Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология предпринимательства и его значение




Реализуя цели бизнес – плана, предприниматель сталкивается с проблемой выбора необходимой структуры своего бизнеса, позволяющей наиболее эффективно и в полном объеме их выполнить. Все виды предпринимательской деятельности можно разделить по ряду определенных признаков. «Под типологией предпринимательства понимается учение о раз­личных типах, видах, сферах предпринимательской деятельности, определяемых по существенным признакам, позволяющим отнес­ти данную конкретную экономическую (хозяйственную) деятель­ность к определенному типу (виду)»[87].

Основными признаками такого классифицирования являются следующие[88]:

· формы соб­ственности,

· законность,

· охват территории,

· состав учредителей,

· чис­ленность персонала и объем оборота,

· темпы роста и уровень прибыльности,

· уровень использования нововведений и др.

Рассмотрим каждый из них несколько подробнее. По формам собственности можно выделить три вида предпринимательства:

частное (собственником является один человек), коллективное (группа собственников), государственное (собственник федеральные структуры). Причем последнее, развивается как в масштабах всей страны (федеральный уровень), так и на уровне регионов, районов, городов. В последнем случае собственником средств производства являются администрации регионов, городов, районов, поселений и т.д.

По признакам законности предпринимательство подразделяется:

на законное, незаконное, лжепредпринимательство. Незаконное предпринимательство возникает тогда, когда регистрация фирмы, деятельность фирмы происходит с нарушением или без отсутствующих разрешительных документов (например, лицензии) и т.д. Лжепредпринимательство предполагает открытие фирмы без намерения заниматься коммерческой деятельностью.

В зависимости от распространения деятельности на различных территориях предпринимательство подразделяется: на местное, региональное, национальное, международное и мировое.

С точки зрения темпов развития, уровня прибыльности и доход­ности предпринимательские организации можно подразделить на: быстрорастущие,

медленно наращивающие темпы развития ком­пании, высокоприбыльные и низкорентабельные организации, осу­ществляющие низкорисковые и очень рисковые виды бизнеса.

По формам ответственности участников (учредителей) предпринимательских организаций за результаты их деятельности раз­личают организации с полной ответственностью, а также с солидар­ной и субсидиарной ответственностью. В зависимости от механизма создания, числа учредителей (участ­ников), процессов функционирования и управления следует выделить простые и сложные предпринимательские организации.

В зависимости от направлений деятельности выделяются следующие виды предпринимательства:

Производственное предпринимательство.

Коммерчески-торговое предпринимательство.

Финансово-кре­дитное предпринимательство. Предпринимательская деятельность на рынке финансовых услуг представляет совокупность этой деятельности (с учетом специфи­ки и особенностей) на следующих рынках:

• на рынке ценных бумаг;

• на рынке банковских услуг;

• на рынке страховых услуг;

• на рынке иных финансовых услуг.

Посредническое предпринимательство.

Предприятия и предпринимательство существуют в разных органи­зационных формах. Такими организацион­ными формами называют единоличное хозяйство[89], партнерство и корпора­цию. Понятие «организационная форма» отражает отдельные формы объ­единения людей для осуществления их общей деятельности в рамках оп­ределенной структуры. В таблице 4.1. представлены характеристики каждой из этих структур, даны их признаки, положительные и отрицательные стороны.

 

Табл.4.1. Организационные формы бизнеса и их характеристика[90]

 

Организационная форма и ее признаки. Преимущества организационной формы Недостатки организационной формы
Единоличное хозяйство (владение) Собственник, управленец и получатель результата от бизнеса – один человек. 1) присвоение всей прибыли и возможность свободно распоряжаться ею (за исключением суммы на налоги); 2) наличие на этой основе высокоэффективных стимулов к труду; 3) незначительные затраты на организацию производства; 4) высокая степень свободы экономического выбора; 5) простота налогообложения (облагается лишь индивидуальным подоходным налогом, более низким по сравнению с налогообложением при­были).   1) незначительные объемы присваиваемой прибыли, а следователь­но, ограниченные возможности расширения предприятия за счет собственных средств; 2) большая, по сравнению со средними и крупными предприятиями, трудность в получении кредитов и более высокие проценты по ним; 3) значительно большие возможности обанкротиться; 4) большая продолжительность рабочего дня, более высокая интенсивность труда и худшая техника безопасности; 5) ответственность собственника предприятия по обязательствам не только активами предприятия, но и своим личным имуществом.  
Партнерство. Форма организации предприятия, при которой два или более лица объединяют свое имущество, становятся совладельцами созданного предприятия, совместно управляют производством и собст­венностью, распределяют прибыль и несут общую ответственность по своим обязательствам.   1) большие возможности расширения производства (вследствие слияния капиталов нескольких лиц); 2) несколько лучший доступ к кредитным ресурсам (банки больше доверяют партнерствам, чем единоличным хозяйствам); 3) усовершенствование процесса управления производством и собст­венностью (вследствие специализации участников по выполнению отдель­ных управленческих функций); 4) сохранение простого и льготного механизма налогообложения. 1) усложнение процесса выработки и принятия управленческих ре­шений (вследствие необходимости согласования их между участниками); 2) необходимость ответственности отдельных лиц за неправильные решения, от которых партнерство не застраховано; 3) то, что, вследствие запрета участникам обществ с ограниченной ответственностью продажи на открытом рынке вкладов (паев), в случае выхода одного из них из партнерства другие участники или третьи лица обязаны выкупить его часть.  
Корпорация. Совершенная форма организации предпри­ятий, которая существует преимущественно в виде открытого акцио­нерного общества, учредители которого формируют акционерный ка­питал путем объединения собственных ресурсов через механизм выпус­ка и продажи ценных бумаг (прежде всего акций), а совладельцы несут ограниченную ответственность.   1) возможность увеличить число источников финансирования для расширения производства (за счет продажи ценных бумаг), а следователь­но, получить большую прибыль, часть которой (нераспределенная при­быль) идет на расширение объемов производства; 2) лучший (по сравнению с партнерствами) доступ к кредитам бан­ков; 3) вследствие приведенных преимуществ получение возможности внедрять в производство передовые достижения науки и техники, которые предопределяют рост производительности труда и снижение себестоимости товаров и услуг; 4) ограниченная ответственность акционеров по обязательствам кор­порации, а следовательно, отсутствие ответственности собственным иму­ществом; 5) привлечение к управлению производством профессиональных управляющих (менеджеров), что способствует усовершенствованию про­цесса принятия управленческих решений; 6) осуществление внутрикорпорационного планирования на текущий и отдаленный период (5-10 лет), комплексное изучение рынка, формиро­вание спроса потребителей и т. п. и благодаря этому получение преимуще­ства над конкурентами. 1) значительное обесценивание акций корпораций во время ухудше­ния экономической конъюнктуры, вследствие чего мелкие акционеры мо­гут утратить их; 2) несовершенный механизм налогообложения в отдельных странах; 3) преобразование мелких акционеров из-за их большой численности в формальных собственников, которые не в состоянии влиять на выбор руководства, распределение прибылей и т. п. в большинстве крупных кор­пораций, и принятие управленческих решений на основе количества ак­ций; 4) вследствие сосредоточения контрольного пакета акций в руках немногих акционеров установление ими контроля над сбережениями большинства мелких акционеров.  

 

Выделяют классификацию предприятий по степени концентрации производства. К ним относят: мелкие фирмы, средние и крупные. Каждой из этих форм присуще соответственно положительные и отрицательные моменты. В таблице 4.2. приведены некоторые характеристики такой классификации.

Табл. 4.2. Классификация предприятий по степени концентрации

капитала[91]

 

Тип фирмы Роль в экономике Преимущества для экономики
Мелкие фирмы 1. Создают фундамент рыночной экономики. 2. Поддерживают конкуренцию. 1. Сотрудничество мелких фирм с крупными дает отраслевую устойчивость. 2. Мелкие фирмы действуют там, где невыгодно государству и крупным компаниям. 3. Мелкий бизнес наиболее привлекателен для населения. 4. В ряде стран мелкому бизнесу оказывается государственная поддержка.  
Средние фирмы Роль в экономике неоднозначна. С одной стороны стремятся к монополизации и концентрации капитала, но с другой активно участвуют в конкурентной борьбе. 1. Не обладают гибкостью по сравнению с мелкими, но демонстрируют большую выживаемость чем крупные. 2. Обладают высокой нишевой специализацией.
Крупные фирмы 1. Стремятся монополизировать свою деятельность. 2. Постоянно действует в условиях конкуренции, что ведет к снижению цен и повышению качества продукции. 1. Обеспечивают массовое производство. 2. Являются проводником научно – технического прогресса. 3. Характеризуются устойчивостью, что стабилизирует экономику. 4. Есть возможность экономии на масштабах, комбинировании и обеспечении занятости в крупных масштабах.

 

Рассмотрев основные классификационные признаки предпринимательских фирм, характеристику их некоторых форм, необходимо отметить, что каждая из них имеет как положительные черты, так и отрицательные. Исходя из этого, выбор организационной структуры бизнеса, исходя из целей бизнес – плана, должна опираться на приоритет создания такой фирмы, преимущества которой максимально подходят под проект, а недостатки минимизированы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...