Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование социальных отношений




Социальные взаимодействия осуществляются на различной основе. В настоящее время ряд видных социологов (например, Г. Лассвелл и А. Кэплэн считают, что основой, придающей социальным взаимодействиям определенные окраску и содержание и делающей из них социальные отношения, являются ценности. Ценность в принципе можно определить как целевое желательное событие. То, что субъект X ценит объект Y, означает, что X действует так, чтобы достичь уровня Y или хотя бы приблизиться к нему. Личность занимает позицию оценки по отношению ко всем компонентам окружающей ее среды. Но осуществлять социальные действия в отношении кого-то она будет только из-за вещей, которые ценит и считает для себя полезными и желательными, т. е. ради ценностей. Ценности в данном случае служат толчком, необходимым условием для любого рода взаимодействий. Существованием же значимых длительное время, непреходящих ценностей определяется характер устойчивых социальных отношений людей. Например, если во взаимодействиях основой является богатство как ценность, то возникают социальные отношения, которые в зависимости от условий обмена ценностями будут считаться отношениями благотворительности, кредита, экономического принуждения, экономической власти и т. д.

 

В силу неравенства, существующего в обществе, ценности распределены среди членов общества неравномерно. В каждой социальной группе, в каждом социальном слое или классе существует свое, отличное от других распределение ценностей между членами социальной общности. Такое распределение обусловливает первоначальный характер взаимодействий, а затем и социальных отношений. Именно на неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, любви, партнерства и т. д.

 

Распределение ценностей в социальной группе называется ценностным образцом данной группы. Для измерения ценностного образца какой-либо определенной социальной группы используется распределительный индекс, показывающий дисперсию показателя какой-либо ценности среди членов группы. Чем выше этот индекс, тем менее равномерно распределяется данная ценность внутри социальной группы.

Что касается места отдельного индивида или однородного социального объекта в ценностном образце, то оно называется ценностной позицией. Личность или группа, имеющая преимущества при распределении ценности, обладает высокой ценностной позицией, а личность или группа, обладающая меньшими ценностями или вообще не имеющая их, имеет низкую ценностную позицию. Ценностные позиции, а стало быть, и ценностные образцы не остаются неизменными, так как в ходе обмена имеющимися ценностями и взаимодействий, направленных на приобретение ценностей, индивиды и социальные группы постоянно перераспределяют ценности между собой.

В своем стремлении к достижению ценностей люди вступают в конфликтные взаимодействия, если они считают существующий ценностный образец несправедливым, и активно пытаются изменить собственные ценностные позиции. Но они также используют кооперативные взаимодействия, если ценностный образец их устраивает или если надо вступать в коалиции против других личностей или групп. И, наконец, люди вступают во взаимодействия в форме уступок, если ценностный образец считается несправедливым, но часть членов группы по разным причинам не стремится изменить существующее положение. Активность индивидов определяется двумя показателями: 1) ценностной экспектацией (это позиция, ожидаемая индивидом) -- показателем, характеризующим удовлетворенность ценностным образцом; 2) ценностными требованиями (это позиции, которые пытается занять индивид в процессе распределения ценностей). Бывает, что индивид или группа имеют высокие ценностные экспектации, но не предпринимают активных действий для занятия более высоких позиций. Только сочетание ценностных экспектации с повышенными ценностными требованиями приводит к активному взаимодействию, направленному на перераспределение ценностей. Реальная возможность в достижении той или иной ценностной позиции называется ценностным потенциалом.

Следовательно, социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей. Анализ человеческих ценностей позволяет условно разделить их на две основные группы: ценности благосостояния и прочие ценности. Под ценностями благосостояния понимаются те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности индивидов. В эту группу ценностей входят прежде всего благополучие, богатство, мастерство (квалификация), просвещенность. Благополучие означает здоровье и безопасность индивидов; богатство -- услуги и различные материальные блага; мастерство -- приобретенный профессионализм и некоторой практической деятельности; просвещенность -- знания и информационный потенциал индивида, а также его культурные связи.

Прочие ценности, как правило, выражаются в действиях как данного индивида, так и других. Наиболее значимыми из прочих ценностей следует считать власть, уважение, моральные ценности и аффективность. Самой значимой из них является власть. Это наиболее универсальная и высокая ценность, так как обладание ею дает возможность приобретать любые другие ценности. Уважение -- это ценность, включающая статус, престиж, славу и репутацию. Стремление к обладанию этой ценностью по праву считается одной из основных человеческих мотиваций. Моральные ценности включают в себя доброту, великодушие, добродетель, справедливость и другие моральные качества. Аффективностъ -- это ценности, включающие прежде всего любовь и дружбу.

Эти определения, касающиеся социальных ценностей, приведены потому, что они являются ключом к пониманию практически всех видов социальных отношений. Такие отношения образуются в результате повторяющихся взаимодействий, когда, с одной стороны, наблюдается потребность в приобретении ценностей или контроле над ними, а с другой -- имеются ресурсы желаемых ценностей. Предположим, один индивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не заинтересован в приобретении материальных ценностей. В этом случае возможен лишь один тип отношений -- независимость каждого из индивидов, незаинтересованность и равнодушие. Всем известен, например, случай, когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал ему солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем, и царь.

Таким образом, содержание и смысл социальных отношений зависят от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. В таблице 1 показано, как формируются основные социальные отношения при владении индивидами как ценностями благосостояния, так и другими ценностями, а также при наличии потребностей у других индивидов в этих ценностях. Так как взаимодействие между индивидами зависит от многочисленных факторов внешней среды, то очевидно, что появление данных отношений носит вероятностный характер. Например, если у одного индивида или группы имеется потребность во власти, а у тех, кто взаимодействует с ними, нет возможности контролировать власть, но ими контролируется такая ценность, как высокий статус, слава, то в ходе взаимодействия с большой степенью вероятности возникнут отношения почтения. Другими словами, людям, желающим подчиняться, другие люди, не обладающие властью, но имеющие высокий статус или славу, почет, будут внушать почтение.

Таблицу 1 можно читать не только слева направо, но и сверху вниз. Например, если я владею ценностями, связанными с благополучием людей, или контролирую их (т. е. могу повлиять на здоровье и безопасность), то потребность других людей во власти может привести к тому, что у меня с ними сложатся отношения, основанные на принуждении. Если у других людей, с которыми я вступаю во взаимодействие, будет ярко выраженная потребность в более высоком статусе, то это приведет к харизматическим отношениям. Если же у них превалирует потребность в богатстве, то отношения могут привести к контролю над средствами существования.

Очевидно, что в табл. 1 приведены далеко не все социальные отношения, возможные в человеческом обществе, а только наиболее значимые, всегда существующие в социальных общностях. В реальной жизни социальные отношения гораздо сложнее, так как в процессе человеческой деятельности происходят множественные обмены ценностями и контроль за ними, что придает таким отношениям многочисленные неповторимые оттенки.

Мы специально не заостряли внимания на вопросе о том, какие отношения будут негативными, враждебными, приводящими к конфликтам, а какие могут считаться человечными, добрыми, полными сотрудничества и понимания. Дело в том, что каждое из сложных человеческих отношений, даже таких, как любовь, содержит одновременно в связанном виде враждебность, нетерпимость, а также доброту и сотрудничество. Поэтому, если о социальных взаимодействиях сотрудничества или конкуренции можно говорить вообще, то в случае социальных отношений такая классификация практически бессмысленна.

Подход к изучению социальных отношений с точки зрения владения и обмена ценностями дает возможность проводить плодотворный анализ отношений в сфере политики, бизнеса, производства.

Таким образом социальные действия, социальные взаимодействия служат основой социальных отношений и их совокупность служат формированию социальных общностей.

 

 

Заключение

В данном реферате мы попытались выяснить в чем же сущность социальных взаимодействий, какого формирование социальных отношений.

Выяснили, что изучением соцальных взаимодействий занимались такие предствители интеракционизма как Дж.Г. Мид и Г. Блумер. Для символического интеракционизма сознание не отделимо от действия и взаимодействия и является неотъемлемой частью обоих. Дж. Мид отмечал, что общество и его институты представляют собой «…организованные, оформленные взаимодействия различных индивидов. Организация взаимодействия зависит от разума». В символическом интеракционизме Г. Блумера социальное взаимодействие интерпретируется в терминах символических структур и социальных значений.

Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения. Т.е на первый взгляд кажется, что все так просто, но на самом деле социальное взаимодействие имеет сложную структуру. Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым. В ходе устойчивого взаимодействия взаимные ожидания индивидов постоянно видоизменяются, но в то же время появляется определенный набор устойчивых социальных ожиданий, которые придают взаимодействию достаточно упорядоченный и предсказуемый вид. Такие упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Социология: учебник для вузов / С.С. Фролов.-4-у изд., стереотипное, -М: Гардарики, 2008.-344 с.

2. Волков Ю.Г.

Социология. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004.-576с.

3. Фролов С.С. Социология: учебник для вузов / С.С. Фролов.- 4-е изд., стереотипное.- М.: Гардарики, 2008.-344 с.

4. www.fomento.ru

 

5 www.psychologos.ru

 

6. www.socialanthropology.ru

 

Приложения

Таблица 1. Формирование основных видов социальных отношений.

 

Потре бности в ценнос-тях     Обладание ценностями  
Власть Уважение Мораль Аффек- тивность Благопо- лучие Богатст- во Мастерс тво Просве- щение
Власть   Политиче- ская власть   Почтение   Внуше- ние   Предан- ность   Принуж- дение   Эконо- мичес- кая власть   Дирек- торство   Обучение  
Уваже-ние Выдача советов Пречстиж Увеще- вание Уваже- ние Харизма Кредит Руковод- ство Ученый авторитет
Мораль Настани- чество Одобре- ние Мораль- ный авторитет Привя- занность Наказа- ние Честный бизнес Предпи сания Цензу- ра
Аффекти- вность   Личное влияние   Уважение   Моральное влияние   Любовь   Опекунст- во   Благотво- ительно- сть   Усердие   Назида- ние  
Благополучие   Принуж- дение   Террор   Дисцип- лина   Насилие   Грубая сила   Разбой   Принуд. труд   Дозна- ние  
Богатс-тво   Экономии- ческая власть   Высокое положение   Торговля моральным авторитетом   Продаж- ность   Власть над средс твами существо- вания   Экономии- ческое влияние   Отноше- ния влас- ти   Рекла- мирова- ние  
Мастерство   Влияние экспери- ментов   Админист- рирование   Казуистика   Распо- ложение   Доблесть   Произво- дительн- сть   Менедж- мент   Интел- лект  
Просве- щение Консуль- тирование Слава Мудрость Симпатия Управ- ление Покупка образова- ния Инструк- тирова- ние Обмен знаниями

 

Рис.1. Первобытный человек добывающий огонь.

 

 

 

Рис.2. Дж.Г.Мид

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...