Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научно-исследовательская работа по курсу

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И ФОРМЫ ЕЕ КОНТРОЛЯ

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ

 

Пояснительная записка

 

На дневных и заочных отделениях значительная часть учебной работы по всем предметам планируется на межсессионный период. Осуществляется она студентом самостоятельно в соответствии с указаниями кафедр.

Выполнение ее студентами является важным этапом их подготовки к психологической деятельности.

На самостоятельное изучение выносятся те темы и разделы курса, которые не вошли в основную программу или рассматривались на лекциях и семинарских занятиях недостаточно подробно.

Студенты получают перечень тем для самостоятельного изучения и в соответствии с предложенным списком основной и дополнительной литературы осуществляют подготовку.

 

№ п/п Темы и разделы, вынесенные на  самостоятельную подготовку Кол-во  часов Форма контроля
1 2 3 4
1 Понятие образования как многоаспектный феномен. 1/2

Зачет

2 Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса. 1/2
3 Теории учения и их роль в организации современного образования. 1/2
4 Основные дидактические концепции. 1/2
5 Виды, методы и особенности традиционного обучения. 1/2
6 Научение детей в младенческом и раннем возрасте. 1/2
7 Психологические основы обучения дошкольников. 1/2
8 Учебная деятельность как специфический вид деятельности. 1/2
9 Проблемы учебной мотивации. 1/2
10 Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности. 1/2
11 Стратегии формирования новых знаний и способностей. 2/3
12 Психологические факторы, влияющие на процесс обучения. 2/3
13 Методы обучения как способы конструирования учебной информации. 2/3
14 Технические средства обучения. 2/4
15 Групповые формы активных методов обучения. 4/6
16 Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности. 1/2
17 Психологические особенности разрешения педагогических ситуаций. 1/2

Зачет

18 Профессиональное самосознание учителя как фактор эффективности педагогической деятельности. 2/4
19 Пути перестройки, коррекции и совершенствования педагогической деятельности. 2/3
20 Педагогическое руководство детскими группами и коллективами. 1/2
21 Стиль и методы руководства педагогическим коллективом. 1/2
22 Пути повышения эффективности деятельности педагогического коллектива. 2/4
23 Психологические теории воспитания. 2/4
24 Цели, средства и методы воспитания. 2/4
25 Общение и воспитание. 1/2
26 Семья и воспитание. 1/2
27 Коллектив и развитие личности. 1/2
28 Изменение задач и методов воспитания с ростом и развитием личности ребенка. 4/6
29 Средства стимулирования обучения и воспитания детей. 1/2
30 Условия эффективности педагогической оценки. 1/2
31 Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка. 1/2
  Всего: 46/ 84

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

1. Место педагогической психологии в системе наук.

2. Этапы становления педагогической психологии.

3. Объект и предмет педагогической психологии.

4. Методы исследования в педагогической психологии.

5. Задачи и структура педагогической психологии.

6. Сравнительная характеристика понятий «обучение», «учение» и «развитие».

7. Движущие силы психического развития и его уровни.

8. Основные линии психического развития.

9. Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова.

10. Развивающее обучение по системе В.В. Давыдова.

11. Психологическая характеристика педагога как субъекта педагогической деятельности.

12. Характеристика педагогических способностей.

13. Соответствие человека педагогической деятельности.

14. Требования к учителю дошкольной и младшей школьной ступени образования.

15. Характеристика подходов к возрастной периодизации субъектов учебной деятельности.

16. Выделение возрастных периодов развития в теории Л.С. Выготского.

17. Характеристика понятий обучаемости и обученности.

18. Показатели обучаемости.

19. Характеристика стилей учебной деятельности.

20. Общая характеристика младшего школьного возраста.

21. Понятие и характеристика готовности ребенка к школе.

22. Особенности обучения детей с разным уровнем развития способностей в начальной школе.

23. Развитие познавательных процессов младшего школьника под влиянием обучения.

24. Развитие личности в младшем школьном возрасте.

25. Психологические проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю.

26. Развитие личности в подростковом возрасте.

27. Развитие познавательных процессов подростка.

28. Причины снижения успеваемости в подростковом возрасте.

29. Общая характеристика старшего школьного возраста.

30. Задачи развития личности в старшем школьном возрасте.

31. Развитие познавательных процессов в старшем школьном возрасте.

32. Мотивы асоциального поведения в старшем школьном возрасте.

33. Общая характеристика возраста ранней зрелости.

34. Особенности развития личности студента.

35. Проблемы успешности обучения студентов.

36. Мотивы учебной деятельности студентов.

37. Характеристика педагогической деятельности и уровней ее продуктивности.

38. Понятие педагогических умений и их характеристика.

39. Понятие и характеристика основных стилей педагогической деятельности.

40. Стили педагогического общения по В.А. Кан-Калику.

41. Понятие учебного сотрудничества и его влияние на деятельность.

42. Приемы учебного сотрудничества.

43. Понятие и специфика педагогического общения.

44. Характеристика затруднений в общении.

45. Понятие личностно-ориентированного обучения.

46. Изменение основных компонентов школьного образования.

47. Проблемы интеллектуального воспитания в современной школе.

48. Основные психологически ориентированные модели обучения.

49. Способы осуществления дифференцированного подхода к обучению детей в современной школе.

50. Характеристика критериев интеллектуальной воспитанности.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Сущность и состояние понятий: «образование», «обучение», «учение», «научение», «учебная деятельность» (кто автор, как обосновал).

2. Психологическое содержание и структура учебной деятельности.

3. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского, Л.С. Рубинштейна.

4. Проблема обучения и психического развития в зарубежной психологии (Ж. Пиаже, А. Валлон, С. Холл).

5. Закон развития ВПФ. Зона ближайшего развития и уровень актуального развития.

6. Современное состояние обучения и развития. Развивающее обучение в системе Л.В. Занкова, ее основополагающие принципы.

7. Развивающее обучение в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

8. Реализация гуманизированной системы образования: педагогика сотрудничества и культурный диалог в развивающем обучении. Различие традиционного и развивающего обучения.

9. Учебная мотивация. Классификация мотивов учебной деятельности (А.К. Маркова).

10. Учебная задача в структуре учебной деятельности.

11. Действия и операции в структуре учебной деятельности.

12. Младший школьник – субъект учебной деятельности.

13. Подросток – субъект учебной деятельности.

14. Старший школьник – субъект учебной деятельности.

15. Студент – субъект учебной деятельности.

16. Обучаемость и обученность субъектов учебной деятельности.

17. Самостоятельная работа – высшая форма учебной деятельности. Общая характеристика. Самостоятельная работа как учебная деятельность.

18. Усвоение – центральное звено учебной деятельности обучающегося.

19. Общая характеристика педагогической деятельности: формы, характеристики, содержание.

20. Мотивация педагогической деятельности. Мотивация и центрация.

21. Характеристика педагогических умений.

22. Стили педагогической деятельности.

23. Педагогические способности.

24. Психология педагогического общения, функции общения.

25. Психология педагогического требования.

26. Психология воспитания.

27. Гальперин П.Я.: теория поэтапного формирования умственных действий.

28. Педагогическая рефлексия.

29. Психологический анализ урока в деятельности педагога.

30. Психологические аспекты компьютеризации образования

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 ОСНОВНАЯ:

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1999.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996.

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

5. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М., 1995.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2002.

7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.

8. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1972.

9. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1979.

10. Психология / Под ред. Р.С. Немова, книга 2 «Психология образования». – М., 1994.

  1. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – М., 1999.

12. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. – М., 1994.

13. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб., 1998.

 

Дополнительная литература:

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

  1. Давыдов В.В. Психическое развитие и воспитание// Философско-психологические проблемы развития образования/ Под ред. В.В. Давыдова. –М.: Педагогика, 1994.
  2. Давыдов В.В. Содержание и строение учебной деятельности// Теория развивающего обучения. – М: Интор, 1996.
  3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск, 1993.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
  5. Ильясов И.И. Описание учения как деятельности// Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

7. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

8. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессии. Обнинск, 1993.

  1. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. / Под ред. М.В. Гамезо. М., 1982.
  2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 1. –М: Педагогика, 1983.
  3. Маркова А.К. Общие подходы к изучению мотивации учения в ходе ее формирования и к формированию под контролем изучения// Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. –М.: Просвещение, 1990.
  4. Маркова А.К. Педагогическая деятельность учителя// Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. –М.: Просвещение, 1993.
  5. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  6. Матюшкин А.М. Проблемы ситуации в мышлении и обучении. – М: Педагогика, 1992.

15. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1987.

16. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1981.

17. Мир детства: Подросток. / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1982.

18. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М., 1981.

19. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985.

  1. Немов Р.С. Психология. Т. 1, 2, 3.
  2. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.

22. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989.

23. Пиаже Ж. Психология интеллекта. / Избр. психол. труды. М., 1999.

  1. Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.

25. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.

  1. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.
  2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: «Академия», 2000.

28. Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. М., 1988.

  1. Чистякова Т.Д. Понимание и усвоение знаний// Развитие творческой активности школьников/ Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991.

30. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. М., 1995.

31. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1995.

32. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. М., 1993.

  1. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности// Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.

34. Эльконин Д.Б. Природа детства и его периодизация. // Избр. психол. труды. М., 1989.

  1. Якиманская И.С. Разработка технологий личностно-ориентированного обучения. // Педагогика. 1995. № 2.

 

 

СЛОВАРЬ

Авторитарность – социально-психологическая характеристика стиля руководства, проявляющаяся в сосредоточении в руках одного человека всей полноты власти, в устранении других людей от решения важнейших вопросов совместной деятельности, в подавлении их инициативы, в воздействии на них преимущественно мерами принуждения.

Авторитет – признание за индивидом права принимать решения в значимых для отдельных лиц или группы ситуациях.

Аграфия – нарушение письма, возникающее при различных расстройствах речи.

Адаптация социальная – процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды.

Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности.

Барьер смысловой – несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа у партнёров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия.

Барьер психологический – психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий.

Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду.

Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Делинквент – субъект, чьё отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия.

Дидактогения – вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя негативное психическое состояние учащегося, отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях.

Задержка психического развития – особый тип аномалии психического развития ребёнка, отличающийся снижением работоспособности, затруднением усвоения навыков чтения, письма, счёта, лёгким нарушением памяти, внимания и речевой функции.

Затруднение в общении – субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации планируемого общения вследствие неприятия партнёра общения, его действий, непонимания текста, непонимания партнёра, изменения коммуникативной ситуации.

Зона ближайшего развития – расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно (актуальный уровень развития) и под руководством взрослого.

Игра деловая – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики.

Идеал нравственный – представление о достойном подражания, образцовом человеке, особенностях его личности, поведения и отношений с людьми.

Младший школьный возраст – возраст 6-10-летних детей, обучающихся в 1-4-ом классах школы, в котором у ребёнка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей.

Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Обучающий эксперимент – разновидность естественного эксперимента, отличительная особенность которого состоит в том, что психические явления, составляющие предмет изучения, не только вызываются, но и формируются в условиях опыта.

Обучение – целенаправленная, последовательная передача общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, Вуза, сообщества.

Обученность – совокупность всех характеристик психического развития, которые являются результатом предыдущего обучения.

Одарённость – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.

Педагогическая деятельность – воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

Педагогическая психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности.

Педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создаёт наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.

Педагогические умения – совокупность самых различных действий учителя, которые соотносятся с функциями педагогической деятельности, выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции.

Педагогические способности – проявления особой чувствительности к объекту, процессу и результатам педагогической деятельности.

Подростковый возраст – период развития детей от 11-12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту.

Предмет педагогической психологии – факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития ребёнка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

Проблемное обучение – система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.

Программированное обучение – система теоретических представлений и организационных форм, обеспечивающих возможности самостоятельного приобретения знаний и навыков различными категориями учащихся.

Психологическая готовность к школьному обучению – комплекс психических качеств, необходимых ребёнку для успешного начала обучения в школе.

Психология обучения – область педагогической психологии, изучающая закономерности всестороннего развития личности человека, становление возрастных психологических новообразований учащихся в ходе обучения.

Сензитивность возрастная – присущий определённому возрастному периоду ребёнка оптимальный характер развития определённых психических свойств и процессов.

Сотрудничество – гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности.

Социальная ситуация развития – система отношений ребёнка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирование его центральной линии, связанной с основными новообразованиями.

Уровень актуального развития – наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллектуального развития, определяемого с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно.

Усвоение – процесс воспроизведения индивидом исторически сформированных, общественно выработанных способностей, знаний, умений и навыков, процесс их превращения в формы индивидуальной субъективной деятельности.

Учебная деятельность – один из основных видов деятельности человека, направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщённых по форме теоретических знаний.

Учение – процесс приобретения и закрепления способов деятельности индивида.

Юношеский возраст – период жизни и развития человека от 15 до 18 лет, что соответствует возрасту учащихся 9-11 кл.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...