Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные отношения в первобытном обществе.




Реферат

по дисциплине социология

на тему: «Социальное взаимодействие и со циальны е отношения»

 

Курск-2011

Содержание

 

Ведение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения социального взаимодействия и социальных отношений……………………………………4

1.1. Социальные отношения в первобытном обществе…………….4

1.2. Символический интеракционизм Дж.Г.Мида и Г.Блумера…...8

Глава 2. Социальное взаимодействие и социальные отношения…………..12

2.1. Социальное взаимодеиствие………………………………………12

2.2. Формирование социальных отношений…………………………. 21

Заключение……………………………………………………………………..27

Список использованной литературы………………………………………….28

Приложения…………………………………………………………………… 29

Введение

 

В современной социологии под социальными отношениями понимаются относительно устойчивые и относительно самостоятельные связи между индивидами (в следствии которых они объединяются в социальные группы) и социальными группами, как носителями качественно различных видов деятельности, отличающимися своими статусами и ролями.

Социальное взаимодействие - взаимодействие между двумя и более индивидами, в процессе которого передается социально значимая информация или осуществляются действия, ориентированные на другого.

В социологии выделяют отношения между индивидами и социальными группами и отношения между сходными индивидами (по полу, возрасту, социальному положению) к явлениям и процессам окружающего мира. Социальные отношения являются тем устойчивым элементом, котрый сплачивают людей в социальные общности, таким образом, не отдельные социальные действия, не взаимодействия, а устойчивые, поддающиеся регулированию отношения, являются основным компонентом социальной общности.

В настоящее время тема социальных взаимодействий и социальных отношений очень важна. Так как современное общество находится на стадии конфликтных ситуаций, возникающих по множеству причин. Такие отрицательные взаимодействия плохо влияют как на само общество так и на личность человека.

Поэтому нам необходимо разобраться в том, когда же возникли социальные отношение, какие взгляды ученых на социальное взаимодействие, в чем же сущность этих важных элементов взаимоотношений в обществе.

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения социального взаимодействия и социальных отношений.

Социальные отношения в первобытном обществе.

Общественное разделение дало человечеству еще две важные вещи. Первая — стоянка охотников или первобытный лагерь. Большинство обезьян вынуждены постоянно перемещаться, находя пропитание там, где они остановились. Где застигала их ночь, там они и устраивали себе гнездо. При таком образе жизни не могут появиться скарб, домашняя утварь, орудия, съестные припасы. Постоянный лагерь для первобытных людей(рис 1.) служил тем местом, куда они возвращались после длительного отсутствия, прежде всего мужчины-охотники, где они находили знакомых собратьев, членов семьи, предметы и пейзаж, к которым они успели привязаться и считали своими. Стоянка — одновременно место отдыха (рассказы об охоте, обсуждение последних событий, развлечения и игры), школа (обучение молодого поколения соци­альным и трудовым навыкам) и кухня (распределение, приготовление и употребление пищи).

Наличие постоянного лагеря позволяло полнее изучить окружающую местность, узнать все биоресурсы и эффективнее их использовать. При мигрирующем образе жизни животные и птицы перемещаются вдоль определенного маршрута, мало отклоняясь в стороны и довольствуясь лишь тем, что встречают под ногами. Примитивный лагерь давал радиальный охват: мужчины и женщины могли участок за участком обследовать всю окружающую площадь, ничего не пропуская, а затем вернуться на место, чтобы утром возобновить обследование. Как только все ресурсы прилегающей местности были использованы, группа или племя сворачивали лагерь и переносили его на другое место.

Постоянный лагерь укреплял также и межпоколенные связи. Женщина привлекала к переноске собранных плодов подростков, занимаясь приготовлением пищи, она наблюдала за поведением детей, контролируя и направляя их действия. Подростково-женские группы занимались собирательством, обустройством жили­ща и приготовлением пищи, воспитанием и передачей жизненного опыта, организацией досуга и игровой деятельности.

 

Разделение труда — это закрепление людей за выполнением определенных задач. Чем глубже разделение труда, тем уже задача, закрепленная за каждым индивидом, тем больше вероятности, что он выполнит ее более качественно. Но чем выше качество исполнения задач, прежде всего экономических, тем выше общий уровень культуры группы. Образ но можно сказать так: локомотивом социальной и культурной истории выступает общественное разделение труда.

С ростом профессионализации и выделением верхушки общества резко возрастала эффективность производства. Об этом догадывались уже в глубокой древности. В книге Мэн-Цзы IV —III вв. до н.э. мы читаем: «Когда бы каждый сам делал все, что способны принести человеческому телу сто ремесел, да и пользовался только тем, что сделал сам, весь народ не знал бы отдыха».

Родовые группы охотников древнего каменного века, состоявшие из отдельных семей порой в несколько десятков человек, сменились земледельцами, в поселениях которых уже существовала дифференцированная социальная система. Первоначально единообразное общество все более отчетливо делилось на группы и социальные слои. Предметы, найденные в более древних захоронениях, свидетельствуют о равенстве жителей поселений независимо от пола. Полноправными членами общества были даже дети.

Коллективизм этого образа жизни наиболее ярко проявлялся во время совместных работ на полях и при строительстве ирригационных сооружений. Однако уже начался первый этап специализации труда: ремесленники обрабатывали камни и металлы, изготовляли керамику, остальные добывали пищу.

Об особенностях социальной структуры можно судить по распространенным в Центральной Европе длинным домам, их население представляло собой уже отдельные сообщества. В одном таком доме жило, вероятно, от 30 до 60 человек, которые совместно строили укрепления и работали на полях. Это сообщество образовывали, как правило, кровные родственники. Они еще не знали частной собственности на землю — в то время она еще только зарождалась. Наибольшие изменения в социальные отношения земледельцев привнесли начавшиеся войны. Насилие существовало и во времена охотников и собирателей, но только появление собственности, проблемы ее приобретения, приумножения и защиты способствовали развитию специфически военного мышления. Впервые в истории ремесленники начали изготовлять оружие и другие технические средства для борьбы человека с человеком. Изменился и характер содержимого захоронений. Мужчин чаще погребали с оружием, особенно если это был известный воин. К I II тысячелетию до н.э. глубокие изменения в социальной жизни привели к появлению института царской власти. В Египте более четко пролегла грань между правителем и осталь­ными членами общества: царя, до этого лишь богатого и влиятельного человека, игравшего ведущую роль в обществе, приравнивали к божеству. От других людей его отделяла пропасть, созданная религией. Так некогда равноправное общество благодаря объединению религиозной и политической власти превратилось в абсолютную монархию с сильным аппаратом управления.

В Месопотамии царства формировались вокруг шумерских городов, центрами которых были храмы. Жрецы здесь контролировали не только культовую деятельность, но и хозяйственную жизнь, организацию орошения и главные зернохранилища. Принадлежность практически всей земли в городе местному божеству и всеобъемлющее подчинение управления, хозяйства и культуры храму позволяли жрецам представлять царя как наместника Бога на земле.

В период становления государства зависимость населения от царя не была еще столь сильной. Разливы больших рек не только позволяли собирать богатые урожаи, нужно было проводить работы, которые требовали совместных усилий населения, что формировало особенности общественного устройства. Обработка земли привела к появлению крупных общин, из которых на основе растущего богатства возникали большие города как опорные пункты обороны и экспансии. Различия в функциях отдельных групп сформировали новые группы — жрецов, ремесленников, торговцев, наемных работников и земледельцев. Вскоре общество стало делиться на аристократию, свободных людей и рабов.

Первобытное человеческое стадо — условное название начального этапа первобытного общества, его дородовой стадии, относящейся к эпохе древнего палеолита (каменного века). Период становления человека и общества. Переход от «стада» к роду завершает сложение человеческого общества. Люди каменного века занимались собирательством, охотой, рыболовством; в неолите появились мотыжное земледелие и скотоводство. Каменный век сменился бронзовым веком (у ав­стралийских и некоторых других племен сохранялся до XX в.).

Человеческое стадо — это очень специфическая категория- метафора, которая отражает: а) самую раннюю стадию развития общества и б) аморфное состояние большой группы людей, которое может характеризовать современное общество.

Исторические заслуги данной стадии эволюции человеческого рода заключаются в том, что она подготовила все необходимые социобиологические предпосылки для формирования человеческого общества. После нее эволюция стала качественно иной — из преимущественно биологической она становится преимущественно культурной. Человеческое стадо — такое промежуточное состояние, при котором биологическое и культурное начала находились в неразделенном состоянии, не имея преимуществ друг над другом. В этом плавильном котле еще трудно разглядеть собственно человеческие черты, которые только еще начинают прорисовываться на общем зверином фоне. Тем не менее именно об этой стадии развития можно твердо говорить, что социальное начало победило и эволюция приобрела необратимо прогрессивное направление.

Таким образом, мы видим, что социальные отношения имеют давние корни. Они начинаются еще в первобытном обществе, тогда, когда человек начинал потихоньку находиться в большой зависимости от окружающего его общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...