Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъекты социальной политики




2.1. Социальная политика

как система социальной ответственности

Социальная политика может быть рассмотрена как система взаимо­действия множества элементов, основными из которых являются ее субъ­екты. Под субъектами социальной политики понимаются те элементы общественной системы (социальные институты, организации, нефор­мальные объединения и формы коллективности, индивиды), которые играют определяющую роль в осуществлении социальной политики в целеполагающем, организационном, функциональном и ресурсообеспе-чивающем плане, то есть те общественные структуры, которые непо­средственным образом участвуют в определении целей, в организации, реализации и финансировании социальной политики, ее конкретных программ и мероприятий.

Реализуемая данными субъектами социальная политика есть вопло­щаемая социальная ответственность, то есть ответственность за социаль­ное состояние общества в целом и его отдельных социальных парамет­ров. Социальная ответственность представляет собой особый вид соци­альных отношений между социальными акторами, характеризующийся специфическим типом взаимозависимости, основанной на необходимос­ти исполнения вчаимоиаправленных обязательств и договоренностей.

И контексте социальной политики социальную ответственность можно определим, как особый вид отношений между элементами об­щественной системы, выражающихся в их способности брать на себя и реализопывать социальные обязательства.

Социальные обязательства можно трактовать как заданные внеш­ним либо внутренним образом функции, связанные с реализацией ос­новных социальных ценностей и целей социальной политики, возника­ющих в отве'1 ii;i актуализированные социальные потребности общест-ва. Среди таких целей-ценностей социальной политики в первую оче-


редь следует назвать обеспечение социальной безопасности, социаль­ной солидарности, социальной справедливости, социальной стабиль­ности, социальной помощи, социального благополучия, социального баланса, развития человеческих ресурсов. В конкретном виде социаль­ные обязательства выражаются в обязательствах по созданию необхо­димых материально-технических, финансовых, организационно-управ­ленческих, нормативно-правовых, кадровых условий, необходимых для непосредственной реализации перечисленных целей-ценностей соци­альной политики в определенных формах и пространственно-времен­ных параметрах.

Общественные структуры и субъекты общественной системы, кото­рые принимают на себя и реализуют социальные обязательства, могут быть названы субъектами социальной политики или субъектами со­циальной ответственности.

Субъекты социальной ответственности могут быть представлены социальными субъектами различного вида и характера корпоративнос­ти. Всех их можно разделить на две группы: государственные субъекты социальной политики (социальное государство) и негосударственные (социальное общество). Каждая из этих групп включает в себя множе­ство конкретных субъектов социальной ответственности, непосредст­венно реализующих определенный спектр социальных обязательств в локальной области. Социальное государство объединяет в себе субъ­екты социальной ответственности, включенные в систему институтов государственной власти и управления. Негосударственные субъекты, напротив, представлены институциализированными и неинституциали-зированными субъектами социальной ответственности, не входящими в систему государственной власти и управления и осуществляющими свои социальные функции вне и независимо от государства. Так, в со­став социального государства входят государственные органы законо­дательной и исполнительной власти федерального и регионального уров­ня, органы местного самоуправления (в части исполнения государст­венных социальных обязательств), специализированные (ведомствен­ные) государственные органы управления социальной сферой и их под­ведомственные предприятия и учреждения. К негосударственным субъ­ектам социальной политики относятся предприятия и учреждения раз­личной формы собственности в части их корпоративной социальной политики, неправительственные ассоциации и общественные органи­зации (институты третьего сектора), местные сообщества, неформаль­ные структуры коллективности, семья и сети социальной поддержки.



В своей социальной активности государственные и негосударствен­ные субъекты социальной политики тесно связаны, так как имеют еди­ный объект - собственное общество в части его социальных отношений и coi (иального потенциала. В конкретном виде объект социальной по­ли гики имеет сложный и дифференцированный характер, он может вы­ступать в качестве всей совокупности граждан соответствующего сооб­щества, либо в качестве отдельных социальных групп или определен­ных категорий населения, либо в качестве отдельных категорий семей и отдельных индивидов. Объект социальной политики может быть мно­гослойным и параллельно выступать в разнообразных формах, что оп­ределяет одновременную реализацию различных способов взаимодей­ствия с ним субъектов социальной политики.

В процессе реально осуществляемой социальной политики субъект и объект социальной ответственности взаимно задают и определяют друг друга, так как содержание и характер социальных обязательств, воспро­изводящихся в обществе, детерминируются характером и содержанием актуализированных в данном обществе социальных потребностей. Связь же между субъектом и объектом социальной ответственности носит спе­цифический характер - характер политики как целенаправленной, пре­образующей деятельности, связанной с мобилизацией и использовани­ем различных видов общественных ресурсов. Следовательно, социаль­ная политика предстает как целенаправленная, преобразующая деятель­ность, связанная с воспроизводством, мобилизацией, использованием, перераспределением и развитием социальных ресурсов.

Потенциальные субъекты социальной ответственности могут при­нимать на себя и реализовывать социальные обязательства доброволь­но, то есть на основе собственного, самостоятельно принятого решения или сделанного выбора, на основе интерпретации данных обязательств в качестве собственного интереса. Кроме этого, социальные обязатель­ства могут вменяться тем или иным общественным субъектам в соот­ветствии с действующим в данном обществе законодательством или системой неправового нормативного регулирования. В этом случае реа­лизация социальных обязательств может не осознаваться субъектом в качестве собственного интереса.

Так, примерами добровольного осуществления социальных обяза­тельств может служить деятельность общественных организаций, реа­лизующих на добровольных началах программы социальной помощи. В качестве примера вмененных социальных обязательств может быть названа практика обязательных социальных отчислений, которые в со-


ответствии с действующими законами должны делать предприятия в различные социальные фонды, что напрямую и непосредственно не свя­зано с их производственными интересами (это может стать одной из причин уклонения от данных платежей или ухода в «тень»).

В зависимости от специфики и степени корпоративности субъекта социальной политики выделяются несколько уровней реализации его социальной ответственности:

индивидуальная социальная ответственность, субъектом которой выступает отдельный индивид, конкретный человек, член общества, коллектива, семьи, выполняющий ряд социальных обязательств само­стоятельно, за счет своих собственных средств и ресурсов по отноше­нию к себе либо к другим (к членам своей семьи, коллектива);

коллективная социальная ответственность, субъект которой высту­пает в виде малой или средней социальной группы, коллектива, реали­зующего посредством совместного участия своих членов социальные обязательства либо по отношению к себе (к членам данной группы, кол­лектива), либо по отношению к внешним агентам и группам лиц, при­чем данные социальные обязательства реализуются собственными уси­лиями коллектива за счет аккумулированных им ресурсов (пример -социальные обязательства, реализуемые трудовым коллективом пред­приятия по отношению к своим членам);

общественная социальная ответственность, где субъектом явля­ется все общество, реализующее социальные обязательства по отноше­нию к своим гражданам либо по отношению к представителям других обществ. В этом случае общество инициирует создание уполномочен­ных общественных структур (специализированных социальных инсти­тутов и организаций), реализующих от его (общества) имени социаль­ные обязательства, в качестве которых в первую очередь выступают институты государства и гражданского общества.

В зависимости от направленности социальной ответственности мож­но выделить следующие ее виды:

внутренняя социальная ответственность, предполагающая реали­зацию субъектом своих социальных обязательств только по отношению к себе самому (например: личная ответственность индивида за уровень своего благосостояния; социальная ответственность коллектива пред­приятия по отношению к своим членам; реализация на уровне государ­ства программ социальной помощи семьям, имеющим детей);

внешняя социальная ответственность, предполагающая реализа­цию субъектом социальной ответственности социальных обязательств


 




но отношению к другим лицам, коллективам, организациям (например: трудоспособный член семьи обеспечивает ресурсы для удовлетворения социальных потребностей нетрудоспособных членов; промышленное предприятие осуществляет шефство над социальным учреждением (дет­ским домом); развитое государство финансирует программы борьбы с бедностью более слабому государству).

Приведенные примеры показывают, что внешние и внутренние виды социальной ответственности могут реализовываться на всех ее уровнях -индивидуальном, коллективном и общественном. Данные виды соци­альной ответственности не являются взаимоисключающими и в опти­мальном варианте взаимно дополняют друг друга.

Таким образом, социальная политика как система имеет плисубъ-ектный характер. А вся совокупность социальных обязательств, воспро­изводящихся в обществе, может быть распределена между государст­венными и негосударственными субъектами различным образом.

2.2. Социальное государство

Социальное государство — понятие, характеризующее тип современ­ного государства с точки зрения его взаимоотношения с обществом. Данный тип предполагает активное вмешательство государства в соци­ально-экономические процессы с целью регулирования социальных от­ношений. 11осредством регулирования социальных отношений социаль­ное государство оказывает существенное влияние на процессы осуще-ствления социальной мобильности и формирования сбалансированной стратифицированной структуры общества. Такое влияние со стороны социальною государства простирается в сторону удержания общества it рамках уравновешенной социальной структуры, исключающей высо­кую степень социальной дифференциации, социального расслоения и социального неравенства, что обеспечивается за счет регулирования процессов распределения и перераспределения общественных ресур­сов между всеми членами общества и обеспечения высокого уровня благосостояния всех групп населения.

Человечество прошло достаточно долгий путь в своей истории до тех пор, пока собственно социальные функции государства приобрели масштабный характер и стали доминирующими. Поэтому и социальная политика как направление деятельности государства, и само социаль­ное государство - явления относительно молодые. Первые признаки того, что станет характерным для современных социальных государств, мож-


но отметить лишь в конце XIX в., когда канцлер Германии О. фон Бис­марк создал в своей стране первую общественную систему обязатель­ного социального страхования. Именно с этого периода берет начало процесс формирования собственно социального государства, то есть государства, в деятельности которого начинают выделяться и приобре­тать доминирующее значение социальные функции, связанные с регу­лированием социальных процессов и социальных отношений.

Впервые понятие «социальное государство» было введено в науч­ный оборот в середине XIX в. немецким государствоведом и экономис­том Лоренцом фон Штейном, который в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии пришел к выводу о том, что «государство обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти», так как именно в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших обездоленных классов до уров­ня богатых и сильных заключается идея государства. Государство долж­но «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием разви­тия другого, и в этом смысле мы говорим об общественном или соци­альном государстве»'.

Взгляды Штейна получили широкую поддержку и содержательное развитие среди прогрессивных ученых-экономистов и социологов Гер­мании в конце XIX - начале XX в. Их воззрения концентрировались вокруг идеи расширения традиционных функций государства и осуще­ствления широких социальных реформ, в результате которых государст­во оказалось бы способным не только на правовую защиту частной соб­ственности и стихийным образом складывающегося социального поряд­ка, но и на материальную и моральную поддержку низших классов, по­вышение их жизненного уровня, расширение их прав и свобод, интегра­цию их в государство и общество, а за счет этого предотвращение воз­можностей роста их протестного поведения, опасностей политических и социальных революций. Распространение подобных концепций заложи­ло новые для того времени традиции в понимании взаимоотношения го­сударства и рынка, государства и общества, в соответствии с которыми государство должно было активно вмешиваться в хозяйственные и соци­альные отношения с целью их регулирования и упорядочения.

1 Цит. по: Гончаров ПК. Социальное государство: сущность, мировой опыт, россий­ская модель // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 20.



Идеи социального государства утверждались и получали практичес­кую реализацию в разных странах в различное время с неодинаковой скоростью и в многообразных формах. Постепенная трансформация в сторону социализации государства в виде поэтапных серийных неболь­ших изменений привела к преобразованиям фундаментального харак­тера, затронувшим основы функционирования государства, и пересмо­тру его предназначения в обществе. Зародившись из спорадических дей­ствий и актов, разрозненных традиционных и вновь воспроизводящих­ся социальных мероприятий, социальная деятельность государства со временем приобрела систематизированный и масштабный характер и превратилась в постоянное участие государства в регулировании и раз­витии социальных явлений и процессов.

Современный арсенал социальных функций государства, уровень их организационно-правовых форм, масштабы и результаты его регулиру­ющего воздействия в обществе позволяют определять социальное го­сударство как закономерный результирующий этап глобальной соци­альной трансформации и особый тип развитого государства, берущего на себя максимальную ответственность за социальные процессы и со­циальное развитие в обществе. Занимая одно из главных мест в системе регулирования социальных отношений, социальное государство высту­пает в качестве основного субъекта социальной политики, определяя условия гармонизации отношений государственных, общественных ин­ститутов и отдельных граждан.

Основным признаком деятельности социального государства стано­вится расширение его социальных функций посредством использова­ния множества рычагов воздействия на социально-экономическую сфе­ру. В качестве основной социальной функции социальное государство призвано следить за разумным ходом саморегулирования экономики и распределением доходов между всеми категориями и слоями населения, не допуская сильных разрывов в их уровне и тем самым высокого рассло­ения общества. С помощью мер регулирующего воздействия, поддержи­вающих частную инициативу и ответственность граждан, социальное го­сударство стремится обеспечивать справедливость в сочетании частных интересов и интересов всего общества через механизмы рынка.

Основные способы государственного вмешательства в социальную
сферу концентрируются вокруг ключевых групп воздействия, в их чис­
ле следующие: ^

нормативно-правовое регулирование, направленное на создание нор­мативно-правовой базы, регламентирующей характер социальной дея-


тельности всех субъектов общественных отношений, включая регламен­ты минимальных параметров обеспеченности и качества социальных услуг, а также вменяемые государством социальные обязательства. Пра­вовое поле социальной политики не только упорядочивает реализацию различными хозяйствующими акторами социальных функций, но и со­здает институциальные основы стимулирующего пространства в соци­альной сфере;

финансовое регулирование, предполагающее использование механиз­мов субсидирования, льготного налогообложения и кредитования как сред­ства стимулирования вовлечения частного и общественного секторов в производство социальных услуг, поддержку социальных инициатив и в самостоятельное решение социальных проблем своих работников, а так­же как средства воздействия на уровень цен и доходов населения;

перераспределение доходов, осуществляемое через налогово-бюджет­ную систему и систему обязательного социального страхования, оказы­вающие прямое влияние на общий уровень социального баланса и со­циальной солидарности в обществе;

производство социальных услуг, при котором государство берет на себя активную роль в качестве производителя социально значимых услуг, фор­мирует государственный сектор в отраслевом комплексе социальной сфе­ры, где на основе государственной собственности и бюджетных ресур­сов, при прямом управленческом воздействии осуществляется деятель­ность подведомственных государству предприятий и учреждений соци­альной сферы, вступающих в конкуренцию с рыночными агентами2.

К основным институциальным механизмам государственного регу­лирования социальных отношений относятся следующие:

регулирование доходов, заработной платы, занятости и безработицы;

поддержка частной инициативы и малого предпринимательства;

системы социального страхования и социальной помощи;

системы социального и пенсионного обеспечения;

государственные системы образования, здравоохранения, культуры.

В современных условиях понятие «социальное» по отношению к государству включает в себя следующие обстоятельства:

- обязательство государства заботиться обо всех слоях населения и особенно о группах, находящихся в более слабом экономическом по­ложении;

2 См.: Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе: I Icpc-ходный период и дальнейшее развитие. М., 1997. С. 63-64.



- обязанность государства уравновешивать противоположные соци­
альные интересы и предоставлять возможность всем гражданам вести
достойную человеческую жизнь;

- обязательства и полномочия государства создавать социальный
порядок;

- влияние новых и различных форм и интересов на собственность,
включая ее перераспределение;

- обязательства индивида принимать участие в решении общих за­
дач, проблем совместной жизни3.

Можно выделить несколько основных принципов, раскрывающих сущность социального государства:

- принцип экономической свободы человека и доверия к саморегу­
лирующей роли рынка;

- принцип ответственности государства за игру рыночных сил, за
создание условий для упорядочения экономической и социальной
жизни;

- принцип социальной солидарности, которая представляет собой
особый тип взаимоотношений между различными социальными груп­
пами, индивидами, организациями и институтами, имеющими раз­
личные статусные позиции в системе общественного взаимодейст­
вия, выражающейся в их взаимозависимости, взаимоподдержке, вза­
имообеспечении и взаимопомощи и реализующейся в том числе че­
рез систему перераспределения ресурсов, а также путем наибольшей
загрузки трудоспособных для обеспечения помощи менее трудоспо­
собным;

- принцип социальной справедливости, которая является производ­
ной от равенства возможностей для реализации своего потенциала каж­
дым членом общества и выступает в качестве приближающегося к оп­
тимуму соотношения между деянием и воздаянием, трудом и вознаг­
раждением, заслугами людей и их признанием, а также в виде обеспече­
ния реального равноправия в обществе;

- принцип социальной безопасности, которая предполагает созда­
ние условий, обеспечивающих возможности для каждого члена обще­
ства реализовывать свои материальные, социальные и духовные потреб­
ности на удовлетворяющем их уровне в благоприятном социальном кли­
мате и в сочетании индивидуальных и общественных интересов;


 

- принцип доминирования социальной политики как политики, про­
водимой государством по отношению ко всему населению, над другими
видами государственной политики;

- принцип равной возможности участия каждого члена общества в
управлении государственной и общественной жизнью.

Сущностной характеристикой социального государства, принципи­ально отличающей его от всех досоциальных форм, служит высокая сте­пень социальной ответственности государства, обеспечиваемая за счет реализации перечисленных принципов. В современном обществе госу­дарство - основной актор и регулятор социальных процессов и отноше­ний. Оно занимает главное место в системе социального регулирова­ния, так как государственные органы формируют общую концепцию и основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, обеспечивают законодательную и правовую основу, реализуют широ­кий спектр социальных полномочий по отношению к своим гражданам4.

Идея социального государства, сформулированная международным сообществом для современного типа рыночного хозяйства, заключает­ся в политическом и правовом упорядочении жизни общества на прин­ципах гуманизма, в выполнении комплекса социально-защитных функ­ций, в создании условий для развития гражданского общества. Совре­менная идеология гуманизма базируется на принципах всеобщего при­знания неотъемлемых фундаментальных прав человека — права на чело­веческое достоинство, на свободное развитие личности, права на само­определение, личную и солидарную ответственность граждан за свое материальное благополучие.

Основные факторы, определяющие степень социальности госу­дарства:

- первостепенность социальных ценностей в официальной идеоло­
гии государства;

- обеспечение реальных равных прав, равных условий и гарантий
для свободного устройства каждым членом общества своей жизни, со­
провождающихся наличием личной ответственности каждого за свою
судьбу;

- наличие механизмов, обеспечивающих социальную сбалансиро­
ванность в обществе, отсутствие разрывов в социальной структуре и
поляризации в уровне и качестве жизни различных групп населения;


 


'См.: Фабрициус Ф. Права человека и европейская политика: Политико-правовое положение трудящихся в Европейском Сообществе. М., 1996. С. 53-54.


4См.: Бурждалое Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. М., 1996. С. 14.



- наличие условий для самообеспечения экономически активной
части населения и развитых систем социальной помощи слабым;

- присутствие сильных демократических политических институтов;

- наличие административных условий и правового пространства для
свободного функционирования различных субъектов хозяйствования и
субъектов социальной ответственности, их экономическая и социаль­
ная эффективность;

- обеспечение условий для развития гражданского общества и мест­
ного самоуправления;

- как результат - высокий уровень благосостояния, качества жизни
населения и развития человеческих ресурсов.

Социальное государство — особый тип развитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной безопасности и защищенности граждан посредством активной деятельности государ­ства по регулированию социальной, экономической и других сфер жиз­недеятельности общества, установлению в нем социальной справедли­вости и солидарности5.

Социальное государство представляет собой закономерный этап в развитии человеческой цивилизации и является сознательно конструи­руемым политико-правовым и социальным образованием, позволяющим обеспечить равномерное распределение общественных ресурсов, до определенной степени равнозначные стартовые условия граждан, спо­собствуя тем самым социальной стабильности и социальному согласию в обществе6.

2.3. Негосударственные субъекты социальной политики

Государство ограничено в возможностях по удовлетворению соци­альных потребностей и решению социальных проблем, воспроизводя­щихся в обществе. Поэтому его дополнением в системе социальной по­литики выступают негосударственные субъекты, которые могут функ­ционировать в различных сферах общества, обладать различным харак­тером, иметь различную степень институциализации и отличаться спо-

5 См.: Гончаров U.K. Социальное государство: сущность,..мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 27.

'См.: Торлопов В.А. Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспективы. СПб., 1999.


собами взаимодействия с объектом. Основным критерием отнесения тех или иных форм негосударственной коллективности к субъектам соци­альной политики, следует считать наличие у них способности иниции­ровать либо брать на себя конкретные социальные обязательства и са­мостоятельно обеспечивать их реализацию, то есть способности к со­циальной самоответственности. Природа негосударственных субъектов социальной политики менее устойчива и более динамична, чем природа структурных элементов социального государства, так как они в основ­ном функционируют по принципу максимальной приспособляемости к социальной среде, к совокупности тех социальных потребностей, кото­рые в ней постоянно воспроизводятся в изменяющимся режиме.

В качестве основных негосударственных субъектов социальной по­литики выделяют следующие: общественный сектор, корпоративную социальную политику, местное сообщество, семью и межсемейные сети социальной поддержки.

Общественный сектор включает в себя разнообразные негосудар­ственные организации, которые действуют на принципах самооргани­зации, независимо от государства, выполняя государствозамещающие функции, связанные с удовлетворением социальных интересов и потреб­ностей конкретных социальных групп. Экономико-правовой статус дан­ных организаций заключается в том, что, во-первых, их имущество не находится в частной, государственной или муниципальной собственно­сти, а является собственностью коллективной в ее разнообразных фор­мах; во-вторых, данные организации не преследуют в качестве основ­ной цели своей деятельности извлечение прибыли и распределение ее между участниками. Поэтому их называют неправительственными не­коммерческими организациями (НКО) или «третьим сектором». Эти понятия приняты для обозначения разнообразных институциализиро-ванных негосударственных некоммерческих инициатив социальной на­правленности. Организационно-правовой статус НКО регламентирует­ся на законодательном уровне. Спектр их организационно-правовых форм может быть представлен организациями типа общественных объ­единений, движений, партий, ассоциаций, кооперативов, партнерств, фондов, обществ и прочих.

В настоящее время общественные организации являются не только дополнительной, но и весьма действенной силой в реализации социаль­ной политики. Они выступают в качестве средства преодоления как изъ­янов рынка, так и изъянов государства в социальной сфере. НКО обла­дают способностью максимально активизировать характер деятелыюс-


 




ги своих членов в направлении самостоятельного решения возникаю­щих социальных проблем, в результате чего осуществляется процесс превращения нуждающихся из пассивных объектов, ждущих помощи извне, в активных, самостоятельных субъектов7.

Традиционными формами активности организаций «третьего секто­ра» являются: 1) социальные движения и организации, представляю­щие интересы конкретных социальных групп (молодежные, женские, детские, ветеранские движения, профсоюзные объединения); 2) инсти-туциализированные инициативы образовательной и культурной направ­ленности, связанные с развитием человеческого потенциала и предо­ставлением социальных и консультационных услуг (национально-куль­турные общества, творческие союзы, научно-образовательные, спортив­ные объединения, клубы по интересам); 3) организации, имеющие це­лью аккумуляцию финансовых ресурсов и инвестирование их в соци­альную сферу (благотворительные организации и фонды).

К числу основных функций, реализуемых институтами «третьего сек­тора» в сфере социальной политики, можно отнести: 1) функцию идеоло­гическую (способность выражать и лоббировать интересы конкретных социальных групп); 2) социозащитную функцию (способность реализо-вывать программы социальной помощи и поддержки); 3) сервисную функ­цию (способность производить и оказывать социальные услуги); 4) функ­цию развивающую (способность содействовать социализации, развитию личностного потенциала и самосовершенствованию граждан); 5) инвес­тиционную функцию (способность привлекать финансовые ресурсы в социальную сферу); 6) функцию интегративную (способность объединять граждан для решения социальных проблем, обеспечивая рост социаль­ной интеграции и социальной стабильности в обществе).

Базовыми принципами, определяющими деятельность НКО в соци­альной сфере, являются самоорганизация и самоуправление, доброволь­ность членства, добровольность и во многом безвозмездность деятель­ности (волонтерство), открытость и общедоступность, ориентация деятельности на социальный результат и социальный эффект.

Организации общественного сектора сегодня выступают в качестве высокостатусных субъектов социальной политики. Важность их соци­альной роли признается современным сообществом, по отношению к ним формируются определенные социальные ожидания, а центр тяжес-

7 См.: Пшеницша О В. Общественные организации как субъект социальной работы // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 135.


ти социальной ответственности все более смещается в их сторону со стороны социального государства.

Корпоративная социальная политика определяется тем, что в обла­сти регулирования социальных отношений современного общества пред­приятия различной формы собственности способны выступать не только в качестве самостоятельных субъектов хозяйствования в сфере рыночной экономики, но и в качестве институциализированных структур, реализу­ющих непрофильные для них социальные функции независимо от госу­дарства на принципах самоинициативы и самоответственности.

Субъектами корпоративной социальной политики выступают предпри­ятия-работодатели, а основными ее объектами являются работники соот­ветствующих предприятий, получающие возможность за счет реализа­ции работодателем социальных функций удовлетворять большую часть своих социальных потребностей в рамках собственного предприятия.

В системе социальной политики предприятиям-работодателям как субъектам социальной ответственности отводится двоякая, но ключе­вая роль. С одной стороны, они являются поставщиками ресурсов, не­обходимых для реализации государственных социальных обязательств, но с другой - в качестве независимых институтов они способны реали-зовывать дополнительно к государственным собственные пакеты соци­альных обязательств и тем самым выполнять государствозамещающие функции в социальной сфере.

Социальная политика предприятий может быть пассивного и актив­ного типа. Социальная политика пассивного типа имеет место, когда предприятие ограничивается исполнением лишь вмененных извне (за­конодательно установленных) социальных обязательств и самостоятель­но не реализует собственные социальные программы. Корпоративная социальная политика активного типа предполагает, что социальные функ­ции предприятия не ограничиваются исполнением вмененных социаль­ных обязательств, а реализуются через собственные социальные ини­циативы, пакеты социальных программ и мероприятий. Такая политика может быть ограничена лишь внутренней направленностью, когда со­циальные функции предприятия замыкаются на его работниках, а мо­жет иметь и внешний характер, когда предприятие ведет благотвори­тельную, спонсорскую деятельность, поддерживает местные социаль­ные инициативы, инвестирует в социальное развитие территории.

Наибольшим потенциалом для реализации активной социальной политики обладают крупные предприятия. Для них данная политика является не только проявлением социальной ответственности внутрен-


 



М


него и внешнего типа, но и важнейшим элементом системы корпоратив­ного управления.

Социальный потенциал малого и среднего бизнеса проявляется в том, что данный сектор экономики является сферой активной самозанятости и самодеятельности населения, областью проявления свободы эконо­мического поведения и одновременно - самостоятельной социальной активности и самоответственности граждан. В деятельности малых и средних предприятий, в отличие от крупных, социальные функции не могут быть разъединены в отдельные системы, их экономический рост детерминирует собой социальное развитие его участников, сообществ и территорий.

В целом все основные элементы корпоративной социальной поли­тики, к которым относятся занятость, нормирование, организация, оп­лата и охрана труда, социальное партнерство, социальная защита, до­ступность социальной инфраструктуры, обучение персонала, выступа­ют необходимой системой активных механизмов и задающей средой, без которых невозможно функционирование экономики любого пред­приятия и производительный труд его работников8.

Местные сообщества представляют собой локальные социальные образования, функционирование которых обусловлено действием тер­риториального (общность террито

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...