДДО, ДДДУ, ДДДЭ, ДДДЫ, ДДДИ].

 

Это упражнение резко укрепляет мускулатуру губ, увеличивает подвижность нижней челюсти, придает речи общую легкость.

 

Голос

Работу над голосом надо начинать с поиска "центра ", т.е. того звучания, которое вам наиболее удобно и не требует усилий при чтении. Часто человек не знает возможностей своего голоса и говорить "не своим" голосом.

Как найти центр?

 

-начните читать

-прервитесь

-начните читать вновь, но на более высокой ноте

-попробуйте повысить еще на одну ноту

-если не получилось, спуститесь на одну, две, три … ноты вниз

-на пять нот у вас, допустим, понижения не получилось, тогда повысьте голос

на 2 ноты

-это, собственно говоря, и будет ваш центр

 

Итак, определив во сколько нот укладывается ваш голос, не голос, не говорите на самой нижней или на самой верхней. И упражнения для голоса делайте на этом голосовом центре.

 

Первое упражнение

Представьте, что вы измотаны до предела, что все ваши мускулы, как вата. Расслабьтесь до предела. Сделайте легкий вдох носом. Задержите дыхание на две секунды, а теперь оставьте в губах еле заметную щель и начинайте выдох. Когда почувствуете, что дыхание вот-вот кончится, сомкните губы и издайте стон на звук [М]. Стон должен быть едва слышен, будто это последний стон в вашей жизни. Пламя зажженной перед вашим ртом свечи практически не должно колыхнуться. Когда вы освоите такой стон, переходите к стону на гласные [А-О-У-Э-Ы-И]. Не спешите при вдохе, не спешите при выдохе. После каждого выдоха закрывайте рот. Сначала стон делайте очень коротким, затем удлиняйте его, но и удлиненный, он должен быть тихим, спокойным, чистым, без малейшей сипоты и безо всякого напряжения. Стон должен звучать на самом исходе выдоха и быть при этом тишайшим.

Благодаря этому упражнению вы научитесь предельно экономно расходовать дыхание.

 

Второе упражнение

"Звуковая волна".

Плавный вдох носом! Короткая задержка дыхания. Начинайте выдыхать при почти закрытом рте на знакомые вам гласные звуки. Выдыхая, представьте себе, что вы качаете ребенка, баюкаете его. Звук должен быть похож на мягкие волны, то поднимающиеся, то опускающиеся. Подниматься и опускаться на каждой глассной звук должен 3-4 раза.

 

Третье упражнение

Вдох. Задержка дыхания. На выдохе произносите: ДЖАНЬ-ДЗАНЬ,

ДЖОНЬ-ДЗОНЬ, ДЖУНЬ-ДЗУНЬ, ДЖЭНЬ-ДЗЭНЬ, ДЖЫНЬ-ДЗЫНЬ.

Гласную не пойте, зато согласную "стоните", чтобы это звучало, как

Д-ЖЖЖЖЖЖ-А-ННННННННЬ, Д-ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ-А-НННННННННЬ и т.д.

Во время выдоха-стона положите ладонь на грудь. Если упражнение выполняется правильно, то вы ощутите вибрацию внутри грудной клетки, внутреннее звуковое эхо. Избегайте образования звука где-то перед зубами. Пусть он образуется в куполе рта.

 

 

 

 

Лекция №7

 

Работа над дикцией.

Начинать работу над улучшением дикции надо с уже знакомых упражнений.

Еле слышным голосом выдыхайте следующие гласные [А-О-У-Э-Ы-И].

Выдыхайте, как всегда, очень плавно, "тепло", негромко. Связки не напряжены.

Упражнения (несколько раз каждое) надо делать так:

Группа

 

-) один звук -целый выдох

-) на одном дыхании три звука [А-О-У], потом вдох (носом), и на выдохе -

следующие три звука [Э-Ы-И]

-) теперь все шесть звуков на одном выдохе.

Группа

 

Освоив их, начинайте произносить на выдохе шесть слогов:

 

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ

ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ-ХТИ

КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ

Т-ТА--Т-ТО--Т-ТУ--Т-ТЭ--Т-ТЫ--Т-ТИ

(Следите за тем, чтобы звучало именно ТТА-ТТО…, а не ТЭ-ТА, ТЭ-ТО)

 

НТА-НТО-НТУ-НТЭ-НТЫ-НТИ

МТА-МТО_МТУ-МТЭ-МТЫ-МТИ

РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ-РТИ

ФТА-ФТО0ФТУ-ФТЭ-ФТЫ-ФТИ

 

Эти упражнения принесут вам пользу, если каждая буква будет произноситься с предельной четкостью. Всякие послабления - пустая трата времени.

Группа

 

Читайте эти слова, сосредоточивая все внимание на гласных звуках каждого слова, но, разумеется, не проглатывая все остальные. Следите за артикуляцией и одновременно за четкостью произношения.

 

АВТОР,АРМИЯ, АЗБУКА, АИСТ, АЙСБЕРГ, АСТРА, АФРИКА, АМПУЛ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...