Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2. Групповые роли




Групповая роль – это совокупность функций и моделей поведения, которые считаются подходящими для данного индивида и реализуемых участником в данной группе; это поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как соответствующее групповым интересам.

Роли, исполняемые членами группы, зависят как их личности, так и от требований и нужд группы.

Существуют разные классификации групповых ролей, в здесь мы приводим наиболее популярные из них.

Самая распространенная классификация принадлежит Р. Шиндлеру и включает в себя 5 ролей: лидер, эксперт, рядовой, отвергаемый, оппозиционер.

1. Альфа – лидер, которому группа доверяет. Он принимает решения и побуждает группу к их исполнению. Он влияет на группу, но отнюдь не всегда он говорит больше и чаще других. Лидер в реальной группе может молчаливо и незаметно управлять реакциями группы. Возможно, немногословность вообще более соответствует отечественному типу лидера.

2. Бета – эксперт, который обладает знаниями или опытом, важными для группы. Он предоставляет информацию, анализирует, рассматривает ситуацию с нескольких сторон. Его поведение самокритично, нейтрально и рационально. Он не пытается прямо влиять на группу — только через информацию, которую он ей предоставляет.

3. Гамма – рядовые пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, основная часть ее, так называемые „массы". Большинство таких членов отождествляет себя с лидером и его решениями. Исполняя решения лидера, рядовые члены могут проявлять такую активность и рвение, что со стороны может показаться, что именно они и есть лидеры. История изобилует примерами того, как рьяные исполнители чужой воли значительно превосходили своих повелителей в жестокости и насилии.

4. Омега – выпадающий член группы, которого могут не принимать во внимание другие члены группы, Крайний вариант такой роли — пренебрегаемый или отвергаемый член группы. Причиной его выпадения из группы может быть какое-либо отличие от всех остальных: застенчивость, погруженность в себя, отсутствие инициативы.

5. Р – противник, оппозиционер, открыто выступающий против лидера. Он может бороться против лидера потому, что не согласен с ним, считает его несправедливым. С другой стороны, причиной его борьбы может быть дух противоречия, недоверие к любым авторитетным фигурам. Он может быть также претендентом на лидерство, не принятым группой на эту роль. Роль оппозиционера не является обязательной для структуры группы, в небольшой группе его может и не быть.

Еще одна классификация ролей строится на выделении четырёх основных типов ролей: роли, обеспечивающие решение поставленной задачи, поддерживающие, процедурные и эгоцентрические (Р. и К. Вердербер).

1. Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи

– это специфические паттерны поведения, которые напрямую помогают группе в достижении поставленных целей. Члены группы, которые исполняют роли, обеспечивающие решение поставленной задачи, будут сообщать группе информацию или высказывать свою точку зрения, заниматься поиском и анализом информации или мнений.

· «Сообщающий» информацию или высказывающий свою точку зрения— человек, предлагающий новый материал для обсуждения.

· «Воспринимающий» информацию или точку зрения — человек, который выясняет мыс, ли и мнения других людей по стоящим перед группой проблемам.

·  «Аналитик» — человек, от которого ожидают исследования аргументации членов группы в ходе дискуссии.

2. Поддерживающие роли

– это специфический паттерн поведения, который помогает группе развиваться и поддерживать хорошие от, ношения между ее членами, групповую сплоченность и эффективный уровень разрешения конфликтов. Участники, которые выполняют поддерживающую роль, будут ободрять других членов группы, снимать напряжение, вносить гармонию или объяснять.

· «Сторонник» — человек, который ободряет других членов группы.

· «Снимающий напряжение» — человек, который определяет, когда члены группы находятся в состоянии стресса или утомлены, и помогает снять напряжение или стимулировать работу группы.

· «Гармонизатор» — человек, от которого ожидают вмешательства в групповую дискуссию, когда конфликт угрожает нанести вред ее сплоченности или отношениям между отдельными членами группы.

· «Переводчик» — человек, от которого ожидают знакомства с различиями в социальной, культурной и гендерной ориентации членов группы и умения использовать эти знания, что, бы помочь членам группы понять друг друга.

3. Процедурные роли

– это специфический паттерн поведения, который помогает группе при решении проблем. Члены группы, которые играют процедурные роли, в свою очередь, подразделяются на диспетчеров, протоколистов и хранителей.

· «Диспетчер» — человек, который отслеживает действия группы и помогает ей придерживаться повестки дня.

· «Протоколист» — человек, который ведет точную запись того, что решила группа и на чем основано это решение.

· «Хранитель» — человек, который управляет течением беседы, чтобы каждый член группы имел равные возможности участвовать в ней.

4. Эгоцентрические роли

– это специфический паттерн поведения, который концентрирует внимание на персональных потребностях и задачах в ущерб групповым. Эгоцентрические роли уменьшают эффективность групп.

· «Агрессор» — человек, который добивается повышения собственного статуса, критикуя почти все или порицая других, когда дела идут не лучшим образом, и принижая личные качества и статус других.

· «Шутник» — человек, который пытается привлечь внимание к себе, дурачась, передразнивая других или вообще превращая в шутку все происходящее.

· «Отсутствующий» — человек, который решает свои собственные проблемы за счет группы, путем уклонения от дискуссии или работы группы.

·  «Монополист» — человек, который непрерывно говорит, стараясь создать впечатление, что он хорошо осведомлен и ценен для группы.

 

Еще одна известная классификация групповых ролей (Рудестам К. ) основана на выделении двух групповых структур, описанных в предыдущем параграфе – деловой и эмоциональной. В этом случае в каждой структуре выделяется свой набор ролей в зависимости от функций, этой структурой выполняемых (см. Таблицу 1).

Таблица 1.

Роли, связанные с решением задач и оказанием поддержки

Решение задач Оказание поддержки
Инициатор Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоле­ния трудностей и решения задач. Вдохновитель Поддерживает начинания других, выказы­вает понимание чужих идей и мнений.  
Разработчик Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы.   Гармонизатор Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разно­гласия, и таким образом сохраняет в группе гармонию.
Координатор Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы.   Примиритель Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и таким образом поддерживает в группе гармонию.
Контролер Направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения и от намеченного курса. Диспетчер Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, и регулирует процессы общения.
Оценщик Критически оценивает работу группы и предложе­ния других, сравнивая их с существующими стан­дартами выполнения поставленной задачи. Нормировщик Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов.  
Погонщик Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделанного. Ведомый Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дис­куссиях и при принятии решений.

 

Последняя предлагаемая здесь классификация принадлежит М. Белбину и широко используется при работе с группой в организационной психологии и менеджменте. Эта классификация описывает роли, необходимые для эффективного функционирования команды при выполнении совместной деятельности (см. Рисунок 6).

Рисунок 6. Роли в команде по М. Белбину

М. Белбин считает, что каждому человеку в группе присуща склонность к выбору определенной роли, но существуют люди, успешно справляющиеся с несколькими ролевыми функциями, комбинируя их в различных сочетаниях.

Каждая из моделей поведения (ролей) обладает как сильными сторонами, так и зонами риска (см. Таблицу 2).

Таблица 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...