Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни государственной поддержки и регулирования предпринимательства в России




Механизм государственной системы поддержки и регулирования предпринимательства предполагает ее реализацию на трех основных уровнях: федеральном, региональном и местном. Рассмотрим место каждого из них.

Федеральный уровень государственной поддержки и регулирования предпринимательства. В первую очередь на данном уровне формируется правовая база для осуществления предпринимательской деятельности. В настоящий момент действуют следующие правовые документы, определяющие статус, полномочия, права и обязанности субъектов бизнеса

1.Гражданский кодекс РФ (1-ая, 2-ая, 3-я 4-я части).

2.Налоговый кодекс Российской Федерации (1-ая и 2-ая части).

3. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002г. № 95-ФЗ.

4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. № 138-ФЗ.

5. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ.

6. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

7.Федеральный закон от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

8.Федеральный закон от 08.08.2001г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в посл. ред. от 30.10.02г.

9.Федеральный закон от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с посл. ред.)

10.Федеральный закон от 07.08.2001г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан»;

11.Федеральный закон от 26.12.1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

12. Федеральный закон от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

13. Федеральный закон от 08.05.1996г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах».

14. Федеральный закон от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

15. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002г.

16. Федеральный закон от 21.12.2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

17.Закон РСФСР от 07.12.1991г. № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации».

18. Федеральный закон от 09.07.1999г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

19.Закон РФ от 07.07.1993г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».

20.Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

21.Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».

23.Указ Президента РФ от 29.06.1998г. № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства».

24. Указ Президента РФ от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».

Стоит отметить, что, по мнению многих специалистов, оптимизация нормативно-правовых основ регулирования предпринимательства со стороны государства предполагает собой не только совершенствование основного закона о развитии малого предпринимательства в Российской Федерации, но разработку наиболее насущных и необходимых на этом этапе нормативных правовых актов. Необходимо продолжить работу по принятию законов Налогового кодекса Российской Федерации (изменения в Части I специальной главы Части II), Закона Российской Федерации «О взаимном страховании», Закона Российской Федерации «О саморегулирующихся организациях», Закона Российской Федерации «О третейских судах», Закона Российской Федерации «О венчурном финансировании», Закона Российской Федерации «О кредитной кооперации», Закона Российской Федерации «Об основах технического регулирования, стандартизации подтверждения соответствия», Закона Российской Федерации «О фондах поддержки малого предпринимательства», и др.[114]

Другими материалами, определяющие государственную политику в сфере поддержки малого бизнеса, предпринимательства в целом являются: Концепция государственной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, положения, содержащиеся по данной проблеме в посланиях Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и другие нормативные правовые документы, относящиеся к данному вопросу.

На основании положений, содержащихся в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации приоритетными направлениями реализации государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации определены[115]:

1. Законопроектная работа по нормативному правовому регулированию малого предпринимательства;

2. Финансово - кредитная поддержка малого предпринимательства;

3. Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства;

4. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

5. Информационно-консультационная и кадровая поддержка малого предпринимательства;

6. Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства включает в себя мероприятия по организационно-методическому обеспечению и сопровождению программ микрофинансирования на региональном и муниципальном уровнях, апробации и внедрению механизма предоставления гарантий и субсидий по кредитам, полученным в российских кредитных организациях субъектами малого предпринимательства, софинансированию региональных программ поддержки малого предпринимательства.

Направление «Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства» включает в себя определение перечня муниципального имущества, мониторинг и обновление перечня федерального имущества, предполагаемого для сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства, определение перечня не завершенных строительством объектов производственного назначения, подготовку предложений по совершенствованию упрощенных процедур передачи субъектам малого предпринимательства государственного и муниципального имущества.

Направление “Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства” предполагает создание и развитие на базе действующих объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства центров малого бизнеса с полным набором информационных, консультационных, юридических и др. услуг, развитие инфраструктуры поддержки новых инновационных малых предприятий: бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических центров, развитие федерального выставочно-маркетингового центра для малого предпринимательства.

В рамках раздела “Информационно-консультационная и кадровая поддержка малого предпринимательства” будут осуществлены мероприятия по подготовке методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предложений по формированию эффективных механизмов взаимодействия научных организаций и малых промышленных предприятий, предложений по разработке и внедрению рекомендаций по сертификации и аккредитации объектов инфраструктуры и субъектов малого предпринимательства в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 9000, используемых Всемирной Торговой Организацией (ВТО), сопровождению и развитию единой информационной системы малого предпринимательства, поддержке, обеспечению функционирования и развития электронной библиотеки по малому предпринимательству России, подготовке и размещению в центральных и региональных средствах массовой информации аналитических материалов по малому предпринимательству, организации специальных информационных выпусков (в центральных и региональных изданиях, на теле- и радиоканалах) по вопросам государственной поддержки малого бизнеса, участию в подготовке второго выпуска Российского обозрения малых и средних предприятий, организации и проведению выборочных обследований, анализу экономических и социальных проблем малого предпринимательства, организации подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства, а также организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Направление «Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства» предусматривает развитие сотрудничества с международными и иностранными государственными организациями в области поддержки малого и среднего бизнеса; подготовку и реализацию международных проектов финансового и технического содействия развитию малого предпринимательства в России.

Таким образом, стоит отметить, что на федеральном уровне проводится определенная работа по созданию стройной системы государственной поддержки бизнеса. Вместе с тем, ее эффективность, законченность и системность не отвечают современным требованиям и как следствие, существующие проблемы и противоречия не дают возможности активному развитию малому и среднему бизнесу в нашей стране..

Региональный уровень. Существующая система поддержки бизнеса, в первую очередь, предполагает активное участие в ней региональных органов власти: краевых и областных администраций. Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» вправе решать вопросы в области поддержки и развития малого предпринимательства на территориях соответствующих муниципальных образований, в том числе разрабатывать и реализовывать муниципальные программы развития малого предпринимательства при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов. Так, например[116], законодательную базу, регламентирующую развитие малого предпринимательства в Ростовской области, составляют 9 областных законов, 19 постановлений и распоряжений Администрации области. При этом, законодательство в данной сфере постоянно совершенствуется. Так, за 2004 год было подготовлено и принято: 1 областной закон, 11 постановлений и 1 распоряжение Администрации области в сфере финансовой, образовательной поддержки малого предпринимательства, развития сети инфраструктуры поддержки малого бизнеса, совершенствования работы созданных Комиссий и Советов, отвечающих за развитие малого сектора экономики области. Кроме того, серьёзное внимание уделяется экспертизе и подготовке предложений по совершенствованию федерального законодательства.

Поддержка предпринимательства в Ростовской области осуществляется в соответствии областным законом:

«О поддержке малого предпринимательства в Ростовской области» № 40 ЗС от 16.06.97 в ред. 2005 г.

Постановлениями Администрации Ростовской области:

от 16.08.05 № 91 «О порядке оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности организаций из областного бюджета»;

от 23.03.06 № 104 «О порядке использования средств областного бюджета в 2006 году на оказание содействия организации собственного дела начинающим предпринимателям»;

от 03.04.06 № 119 «О порядке отбора субъектов малого предпринимательства, реализующих инвестиционные проекты, на получение субсидий из обл.бюджета на компенсацию части расходов на оплату услуг по землеустроительным работам и порядке их предоставления в 2006 году»;

от 13.04.06 № 130 «О Перечне отдаленных и труднодоступных местностей в Ростовской области, в которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»;

от 15.05.06 № 174 «О субсидировании части затрат субъектов малого предпринимательства по лизинговым платежам»;

от 18.05.06 № 190 «О порядке предоставления средств областного бюджета в 2006 году на содействие развитию и расширение сферы деятельности Ростовского бизнес-инкубатора»;

от 26.05.06 № 196 «О порядке предоставления средств областного бюджета на содействие развитию предпринимательских проектов учреждений профессионального образования по созданию мастерских, предприятий торговли, ателье и других центров по обслуживанию населения в 2006 году»;

от 30.05.2006 № 206 «О порядке предоставления за счет средств областного бюджета субсидий субъектам малого предпринимательства»;

от 06.06.06. № 213 «О финансовой поддержке информационно- консалтинговых центров для предприятий агробизнеса, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств»;

от 30.06.06. № 243 «О порядке предоставления на конкурсной основе субсидий на компенсацию части арендных платежей субъектам малого предпринимательства в приоритетных сферах деятельности, объектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства»;

от 13.07.06 № 264 «О порядке предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства, в том числе осуществляющим внешнеэкономическую деятельность»;

от 20.07.06 № 275 «О порядке предоставления средств областного бюджета на повышение квалификации специалистов кредитных кооперативов в 2006 году»;

от 18.09.06 № 385 «О порядке предоставления средств областного бюджета на создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в 2006 году»;

от 05.10.06 № 405 «О порядке предоставления средств областного бюджета на внедрение образовательных программ по основам малого предпринимательства в учреждениях профессионального образования в 2006 – 2008 годах»;

от 31.10.06 № 428 «О порядке предоставления средств областного бюджета в 2006 – 2008 годах для обучения в бизнес-школе молодого предпринимателя».
Кроме того, на территории области действуют:

· Областной закон Ростовской области от 01.10.04 № 151 «Об инвестициях в Ростовской области»;

· Областной закон Ростовской области от 04.10.2000г. № 106-ЗС «Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области»;

· Областной закон от 02.11.01 № 186-ЗС «О некоторых вопросах налогообложения»;

· Постановление Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 24.09.1999 № 349 «О Межведомственной Комиссии по устранению нормативно-правовых, административных и организационных барьеров на пути развития предпринимательства»;

· Постановление Главы Администрации Ростовской области от 19.12.2001 № 77 «О создании Совета по малому предпринимательству при Администрации Ростовской области»;

· Распоряжение Администрации Ростовской области от 21.01.03 № 23 "О создании областной комиссии по анализу применения областного закона «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (в ред. распоряжения от 01.03.04 № 98)».

Также поддержка предпринимательства в Ростовской области осуществляется в соответствии областными программами:

1. Губернаторская программа подготовки управленческих кадров.

2. Бизнес – школа молодого предпринимателя.

3. Программа развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2006 – 2008 годы.

Более подробно система работы Администрации Ростовской области будет рассмотрена в последней главе, вместе с тем, стоит отметить, что Ростовская область 2 года подряд признается победителем в федеральном конкурсе «Лучший регион (субъект) Российской Федерации» в номинации «Создание наиболее эффективной законодательной базы для развития малого и среднего бизнеса». В апреле 2007 года опыт работы Ростовской области по развитию малого и среднего бизнеса и его законодательном обеспечении на заседании Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, получил положительную оценку и рекомендован для тиражирования в другие регионы России.

Местный уровень. К местному уровню поддержки бизнеса относится деятельность городских, районных администраций, а также городских и сельских поселений. Основными направлениями этой работы, как правило, являются следующие[117]:

· создание условий для дальнейшего развития малого бизнеса в муниципальных образованиях;

· увеличение вклада малого предпринимательства в экономику;

· выполнение прогнозных показателей его развития;

· рост налоговых поступлений малого бизнеса в доходную часть районных и городских бюджетов на основе развития межбюджетных отношений.

Основными мероприятиями являются:

· разработке и реализации в муниципальных образованиях пилотных программ развития и поддержки малого предпринимательства;

· финансированию на конкурсной основе проектов малого предпринимательства в области развития муниципальной инфраструктуры, в том числе в сфере благоустройства, коммунального и бытового обслуживания населения, сфере услуг, ремонтно-строительных работ, экологии, ресурсосбережения и утилизации отходов;

· эффективному использованию муниципального имущества, расширению материально-технической базы малого бизнеса;

· созданию и ведению информационной базы данных по малым предприятиям в районном разрезе;

· созданию и обеспечению органами местного самоуправления, в рамках своих полномочий, режима благоприятствования для развития малого бизнеса.

Средства на реализацию этих программ, как правило, используются из различных источников:

· Средства федерального бюджета Российской Федерации;

· Средства республиканского или краевого/областного бюджетов;

· Средства местных бюджетов;

· Средства региональных целевых Программы;

· Средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства;

· Средства региональных фондов поддержки предпринимательства;

· Средства, предоставляемые коммерческими банками и иными финансовыми учреждениями;

· Средства и ресурсы различных предприятий и организаций, направляемые на поддержку и развитие малого предпринимательства;

· Заемные и грантовые средства различных международных фондов и организаций;

· Иностранные инвестиции при создании совместных предприятий;

· Частные инвестиции и собственные средства предпринимательских структур и организаций, участвующих в реализации муниципальных Программ.

Рассмотрев основные уровни поддержки предпринимательства, их основные направления можно сделать следующие выводы:

1. Следует проводить более активную политику диалога предпринимателей с органами власти, создавать условия для активного участия самих предпринимательских структур в выработке программ, законов, концепций, мониторинга действующих нормативных документов, т.к. на практике большинство мелких предпринимателей сталкиваются с проблемами, не ориентируюсь на помощь местных, региональных органов власти.

2. Как правило, хорошо подготовленные программы поддержки предпринимателей не учитывают развитие информационно-консультационной поддержки предпринимателей из отдаленных территории, их кадровую подготовленность. Поэтому, на наш взгляд, в современной системе профессионального образования необходимо четко выделить специализацию именно при подготовке кадров для малых субъектов бизнеса. В области подготовки квалифицированных кадров здесь следует ориентироваться на большее разнообразие учебных методик, курсов, специальных программ, в особенности тех, которые позволят максимально сочетать процесс обучения с работой в реальной деловой среде.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...