Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ конкурентоспособности российских производителей




Состояние и перспективы развития

 

В последние годы мебельная промышленность России находится в тяжелом положении. Об этом говорит как сама ситуация на рынке, которая балансирует на достаточно опасной для отечественных производителей грани (импортная мебель занимает около 50% рынка), так и сложившееся у покупателей стойкое убеждение оболе высоком качестве продукции зарубежных производителей и в силу этого убеждения предпочтение отдается импортному товару перед отечественным.

Неудивительно, что доля участия иностранцев в российской мебельной промышленности неуклонно растет. Сейчас она составляет 55-60%, тогда как не так давно не превышала 40%.

Объем импортной мебели в 2002 году к объему производства мебели в России составляет 52%, что является явной угрозой для отечественной промышленности.

Российские производители конкурируют в нише средней ценовой категории с производителями из Польши, Прибалтики, в высшей – Италии, Испании, Франции, Финляндии. Причем наметилась тенденция для мебели высшей категории в том, что иностранные компании вытесняют с рынка отечественные компании. Хотя этот рынок сформировался в 90-е годы и уже имеет собственную историю, стандарты качества, инфраструктуру, признанных лидеров.

Уверенность покупателя в том, что российская продукция уступает по качеству продукции импортной, недалека от истины. Поэтому при небольшой ценовой разнице покупатели, как правило. Предпочитают импортные аналоги, поскольку на протяжении более 70 лет мебельное производство было направлено на удовлетворение ажиотажного спроса населения и не уделяло должного внимания вопросам качества и дизайна.

Действительно, сегодня в массе своей отечественная мебельная продукция не вполне конкурентоспособна с импортными аналогами и лишь несколько десятков российских фирм успешно конкурируют с товаропроизводителями из других стран. Развитие мебельной отрасли тормозит целый ряд объективных и субъективных причин. Среди них российские производители отмечают небольшой опыт работы в новых условиях хозяйствования и тот факт, что многие уважаемые в доперестроечный период руководители оказались не готовы менять стереотипы, учиться и применять на практике новые знания и приемы работы.

Серьезным тормозом стало и то, что в России практически отсутствует производство современного оборудования и комплектующих. Главными же причинами невысокого качества продукции и как следствие низкой конкурентоспособности считаются нестабильность экономики в переходный период, опережающий рост внутренней инфляции по сравнению с курсовой разницей рубль-доллар, а также мощное давление стран-импортеров на российский внутренний рынок.

 

Ассортиментная структура рынка

 

Весь ассортимент предлагаемой мебели можно разделить на несколько больших групп: бытовая, офисная, специальная мебель.

На рынке бытовой мебели доминируют мягкая корпусная мебель, которые приносят порядка 60% оборота отрасли. Еще 30% принадлежат кухонной мебели и спальням, спрос на которые тесно связан с развитием жилищного строительства. Мебель для прихожих занимает 3-4% рынка и постепенно вытесняется встроенными шкафами. В последнее время увеличивается предложение мебели для молодежи и подростков, мебели для ванных комнат.

Распределение товарной структуры сильно зависит от ценовой категории. Так, мебель для спален, и детская мебель практически отсутствуют в низшей ценовой группе, мебель для ванных комнат актуальна только в высшей ценовой группе и т.д.

Весьма динамично растет спрос на встроенную мебель, отнимая большую часть у традиционных шкафов и стенок. Поэтому производители вынуждены снижать цены или переориентировать производство: стенки становятся более разнообразными и демократичными.

В последние годы быстрыми темпами идет рост рынка офисной и специальной мебели. Его доля в общем объеме мебельного производства России постоянно увеличивается: с 12-15% в начале 90-х до 30-35% на данный момент. Если нишу дешевой офисной мебели и офисной мебели среднего класса заняли отечественные производители, то в нише дорогой мебели для руководителей очень высока конкуренция со стороны импорта.

 

Анализ конкурентоспособности российских производителей

 

Делая свой выбор при покупке мебели, покупатель чаще всего обращает особое внимание на качество, надежность и долговечность мебели, внешний вид. У российских покупателей до сих пор действует советский стереотип мышления «импортное – значит, лучшее». Поэтому покупатели, приобретая мебель (товар долгосрочного потребления) в первую очередь обращают внимание на качество и надежность продукции.

Отечественная мебель, которую мы видим сегодня в магазинах, продолжает оставаться советской со всей ее атрибутикой, несмотря на ставшие доступными новые материалы, технологии, поэтому, выбирая между более дорогой импортной мебелью и отечественной, выбор приходится не в пользу последней. Когда складывался рынок мебели, у отечественных производителей не имелось достаточных производственных мощностей, а те, что были, выпускали низкокачественную продукцию. Спрос удовлетворялся в основном за счет импорта, поэтому сложилась установка, что качество импортной мебели намного выше, чем отечественной.

Более высокое качество продукции чаще всего у предприятий, которые производят мебель под конкретного заказчика. В этом случае отмечается более высокое качество и надежность. Но мебель, выполненная на заказ, чаще всего отличается более высокой ценой.

Теперь на первое место выходит качество, не только самой продукции, но и сопровождающего сервиса. Этой политики теперь придерживаются многие производители и продавцы в большинстве сегментов мебельного рынка. В результате потребителям все чаще предлагается купить не просто мебель, а готовое интерьерное решение.

Обеспеченные люди перестали покупать мебель «на века». Ее рассматривают как составную часть стилевого решения интерьера, и подбор мебели осуществляется еще на стадии проекта. Речь идет о дорогом и нижней части элитного сегмента бытовой мебели. В средней ценовой категории, не говоря уж о нижней, покупатель все еще сам себе дизайнер.

Около 80% мебели покупается при переезде в новую квартиру или перепланировке старой. Поэтому легче всего приспособиться к новым требованиям рынка оказалось компаниям, делающим мебель на заказ. Наиболее крупные из них превращаются в производителей комплексных мебельных решений. Конкуренция переместилась из области цен и соотношения цена-качество в область сервиса.

В России практически отсутствует производство современного оборудования и комплектующих. Производство мебельной фурнитуры находится еще в более плачевном состоянии – 90% устанавливаемых на шкафы, комоды, тумбочки – замков, ручек, петель приходит из-за границы.

Естественно, при таком раскладе доминирующую долю в себестоимости готового изделия составляет стоимость комплектующих и плитных материалов. На данный момент стоимость импортных материалов в мебели доходит до 70% себестоимости, и каждый директор мечтает применить что-то подешевле.

 

Структура себестоимости мебели, выпускаемой предприятиями РФ (%)

Российские мебельщики значительно повысили качество и дизайн продукции, но в целом по ряду объективных и субъективных причин мебель, как и другие товары народного потребления, еще не вполне конкурентоспособна

Более 60% оборудования, действующего на российских предприятьях, старше 15 лет, более 20% - старше 20 лет. Оборудование, отвечающее требованиям современного мебельного производства, в стране не выпускается.

В былые времена рентабельность предприятий доходила до 64%. Сейчас – от 4 до 23% в зависимости от вида продукции, качества управления комбинатом, от сезона для сбыта и в среднем, по некоторым данным, составляет 8-10%.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...